Обучение диалогической речи на иностранном языке в средней общеобразовательной школе на основе системно-деятельностного подхода
|
Введение
Глава 1. Теоретические основы обучения диалогической речи на иностранном языке
1.1 Основные характеристики диалога
1.2 Система развития умений диалогической речи на основе ролевой
организации учебного процесса
1.2 Особенности формирования диалогической речи на иностранном языке...
Выводы по главе 1
Глава 2. Реализация деятельностного подхода при обучении диалогической речи на уроках английского языка
2.1 Деятельностный подход как основа обучения диалогической речи
2.2 Особенности построения урока иностранного языка на основе
деятельностного подхода в обучении диалогической речи
2.3 Практическое применение деятельностного подхода к обучению
диалогической речи на уроке иностранного языка
Выводы по главе 2
Заключение
Список литературы
Приложения
Глава 1. Теоретические основы обучения диалогической речи на иностранном языке
1.1 Основные характеристики диалога
1.2 Система развития умений диалогической речи на основе ролевой
организации учебного процесса
1.2 Особенности формирования диалогической речи на иностранном языке...
Выводы по главе 1
Глава 2. Реализация деятельностного подхода при обучении диалогической речи на уроках английского языка
2.1 Деятельностный подход как основа обучения диалогической речи
2.2 Особенности построения урока иностранного языка на основе
деятельностного подхода в обучении диалогической речи
2.3 Практическое применение деятельностного подхода к обучению
диалогической речи на уроке иностранного языка
Выводы по главе 2
Заключение
Список литературы
Приложения
В связи с расширением связей между странами, глобализацией, популяризацией английского языка, наблюдается значительный интерес к его изучению. К факторам мотивации относится желание путешествовать по миру, умение поддержать беседу в иноязычной среде, расширение познаний в области культуры, неотъемлемой частью которой является просмотр аудио и видеоматериалов, а также чтение литературы для пополнения словарного запаса и приобщения к культуре и традициям стран, где разговаривают на английском языке. Приоритетной целью школьников и их родителей является поиск и получение высокооплачиваемой работы, где обязательное условие - высокий уровень владения английским языком. Главным показателем того, на сколько успешно человек владеет иностранным языком, является умение свободно выражать свои мысли в повседневной жизни. К одним из самых сложных видов общения относят диалог. Во время его участия человеку необходимо слушать собеседника, а также высказывать свои мысли, давать реакцию на сказанное.
При обучении учеников диалогической речи целесообразно применять деятельностный подход, он позволяет учащимся не только понимать грамматические структуры и лексику, но и использовать их для решения практических речевых задач; учащиеся не выполняют роль пассивного слушателя, а проявляют свою активность и инициативу.
В рамках диалога особую ценность приобретают парные и групповые формы работ школьников, что больше стимулирует их к изучению языка, а также нацеливает на получение реальных результатов беседы, выполнение коммуникативной задачи.
Эффективным инструментом реализации диалогической речи служит ролевая игра, которая раскрепощает школьников, создает условия, в которых ученик не чувствует, что выполняет упражнения на уроке, а выражает свои мысли касаемо интересной ему ситуации, создается благоприятная атмосфера на уроках. Ролевая игра тренирует способствует улучшению памяти, вовлеченности учащихся в образовательный процесс, снимает речевую напряженность.
Актуальность исследования. Развитие диалогической речи на английском языке является одной из самых острых проблем современной педагогической науки. Она требует методического разрешения, поскольку вывод в речь изучаемых правил и слов выступает приоритетной целью учебного процесса, а задача применения диалогической речи - научить учеников вести беседу на изучаемом иностранном языке, не ограничиваясь лишь составлением предложений по теме. Современные педагоги и методисты заинтересованы в составлении диалогических игр и заданий с целью повышения мотивации обучающихся, однако сегодня в учебниках таких упражнений представлено мало.
Объект исследования: процесс обучения навыкам диалогической речи у учеников на уроках английского языка.
