ВВЕДЕНИЕ 5
1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О КОНСТИТУЦИОННЫХ ФОРМАХ
ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВЛАСТИ НАРОДА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 8
1.1 Понятие народовластия 8
1.2 Правовое содержание народовластия как принципа конституционного
строя Российской Федерации 18
1.3 Институты осуществления власти народа 28
2 ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ КОНСТИТУЦИОННЫХ ФОРМ
ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВЛАСТИ НАРОДА 39
2.1 Проблемы осуществления народовластия посредством местного
самоуправления 39
2.2 Цифровые возможности осуществления власти народа 51
2.3 Проблемы избирательной реформы 2020 года в свете принципов
избирательного права 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 78
Актуальность исследования конституционных форм осуществления власти народа в Российской Федерации проявляется в том, что проблемы народовластия постоянно привлекали и привлекают внимание ученых. Этой теме посвящено множество статей, монографий, кандидатских и докторских диссертаций. И на сегодняшний день интерес к ней не ослабевает. Каждый исследователь стремится осмыслить уже написанное до него, порой вносит что-то свое, или развивает, или дополнительно аргументирует позиции, уже освещенные в литературе. Само понятие «народовластие» содержит в себе два начала - народ и власть. Место народовластия в общей системе власти обусловливается конституционно-правовым статусом народа. Данный субъект является весьма специфическим, присущим исключительно отрасли конституционного права и требует постоянного своего осмысления ввиду постоянно меняющихся конституционно-правовых отношений. Для обеспечения реализации ст. 3 Конституции Российской Федерации необходимо, чтобы каждый субъект понимал ее сущность, не искажал ее содержание в угоду политическим, экономическим или иным интересам.
Отметим, что динамика общественных отношений в сфере народовластия и продолжающийся поиск оптимальных моделей и форм взаимодействия между уровнями публичной власти, с одной стороны, и между публичной властью и населением - с другой, обуславливают актуальность и значимость конституционно-правового осмысления проблем указанного взаимодействия.
Институт народовластия стал объектом исследования многих отечественных правоведов, среди которых необходимо выделить следующих: Айтов П.Б., Альбиков И.Р., Антокольская М.В., Антропова И.Р., Астахова М.А., Ахмедов А.Я., Баукина И.И., Белов В.А., Беспалов Ю.Ф., Вихарев А.А., Волос А.А., Ганеев Р.Р., Гонгало Б.М., Загоруйко И.И., Имансу А.С., Калиниченко Т.Г., Крашенинников П.В., Левушкин А.Н., Леженникова И.М., Малявина Н.Б., Мохов А.А., Нариньяни А., Нечаева А.М., Норбекова Ю.С., 5
Побережный С.Г., Ралько В.В., Рузанова В.Д., Савельев Д.Б., Серебрякова А.А., Смолина Л.А., Степкин С.П., Темникова Н.А., Цветков А.С., Чашкова С.Ю., Шершень Т.В., и другие отечественные деятели юриспруденции.
Объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие в связи осуществлением конституционных форм осуществления власти народа в Российской Федерации.
Предметом исследования выступают нормативно-правовые акты, регулирующие общественные отношения, возникающие в связи осуществлением конституционных форм осуществления власти народа в Российской Федерации.
Целью исследования выступает анализ конституционных форм осуществления власти народа в Российской Федерации.
Задачами исследования выступают:
- определение понятия народовластия;
- анализ правового содержания народовластия как принципа
конституционного строя Российской Федерации;
- характеристика институтов осуществления власти народа;
- выявление проблем осуществления народовластия посредством местного самоуправления;
- исследование цифровых возможностей осуществления власти народа;
- выявление проблем избирательной реформы 2020 года в свете принципов избирательного права .
Материалы данной работы могут быть использованы при чтении лекционных курсов и в практике преподавания курса конституционного права, административного права в ВУЗах, при подготовке учебных и методических пособий для студентов и преподавателей.
В работе использовался широкий круг источников и литературы, касающихся вопросов правовых основ конституционных форм осуществления власти народа в Российской Федерации.
Методологическая база исследования предполагает применение 6
разнообразных методов, в числе которых анализ, синтез, системный, конкретно-исторический, структурно-функциональный, а также метод сравнительного правоведения.
Структура работы обусловлена целью и задачами исследования. Настоящая работа состоит из введения, трех глав, включающих в себя семь параграфов, заключения, списка использованных источников.
Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы и предложения.
Конституция РФ закрепляет две формы осуществления народом своей власти: непосредственное и представительное волеизъявление. Единство, взаимосвязь и функционирование этих форм составляют политическую систему общественного строя.
Непосредственное народовластие представляет собой прямое волеизъявление особого круга субъектов по решению вопросов государственной и общественной жизни, коррекции осуществления властных функций органами власти, сопоставление воли народа с их деятельностью.
Формами непосредственного народовластия являются: институт
осуществления власти (выборы, референдум) и институт участия во власти (митинги, демонстрации, обсуждения, обращения граждан). Первые носят императивный характер и не нуждаются с санкции государственной власти, а вторые - консультативный.
В магистерской диссертации было обращено внимание на такую проблему, как затягивание уведомительно-разрешительного процесса проведения публичного мероприятия, которые требуют определенного времени. Данный вопрос можно разрешить двумя способами. Во-первых, возложить на орган исполнительной власти полномочия, в части установления срока для устранения организатором несоответствия в уведомлении требованиям Федерального закона № 54-ФЗ. Но в этом случае, по мнению автора, есть риск столкнуться с чиновническим превышением полномочий, т.к. Россия не достигла еще той демократизации, при которой можно не боясь доверить такие полномочия соответствующим органам.
