Введение 3
Глава I Традиционная классификация обстоятельств 8
1.1. Обстоятельство образа действия 8
1.2. Обстоятельства способа действия 8
1.3. Обстоятельства количества 10
1.4. Обстоятельства причины 11
1.5. Обстоятельство цели 12
1.6. Обстоятельство условия 14
1.7. Обстоятельство уступки 16
Простые предложения с обстоятельствами мотивировки 18
1.8. Простые предложения с обстоятельством причины 23
1.9. Простые предложения с обстоятельством условия 27
1.10. Простые предложения с обстоятельством уступки 33
1.11. Простые предложения с обстоятельством цели 51
1.12. Проблема обособления конструкций с обстоятельствами значений
мотивировки 63
Глава II Теоретические основы методики преподавания синтаксиса простого предложения в учебных заведениях 66
2.1. Методика синтаксиса 67
2.2. Словосочетание и предложение 68
2.3. Простое предложение 69
2.4. Главные и второстепенные члены предложения 72
2.5. Односоставные предложения с главным членом - подлежащим 76
2.6. Полные и неполные предложения 80
Заключение 82
Список литературы 85
Синтаксис (от греч. syntaxis - «сцепление», «соединение») - это составная часть грамматики, изучающей способы организации связной речи.
В течение двух тысячелетий синтаксис остается дискуссионным разделом языкознания, что обусловливается объективными трудностями его изучения и, в первую очередь, различными подходами к самому предмету
синтаксиса.
Одни исследователи определяют его как раздел грамматики, призванный изучать строй связной речи; другие полагают, что синтаксис - это наука о построении речи, способах ее организации; третьи пытаются описать грамматический строй речи в отрыве от конкретного содержания и функции структур; четвертые изучают способы соединения слов в словосочетаниях и предложениях, а так же типы предложений, их модели и функции.
Будущий учитель русского языка должен хорошо ориентироваться в вопросах синтаксиса, так как это важно для овладения учащимися системой русского литературного языка, а так же для развития лингвистического
мышления школьников.
Современная лингвистика направлена к поиску системы в многогранной синтаксической организации языка. А системное описание предложения вообще и простого в частности не может обойтись без рассмотрения регулярных взаимодействий между двумя и более семантическими структурами, которые определяются семантическими процессами. Поэтому понятно стремление ученых, которые пытаются создать типологию простого предложения на основе не только его структурных черт, но и содержательных, найти место семантически осложненного простого предложения в общей иерархически организованной синтаксической системе.
Осложненное предложение рассматривается как своеобразный синтаксический дериват, располагающийся на периферии такой системы или находящийся в переходной зоне между системами простого и сложного предложения.
Объектом исследования дипломной работы являются простые предложения с обстоятельствами мотивировки (причины, условия, уступки цели), выраженными предложно-падежной словоформой (или предложно-падежной конструкцией, представленной словоформой и зависимыми словами).
Представленная цель реализуется в процессе решения частных задач:
1. Определить сущность понятия «дополнительная предикация» и его отличия от понятий «основная предикация», «предикативность» и «полипредикативность»;
2. Проанализировать предложно-падежные конструкции с семантикой причины, условия, поступки и цели с точки зрения специфики выражения в них имплицитных категорий модальности, времени, лица.
Простое предложение с обстоятельствами мотивировки анализируется многоаспектно: со стороны значения, формы и функции синтаксических единиц, предпринимается попытка разграничения языковых и речевых сторон простого предложения как основной синтаксической единицы. Все характеристики простого предложения и его компонентов даются в аспекте предикативного значения как конструирующего и дифференцирующего признака предложения. Следовательно, простое предложение с обстоятельствами мотивировки описываются в структурно-семантическом аспекте.
Предметом ВКР является обстоятельственно-мотивирующая семантика и особенности ее выражения в структуре простого предложения.
Актуальность представляемой работы обусловливается системоорганизующим значением предложений, в синтаксической системе русского языка межуровневое положение - между простыми и сложными предложениями.
Основные цели выпускной квалификационной работы:
1. Комплексное описание простых предложений с обстоятельственным значением мотивировки;
2. Их классификация.
Конкретные задачи исследования определяются поставленными целями и состоят в следующем:
1. Рассмотреть соотношение разрядов наречий и обстоятельств;
2. Представить классификацию традиционных разрядов обстоятельств;
3. Рассмотреть простые предложения с обстоятельством причины;
4. Рассмотреть простые предложения с обстоятельством условия;
5. Рассмотреть простые предложения с обстоятельством уступки;
6. Рассмотреть простые предложения с обстоятельством цели. Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в ней рассматривается ряд ключевых понятий современной теоретической грамматики: «предикативная структура предложения», «дополнительная предикация», «модель предложения», «типовое значение предложения».
