Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие социального интеллекта детей дошкольного возраста с нарушениями речи

Работа №160271

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы115
Год сдачи2023
Стоимость4835 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
40
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Теоретические основы исследования проблемы развития
социального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи 10
1.1 Теоретические основы формирования и развития социального интеллекта 10
1.2 Современные аспекты развития социального интеллекта
дошкольников с нарушениями речи, как основа их успешной социализации 14
Глава 2 Экспериментальная работа по исследованию уровня развития социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи 23
2.1 Разработка программы развития социального интеллекта у детей
старшего дошкольного возраста с нарушениями речи 23
2.2 Процедура и методы экспериментального исследования уровня развития социального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи 38
2.3 Качественный и количественный анализ результатов первичного
диагностического исследования уровня развития социального интеллекта 48
2.4 Качественный и количественный анализ результатов вторичного
диагностического исследования уровня развития социального интеллекта 62
Заключение 70
Список используемых источников 73
Приложения 78

Актуальность исследования. В настоящее время работа в дошкольных учреждениях ведется в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, первая задача которого - охрана и укрепление физического и психического здоровья детей. Заметим, что психическое здоровье детей - термин, обозначающий широкий спектр факторов от всестороннего развития малыша и его дальнейшей адаптации в социуме до оценки и формирования состояния его эмоционального и психического здоровья, способности ребенка справляться с жизненными задачами, а также строить положительные отношения со сверстниками и взрослыми. То есть в образовательном стандарте указывается, что для успешной реализации ребенка в дальнейшей жизни и деятельности, ему очень важно обладать способностью качественно взаимодействовать с окружающими людьми: уметь поддерживать и выстраивать межличностные отношения, ориентироваться в социальных ситуациях, видеть и верно оценивать личностные особенности человека с которым ребенок коммуницирует, ориентироваться и учитывать его эмоциональное состояние. Все эти особенности включаются в особую способность, которую ученые назвали «социальный интеллект». В научных трудах Э.Торндайка, Г.Айзенка и других, указывается исключительная значимость развития социального интеллекта. Особенно важно понимать, что развитие социального интеллекта начинается в детстве. Именно тогда происходит формирование первичной способности общаться и взаимодействовать с людьми. Очевидно, что слабая сформированность этих умений - то есть низкий уровень социального интеллекта - затрудняет личностное развитие ребенка, выступает, как фактор сложной адаптационной способности человека, что, безусловно, влияет на психологическое здоровье дошкольника.
В связи с этим, в дошкольных образовательных учреждениях отводится особая роль успешной социальной адаптации ребенка, имеющего особенности реализации речевых функций. Ведь именно речь напрямую связана с межличностным взаимодействием, что во многом составляет понятие социальной адаптации, а значит, связана и с уровнем развития социального интеллекта воспитанника. Очевидно, что нарушение речевых функций разной степени выраженности сказывается на качестве общения и, в целом, развитии социального интеллекта. Тяжелое нарушение речи связанно не только изменением, непосредственно, речевых функций, но и предполагает сочетанные нарушения, как последствия речевым или их обуславливающие, а также способствует незрелости отдельных психических функций и возникновению психологических поведенческих особенностей, приводящих к затруднённой адаптации дошкольника, побуждает к проявлению специфических черт общего и речевого поведения, что приводит к снижению активности в общении и эмоциональной неустойчивости.
Первые проявления социального интеллекта особенно ярко демонстрируются в первичной социально-психологической общности, в которую попадает ребенок - в группе детского сада. Здесь, наряду с семьёй, выстраиваются первые социальные взаимодействия ребенка, закладывается первый опыт коммуникации и эмоциональных реакций. Становление личности в группе во многом зависит от того, какие отношения складываются между её членами, поэтому важно изучать особенности межличностных отношений дошкольников. Однако, у детей с нарушениями речи, в связи со спецификой дефекта (низкий уровень речевого развития, недостаточная потребность в общении, неразвитость коммуникативных навыков, неразвитость некоторых психических функций, низкий уровень мотивации и так далее), отмечаются нарушения межличностного общения, а значит и общее снижение социального интеллекта.
