Объект исследования - Ракетно-космический завод ГКНПЦ им. М.В. Хруничева.
Проведен анализ данных за 2020-2022 годы.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..……4
Глава 1 Теоретические основы анализа внутренней и внешней среды предприятия...6
1.1. Обзор понятий внутренней и внешней среды бизнеса...6
1.2. Изучение методов и инструментов для проведения анализа внутренней и внешней среды...14
1.3. Роль анализа внутренней и внешней среды в стратегическом планировании….17
Глава 2. Анализ внутренней и внешней среды предприятия ГКНПЦ имени М. В. Хруничева…24
2.1 Анализ внутренней среды предприятия…24
2.1.1 Изучение структуры и организации предприятия………………………..24
2.1.2 Анализ функциональных областей предприятия: производство, маркетинг, финансы, управление персоналом и др…26
2.1.3 Оценка ресурсов и компетенций предприятия………………………..….30
2.1.4 Идентификация сильных и слабых сторон предприятия…………….….31
2.2 Анализ внешней среды предприятия……33
2.2.1 Изучение макроэкономических и политических факторов, влияющих на предприятие…33
2.2.2 Анализ отраслевой среды и конкурентных условий…………………….36
2.2.3 Рассмотрение социокультурных и технологических аспектов внешней среды…39
2.2.4 Определение возможностей и угроз внешней среды для предприятия..41
Глава 3. Влияние анализа внутренней и внешней среды на планирование деятельности фирмы……………………………………………………………..43
3.1 Идентификация ключевых факторов, определяющих успешное планирование деятельности……………………………………………………..43
3.2 Определение стратегических приоритетов на основе анализа среды…….44
3.3 Разработка и реализация стратегий роста и развития предприятия……..46
3.4 Управление рисками и адаптация к изменяющейся среде……………......48
Заключение....50
Список используемых источников....52
Актуальность работы состоит в том, что на сегодняшний день, стратегическое планирование на предприятии является основным инструментом повышения конкурентоспособности организации.
Множество факторов оказывает влияние на выбор стратегии: уровень конкуренции, политическая составляющая, экономическая составляющая, а также собственные возможности организации. Именно постоянный рост конкуренции создает необходимость для выявления все новых видов стратегий, а именно необходим анализ внешней и внутренней среды предприятия Основной проблемой при стратегическом планировании является неверная оценка всех ресурсов и возможностей организации, т.е. неверная оценка стратегического потенциала компании, что говорит об актуальности данной темы.
Целью данной работы является исследование анализа внутренней и внешней среды предприятия и его влияние на планирование деятельности фирмы.
Чтобы раскрыть цель работы, предстоит решить ряд задач:
- рассмотреть теоретические основы анализа внутренней и внешней среды предприятия;
- провести анализ внутренней и внешней среды предприятия ГКНПЦ имени М. В. Хруничева
- рассмотреть влияние анализа внутренней и внешней среды на планирование деятельности фирмы:
- разработать и предложить мероприятия по совершенствованию предприятия.
Объект исследования – ГКНПЦ имени М. В. Хруничева
Предмет исследования – методы оценки анализа внешней и внутренней среды предприятия ГКНПЦ имени М. В. Хруничева.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в ходе анализа литературы получены знания, которые будут полезны и значимы для написания исследования. Для этого были изучены статьи, учебники по теме.
Практическая значимость данного исследования заключается в том, что материал, который был написан в ходе исследования, может быть применен на лекциях для студентов, на семинарах, конференциях.
Используемые методы научного исследования: абстрактно-логический, системный, метод синтеза и анализа, группировки.
Данное исследование имеет следующую структуру: введение, теоретическую часть, аналитическая часть, проектная часть, заключение, библиографический список.
В заключении можно подвести итог по работе.
Во введении определены основные задачи и цели, которые предстояло решить в ходе исследования. Также была выявлена актуальность данного исследования, объект, предмет, теоретическая и практическая значимость и структура работы.
В заключении сформированы основные выводы по работе.
В ходе написания данного исследования была раскрыта цель работы и решены все задачи.