Практическая значимость исследования состоит в комплексном описании простых предложений с обстоятельственными конструкциями мотивировки. Материалы и результаты исследования могут быть использованы при изучении синтаксиса простого предложения в вузе и школе.
Основные результаты исследования:
1. Всесторонне рассмотрены простые предложения с обстоятельственным значением мотивировки;
2. Определена система средств выражения обстоятельственного значения мотивировки в структуре простого предложения.
Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.
Переходность мы понимаем как явление, вызванное способностью языковых единиц к структурному и семантическому преобразованию. Под переходом будем понимать процесс преобразования дифференциальных признаков языковой единицы одного класса и приобретение этой единицей дифференциальных признаков другого класса. Явления переходности в синтаксисе существуют тогда, когда между отдельными предложениями есть переходная зона, и явления, входящие в переходные звенья, характеризуются синкретизмом свойств, т.е. свойств, которые возможно отнести и к тому и к другому языковому явлению. В синтаксисе также принято называть переходными синтаксическими конструкциями. К ним относятся синтаксические конструкции, связанные с парадигматическими оппозициями: «простое - сложное предложение», « двусоставное - односоставное предложение» и др.
Обстоятельство - один из второстепенных членов предложения. Вопрос о второстепенных членах в отечественном языкознании не получил однозначного решения. Спорным является как само выделение этой категории, так и определение критериев классификации второстепенных членов предложения. Представители логического (А.Х. Востоков, Н.И. Греч) направления основным критерием выделения второстепенных членов предложения считали значение. Ф.И. Буслаев предлагал выделять второстепенные члены «по синтаксическому употреблению» и «по значению». Сторонники формально-грамматического направления устанавливали систему второстепенных членов на основе полного соответствия частям речи (теория морфологизированных и неморфологизированных определений, дополнений и обстоятельств А.А. Потебни и его последователей), либо на основе синтаксических связей (теория согласуемых, управляемых, примыкающих членов A.M. Пешковского).
На данном этапе развития синтаксической науки ведущим является семантический подход к выделению второстепенных членов предложения. При выделении их типов учитывается:
1) семантика словоформы, выступающей в роли второстепенного члена предложения;
2) вхождение (не вхождение) словоформы в словосочетание в качестве зависимого компонента;
3) роль словоформы в формировании синтаксической и семантической структуры предложения.
Обстоятельство обозначает характеристику действия: весело поют; признака: очень добрый; или ситуации: каждый вечер играл оркестр.
Обстоятельства выражаются наречиями, деепричастиями и формами косвенных падежей существительного. По значению выделяются обстоятельства образа действия, меры и степени, места, времени, причины, цели, условия, уступки, сопутствующей характеристики.
Разряды наречий и разряды обстоятельств - это две стороны и две ступени детализации одной и той же абстракции на нижнем и на высоком уровне, порожденные одними и теми же потребностями в акте общения.
У каждого члена предложения есть признаки объединительные и разграничительные. В обстоятельстве косвенные падежи составляют объединительные формы, а наречия - их ограничительные формы. Косвенные падежи не отграничивают обстоятельства от дополнений, а наречия отграничивают. Позиции дополнений и обстоятельств всегда расходятся.
Обстоятельство всегда занимает в структуре простого предложения синтаксически зависимую позицию.
Занимая синтаксически зависимую позицию, обстоятельство всегда выступает как семантический конкретизатор глагола - сказуемого.
Выступая в этом качестве, одиночные обстоятельства и обстоятельственные конструкции, в свою очередь, выступают как основное средство выражения (в структуре простого предложения) причинно-следственной мотивировочной семантики - значений причины, следствия, условия, уступки и цели.
Обстоятельства выражаются наречиями, деепричастиями, именами существительными с предлогами и без предлогов, инфинитивом.
Семантическое и ритмико-интонационное выделение мотивирующих обстоятельств, их способность выражать добавочное сообщение -неразвернутое грамматическое значение, в отличии от предикативности -развернутого грамматического значения, - создают условия для их обособления.