Предмет исследования: организация процесса обучения диалогической речи на уроках английского языка в условиях системно-деятельностного подхода.
Цель исследования: теоретически обосновать роль диалога в обучении и разработать комплекс упражнений по формированию навыков диалогической речи на уроках английского языка на основе системно-деятельностного подхода в старшем звене.
Задачи исследования:
1) дать определение диалогической речи, раскрыть ее особенности и пути обучения, представить способы формирования навыков диалога у старшего звена общеобразовательной школы;
деятельностного подхода в обучении диалогической речи в общеобразовательной школе;
3) рассмотреть возможность использования ролевой игры при обучении диалогической речи на уроках английского языка;
4) разработать урок на основе деятельностного подхода для формирования диалогических навыков у школьников.
Методы исследования:
1. Теоретический: анализ методической литературы по педагогике, психологии и методике преподавания, направленной на формирование диалогической речи у школьников;
2. Эмпирический: комплексные эмпирические методы
(констатирующий и формирующий этапы); наблюдение за учебным процессом в общеобразовательной школе; педагогический мониторинг; методы статистической обработки полученных результатов и системный анализ; поиск информации (заданий на обучение диалогической речи, варианты ролевых игр, которые наиболее эффективны в обучении).
Теоретическая основа исследования: работы Е.И. Пассовой, Е. Н. Солововой, Л. П. Якубинского, А. Д. Клименко Р.П. Мильруд, Вишневского Е. И., Афанасьевой О.В, В. Л. Скалкин, Маслыко Е.А.
Практическая значимость работы заключается в том, что продукты исследования можно использовать для организации уроков в школе для обучения английскому языку.
Апробация исследования. Материалы и промежуточные результаты работы были представлены на Всероссийской научно-практической конференции «Языковые и культурные реалии современного мира 2023 гг.»
Содержание проведённого исследования изложено публикациях.
Структура работы состоит из: введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, приложений (сколько!!).
При обучении учеников диалогической речи целесообразно применять деятельностный подход, он позволяет учащимся не только понимать грамматические структуры и лексику, но и использовать их для решения практических речевых задач; учащиеся не выполняют роль пассивного слушателя, а проявляют свою активность и инициативу.
В рамках диалога особую ценность приобретают парные и групповые формы работ школьников, что больше стимулирует их к изучению языка, а также нацеливает на получение реальных результатов беседы, выполнение коммуникативной задачи.
Эффективным инструментом реализации диалогической речи служит ролевая игра, которая раскрепощает школьников, создает условия, в которых ученик не чувствует, что выполняет упражнения на уроке, а выражает свои мысли касаемо интересной ему ситуации, создается благоприятная атмосфера на уроках. Ролевая игра тренирует способствует улучшению памяти, вовлеченности учащихся в образовательный процесс, снимает речевую напряженность.
Актуальность исследования. Развитие диалогической речи на английском языке является одной из самых острых проблем современной педагогической науки. Она требует методического разрешения, поскольку вывод в речь изучаемых правил и слов выступает приоритетной целью учебного процесса, а задача применения диалогической речи - научить учеников вести беседу на изучаемом иностранном языке, не ограничиваясь лишь составлением предложений по теме. Современные педагоги и методисты заинтересованы в составлении диалогических игр и заданий с целью повышения мотивации обучающихся, однако сегодня в учебниках таких упражнений представлено мало.
Объект исследования: процесс обучения навыкам диалогической речи у учеников на уроках английского языка.
Предмет исследования: организация процесса обучения диалогической речи на уроках английского языка в условиях системно-деятельностного подхода.
Цель исследования: теоретически обосновать роль диалога в обучении и разработать комплекс упражнений по формированию навыков диалогической речи на уроках английского языка на основе системно-деятельностного подхода в старшем звене.
