Педагогическая поддержка как направление деятельности классного руководителя
|
Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: МБОУ СОШ № 2 г. Амурска.
Выборка: 22 учащихся 2 «А» класса в количестве человек в возрасте 7-8 лет.
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы проблемы педагогической поддержки как направления деятельности классного руководителя 6
1.1 Сущностные характеристики понятия педагогической поддержки 6
1.2 Характеристика направлений деятельности классного руководителя общеобразовательной организации 14
1.3. Особенности педагогической поддержки как направления деятельности классного руководителя 18
Глава 2. Эмпирическое исследование проблемы педагогической поддержки как направления деятельности классного руководителя 26
2.1 Организация и методики исследования 26
2.2. Анализ и интерпретация полученных результатов 28
2.3. Рекомендации для классных руководителей по педагогической поддержке тревожных детей младшего школьного возраста 33
Заключение 37
Библиографический список 39
База исследования: МБОУ СОШ № 2 г. Амурска.
Выборка: 22 учащихся 2 «А» класса в количестве человек в возрасте 7-8 лет.
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы проблемы педагогической поддержки как направления деятельности классного руководителя 6
1.1 Сущностные характеристики понятия педагогической поддержки 6
1.2 Характеристика направлений деятельности классного руководителя общеобразовательной организации 14
1.3. Особенности педагогической поддержки как направления деятельности классного руководителя 18
Глава 2. Эмпирическое исследование проблемы педагогической поддержки как направления деятельности классного руководителя 26
2.1 Организация и методики исследования 26
2.2. Анализ и интерпретация полученных результатов 28
2.3. Рекомендации для классных руководителей по педагогической поддержке тревожных детей младшего школьного возраста 33
Заключение 37
Библиографический список 39
На современном этапе развития российского общества, ситуации во внешней политике, подверженности идеологическим атакам семейных, гражданских, культурных, религиозных, политических ценностей со стороны запада, воспитание подрастающего поколения российских школьников, как самостоятельных личностей становится приоритетной задачей.
Одним из важных направлений в воспитании современных школьников и в обеспечении качества образования в общеобразовательных организациях является деятельность классного руководителя. Современная система образования предъявляет новые требования к уровню профессиональной компетентности педагогических работников, выполняющих функции классного руководства в общеобразовательных организациях. В связи с этим изучение направлений деятельности классного руководителя является одной из наиболее актуальных для воспитательной работы в школе и сложных проблем в теории и практике современной педагогики.
Одним из направлений деятельности классного руководителя является педагогическая поддержка.
Понятие «педагогическая поддержка» в российскую педагогику ввел О.С. Газман. Он рассматривал педагогическую поддержку, как создание для ребенка условий для безопасного и свободного развития в сочетании с помощью в раскрытии собственных способностей, самореализации, самоопределении, саморазвитии.
Педагогическая поддержка являлась темой исследования многих авторов, таких как М.Ю. Григорьева [9], О.Е. Мачкарина , Н.В. Останина , Е.А. Соколова и др.
Так, Н.В. Останина, О.Е. Мачкарина рассматривают педагогическую поддержку, как создание условий для обучающего при которых возможно самостоятельное преодоление трудностей и оказание помощи в их преодолении.
Можно сказать, что педагогическая поддержка в современной теории и практике рассматривается как самостоятельная профессиональная деятельность по созданию условий для саморазвития ребенка в процессе становления его субъектом жизнедеятельности.
Особенно важной в этом отношении является деятельность классного руководителя, которая заключается в оказании помощи в преодолении проблем, в поддержке ребенка в отношениях с товарищами, с родителями, с педагогами, в обретении себя (самоопределение и самореализация).
Вышесказанное определило актуальность темы данного исследования.
Объект исследования: педагогическая поддержка.
Предмет исследования: педагогическая поддержка как направление деятельности классного руководителя.
Цель исследования заключается в выявлении и экспериментальной проверке организационно-педагогических условий педагогической поддержки как направления деятельности классного руководителя.