Осложнение структуры простого предложения обусловливается наличием в их составе таких компонентов, которые, формально выполняя функцию второстепенного члена предложения (обстоятельственного детерминанта со значением причины, условия, уступки и цели), фактически осложняют семантическую структуру высказывания «добавочным сообщением», тем самым сближая его по содержательной емкости со сложным предложением, поскольку заключает номинацию нескольких событий. Обстоятельственные компоненты с причиной (в широком смысле слова) семантикой передают в структуре простого предложения коммуникативно-заданные синтаксические отношения (отношения мотивировки) между основной частью предложения и самим обстоятельственным членом. В плане формальной устроенности обстоятельственная предложно - падежная конструкция обладает собственной организацией, благодаря чему является выразителем дополнительного предикативного значения - дополнительного по отношению к универсальному значению предложения - предикативности.
Имея сходство с основной предикацией, дополнительная предикация передает не основное, а дополнительное высказывание. Наличие дополнительного высказывания формирует возможность трансформационных преобразований - простых предложений в сложные.
Например: Женской прислуги он не держал из страха, чтобы о нем не подумали дурно (А. Чехов). - Женской прислуги он не держал, потому что страшился ( боялся); Она просыпалась от потрескивания березовых поленьев (Г. Бакланов). - Она просыпалась, потому что потрескивали березовые поленья. Содержание дополнительного высказывания составляет логически устанавливаемое событие - устанавливаемого на основе знаний, опыта и т.д. мыслящего субъекта - познающего и говорящего о результатах познания.
Связь дополнительной предикации с моментом речи осуществляется опосредованно, через другую ситуацию, которая реализуется в предложении предикативной основой. А отсюда, соответственно, вытекает синтаксическая и семантическая зависимость обстоятельств мотивировки от основной части предложения.
Дополнительная предикация как структурная основа выражения добавочного (обстоятельственного) сообщения представляет собой усеченную непредикативную конструкцию. Специфика этой конструкции, в отличие от основной предикации, состоит в том, что присущие ей имплицитные грамматические значения могут быть выявлены (с опорой на грамматические значения глагола-сказуемого предложения) только при трансформации обстоятельственного оборота со значением мотивировки в придаточное предложение. Возможность трансформации позволяет утверждать, что простые (монопредикативные) предложения с обстоятельствами мотивировки являются потенциально полипредикативными предложениями. Иными словами, простые предложения с обстоятельствами мотивировки знаменуют собой переходную - от простого предложения к сложному - ступень. Это предложения переходного типа.
1. Акимова, Г.Н. Новое в синтаксисе современного русского языка. - М.: Высшая школа, 1990. - 168с.
2. Апресян, Ю.Д. Синтаксис и семантика в синтаксическом описании // Единицы разных уровней грамматического строя и их взаимодействие. - М., 1959. - 273 с.
3. Арутюнова, Н.Д. Типы языковых значений: Оценка. Событие. Факт. - М.: Наука, 1988. - 376 с.
4. Арутюнова, Н.Д. К проблеме функциональных типов лексического значения // Аспекты семантических исследований. - М., 1980. - 226 с.
5. Ахманова, О.С. Словарь лингвистических терминов. - М.: Энциклопедия, 1989.
6. Бабайцева, В.В. Переходные конструкции в синтаксисе. - М., 2002.
7. Бабайцева, В.В. Виды разбора на уроках русского языка. - М., 1989.
8. Бахтин, М.М. Высказывание как средство общения. Отличие этой единицы от единиц языка (слова и предложения) // Автор и герой к философским основам гуманитарных наук. - М.,2000. - С.258 - 298.
9. Бондарко, А.В. Вид и время русского глагола. - М., 1990.
10. Бортэ, Л.В. Анализ синтаксической категории условия (на материале русского языка первой половины 19 века) // НДВШ: Ф.Н. - 1980, - №6.
11. Буслаев, Ф.И. Историческая грамматика русского языка. - М., 1959.
12. Величко, А.В., Туманов, Ю.А., Чагина, О.В. Простое предложение. Опыт семантического описания. - М., 1986.
13 Вендина, Т.И. Введение в языкознание. - М., 2001.
14. Вольф, Е.М. Состояние и признаки. Оценки состояний // Семантические типы предикатов. - М., 1982. - 322 с.
15. Востоков, В.В. Система грамматических значений в современном русском языке: Автореф. дисс. докт. филол. наук. - М., 2000. - 32 с.
16. Гак, В.Г. Языковые преобразования. - М.: Языки русской культуры,202. -768 с.
17. Гиматова, Е.П. Лексика и синтаксис на уроках морфологии. - Рус. яз. в школе, 1990, № 1.