Задачи исследования:
1) дать определение диалогической речи, раскрыть ее особенности и пути обучения, представить способы формирования навыков диалога у старшего звена общеобразовательной школы;
деятельностного подхода в обучении диалогической речи в общеобразовательной школе;
3) рассмотреть возможность использования ролевой игры при обучении диалогической речи на уроках английского языка;
4) разработать урок на основе деятельностного подхода для формирования диалогических навыков у школьников.
Методы исследования:
1. Теоретический: анализ методической литературы по педагогике, психологии и методике преподавания, направленной на формирование диалогической речи у школьников;
2. Эмпирический: комплексные эмпирические методы
(констатирующий и формирующий этапы); наблюдение за учебным процессом в общеобразовательной школе; педагогический мониторинг; методы статистической обработки полученных результатов и системный анализ; поиск информации (заданий на обучение диалогической речи, варианты ролевых игр, которые наиболее эффективны в обучении).
Теоретическая основа исследования: работы Е.И. Пассовой, Е. Н. Солововой, Л. П. Якубинского, А. Д. Клименко Р.П. Мильруд, Вишневского Е. И., Афанасьевой О.В, В. Л. Скалкин, Маслыко Е.А.
Практическая значимость работы заключается в том, что продукты исследования можно использовать для организации уроков в школе для обучения английскому языку.
Апробация исследования. Материалы и промежуточные результаты работы были представлены на Всероссийской научно-практической конференции «Языковые и культурные реалии современного мира 2023 гг.»
Содержание проведённого исследования изложено публикациях.
Структура работы состоит из: введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, приложений (сколько!!).
В процессе написания работы было установлено, что применение системно-деятельностного подхода на уроках иностранного языка в старших классах средней общеобразовательной школы является наиболее эффективным и целесообразным способом обучения диалогу.
Была выявлена ценность диалогической речи, она заключается в том, что отработанные структуры и речевые образцы путем повторения и запоминания образцов и клише в последующем используются в монологической речи, а также в процессе выполнения заданий проводится актуализация знаний по грамматике.
Современная школа должна принимать во внимание возрастные и психологические особенности учащихся для достижения цели - овладения учениками навыками диалогической речи. Сам процесс обучения необходимо организовать таким образом, чтобы задания были интересны школьникам и были им по силам. Обязательными условиями достижения этого являются: определение оптимального соотношения диалогической и монологической речи в программе рассматриваемого класса и уровня, выбор эффективных методов и приемов создания коммуникативной обстановки на занятии, а также актуальных ситуаций как основ обучения диалогу, логичный переход и подготовка школьников к диалогической речевой ситуации на уроке, применение информационных систем и иллюстративного материала на уроках для обучению диалогу.
Формирование навыков диалогической речи связано с развитием коммуникативных компетенций учащихся. Системно-деятельностный подход предусматривает обучение учащихся умению аргументировать свою позицию и грамотно опровергать или принимать аргументы собеседника, создание ситуаций взаимодействия через постоянную практику. Этот подход создает условия, в которых каждый школьник чувствует себя равноценным участником общения, который может выразить свое мнение, быть услышанным, что снимает дальнейшее речевое напряжение на уроках.
Рассматриваемые в работе ролевые игры служат инструментом сохранения высокого мотивационного уровня у обучающихся, что особенно важно на старшем этапе обучения, когда интерес к обучению падает. Разделение школьников на группы и пары в процессе выполнения заданий на развитие диалогических навыков является наиболее эффективным способом оптимизации времени, так как в группах обычно находится значительное количество учащихся. Таким образом, использование ролевых игр оправданно, они выступают естественным компонентом учебного процесса. При этом главной целью является не оценить навыков ученика, а дать возможность отбросить языковой барьер.
Анализ представленных в выбранном УМК 10 класса заданий на развитие диалогической речи показал, что их количество недостаточно, был разработан комплекс упражнений к отдельно взятому разделу учебника. Представленные в нем задания способствуют:
- стимулированию мотивации учеников к говорению;
- формированию коммуникативных умений;
- лучшему запоминанию как изученной, так и недавно приобретенной лексики.