В качестве гипотезы исследования было выдвинуто предположение о том, что целенаправленная работа по организации педагогической поддержки классным руководителем позволит снизить уровень тревожности младших школьников.
Задачи исследования:
1) рассмотреть сущностные характеристики понятия педагогической поддержки;
2) охарактеризовать направления деятельности классного руководителя общеобразовательной организации;
3) определить особенности педагогической поддержки как направления деятельности классного руководителя;
4) провести эмпирическое исследование проблемы педагогической поддержки как направления деятельности классного руководителя.
Методы исследования: теоретический анализ литературы, беседа, наблюдение, тестирование, изучение педагогического опыта.
Теоретико-методологическую базу исследования составляют научные труды посвященные:
- общему пониманию феномена «педагогическая поддержка» (Т.В. Анохина, В.П. Бедерханова, О.С. Газман, Л.В. Корнева, Т.С. Купавцев, Н.Н. Михайлова, В.А. Сластенин, С.М. Юсфин и др.);
- направлениям работы классного руководителя (Е.В. Бондаревская, О.А. Веденеева, И.А. Зимняя, И.Ф. Исаев, Н.Е. Щуркова и др.).
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что: актуализирована теоретическая база педагогической поддержки как направления деятельности классного руководителя.
Практическая значимость исследования заключается в том, что были разработаны практические рекомендации для учителей начальных классов по реализации педагогической поддержки тревожных детей младшего школьного возраста как направления деятельности классного руководителя.
База исследования: МБОУ СОШ №3 г.Амурска.
Структура работы: введение, две главы, заключение, библиографический список и приложение.
Одним из важных направлений в воспитании современных школьников и в обеспечении качества образования в общеобразовательных организациях является деятельность классного руководителя. Современная система образования предъявляет новые требования к уровню профессиональной компетентности педагогических работников, выполняющих функции классного руководства в общеобразовательных организациях. В связи с этим изучение направлений деятельности классного руководителя является одной из наиболее актуальных для воспитательной работы в школе и сложных проблем в теории и практике современной педагогики.
Одним из направлений деятельности классного руководителя является педагогическая поддержка.
Понятие «педагогическая поддержка» в российскую педагогику ввел О.С. Газман. Он рассматривал педагогическую поддержку, как создание для ребенка условий для безопасного и свободного развития в сочетании с помощью в раскрытии собственных способностей, самореализации, самоопределении, саморазвитии.
Педагогическая поддержка являлась темой исследования многих авторов, таких как М.Ю. Григорьева [9], О.Е. Мачкарина , Н.В. Останина , Е.А. Соколова и др.
Так, Н.В. Останина, О.Е. Мачкарина рассматривают педагогическую поддержку, как создание условий для обучающего при которых возможно самостоятельное преодоление трудностей и оказание помощи в их преодолении.
Можно сказать, что педагогическая поддержка в современной теории и практике рассматривается как самостоятельная профессиональная деятельность по созданию условий для саморазвития ребенка в процессе становления его субъектом жизнедеятельности.
Особенно важной в этом отношении является деятельность классного руководителя, которая заключается в оказании помощи в преодолении проблем, в поддержке ребенка в отношениях с товарищами, с родителями, с педагогами, в обретении себя (самоопределение и самореализация).
Вышесказанное определило актуальность темы данного исследования.
Объект исследования: педагогическая поддержка.
Предмет исследования: педагогическая поддержка как направление деятельности классного руководителя.
Цель исследования заключается в выявлении и экспериментальной проверке организационно-педагогических условий педагогической поддержки как направления деятельности классного руководителя.
В качестве гипотезы исследования было выдвинуто предположение о том, что целенаправленная работа по организации педагогической поддержки классным руководителем позволит снизить уровень тревожности младших школьников.
Задачи исследования:
1) рассмотреть сущностные характеристики понятия педагогической поддержки;
2) охарактеризовать направления деятельности классного руководителя общеобразовательной организации;
3) определить особенности педагогической поддержки как направления деятельности классного руководителя;
4) провести эмпирическое исследование проблемы педагогической поддержки как направления деятельности классного руководителя.