18. Золотова, Г.А., Онипенко, Н.К., Сидоров, М.Ю. Коммуникативная грамматика русского языка. - М., 1998. - 528 с.
19. Камынина, А.А. О роли предлогов в формировании предикативного значения // Синтаксические связи в русском языке. - Владивосток, 1978.
20. Камынина, А.А. Обстоятельственные обороты в структуре простого предложения // Вестник МГУ: Сер. X - филология, 1976, № 5.
21 Коняшкин, А. М. Биинфинитивные предложения в русском языке: Автореф. дисс. докт. филол. наук. - М., 2002. - 35 с.
22. Коняшкин, А.М. Система многоаспектной организации биинфинитивных предложений. Абакан, 2002. - 214 с.
23. Лекант, П. А. Современный русский язык. - М., 2001.
24. Лекант, П. А. Предикативная структура предложения // средства выражения предикативных значений предложения. - М., 1983.
25. Лекант, П. А. К вопросу о модальных разновидностях предложения // Современный русский язык: лингвистический сборник. - М., 1976. - Вып. 6
26. Лекант, П. А. Синтаксические категории субъекта лица, агенса в структуре простого предложения // Проблемы русского языкознания: лингвистический сборник. - М., 1976. - Вып.5, с. 124.
27. Маркелова, Т.В. Семантика оценки и средства её выражения в русском языке: Авторефф. дисс. Докт. филолог, наук. - М., 1996. - 35 с.
28. Михайловская, Н.Г. К вопросу о «специальных словах» в составе лексико-семантической группы // Терминология и культура речи. - М.: Наука, 1981.
29. Озерская, В.П. Что такое изучение морфологии на синтаксической основе. - Рус. яз. в школе, 1990, № 5.
30. Онипенко, Н.К. Система именных, каузативных синтаксем современного русского литературного языка: АКД. - М., 1985. - 17 с.
31. Онипенко, Н.К. О моно- и полисубъектных версиях причинности // Современный русский язык: словосочетание и предложение. -Владимир, 1986.
32. Прохорова, В.И. Специальная терминология в современном русском литературном языке // Русский язык в школе. - 1962. - № 3
33. Реформатский, А.А. Введение в языкознание. - М., 2000
34. Русская грамматика: в 2-х т. - М., 1979. - т. 2. - 773 с.
35. Русская грамматика: в 2-х т. - М., Наука 1980 - т. 2 - 562с.
36 . Селиверстова, О. Н. Второй вариант классификационной сетки и описание некоторых предикатных типов русского языка // Семантические типы предметов. - М., 1982.
37. Семантика словоформы в высказывании: Межвуз. Сб. наук. Тр. -М.,МПУ, 1996
38. Современный русский язык / под ред. Д. Э. Розенталя. - М., 1979.
39. Соловьева, Л.Н. Специальная терминология в современном русском литературном языке // Русский язык в школе. - 1998. - №2.
40. Солодова, О.В. Словарь лингвистических терминов. -М.:Энциклопедия, 1993.
41. Струкова, Н.Б. Простое предложение. - М., 2001.
42. Текучев, А.В. Грамматический разбор в школе. - М, 1989.
43. Тростенцова, Л.А., Галлингер, И.В. Овладение нормами современного русского литературного языка в процессе изучения синтаксиса.- Рус. яз. в школе, 1992, №4.
44. Тужиков,Т.А., Романова, М.И. Синтаксис и семантика в синтаксическом описании. - М., 1989. - 143 с.
45. Тужиков, Т.А., Романова, М.И. Языковые преобразования. - М., 1999.- 221 с.
46. Чернигина, Г.А., Николаева, В.В. Переходные конструкции в синтаксисе. - М., 2001. - 47 с.
47 Чернигина, Г.А., Николаева, В.В. Новое в синтаксисе современного
русского языка. - Волгоград, 2001. - 21 с.
48 Ширшов, И.А. О логике морфологического разбора. - Рус. яз. в школе, 1999, №4.
49. Юмашева, О. А. Синтаксис простого предложения в современном русском языке. - Волгоград, 2000. - 64 с.
50. Юмашева, О.А. Характеристика конструкций простого предложения. - М.,2001. - 78 с.
51. Ярыгина, Е.С. Простые предложения с обстоятельствами мотивировки в современном русском языке: Учебное пособие по спецкурсу. - Иошкар -Ола:МГПИ, 1999. - 92 с.