Ребёнок с нарушениями речи значительно меньше эффективно и положительно общается со сверстниками, часто отторгается ими из-за недостаточного качества коммуникации или вовсе неумения строить межличностные отношения, быть интересным окружающим. Такой ребенок чувствует себя уязвимым, отвергнутым. Это может привести к резкому понижению самооценки, замкнутости, возрастанию робости в конфликтных ситуациях, плохой социальной адаптации.
Учитывая, что детей, имеющих логопедические нарушения, становится все больше, то острота вопроса о развитии социального интеллекта малышей становится очевидной. Так, согласно статистическим данным в нашей стране до 1980 годов речевые нарушения имели 25% детей, в 2017 было зафиксировано 58% детей, имеющих логопедические проблемы, из которых 31% острые речевые нарушения, а с 2020 года - 67% детей с речевыми проблемами разной степени выраженности [41]. Данные говорят о чрезвычайно важной и острой проблеме, касающейся дальнейшей успешной адаптации и развитии позитивной коммуникации, межличностных отношений детей с нарушениями речи. Именно поэтому актуальность исследования - «Развитие социального интеллекта детей дошкольного возраста с нарушениями речи» - не вызывает сомнений.
Проблематика исследования. Тот факт, что неразвитость межличностных отношений негативно сказывается на психическом развитии детей дошкольного возраста с нарушениями речи, препятствует их отношениям с другими детьми, нарушает социализацию, неоспорим. Поэтому сегодня необходимо проводить направленную работу по формированию социального интеллекта, выстраиванию межличностных отношений, изучать специфику их развития у детей с речевыми нарушениями. Помочь детям с нарушениями речи можно в двух отношениях: во-первых, обучить социальным навыкам на наглядных примерах и пояснениях; во-вторых, создать условия, позволяющие детям приобрести успешный опыт взаимодействия со сверстниками. Также важным направлением является специально организованная игровая деятельность, которая способствует формированию межличностных отношений, и общему развитию детей. Это связано с тем, что именно игра является ведущими видом деятельности детей дошкольного возраста, в игре происходит их основное развитие, устанавливаются межличностные отношения. Немаловажная роль отводится чтению книг.
Степень разработанности тематики. На сегодняшний день достаточно хорошо изучены особенности формирования межличностных отношений в онтогенезе, выделена их специфика по отношению к детям дошкольного возраста. Однако в литературе недостаточно сведений, касающихся особенностей межличностных отношений и социального интеллекта у детей с нарушениями речи. В целом, само понятие «социальный интеллект» было введено в отечественную психологию и педагогику относительно недавно. Поэтому исследований в этой сфере недостаточно. Отметим, что исследования, в которых рассматривались бы способы формирования и развития социального интеллекта у детей с нарушениями речи, на данный момент представлены единично, и не затрагивают системных аспектов изучаемой проблемы.
Цель исследования: изучить уровень развития социального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста, имеющих различные нарушения речевых функций, выяснить наличие взаимосвязи между уровнем развития социального интеллекта и уровнем речевого развития, разработать программу развития социального интеллекта для детей дошкольного возраста с нарушениями речи и оценить ее эффективность.
Объект исследования: социальный интеллект у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: особенности формирования социального интеллекта у детей дошкольного возраста с нарушениями речи.
Гипотеза исследования. В основу исследования положено предположение о том, что у детей с нарушениями речи снижен социальный интеллект, нарушено межличностное общение, и они нуждаются в направленном развитии и формировании социального интеллекта, развитии межличностных отношений, формировании коммуникативных навыков. Таким образом, гипотеза исследования: существует прямая взаимосвязь между уровнем речевого развития и уровнем развития социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста, имеющих различный уровень нарушения речевых функций.
