Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психолого-педагогические условия развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Работа №160396

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы69
Год сдачи2021
Стоимость1800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
28
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено эмпирическое исследование.
База исследование: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Начальная школа-детский сад № 105» (г. Нижний Тагил).
Выборка: 9 человек, из них 5 мальчика и 4 девочки, в возрасте от 6 до 7 лет.
Есть приложения.

ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 9
1.1. Развитие познавательной активности как психолого-педагогическая проблема 9
1.2. Особенности развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 17
1.3. Характеристика психолого-педагогических условий по развитию познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 25
Глава 2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 35
2.1. Описание методик и результатов диагностики уровня развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 35
2.2. Психолого-педагогический проект по развитию познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Стимульный материал для методики «Вопрошайка»
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Анкета для родителей (воспитателей) по выявлению наличия силы и устойчивости познавательного интереса (В. С. Юркевич, модификация и адаптация применительно к дошкольному возрасту Э. А. Барановой)
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Конспект занятия по развитию познавательной активности «Удивительный воздух»
ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Конспект занятия по развитию познавательной активности «Поможем Незнайке»

Актуальность темы исследования. В современном обществе о повышении качества образования встаёт задача воспитать активно-творческую и всесторонне развитую личность, формировать у ребенка самостоятельность, инициативность, познавательный интерес, научить гибко ориентироваться в постоянно меняющейся действительности, осваивать принципиально новые области и сферы деятельности. Вследствие этого, особо значимое место занимает проблема изучения и развития познавательной активности, именно познавательная активность является залогом эффективной деятельности личности.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования указана необходимость обеспечить «развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательной активности, становление сознания; развитие творческой активности и воображения» [2, c. 8].
Свой вклад в исследование познавательной активности внесли выдающиеся представители: Р. Вудвортс, У. Джеймс, Д. Дьюи, Т. Рибо изучавшие познавательную активность в рамках многофункциональной психологии; Р. Аткинсон, М. Махони, У. Найссер, Р.Шепард рассматривали познавательную активность как самостоятельную ветвь знаний; Д. Б. Годовиковой, В. В. Щетининой, Е. И. Щербаковой было рассмотрено определение познавательной активности; К. М. Егоров, С. И. Мелехина, Т. А. Яникова, И. А. Боброва раскрывали компоненты познавательной активности; С. А. Козловой были выделены условия развития познавательной активности. Несмотря на продолжительную историю вопроса, проблема развития познавательной активности остается актуальной и сегодня.
В исследованиях В. В. Голицыной, Е. И. Щербаковой четко прослеживалось то, что большая часть испытывающих трудности в обучении, являются дети с задержкой психического развития, которые по степени сформированности некоторых психических функций не соответствуют своей возрастной категории, а находятся на более ранних стадиях развития.
Анализ статистических данных на 2019 год показал, что количество детей с задержкой психического развития в России составляет 2 %. В Украине зафиксировано 4% детей рожденных с данным диагнозом. По прогнозам специалистов к 2020 году, задержка психического развития войдет в ТОП 5 заболеваний страны [50].
В зависимости от подхода к изучению детей с задержкой психического развития в разных странах их называют по-разному: «дети с трудностями в обучении», «дети с пониженной обучаемостью», «отстающие в учении», «дети со специфическими трудностями в обучении» и др. В США долгое время проблемами таких детей занимались медики, и они называли их «дети с минимальными повреждениями мозга». В Германии использовался термин «дети с нарушениями поведения», так как трудности в обучении у детей часто сопровождаются проблемами в поведении: невыполнением требований взрослых, эмоциональной неустойчивостью, срывами и др.
Характерным признаком детей с задержкой психического развития является незрелость эмоционально-волевой сферы, из-за чего они в 6 лет не способны в течение более или менее длительное время (30–35 минут) быть внимательными, сосредоточенными и сконцентрированными на какой-то деятельности [44, с. 21].