Во-вторых, установить в Федеральном законе № 54-ФЗ от 19.06.2004 г. конкретные сроки, путем внесения соответствующих изменений. Такое решение, кажется разумным и позволит исключить спорные моменты.
Одной из форм непосредственного осуществления гражданами своего 74
права по участию в управлении делами государства, являются публичные (общественные) слушания - конституционно-правовой институт, выражаемый в определенных процедурах по обеспечению участия граждан Российской Федерации в управлении делами государства основанный на общих конституционных принципах, с целью всенародного обсуждения нормативных правовых актов и решений, а так же вопросов, касающихся деятельности органов государственной и муниципальных властей и организаций и имеющих особую общественную значимость либо затрагивающих права и свободы человека и гражданина, по результатам которых принимается решение, выраженное в правовой норме.
К формам непосредственной демократии относятся и гражданские инициативы, под которыми следует понимать не предусмотренные существующей политической структурой и проявляющееся через массовые общественные движения, иные формы самоорганизации граждан, акты непосредственного волеизъявления населения, имеющие своей целью в согласии с правом и принципами конституционного строя влиять на принятие властными структурами отвечающих общим (согласованным) интересам решений и осуществлять гражданский контроль за их осуществлением.
Дальнейшее развитие гражданских инициатив требует их законодательной регламентации. Ослабленность правового воздействия не только нежелательна, но и социально вредна, не согласуется с природой демократического строя и концепцией народовластия. Пробелы, отсутствие четких правовых процедур приводят к необоснованным притязаниям государственных структур. С другой стороны, «законодательное умолчание» способствует распространению псевдогражданских акций, деструктивной активности. Попытки ограничить такого рода деятельность ассоциируется с ущемлением демократии, попытками зажать инициативу. Не способствует это и надежной правовой преграде проявлениям разного рода экстремистской деятельности. Очевидно, что решению поставленной проблемы, 75
содействовало бы принятие специального законодательного акта — федерального закона «О гражданских инициативах в Российской Федерации».
Действенности института гражданских инициатив как важнейшего проявления народовластия будет способствовать создание эффективного механизма обеспечения, в особенности структурах представительной власти на всех ее уровнях — федеральном, региональном и муниципальном. В этой связи целесообразно учредить комитеты по гражданским инициативам в составе каждой из палат Федерального Собрания, а равно предусмотреть такие структуры в законодательных (представительных) органах власти субъектов Федерации. В составе представительных органов местного самоуправления можно было бы создать специальные комиссии по обеспечению гражданских инициатив.
Принцип народовластия заключается как в периодическом обращении к мнению граждан, так и в объективной необходимости постоянных прямых и обратных связей граждан и аппарата публичной власти в процессе государственного управления. Исходя из такого понимания, одной из центральных идей, образующих теорию народовластия, является идея народного представительства. Под представительной демократией следует понимать осуществление народом власти через выборных полномочных представителей, которые принимают решения, выражающие волю тех, кого они представляют: весь город, население, проживающее на той или иной территории.
Характерная особенность конституционно -правового состояния народовластия в России заключается в том, что верховная власть многонационального народа страны осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления, их должностными лицами и служащими всех рангов на федеральном, региональном и муниципальном уровнях....
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года) // Российская газета. 2020. 4 июля.
2. Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 №5-ФКЗ (ред. от18.06.2017) «О Референдуме Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 2004. - №27. - ст. 2710.
3. Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 (ред. от 09.11.2021) «О прокуратуре Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1995. № 47. Ст. 4472.
4. Федеральный закон от 06.10.1999 №184-ФЗ (ред. от 11.06.2021) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 1999. - №42. - ст. 5005.
5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 №195-ФЗ (ред. от 09.11.2021) // Собрание законодательства РФ. - 2002. - №1(ч.1). - ст. 1.
6. Федеральный закон от 12.06.2002 №67-ФЗ (ред. от 04.06.2021) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в Референдуме граждан Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 2002. - №24. - ст. 2253.
7. Федеральный закон от 10.01.2003 №19-ФЗ (ред. от 05.04.2021) «О выборах Президента Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 2003. - №2. - ст. 171.
8. Федеральный закон от 06.10.2003 №131-ФЗ (ред. от 19.11.2021) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 2003. - №40. - ст. 3822.
9. Федеральный закон от 19.06.2004 №54-ФЗ (ред. от 30.12.2020) «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» // Собрание законодательства РФ. - 2004. - №25. - ст. 2485.
10. Федеральный закон от 22.02.2014 №20-ФЗ (ред. от 04.06.2021) «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 2014. - №8. - ст. 740.
11. Закон Пензенской области от 22.12.2005 №949-ЗПО (ред. от 24.11.2021) «О выборах депутатов Законодательного Собрания Пензенской области» // Пензенские губернские ведомости. - 2006. - №1. - ст. 1.
12. Закон Пензенской области от 06.06.2012 №2261-ЗПО (ред. от 16.09.2021) «О выборах Губернатора Пензенской области» // Пензенские губернские ведомости. - 2012. - №37. - ст. 25.
Научная и учебная литература
13. Ленин В.И. Полное собрание сочинений в 55 т., 5-е изд.
/ В.И.Ленин. - М.: Государственное издательство политической литературы, 1981, - 1058 с.
14. Чиркин В.Е. Публичная власть / В.Е. Чиркин. - М.: Юристъ, 2005, 268 с.
15. Авакьян С.А. Конституционное право России Т. 2 / С.А. Авакьян, - М., 2014, 353 с....74