Разработанный в процессе исследования комплекс может быть использован на уроках английского языка как дополнение к другим УМК, задания соответствуют уровню и возрастным особенностям учеников.
Обобщая вышеизложенное, можно утверждать, что поставленные в исследовании задачи выполнены, цель достигнута.
Была выявлена ценность диалогической речи, она заключается в том, что отработанные структуры и речевые образцы путем повторения и запоминания образцов и клише в последующем используются в монологической речи, а также в процессе выполнения заданий проводится актуализация знаний по грамматике.
Современная школа должна принимать во внимание возрастные и психологические особенности учащихся для достижения цели - овладения учениками навыками диалогической речи. Сам процесс обучения необходимо организовать таким образом, чтобы задания были интересны школьникам и были им по силам. Обязательными условиями достижения этого являются: определение оптимального соотношения диалогической и монологической речи в программе рассматриваемого класса и уровня, выбор эффективных методов и приемов создания коммуникативной обстановки на занятии, а также актуальных ситуаций как основ обучения диалогу, логичный переход и подготовка школьников к диалогической речевой ситуации на уроке, применение информационных систем и иллюстративного материала на уроках для обучению диалогу.
Формирование навыков диалогической речи связано с развитием коммуникативных компетенций учащихся. Системно-деятельностный подход предусматривает обучение учащихся умению аргументировать свою позицию и грамотно опровергать или принимать аргументы собеседника, создание ситуаций взаимодействия через постоянную практику. Этот подход создает условия, в которых каждый школьник чувствует себя равноценным участником общения, который может выразить свое мнение, быть услышанным, что снимает дальнейшее речевое напряжение на уроках.
Рассматриваемые в работе ролевые игры служат инструментом сохранения высокого мотивационного уровня у обучающихся, что особенно важно на старшем этапе обучения, когда интерес к обучению падает. Разделение школьников на группы и пары в процессе выполнения заданий на развитие диалогических навыков является наиболее эффективным способом оптимизации времени, так как в группах обычно находится значительное количество учащихся. Таким образом, использование ролевых игр оправданно, они выступают естественным компонентом учебного процесса. При этом главной целью является не оценить навыков ученика, а дать возможность отбросить языковой барьер.
Анализ представленных в выбранном УМК 10 класса заданий на развитие диалогической речи показал, что их количество недостаточно, был разработан комплекс упражнений к отдельно взятому разделу учебника. Представленные в нем задания способствуют:
- стимулированию мотивации учеников к говорению;
- формированию коммуникативных умений;
- лучшему запоминанию как изученной, так и недавно приобретенной лексики.
Разработанный в процессе исследования комплекс может быть использован на уроках английского языка как дополнение к другим УМК, задания соответствуют уровню и возрастным особенностям учеников.
Обобщая вышеизложенное, можно утверждать, что поставленные в исследовании задачи выполнены, цель достигнута.
Подобные работы
- Обучение диалогической речи на уроках английского языка в основной школе в условиях реализации деятельностного подхода
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2019 - Обучение диалогической речи на английском языке обучающихся начальных классов в средней общеобразовательной школе
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2022 - Ситуативность в обучении иностранному языку в средней общеобразовательной школе
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4315 р. Год сдачи: 2024 - Интерактивные технологии как средство обучения монологической и диалогической речи на иностранном языке в 6 классе
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2018 - ОБУЧЕНИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В 9 КЛАССЕ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ДИСКУССИОННОГО ОБЩЕНИЯ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4965 р. Год сдачи: 2021 - ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ И ЛЕКСИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ НЕМЕЦКИХ ПОСЛОВИЦ НА СРЕДНЕМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Особенности обучения иноязычному говорению с
использованием игровых технологий детей младшего возраста
Магистерская диссертация, языкознание. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018 - МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕЙ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ
ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО КАПИТАЛА ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ
Бакалаврская работа, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2017 - Реализация программы развития универсальных учебных действий на
уроке иностранного языка в средней школе
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2018