Задачи исследования:
1) проанализировать теоретические основы формирования и развития социального интеллекта у детей дошкольного возраста;
2) выделить современные аспекты развития социального интеллекта у детей дошкольного возраста как средства их социализации;
3) разработать программу развития социального интеллекта у детей дошкольного возраста с нарушениями речи;
4) оценить эффективность программы развития социального интеллекта у детей дошкольного возраста с нарушениями речи.
Методологические и теоретические основы исследования
Методологическую основу исследования составили труды Э. Торндайка, Г. Оллпорта, Г. Айзенка (для систематизации понятия «социальный интеллект»), а также работы Д. В. Люсина, А.И. Санкова, раскрывающие современные представления о социальном интеллекте.
Методики исследования:
- Адаптация теста Дж. Гилфорда и М. Салливена «Социальный интеллект» (в адаптации, в обработке и редакции Е.С. Михайловой, адаптированная для детей дошкольного возраста Н.В.Микляевой для исследования детей старшего дошкольного возраста);
- Диагностические методики по оценке разных сторон речи детей дошкольного возраста, рекомендованные Ушаковой О.С., Струниной Е.М., Стребелевой Е.А.
Вспомогательные методики:
- Методика по определению ведущей формы общения ребенка со взрослым, разработанная М.И. Лисиной;
- Методика выявления взаимоотношений между детьми дошкольного возраста «Капитан корабля».
В качестве метода математической обработки данных был использован соответствующий задачам исследования t-критерий Стьюдента для зависимых выборок.
Теоретическая и практическая значимость исследования. Разработанная программа развития социального интеллекта у детей дошкольного возраста с нарушениями речи может применяться при работе с детьми дошкольного возраста с нарушениями речи для формирования и развития социального интеллекта, развития межличностных отношений, формирования речевых и коммуникативных навыков.
Опытно-экспериментальная база: Эмпирическое исследование проводилось на базе МБДОУ Детский сад «Лукоморье» (с. Засечное, ул. Центральная, 12А). Письменное согласие от родителей (законных представителей) на проведение исследования было получено. В исследовании приняли участие воспитанники старшей группы компенсирующей направленности по нарушению речи, воспитанники старших групп с нарушениями речи в количестве 23 человек и воспитанники старших групп с нормой речевого развития в количестве 24 человек (выборку составили 47 детей, в возрасте 5-6 лет). Воспитанники старшей группы компенсирующей направленности и воспитанники старших групп с нарушениями речи составили экспериментальную группу, а воспитанники старших групп с нормой речевого развития - контрольную.
Апробация результатов диссертации. Результаты исследования, изложенные в работе, докладывались на семинарах по защите отчетов по практике, а также в ходе V Всероссийской научно-практической конференции «Воспитание в современных условиях: регионарный аспект».
Публикации. Основные выводы по исследованию отражены в
следующих публикациях:
1. К.А. Трошина, О.А. Логинова Исследование социального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста с различным уровнем нарушения речевых функций// Научное обозрение. Педагогические науки, № 6 2023. Стр. 78-82.
2. Взаимосвязь типа нервной системы и социального интеллекта у детей дошкольного возраста. Сборник статей по материалам V Всероссийской научно-практической конференции «Воспитание в современных условиях: регионарный аспект», Пенза, 2022. Стр.275-281
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемых источников, приложений

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Анализируя научно-исследовательскую литературу по теме исследования, можно обобщать, что социальный интеллект представляет собой, в первую очередь, совокупность способностей, определяющая успешность социального взаимодействия. А также сфера социального интеллекта включает в себя способность понимать поведение другого человека, уметь анализировать своё собственное поведение, проявлять способность действовать сообразно в ситуации. Однако прежде всего, и для детей это является особенно важным, в основе социального интеллекта лежит умение общаться. Общение представляет собой фундаментальную реальность, возникающую при взаимодействии людей, в которой создаются общности и воспроизводятся общественные отношения, даже если эти отношения складываются и формируются в детском коллективе.
