Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: ГБОУ СОШ № 256 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга.
Выборка: 55 учащихся.
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ И МОТИВАЦИИ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 9
1.1 Анализ основных направлений исследования жизненных ориентаций младших школьников в психологии 9
1.2 Структурные и содержательные элементы мотивации обучения младших школьников 19
1.3 Психологическая характеристика личности младших школьников 27
Выводы по главе 1 34
ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИЯ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ЖИЗНЕННЫХ ОРИЕТАЦИЙ И МОТИВАЦИИ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 36
2.1 Организация эмпирического исследования 36
2.2 Методики эмпирического исследования 38
ГЛАВА 3 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ И МОТИВАЦИИ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 41
3.1 Результаты эмпирического исследования 41
3.2 Анализ взаимосвязи между жизненными ориентациями и уровнем мотивации обучения в младшем школьном возрасте 49
3.2.1 Взаимосвязь между субъектно-объектными ориентациями и уровнем школьной мотивации 50
3.2.2 Взаимосвязь между субъектно-объектными ориентациями и мотивацией обучения 51
3.2.3 Взаимосвязь между нравственными представлениями и уровнем школьной мотивации 54
3.2.4 Взаимосвязь между нравственными представлениями и мотивацией обучения 55
3.3 Паспорт проекта повышения уровня обучения, посредством формирования жизненных ориентаций и повышения мотивации обучения младших школьников 57
3.4 Обсуждение результатов эмпирического исследования 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 76
Актуальность исследования. Современное общество имеет уникальную систему ценностных и жизненных ориентаций, в которых можно видеть отражение самобытной культуры страны. Исследование ценностных и жизненных ориентаций актуально, поскольку отмечается размытость ценностных структур, исчезновение социальных норм.
В концепции духовно-нравственного развития [2] подчеркнута актуальность исследуемой нами проблемы. В концепции написано, что ценности неотъемлемый фактор развития общества, как и экономический, политический факторы. Именно система ценностных и нравственных ориентиров служит основой нашей повседневной жизни.
Проблема формирования ценностных ориентаций изучалась и изучается учеными различных областей: отечественными философами и социологами (А. Г. Здравомыслов, В. А. Ядов и др.); психологами и педагогами (В. Н. Мясищев, С. Л. Рубинштейн, Д. А. Леонтьев, М. А. Щукина, Н. А. Асташова и др.).
Перечисленные ученые в своих работах обосновали тезис о том, что ценные ориентации составляют ядро личности, обличают уровень ее развития.
Несмотря на многоаспектность исследования проблемы, теоретические представления о ценностных ориентациях являются многозначными в силу того, что явились объектом изучения разных дисциплин и остаются очень расплывчатыми для представления.
Жизненные ориентации являются более широким понятием и включают широкий спектр ценностных, смысложизненных и других ориентаций. Жизненные ориентации складываются стихийно, что неблагоприятно влияет на новое поколение. Современные младшие школьники испытывают огромные трудности при формировании ценностных ориентаций, в том числе у них отсутствует набор базовых ценностей, что противоречит запросу от государства.
В системе ценностей младших школьников, по заказу государства, должна быть реализована и такая часть иерархической структуры ценностей, как школа, учебная деятельность. Для эффективной учебной деятельности необходимо сформировать мотивацию к обучению.
Большой вклад в разработку проблемы мотивации младших школьников внесли ученые А. Н. Леонтьев, Г. И. Щукина, М. В. Матюхина, А. К. Маркова и др. Результаты их исследований показали, что младший школьный возраст имеет большие резервы для формирования мотивации к обучению.
Однако работающие учителя все время находятся в поиске путей повышения мотивации к учебной деятельности своих учащихся.
Все это обусловило актуальность темы.
Важно отметить, что малое количество работ, имеющих отношение к формированию жизненных ориентаций, затрагивает начальную ступень образования, большинство посвящено подростковому периоду, а также недостаточную разработанность проблемы формирования положительной мотивации к обучению у младших школьников. Это обусловливает выбор темы исследования.
Актуальность темы исследования позволяет сформулировать проблему исследования: как соотносятся жизненные ориентации и мотивация обучения младших школьников.
Объект исследования: младшие школьники.
Предмет исследования: жизненные ориентации и мотивация обучения, а также их взаимосвязь, у младших школьников.
Цель исследования: выявить особенности взаимосвязи жизненных ориентаций и мотивации обучения младших школьников.