Проблема развития познавательной активности детей с задержкой психического развития представлена в исследованиях С. А. Козловой, Т. А. Куликовой, которые рассматривают вопрос о том, что результатом познавательной активности являются знание. У. В. Ульенкова, Т. В. Егорова, Т. А. Стрекалова утверждали, что для детей с задержкой психического развития характерна дефицитарность мотивационного компонента, проявляющаяся в крайней низкой познавательной активности. Однако в методическом аспекте проблема формирования познавательной активности дошкольников с задержкой психического развития представлена слабо, в частности не достаточно разработаны психолого-педагогические условия по развитию познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Актуальность исследования позволила выявить противоречие между необходимостью развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития и отдельными недостатками в методическом обеспечении данного процесса.
Проблема исследования заключается в поиске психолого-педагогических условий, стимулирующих развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Объект исследования: развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Цель исследования: выявить и теоретически обосновать психолого-педагогические условия развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Гипотеза исследования: развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития, вероятно, будет успешным, если:
― создавать проблемно-поисковые ситуации для развития инициативности, творчества в процессе деятельности;
― применять LEGO конструирование и экспериментирование для развития самостоятельности, умения решать задачи в конкретных жизненных ситуациях.
В соответствии с выдвинутой целью и гипотезой, были определены следующие задачи исследования:
1. На основе изучения и анализа психолого-педагогической литературы выявить особенности развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
2. Охарактеризовать психолого-педагогические условия развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
3. Описать методы и результаты диагностики развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
4. Разработать психолого-педагогический проект по развитию познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Методы исследования:
― теоретические: анализ психолого-педагогической и методической литературы, обобщение, сравнение;
― эмпирические: анкетирование, беседа, проектирование.
База исследования: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Начальная школа-детский сад № 105 г. Нижний Тагил. В исследовании приняли участие 9 детей старшего дошкольного возраста (5 мальчиков, 4 девочки).
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанный психолого-педагогический проект по развитию познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития, может быть использован воспитателями и педагогами-психологами в дошкольной образовательной организации.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основе изучения и анализа психолого-педагогической литературы можно сделать следующие выводы:
Познавательная активность ― это самостоятельная, инициативная деятельность ребенка, направленная на познание окружающей действительности и опирающая на необходимость решать задания, которые ставят перед ним в конкретных жизненных ситуациях.
Опираясь на определение и компоненты познавательной активности различных авторов, нами были выделены для дальнейшего рассмотрения такие компоненты как: стремление к самостоятельности, инициативы, творчества в процессе деятельности и умение решать задания в конкретных жизненных ситуациях.
Раскрыты особенности выделенных компонентов, по показателям которых дети старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития не могут самостоятельно обладать определенными жизненно необходимыми умениями и навыками (культурно-гигиеническими, навыками самообслуживания, не могут самостоятельно выстраивать простейшие умозаключения). Дети данной категории менее любознательны и не инициативны, не задают познавательных вопросов, снижен интерес к деятельности. Ребенок значительно меньше замечает объектов и свойств, действия с игрушками малоэмоциональны, бедны и стереотипны, в игре нет замысла. При выполнении заданий стараются избегать интеллектуальных усилий. Им требуется больше времени для приема и переработки сенсорной информации. Не проявляют активность в преодолении трудностей. Стремятся быстрее взяться за задание, не дослушав инструкцию. Решают задачи на интуитивном уровне.
Были охарактеризованы психолого-педагогические условия развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития: необходимо создавать проблемно-поисковые ситуации для развития инициативности, творчества в процессе деятельности; применять LEGO конструирование и экспериментирование для развития самостоятельности, умения решать задачи в конкретных жизненных ситуациях. Представленные психолого-педагогические условия носят непосредственно познавательный и деятельностный характер, взывают у ребенка интерес, стимулируют любознательность, инициативность, развивают образное и пространственное мышление, фантазию и воображение, вызывает интерес к изобретательству и творческой деятельности, учат самостоятельно планировать свою работу, дает возможность выполнить работу без посторонней помощи, получить знание об окружающем мире. Побуждает детей выдвигать гипотезы, делать выводы.