Социальный интеллект, рассматривает общение, как межличностное взаимодействие людей, возникающее при обмене информацией познавательного или аффективно-оценочного характера, с учетом личностных и эмоциональных особенностей участников. Социальная сущность человека проявляется в потребности общения с другими людьми, которая сначала осуществляется через эмоциональный контакт, а впоследствии перерастает в глубокое личностное общение и сотрудничество. Особенно важно общение для детей дошкольного возраста, поскольку в этот период происходит интенсивное психическое, речевое развитие, формируются коммуникативные навыки.
В старшем дошкольном возрасте у ребенка возникает потребность в общении. Общение способствует дальнейшему личностному и психическому развитию детей, их социальной адаптации, социализации. Трудности в общении возникают у детей в ОНР.
У детей с ОНР снижен уровень познавательной активности, нарушены личностные качества, основные психические функции. Снижен уровень мотивации, отмечается отставание в уровне развития мышления. От уровня развития мышления во многом зависит уровень познавательной активности детей. Познавательная активность определяет уровень готовности ребенка к межличностному общению. У детей с ОНР отмечается нарушение развития мотивационной, интеллектуальной сфер и эмоционально-волевой сферы. Отставание в развитии одного из этих компонентов влечет за собой отставание развития других, что влечет за собой трудности перехода от дошкольного детства к младшему школьному возрасту.
Однако все нарушения являются обратимыми и при правильно организованной коррекционно-развивающей работе, можно достичь устойчивых положительных результатов.
В работе нами было проведено исследование, направленное на оценку и развитие межличностного общения детей дошкольного возраста с ОНР, а также изучения уровня развития социального интеллекта таких дошкольников. В основу исследования положено предположение о том, что у детей с нарушениями речи снижен социальный интеллект, нарушено межличностное общение, и они нуждаются в направленном развитии и формировании социального интеллекта, развитии межличностных отношений, формировании коммуникативных навыков. После проведённых мероприятий можно утверждать, что высказанная гипотеза подтвердилась. Полученные данные указывают на необходимость проведения специальной работы, направленной на развитие коммуникативных навыков, формирование межличностного общения, и в целом, развитие социального интеллекта.
Для развития социального интеллекта и навыков общения у детей дошкольного возраста, имеющих различные нарушения речи, была разработана программа, которая показала свою результативность.
На втором этапе работы проведено повторное исследование, направленное на оценку эффективности заявленной программы развития навыков общения, речи и социального интеллекта, и в целом, проделанной работы. В результате, была выявлена положительная динамика в социальном и речевом развитии детей, принимавших участие в эксперименте, а результаты по диагностическим методикам существенно улучшились.
Таким образом, можно сделать следующие выводы.
1. У детей с нарушениями речи наблюдается снижение социального интеллекта, фиксируются отрицательные проявления в межличностном общении. Исследование показало, что существует прямая взаимосвязь между уровнем речевого развития и уровнем развития социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста, имеющих различный уровень нарушения речевых функций;
2. Дети с нарушениями речи нуждаются в направленном развитии и формировании социального интеллекта, развитии межличностных отношений, формировании коммуникативных навыков;
3. Разработанная программа для развития речевых навыков, межличностного общения и социального интеллекта в целом для детей старшего дошкольного возраста, имеющих различный уровень нарушения речевых функций, показала свою эффективность.



1. Абдулкаюмова Г.И. Коррекция эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Проблемы современного педагогического образования. 2019. №64. С. 4-6.
2. Бабенко Е.А.,Крутицкая В.Ю., Кашурина Л.Ф. Лингво-психологические основы развития коммуникативных умений в дошкольном возрасте // Физическое образование и спорт.2020. №1(53). С. 87-89.
3. Бажукова О.А., Абдуллаева М.С., Магомедова П.П. Клинико-психологические особенности формирования межличностных отношений у умственно отсталых младших школьников // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2018. Т. 12. № 3. С. 15-20.