Гипотезы исследования:
Жизненные ориентации и мотивация к обучению различны у младших школьников на разных этапах обучения.
Жизненные ориентации и мотивация к обучению различны у мальчиков и девочек.
Существует взаимосвязь жизненных ориентаций и мотивации к обучению у младших школьников.
Для достижения цели и гипотез исследования и решения сформулированной проблемы мы ставим перед собой следующие задачи:
1. Проанализировать имеющуюся психолого-педагогическую литературу по выбранной теме.
2. Выявить уровень школьной мотивации младших школьников и их жизненные ориентации, а также их взаимосвязь.
3. Разработать комплекс уроков, направленный на формирование мотивационно-ценностного отношения к учебной деятельности у младших школьников.
4. Проанализировать влияние комплекса уроков на жизненные ориентации и мотивацию младших школьников.
Теоретико − методологические основания исследования:
- теории развития мотивации и мотивации обучения (М. В. Антонова, Р. Ф. Гараева, Л. А. Дубровина, К. Ю. Жукова).
- теоретические положения формирования ценностных ориентаций в младшем школьном возрасте (К. Ю. Жукова, Е. А. Лаврова, Ю. К. Полтавец, Е. А. Рождественский)
- психология жизненных ориентаций (Е. Ю. Коржова)
Методы исследования:
- теоретические (анализ научной психологической литературы, направленный на осмысление существа изучаемых явлений; синтез, обобщение, сравнение, систематизация полученных данных);
- эмпирические (метод сбора эмпирических данных), методы обработки информации.
Методики исследования:
Модификация опросника субъект-объектных ориентаций в младшем школьном возрасте, автор Е. Ю. Коржова [27];
Методика «Что такое хорошо и что такое плохо», адаптированная автором Н. В. Кулешовой [28];
Анкета «Оценка уровня школьной мотивации», автор Н. Г. Лусканова [31];
Методика «Изучение мотивации обучения у младших школьников», автор М. Р. Гинзбург [16].
Интерпретационные - описательные методы исследования представлены количественным и качественным анализом полученных результатов. Статический анализ: достоверность различий между группами: непараметрический U- критерий Манна - Уитни; установление взаимосвязи: корреляционный анализ (r Спирмена).
База экспериментального исследования: ГБОУ СОШ № 256 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга.
Новизна работы состоит в выявлении взаимосвязи жизненных ориентаций и мотивации обучения младших школьников, а также в разработке комплекса уроков, который позволит эффективно формировать мотивационно-ценностное отношение младших школьников к учебной деятельности.
Теоретическая значимость заключается в уточнении понятия «жизненные ориентации» в их взаимосвязи с мотивацией обучения относительно младшего школьного возраста, а также сущности школьной мотивации, в углублении знаний о мотивационной сфере младших школьников.
Практическая значимость состоит в разработке теоретически обоснованного комплекса уроков, направленного на формирование мотивационно-ценностного отношения к учебной деятельности у младших школьников.
Достоверность и обоснованность результатов исследования: обеспечивается соответствующей его цели и задачам методологической и теоретической базой, включающей в себя диагностики изучения взаимосвязи жизненных ориентаций и мотивации обучения младших школьников.
Структура и объем. Работа содержит введение, три главы, выводы, библиографический список, приложения.
Сегодня изучение жизненных ориентаций и мотивации обучения младших школьников становится все более актуальной и насущной научной проблемой. Для современного школьника жизненные ориентации и высокий уровень мотивации является уровнем показателя успешности в образовательном процессе, поэтому так важно сегодня обращать внимание на исследование данных компонентов.
Недостаточно исследованными остаются многие аспекты проблемы формирования жизненных ориентаций и повышения уровня мотивации обучения младших школьников, в частности, вопрос специфики в призме психолого-педагогических характеристик.
В рамках эмпирического исследования была поставлена цель: выявить особенности взаимосвязи жизненных ориентаций и мотивации обучения младших школьников.
Для достижения цели были решены следующие задачи: проанализировать имеющуюся психолого-педагогическую литературу по выбранной теме; выявить уровень школьной мотивации младших школьников и их жизненные ориентации, а также их взаимосвязь; разработать комплекс уроков, направленный на формирование мотивационно-ценностного отношения к учебной деятельности у младших школьников; проанализировать влияние комплекса уроков на жизненные ориентации и мотивацию младших школьников.