С целью изучения уровня развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития нами были использованы следующие диагностические методики: «Вопрошайка» (Ш. Б. Шумакова), «Дерево желаний» (В. С. Юркевич), анкетирования родителей (воспитателей) по выявлению наличия, силы и устойчивости познавательного интереса (В. С. Юркевич, модификация и адаптация применительно к дошкольному возрасту Э. А. Барановой).
Полученные результаты исследования свидетельствуют о том, что у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития познавательная активность находится на низком уровне развития.
Результаты диагностики по методике «Вопрошайка» (Ш. Б. Шумакова) выявлена, что 44% респондентов находится на среднем уровне развития, 56% имеют низкий уровень развития.
По методике «Дерево желаний» (В. С. Юркевич), было выявлено, что 11% имеют высокий уровень, средний уровень у 67% детей и 22% имеют низкий уровень развития познавательной активности.
Результаты анкетирования родителей (воспитателей) по выявлению наличия, силы и устойчивости познавательного интереса (В. С. Юркевич, модификация и адаптация применительно к дошкольному возрасту Э. А. Барановой) показывают, что у 67% детей познавательная потребность выражена слабо, 33% испытуемых имеют умеренную познавательную потребность.
В связи с этим мы разработали проект деятельности педагога-психолога по развитию познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития, рассчитанный на 2 месяца, и включает в себя 10 занятий.
На основании проведенного исследования можно делаем вывод, что цель выпускной работы достигнута, и гипотеза подтверждена.



1. Приказ Минобрнауки Росии «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г., № 1155. [Электронный ресурс]. ― Режим доступа: https://legalacts.ru/doc/prikaz-minobrnauki-rossii-ot-17102013-n-1155/ (дата обращения: 19.06.2020).
2. Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО). [Электронный ресурс]. ― Режим доступа: https://pravobraz.ru/federalnyj-gosudarstvennyj-obrazovatelnyj-standart-doshkolnogo-obrazovaniya/ (дата обращения: 17.06.2020).
Литература:
3. Абдрахманова, А. И. Современное состояние проблемы формирования познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / А. И. Абдрахманова // Вестник Томского государственного педагогического университета. — 2015. — № 3. — С. 38–14.
4. Азимов, Э. Г., Щукин, А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) [Текст] / Э. Г. Азимов, А. Н Щукин. — М. : Издательство ИКАР, 2009. — 448 с.
5. Бережная, Л. Н. Проблемные ситуации как средство формирования познавательных способностей старших дошкольников [Текст] / Л. Н. Брежнева // Психология и педагогика. ― 2017. ― № 52. ― С. 52–56.
6. Боброва, И. А. Развитие познавательной активности дошкольников в образовательном процессе [Текст] / И. А. Боброва. — СПб. : Питер, 2015. — 142 с.
7. Бурнышева, М. Г. Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментально-исследовательскую деятельность [Текст] / М. Г. Бурнышева // Дошкольная педагогика. — 2015. — № 3. ― С. 24–26.
8. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л. С. Выготский. — СПб. : СОЮЗ, 1997. — 93 с.
9. Ганелин, Ш. И. Обучение и воспитание дошкольника. Вопросы активности и самостоятельности в учебно-воспитатеном процессе [Текст] / И. Ш. Ганелин. — Ленинград: ЛТУ, 1982. — 250 с.
10. Годовикова, Д. Б. Общение и познавательная активность у дошкольников [Текст] / Д. Б. Годовикова // Вопросы психологии. — 1984. —№ 1. — С. 34–40.
11. Доронина, Н. Н., Чернова, О. А. Познавательная активность детей младшего школьного возраста [Текст] / Н. Н. Доронина, О. А. Чернова // Молодой ученый. — 2018. — № 4. — С. 176–178.
12. Егоров, К. М. Теоретические основы формирования познавательной активности дошкольников и школьников [Текст] / К. М. Егоров // Вестник Поморского университета. — 2017. — № 8. — С. 173–176.
13. Зевакина, Н. Н., Воротягина, И. Г., Оквтова, Т. Н., Кулешова, Н. М. LEGO-конструирование — средство поддержки инициативы и самостоятельности дошкольников [Текст] / Н. Н. Зевакина, И. Г. Воротягина // Педагогическое мастерство. — Казань: Молодой ученый, 2019. — С. 16–17.