Методы исследования: теоретический анализ литературы, беседа, наблюдение, тестирование, изучение педагогического опыта.
Теоретико-методологическую базу исследования составляют научные труды посвященные:
- общему пониманию феномена «педагогическая поддержка» (Т.В. Анохина, В.П. Бедерханова, О.С. Газман, Л.В. Корнева, Т.С. Купавцев, Н.Н. Михайлова, В.А. Сластенин, С.М. Юсфин и др.);
- направлениям работы классного руководителя (Е.В. Бондаревская, О.А. Веденеева, И.А. Зимняя, И.Ф. Исаев, Н.Е. Щуркова и др.).
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что: актуализирована теоретическая база педагогической поддержки как направления деятельности классного руководителя.
Практическая значимость исследования заключается в том, что были разработаны практические рекомендации для учителей начальных классов по реализации педагогической поддержки тревожных детей младшего школьного возраста как направления деятельности классного руководителя.
База исследования: МБОУ СОШ №3 г.Амурска.
Структура работы: введение, две главы, заключение, библиографический список и приложение.
В ходе решения задач курсового исследования мы пришли к следующим выводам.
1. Педагогическая поддержка – это направление в педагогической теории и практике, которое ставит своей целью оказание помощи в решении ребенком его индивидуальных образовательных и жизненных проблем, в следствие чего – развитие его личности. Основной фокус поддержки не на процессе взаимодействия с учеником, а на решении конкретных проблем, с которыми он сталкивается в процессе обучения, социализации и других аспектах своей жизни.
2. Классное руководство – целенаправленная, системная, планируемая деятельность, строящаяся на основе программы воспитания как части ООП образовательной организации, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностно-ориентированного подхода с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом школы, и ситуации в классном коллективе, межэтнических, межконфессиональных отношений. Классный руководитель также принимает во внимание уровень воспитанности обучающихся, социальные и материальные условия их жизни, специфику семейных обстоятельств.
3. К этапам деятельности классного руководителя в целях помощи детям в решении проблем относятся: диагностический, поисковый, договорный, деятельностный, рефлексивный. Педагогическая поддержка может и часто использует средства обучения и воспитания (если необходимо воспользоваться какими-то знаниями, соотнестись с какими-то примерами и т.п.), но характер ее деятельности принципиально развивающий, форма отношений с ребенком – договорная, а результат – выбор ребенком того пути, который он считает правильным и который готов пройти, беря на себя ответственность. Поэтому основными принципами педагогической поддержки являются: согласие ребенка на помощь; опора на собственные силы и потенциальные возможности личности; вера в эти возможности; ориентация на способности ребенка самостоятельно преодолевать трудности; совместность, сотрудничество, содействие; конфиденциальность; доброжелательность; безопасность, защита здоровья, прав, человеческого достоинства; реализация принципа «не навреди»; рефлексивный, аналитический подход к процессу и результату.
4. С целью сбора данных о содержании педагогической поддержки тревожных детей младшего школьного возраста был проведен анализ документации специалистов и беседа с ними. Выявлено, что данная работа не планировалась, тревожность у младших школьников не выявлялась, и соответственно педагогическая поддержка тревожным детям не оказывалась.
Исследование тревожности младших школьников показало, что соответственно уровень тревожности младших соответственно школьников находится на среднем уровне. В то же время, в отдельных соответственно случаях, примерно у 15% детей наблюдаются признаки соответственно наличия высокого уровня тревожности. Младшие школьники в большей степени испытывают страх ситуации проверки знаний, они имеют проблемы и страхи в отношениях с учителями. Мнения других в оценке своих результатов для них очень важно, отсюда и страх не соответствовать ожиданиям окружающих. Тревожность детей младшего школьного возраста преимущественно связана с неудачей в общении, особенно в ситуациях, моделирующих отношение: «ребенок-взрослый».
Для решения выявленных проблем были разработаны рекомендации для классных руководителей по педагогической поддержке тревожных детей младшего школьного возраста.
Таким образом, цели и задачи работы были достигнуты, выдвинутая гипотеза подтверждена.