Первая часть работы является теоретической. В данной части работы была описана сущность и содержание внешней и внутренней среды предприятия, а также рассмотрены методы анализа и оценки внешней и внутренней среды организации. В завершении главы мы рассмотрели роль анализа внутренней и внешней среды в стратегическом планировании.
Делая вывод, можно сказать, что анализ внешней и внутренней среды играют огромную роль в стратегическом планировании предприятия, а именно выявляет конкурентов, сравнивает основные факторы, которые представляют основную угрозу для развития предприятия, а также влияет на разработку усовершенствованных методов, которые необходимы организации для того, чтобы выйти на новый уровень в продажах.
Вторая часть является аналитической и в ней был проведен анализ организационной структуры предприятия, была проанализирована организационная структура предприятия, а также анализ внешней и внутренней среды организации.
У предприятия есть определенные сбои, которые оказывают влияние на развитие организации и снижают продажи. В данное время у предприятия плохо развита информационная сторона: реклама, оповещения, баннеры и телевидение. В данной ситуации преобладают конкуренты, которые более интенсивно рекламируют свою продукцию. Также все усилия стоит направить на развитие персонала и внедрение информационных технологий в работу.
В ходе анализа было выявлено, что предприятие может включить в свою работу инновационные технологии для обслуживания клиентов и тем самым сделать свою продукцию более продаваемой. Для качества работы с поставщиками необходимо ввести повышенный и качественный контроль.
Также существуют и определенные угрозы для предприятия, а именно сильные конкуренты на рынке сбыта, сбои в сроках выполненных работ.
Все возможности и угрозы стоит пересмотреть при формировании стратегического планирования в организации.
В ходе написания третьей главы, нами были идентифицированы факторы, которые окажут благоприятное влияние на развитие организации.
Нами были предложены рекомендации по усовершенствованию деятельности организации и определена структура развития организации.
Для ГКНПЦ имени М. В. Хруничева наиболее приемлемыми будут стратегии концентрированного и интегрированного роста. В соответствии с наиболее явными угрозами (усиление давления со стороны конкурентов, высокая концентрация производства и уровень конкуренции, влияние поставщиков и потребителей) и возможностями (возможность выхода на новые рынки, широкая известность в регионе, ускорение темпов роста рынка продукции) сделаем выбор.
Предприятию необходимо использовать различную комбинацию стратегий. Именно таким образом у организации появится шанс вывести производство на следующий уровень реализации и конкурентоспособности.
1. Аршунина, Мария Внешняя среда предприятия / Мария Аршунина. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2018. - 220 c.
2. Бердников, Виктор Вячеславович Анализ и контроль в коммерческой организации. Учебник / Бердников Виктор Вячеславович. - М.: Эксмо, 2018. - 529 c.
3. Бурькова, Е. В. Анализ проблем применения интегрированных сред проектирования микропроцессорных систем / Е.В. Бурькова. - М.: Синергия, 2019. - 977 c.
4. Взаимосвязь и взаимовлияние внутренней и внешней политики. - М.: Наука, 2019. - 200 c.
5. Кобелева, И.В. Анализ финансово-хозяйственной деятельности коммерческих организаций: Учебное пособие. Гриф МО РФ / И.В. Кобелева. - М.: ИНФРА-М, 2018. - 315 c.
6. Куафе, Ф. Взаимодействие робота с внешней средой / Ф. Куафе. - Москва: РГГУ, 2018. - 453 c.
7. Лобанов, М. Внутреннее и внешнее / М. Лобанов. - М.: Советский писатель. Москва, 2019. - 240 c.
8. Мельник, М.В. Анализ и контроль в коммерческой организации / М.В. Мельник, В.В. Бердников. - М.: Эксмо, 2020. - 560 c.
9. Мельник, М.В. Анализ и контроль в коммерческой организации: учебник / М.В. Мельник, В.В. Бердников. - М.: Издательство "Эксмо" ООО, 2017. - 560 c.
10. Цымбал, Е. А. Анализ факторов, влияющих на конкурентоспособность организаций / Е.А. Цымбал. - М.: Синергия, 2019. - 962 c.