14. Зинченко, В. П., Мещеряков, Б. Г.Большой психологический словарь [Текст] / В. П. Зинченко, Б. Г. Мещеряков. ― СПб. : Аспект-пресс, 2008. ― 857 с.
15. Иванова, А. И. Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду [Текст] / А. И. Иванова. — М. : ТЦ Сфера, 2010. — 224 с.
16. Ипполитова, Н, Стерхова, Н. Анализ понятия «педагогические условия»: сущность, классификация [Текст] / Н. Ипполитова, Н. Стерхова // General and Professional Education. — 2012. —№ 1.― С. 8–14.
17. Ишмакова, М. С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС [Текст] / М. С. Ишмакова. — М. : ИПЦ Маска, 2013. — 100 с.
18. Каленикова, Т. Г., Борисевич, А. Р. Словарь психолого-педагогических понятий [Текст] / Т. Г. Каленикова, А. Р. Борисечив // Справочное пособие для студентов. ― Минск: БГТУ, 2017. ― 68 с.
19. Клопотова, Е. Е., Самкова, И. А. Возрастные особенности развития познавательной активности в дошкольном возрасте [Текст] / Е. Е. Клопотова, И. А. Самкова // Психологическая наука и образование. — 2017. — № 2. — С. 25–37.
20. Козлова, С. А., Куликова, Т. А. Познавательная активность дошкольников [Текст] / С. А Козлова, Т .А. Куликова // Учеб. пособ. для студентов 2-е издание. ― М. : Издательский центр «Академия», 2008. ― 416 с.
21. Коротаева, Е. В., Нефедова, А. Н. Развитие когнитивной активности у старших дошкольников [Текст] / Е. В. Коротаева, А. Н. Нефедова // Педагогическое образование в России, 2017. ― С. 176–180.
22. Кудрявая, Н. В. О народном образовании Л.Н.Тостого [Текст] / Н. В. Кудрявая // пед. соч. ― М. :ГЭОТАР- Медиа, 2015. ― С. 105–120.
23. Куликовская, И. Э., Совгир, Н. Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст с задержкой психического развития [Текст] / И. Э. Куликовская, Н. Н. Совгир. — М. : Педагогическое общество России, 2013. — 79 с.
24. Лебединская, К. С. Актуальные проблемы диагностики ЗПР [Текст] / К. С. Лебединская, В. В. Лебединский. ― М.: Педагогика, 1982. — 128 с.
25. Леонтьев, А. Н. Актуальные проблемы развития жизни ребенка [Текст] / А. Н. Леонтьев // Вопросы детской психологии (дошкольный возраст) ― М. : 1948 ―№ 14― С. 3–9.
26. Лисина, М. И. Развитие познавательной активности в ходе общения со взрослыми и сверстниками [Текст] / М. И. Лисина. — М.: Просвещение,1982 — С. 18–35.
27. Маловичко, Д. А. Познавательная активность как компонент творческого саморазвития дошкольника [Текст] / Д. А. Маловичко // Вестник Адыгейского государственного университета. — 2015. — № 1. — С. 57–75.
28. Матюшкин, А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. [Текст] / А.М. Матюшкин. ― М . : Педагогика, 2018. ― 392 c.
29. Махмутов, М. И. Проблемное обучение. [Текст] / М. И. Махмутов // Основные вопросы теории. ― М. : Педагогика, 2018. ― С. 246–258.
30. Мелехина, С. И. Развитие познавательной активности школьников в процессе учебной проектной деятельности [Текст] / С. И. Мелехина. — Ярославль, 2017. — 23 с.
31. Мещеряков, Б. Г., Зинченко, В. П. Большой психологический словарь [Текст] / Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. — СПб. : Питер, 2015. — 875 с.
32. Никонова, В. Е. Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста [Текст] / В. Е. Никонова // Научное сообщество студентов XXI столетия, 2016. ― № 11(48) ― С. 117–122.