1. Педагогическая поддержка – это направление в педагогической теории и практике, которое ставит своей целью оказание помощи в решении ребенком его индивидуальных образовательных и жизненных проблем, в следствие чего – развитие его личности. Основной фокус поддержки не на процессе взаимодействия с учеником, а на решении конкретных проблем, с которыми он сталкивается в процессе обучения, социализации и других аспектах своей жизни.
2. Классное руководство – целенаправленная, системная, планируемая деятельность, строящаяся на основе программы воспитания как части ООП образовательной организации, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностно-ориентированного подхода с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом школы, и ситуации в классном коллективе, межэтнических, межконфессиональных отношений. Классный руководитель также принимает во внимание уровень воспитанности обучающихся, социальные и материальные условия их жизни, специфику семейных обстоятельств.
3. К этапам деятельности классного руководителя в целях помощи детям в решении проблем относятся: диагностический, поисковый, договорный, деятельностный, рефлексивный. Педагогическая поддержка может и часто использует средства обучения и воспитания (если необходимо воспользоваться какими-то знаниями, соотнестись с какими-то примерами и т.п.), но характер ее деятельности принципиально развивающий, форма отношений с ребенком – договорная, а результат – выбор ребенком того пути, который он считает правильным и который готов пройти, беря на себя ответственность. Поэтому основными принципами педагогической поддержки являются: согласие ребенка на помощь; опора на собственные силы и потенциальные возможности личности; вера в эти возможности; ориентация на способности ребенка самостоятельно преодолевать трудности; совместность, сотрудничество, содействие; конфиденциальность; доброжелательность; безопасность, защита здоровья, прав, человеческого достоинства; реализация принципа «не навреди»; рефлексивный, аналитический подход к процессу и результату.
4. С целью сбора данных о содержании педагогической поддержки тревожных детей младшего школьного возраста был проведен анализ документации специалистов и беседа с ними. Выявлено, что данная работа не планировалась, тревожность у младших школьников не выявлялась, и соответственно педагогическая поддержка тревожным детям не оказывалась.
Исследование тревожности младших школьников показало, что соответственно уровень тревожности младших соответственно школьников находится на среднем уровне. В то же время, в отдельных соответственно случаях, примерно у 15% детей наблюдаются признаки соответственно наличия высокого уровня тревожности. Младшие школьники в большей степени испытывают страх ситуации проверки знаний, они имеют проблемы и страхи в отношениях с учителями. Мнения других в оценке своих результатов для них очень важно, отсюда и страх не соответствовать ожиданиям окружающих. Тревожность детей младшего школьного возраста преимущественно связана с неудачей в общении, особенно в ситуациях, моделирующих отношение: «ребенок-взрослый».
Для решения выявленных проблем были разработаны рекомендации для классных руководителей по педагогической поддержке тревожных детей младшего школьного возраста.
Таким образом, цели и задачи работы были достигнуты, выдвинутая гипотеза подтверждена.
Подобные работы
- ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ
У СТАРШЕКЛАССНИКОВ КАК НАПРАВЛЕНИЕ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
В УСЛОВИЯХ ЦЕЛОСТНОГО УЧЕБНО-
ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2003 - ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ КАК НАПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В УСЛОВИЯХ ЦЕЛОСТНОГО УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2003 - Взаимодействие классного руководителя с семьей младшего школьника в общеобразовательной организации
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Воспитание нравственных ценностей у старшеклассников как направление деятельности классного руководителя в условиях целостного учебно-воспитательного процесса
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2003 - Педагогическая поддержка социальной деятельности детско-юношеской организации
Магистерская диссертация, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 5650 р. Год сдачи: 2020 - ВЛИЯНИЕ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ НА СКЛОННОСТЬ К МАНИПУЛЯТИВНОМУ ПОВЕДЕНИЮ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Организация педагогической поддержки при обучении английскому языку в условиях реализации ФГОС
Бакалаврская работа, английский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2018 - Специфика деятельности классного руководителя в сельской школе (Кемеровский государственный университет)
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2025 - ОПЫТ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ КАК ПРЕДМЕТ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019