Решение задач научного исследования позволило прийти нам к следующим выводам.
Младший школьник, придерживаясь собственных стратегий, формирует свое отношение к жизни, ценностям и окружающему миру. При поддержке взрослого жизненные ориентации формируются в положительном русле. Система жизненных ориентаций формируется за счет социально-экономического статуса, жизненного опыта, поддержки ребенка взрослым окружением, осознанного отношения к жизни, умения анализировать собственные результаты, уровня мотивации.
Мотивами мотивации обучения в младшем школьном возрасте являются: цели, установки, чувство долга и многое другое. Формирование мотивации обучения в младшем школьном возрасте влияет на интеллектуальное, эмоциональное и коммуникативное развитие в дальнейшей жизни.
Младший школьный возраст является основополагающим для развития личности ребенка, его дальнейшей успешной социализации. В младшем школьном возрасте дети активно учатся выстраивать взаимодействие с другими людьми. Коммуникативные навыки, приобретенные и сформированные в младшем школьном возрасте, будут являться фундаментом для успешной дальнейшей жизни человека.
Согласно плану эмпирического исследования была сформулирована гипотеза для дальнейшей диагностики и интерпретации результатов. Были собраны согласия родителей для диагностики детей, не достигших совершеннолетнего возраста. Так же при организации эмпирического исследования была проведена беседа с социальным педагогом образовательного учреждения, классным руководителем и психологом для составления общей характеристики классов. Индивидуальные характеристики детей изучались под руководством психолога и социального педагога.
Согласно цели и гипотезам эмпирического исследования был подобран банк валидных методик позволяющие изучить уровень формирования жизненных ситуаций и уровень мотивации обучения детей младшего школьного возраста. Все методики имеют бальную систему. Для подтверждения полученных результатов в качестве статистического анализа выбраны критерии: непараметрический U−критерий Манна − Уитни (достоверность выявленных различий), корреляционный анализ r Спирмена (установление взаимосвязи между результатами диагностики).
Согласно проведенной диагностике было выявлено, что большинство младших школьников во втором и четвёртом классе имеют субъектные ориентации по отношению к познавательной деятельности. У учащихся второго и четвёртого класса преобладает высокий уровень нравственных ценностей и познавательных мотивов. Выявлен повышенный, низкий и средний уровень школьной мотивации. У всех учащихся преобладает позиционный мотив. С помощью корреляционного анализа были выявлены взаимосвязи между следующими параметрами:
− положительная связь между подвижностью и уровнем школьной мотивации;
− отрицательная взаимосвязь между активное преодоление и социальный мотив;
− положительная связь между подвижность и учебный мотив;
− отрицательная связь между идеалистичность и внешний мотив;
− положительная взаимосвязь между нравственными представлениями и учебным мотивом.
В целом полученные результаты частично подтверждают гипотезы.
Школьники, у которых не сформированы жизненные ценности, имеют пониженный уровень мотивации, что доказывается результатами исследования. В рамках эмпирического исследования на основе полученных результатов нами был разработан проект, направленный на повышение уровня успеваемости, посредством формирования жизненных ориентаций и повышения уровня мотивации обучения младших школьников.
1. Антонова М. В. Педагогическое сопровождение формирования жизненных стратегий в младшем школьном возрасте / М. В. Антонова // Вестник Московского педагогического университета. – 2017. − № 4. – С. 77−81.
2. Басаева А. Г. Жизненные ориентации / А. Г. Басаева // Экономика и социум. – 2019. − № 8. – С. 49−55.
3. Биляк Л. И. Ориентации младших школьников (из опыта работы) / Л. И. Биляк // Знанио. – 2019. − № 7. С. 67−69.
4. Бичерова Е. Н. Особенности учебной мотивации младших школьников / Е. Н. Бичерова // Российский психологический журнал. – 2016. − № 4. – С. 117−136.
5. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. – Санкт-Петербург: Питер, 2008. – 400 с.
6. Божович Л.И. Психическое развитие школьника и его воспитание / Л.И. Божович, Л.С. Славина. – Москва : Знание, 2009. – 96 с.
7. Вербижок Г. В. Выбор жизненных позиций и гендерная ориентация / Г. В. Вербижок // Известия Саратовского университета. – 2010. − № 3. – С. 38 – 43.