4. Бизикова О.А. Развитие словаря детей дошкольного возраста: хрестоматия. Нижневартовск: Нижневартовский государственный университет. 2019. URL:https://www.iprbookshop.ru/92811 .Й1ш1(дата обращения: 27.03.2021).
5. Верхоламочкина Н. Г. Модели межличностного взаимодействия дошкольников с патологией речи со здоровыми сверстниками // Научнометодический электронный журнал «Концепт». 2018. URL:http://e-koncept.ru/2018/182022.Ыш(дата обращения: 27.03.2021).
6. Вяткина Л.Б., Бородина Н.Н. Детско-родительские отношения как фактор психического развития детей дошкольного возраста // Пермский педагогический журнал. 2019. №10. С.23-26.
7. Глухов В.П. Методика формирования связной речи детей дошкольного возраста с системным речевым недоразвитием: учебно-методическое пособие. М: Московский педагогический государственный университет. 2017. URL: https://www.iprbookshop.ru/75807.html(дата обращения: 27.03.2021).
8. Гусева Д.И. Коммуникация и общение: соотношение понятий // Вестник науки и образования. 2019. Ч.2. №20(74). С. 84-87.
9. Гусева Особенности и формы общения дошкольников со взрослыми и сверстниками // Вестник науки и образования. 2019. Ч.2. №20(74). С. 78-84.
10. Дмитриева Е.Е. Коммуникативно-речевое развитие дошкольников с интеллектуальными нарушениями // Карельский научный журнал. 2020. Т.9.№2(31). С. 48-50.
11. Дорофеева О.В. Особенности межличностного общения у дошкольников с патологией речи в системе «Взрослый - ребенок» в процессе игровой дидактической деятельности // Образование и наука. 2010. №10(78). С. 79-87.
12. Жавнерко А.П. Особенности эмоциональной сферы детей с задержкой психического развития в контексте их социализации // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. 2016. №2(59). С.100-108.
13. Жулина Е.В., Кузнецова Т.Н. Исследование нарушений связной речи у дошкольников вобщим недоразвитием речи // Проблемы современного педагогического образования. 2019. №64-1. С.114-116.
14. Журавлева Л.А. К вопросу о классификациях видов общения // Инновационная наука. 2015. №7. С. 181-186.
15. Зотова И.В., Колпакова А.Н. Особенности социально-коммуникативного развития детей младшего дошкольного возраста 3-4 лет // Проблемы современной науки и образования. 2018. №6(126). С. 92-94.
16. Зотова И.В., Могилка Д.В. Особенности развития коммуникативных и речевых навыков детей старшего дошкольного возраста // Проблемы современной науки и образования. 2017. №17(99). С. 78-81.
17. Зотова И.В., Умарова А.М. Особенности формирования межличностных отношений детей дошкольного возраста со сверстниками // Проблем современной науки и образования. 2017. №14(96). С. 88-91.
18. Карпушкина Н.В., Орлова Т.А. Особенности эмоциональной сферы старших дошкольников с задержкой психического развития // Проблемы современного педагогического образования.2018. №60(4). С. 424-428.
19. Кисова В.В., Чугунова В.В. Экспериментальное исследование развития нравственного поведения у старших дошкольников с задержкой психического развития // Проблемы современного педагогического образования. 2019. №64(4).С. 97-99.
20. Ковынева О.Г., Введенский В.Н. Психологические особенности детей дошкольного возраста // Психология и образование. 2017. №11(41). С. 1¬ 4.
21. Короткова, Е. В. Особенности поведения и взаимоотношений с окру жающими детей с ЗПР // ХХ1Царскосельские чтения. 2017. №. 2. С. 329-332.
22. Крушная Н.А., Усманова А.А. Результаты исследования коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2019. №2. С.228-239.
23. Кудрявцев В.А. Изучение коммуникативных нарушений в системе детско-родительских отношений ребенка с задержкой психического развития // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2020. Т.9. № 3(32). С.361-363.