33. Носкова, Т. А. Ретроспективный педагогический анализ различных подходов к понятию самостоятельности учащихся в обучении. [Текст] / А. Т. Носкова. — СПб. : Человек и образование, 2015. — № 4. — С. 38–45.
34. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений [Текст] / Н. Ю. Шеведова, 4-е изд., доп. — М. : АТЕМП, 2006. — 938 с.
35. Парамонова, Л. А. Конструирование как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. [Текст] / Л. А. Перамонова. — М. : Академия, 2015. — 80 с.
36. Печора, К. Развитие интеллектуальной активности детей раннего возраста [Текст] / К. Печора // Дошкольное воспитание: ежемесячный научно-методический журнал. ― 2016. ― №6. ― С. 76–79.
37. Поддубная, Н. Г. Своеобразие процессов непроизвольной памяти у детей с задержкой психического развития [Текст] / Н. Г. Поддубная // Дефектология. ― 2016.― № 4. ― С. 31–36.
38. Поддьяков, Н. Н. Особенности деятельности экспериментирования у дошкольников с новыми объектами разной сложности [Текст] / Н. Н. Поддьяков. — М. Академия, 1997. — 24 с.
39. Стрекалова, Т. А. Формирование логического мышления у дошкольников с задержкой психического развития [Текст] / Т. А. Стрекалова // Дефектология.― 2017.― № 1.― С. 157–166.
40. Сулейманова, А. Н. Средства развития познавательной активности детей дошкольного возраста [Текст] / А. Н. Сулейманова // Международный студенческий вестник. — 2018. — 8 с.
41. Теплова, И. С. Формирование познавательной активности у дошкольников с ЗПР на занятиях по окружающему миру [Текст] / И. С. Теплова // Вопросы дошкольной педагогики. — 2015. — № 1. — С. 37–46.
42. Ульенкова, У. В. Шестилетние дети с задержкой психического развития [Текст] / У. В. Ульенкова. — М: Педагогика, 2011. — 397 с.
43. Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания: Опыт педагогической антропологии [Текст] / К. Д. Ушинский. — М. : Гранд - Фаир, 2014 — 676 с.
44. Фадина, Г. В. Диагностика и коррекция задержки психического развития детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Г. В. Фадина. — Николаев, 2004. — 68 с.
45. Фешина Е. В. Лего конструирование в детском саду: Пособие для педагогов [Текст] / Е. В. Фешина. — М. : Сфера, 2016. — 243 с.
46. Щербакова, Е. И. Активизация познавательной деятельности [Текст] / Е. И. Щербакова // Дошкольное воспитание. — М. : Педагогика, 2017. —72 с.
47. Щетинина, В. В. Проблемы развития познавательной активности в современных исследованиях [Текст] / В. В. Щетинина // Проблемы дошкольного образования на современном этапе. — Ульяновск: Издатель Качалин, 2017. — № 11. — С. 32–35.
48. Щуненкова, Т. А., Филиппова, С. А. Развитие творческого воображения детей с задержкой психического развития в изобразительной деятельности [Текст] / Т. А. Щуненкова // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого. —2015. —№ 3. — С. 53–156.
49. Яникова, Т. А. Развитие познавательной активности учащихся [Текст] / Т. А. Яникова // Современные проблемы науки и образования, 2016. — № 5. — С. 1–7.
Источники из интернета:
50. ЗПР и умственная отсталость: отличительные черты и статистика [Электронный ресурс]. ― Режим доступа: https://autizmy-net.ru/zpr-i-umstvennaya-otstalost/ (дата обращения: 15.06.2020).
51. Философский энциклопедический словарь [Электронный ресурс]. ― Режим доступа: https://runivers.ru/lib/book6207/140184/ (дата обращения: 01.06.2020).
52. Чижик Е. П. Развитие любознательности и инициативности у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития [Электронный ресурс]. ― Режим доступа: http://chgard26.tgl.net.ru/dlya-pedagogov/543-statya-razvitie-lyuboznatelnosti-i-initsiativnosti-u-detej-doshkolnogo-vozrasta-s-zaderzhkoj-psikhicheskogo-razvitiya (дата обращения: 10.06.2020).

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