8. Веркаса Н. Е. От рождения до школы / Н. Е. Веркаса. – Москва: Педагогика, 2011. – 430 с.
9. Верстова М. В. Смысложизненные ориентации в разных социокультурных аспектах / М. В. Верстова // Молодой ученый. − № 50. – 2020. – С. 414−416.
10. Выготский Л. С. Вопросы о детской психологии / Л. С. Выготский. – Санкт-Петербург: Юрайт, 2024. – 160 с.
11. Вышквиркина М. А. Мотивация ученик в младшем школьном возрасте / М. А. Вышквиркина, Г. Н.Жулина, О. А. Лебеденко, Е. С. Лукьяненко // Российский психологический журнал. – 2022. − № 2. − С. 106 – 110.
12. Газизова Т. В. Педагогические условия формирования мотивации обучения в системе развивающего образования / Т. В. Газизова // Проблемы современного педагогического образования. – 2018. − № 3. – С. 98−100.
13. Гальпери П. Я. Формирование внимания / П.Я. Гальпери. – Москва: Педагогика, 2019. – 232 с.
14. Гараев Р. Ф. Роль изобразительного искусства в развитии младших школьников / Р. Ф. Гараев // Вестник науки – 2024. − № 1. – С. 127−133.
15. Гинзбург М. Р. Методика «Изучение обучения у младших школьников / М. Р. Гинбург // Детство. – URL: https://cdk−detstvo.centerstart.ru/sites/cdk−detstvo.centerstart.ru/files/2022−12/metodiki_shkolnaya_motivaciya.pdf (дата обращения: 04.07.2024)
16. Гинзбург М. Р. Методика «Изучение мотивации обучения у младших школьников» / М. Р. Гинзбург // Инфоурок. – URL: https://infourok.ru/metodika−izuchenie−motivacii−obucheniya−u−mladshih−shkolnikov−mr−ginzburga−klassi−3546804.html (дата обращения: 10.07.2024)
17. Грачев А. А. Жизненные ориентации в прикладных психологических концепциях человека / А. А. Грачев // Известия Российского государственного университета имени А. И. Герцена. – 2008. − № 7. – С. 289 – 294.
18. Дубровина Л. А. Развитие познавательной мотивации у младших школьников в рамках компетентностного подхода в обучении / Л. А. Дубровина // Западно-Сибирский педагогический вестник. – 2014. − № 2. – С. 103−106.
19. Елисеева А. В. Формирование положительной учебной мотивации в младшем школьном возрасте / А. В. Елисеева // Скиф. Вопросы студенческой науки. – 2020. − № 10. – С. 259−263.
20. Жаворонко А. В. Опыт изучения жизненных ориентаций / А. В. Жаворонко // Россия реформирующая −2016. − № 4. – С. 25−28.
21. Жукова К. Ю. Формирование жизненных ориентация младших школьников во внеурочной деятельности / К. Ю. Жукова // Вопросы студенческой наука. – 2023.− № 8. – С. 151 – 154.
22. Иванова Е. А. Концепции мотивации / Е. А. Иванова // Экономика и социум. – 2016. − № 8. – С. 636 – 644.
23. Ильина Е. В. Особенности рефлексии в разных жизненных ориентациях / Е. В. Ильина // Акмеология. – 2018. − № 3. – С. 44 – 49.
24. Ингебай Т. Е. Мотивация в процессе обучения / Т. Е. Ингебай // Национальная ассоциация ученых. – 2015. – №.4. – С. 61−62.
25. Кожурова А. А. Формирование ориентаций в младшем школьном возрасте / А. А. Кожурова // Мир науки, культуры, образования. – 2024. − № 3. – С. 85−87.
26. Коржова Е. Ю. Психологий жизненных ориентаций человека / Е. Ю. Коржова. – Санкт-Петербург: Русская христианская гуманитарная академия, 2006. – 383 с.
27. Коржова Е. Ю. Структура базовых жизненных ориентаций этнокультурный аспект / Е. Ю. Коржова // Вестник Санкт-Петербургского университета. – 2023. − № 4. – С. 493−508.
28. Кулешова Н. В. Методика «Что такое хорошо» / Н. В. Кулешова // Студпрофиль. – URL: https://studfile.net/preview/4616090/page:6/ (дата обращения: 10.07.2024)
29. Лаврова Е. А. Игра как средство повышения мотивации обучения в младшем школьном возрасте / Е. А. Лаврова // Проблемы и перспективы развития образования России. – 2013. − № 4. – С. 57−59.