24. Курдюкова Н.П. Общение детей со взрослыми в процессе игровой деятельности // Воспитание и обучение детей младшего возраста. 2017. №6. С. 173.
25. Лисицын П. П., Стариков В. С. Общение как социологическая
проблема и как проблема для социологов. Рец. на кн.: Резаев А. В., Трегубова Н. Д. Мир общения в социологическом измерении: монография. М.: Университетская книга, 2017. // Мониторинг общественного мнения:
Экономические и социальные перемены. 2018. № 6. С. 407-412.
26. Логинова Е.А., Юдина С.А. Особенности развития неречевых психических функций у детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Специальное образование. 2015. №1. С. 208-211.
27. Лунева О. В. Теоретические основания концепции социального интеллекта // Знание. Понимание. Умение. 2011. № 3. С. 231-236.
28. Люсин Д. В. Современные представления о социальном интеллекте // Социальный интеллект. Теория, измерение, исследования / под редакцией Д. В. Ушакова, Д. В. Люсина. - М.: Институт психологии РАН, 2004. 56 с.
29. Люсова. Е.С. Особенности состояния игровой деятельности у дошкольников с общим недоразвитием речи // Специальное образование: материалы 12 Международной конференции: СПб.: СТРАТА, 2016. - С. 95- 99.
30. Мамкина И.Н. Особенности коммуникативной деятельности у детей с нарушениями интеллекта // Проблемы педагогики. 2017. №4(27). С. 46-53.
31. Николаева Е.А., Фокина Е.Г. Сформированность интонационной выразительности у дошкольников с задержкой психического развития // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2019. Т.12(1). №39. С. 124-126.
32. Олпорт Г. Становление личности: Избранные труды / Г. Олпорт, перевод с английского Л. В. Трубицыной, Д. А. Леонтьева; под общей редакцией Д. А. Леонтьева. М.: Смысл, 2002. 118 с.
33. Резаев А.В., Трегубова Н.Д. Новые медиа и «умные вещи»: как новые технологии актуализируют различие между общением и коммуникацией // Вестник Московского университета. 2019.№1. С. 25-45.
34. Савенков А. И. Концепция социального интеллекта //День за
днем. 2019. № 15.URL: http://www.den-za-dnem.ru/ (дата обращения: 27.03.2021).
35. Смирнова Е. О. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция / Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова. М.: ВЛАДОС, 2005. 158 с.
36. Свечникова Н.С., Калинина А.А. Особенности межличностных отношений детей с ЗПР старшего дошкольного возраста // Наука, техника и образование. - 2017. - №6(36). - С. 108-110.
37. Смирнова Е.О. Общение дошкольников со взрослыми и
сверстниками: учебное пособие / под общ.ред. Е.О Смирновой. Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2018. 134 c. URL:Ь11рз://^^^.1ргЬоокзйор.ги/72546.Ь1т1(дата
обращения: 27.03.2021).
38. Социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста:
учебное пособие / С.М. Зырянова [и др.]. Сургут: Сургутский государственный педагогический университет, 2019. 231 URL:
https://www.ipгЬookshop.гu/89987.htm1(дата обращения: 27.03.2021).
39. Трофимова О.В. Теоретические основы проблемы формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста. Специфика коммуникативного развития личности // Наука и образование сегодня. 2019. №2. С. 105-110.
40. Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. «Практикум по детской психологии». М.: ВЛАДОС, 1995. 65 с.
41. Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. М.: Просвещение, 2013. 48 с.
42. Хазова С.А., Корнилова Д.Б. Психогимнастика как метод развития социальной и эмоциональной сферы дошкольников с задержкой психического развития // Вестник КГУ. 2017. Т.23. №5. - С.52-56.
43. Чикова И.В., Мантрова М.С. Специфика общения дошкольников со сверстниками: опыт исследования // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 2(23). С. 426-429.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