30. Личико А. Е. Психиатрия / А. Е. Личико. – Москва: Медицина, 2018. – 329 с.
31. Лусканова Н. Г. Анкета «Оценка уровня школьной мотивации» / Н. Г. Лусканова // Школа. – URL: https://shkola6−myrman.ucoz.ru/2021/anketa_ocenka_urovnja_shkolnoj_motivacii−pdf.io.pdf (дата обращения: 10.07.2024)
32. Лычева М. В. Исследование позитивного мышления и жизненных ориентаций младших школьников / М. В. Лычева // Ученые записки. – 2019. − № 4. – С. 60−63.
33. Малмыгина Н. В. Развитие мотивации к образовательному процессу младших школьников / Н. В. Малмыгина // Достижения науки и образования. − 2016. − № 15. – С. 21−22.
34. Мардонов Ш. Биологические и социальные факторы физического развития ребенка младшего школьного возраста / Ш. Мардонов // Академик. – 2021. − № 2. – С. 42 – 47.
35. Новиков Д. В. Жизненные ориентации в нравственном воспитании детей младшего школьного возраста / Д. В. Новиков // Система ценностей современного общества. – 2014. − № 7. – С. 34−38.
36. Ооржак А. Б. Жизненные ориентации современных младших школьников / А. Б. Ооржак // Вестник Тувинского государственного университета. – 2020. − № 3. – С. 24−31.
37. Ошнякова Т. И. Мотивация обучения у младших школьников / Т. И. Ошнякова // Инновационная наука. – 2018. − № 2. – С. 107 – 109.
38. Патунина Н. В. Пути поддержания положительной мотивации / Н. В. Патунина // Иностранные языки в контексте межкультурной коммуникации. – 2020. − № 4. – С. 264 – 268.
39. Подберезина С. И. Формирование жизненных ориентаций обучающихся / С. И. Подберезина // Профессиональное образование в России и за рубежом. – 2015. − № 3. – С. 54 – 62.
40. Полтавец Ю. К. Роль жизненных ориентиров в развитии младшего школьника / Ю. К. Полтавец // Начальные классы. – 2020. − № 2. – С. 15−18.
41. Преображенский А. П. О мотивации учащихся к обучению / А. П. Преображенский // Russian Journal of Education and Psychology. – 2016. − № 3. – С. 186−188.
42. Рождественская Е. А. Особенности мотивации обучения / Е. А. Рождественская // Вестник Томского государственного университета. – 2005. − № 1. – С.44−46.
43. Ситников А. П. Процессы архаизации в жизненных ориентациях россиян / А.П. Ситников // Социально-гуманитарные знания. – 2019. − № 7. – С. 103 – 107.
44. Трошкова Е. А. Жизненные ориентации студенчества: тенденции изменения / Е. А. Трошкова // Вестник Челябинского государственного университета. – 2012. − № 7. – С. 114−118.
45. Тухужуева Л. А. Развитие эмоций и чувств младших школьников / Л. А. Тухужуева // Вопросы науки и образования. – 2021. − № 4. С. 56−58.
46. Тушаева М. Х. Развитие познавательных процессов в младшем школьном возрасте / М. Х. Тушаева // Мир науки, культуры и образования. – 2024. − № 1. – С. 117−119.
47. Ускова Е. С. Особенности мотивации обучения младших школьников / Е. С. Ускова // Проблемы современной науки и образования. – 2017. − № 8. – С. 54−56.
48. Федосеева Т. Е. Специфика смысложизненных ориентаций младших школьников / Т. Е. Федосеева // Проблемы современного педагогического образования. – 2018. − № 9. – С. 371−374.
49. Цветкова И. В. Социальное здоровье в системе жизненных ценностей / И. В. Цветкова // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. – 2011. − № 1. – С.119−125.
50. Шавкат Дж. Мотивация обучения в линводидактике / Дж. Шавкат // Образование через всю жизнь. – 2014. − № 14. – С. 363−365.
51. Эльконин Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. – Москва: Педагогика, 2015. – 350 с.
52. Юносова Э. А. Методы и приемы формирования мотивации к учебной деятельности в младшем школьном возрасте / Э. А. Юносова // Проблемы современного педагогического образования. – 2017. − № 3. – С. 334 – 336.