Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование образного мышления у учащихся детских музыкальных школ по классу фортепиано на примере прелюдий К. Дебюсси

Работа №160175

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы67
Год сдачи2024
Стоимость4395 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
11
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ ДЕТСКИХ
МУЗЫКАЛЬНЫХ ШКОЛ ПО КЛАССУ ФОРТЕПИАНО НА ПРИМЕРЕ ПРЕЛЮДИЙ К. ДЕБЮССИ 6
1.1. Категория «образное мышление» как научно-теоретическая проблема в
педагогике музыкального образования 6
1.2. Организационно-педагогические условия формирования образного
мышления у учащихся детских музыкальных школ по классу фортепиано на примере прелюдий К. Дебюсси 35
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ ДМШ ПО КЛАССУ ФОРТЕПИАНО НА ПРИМЕРЕ ПРЕЛЮДИЙ К. ДЕБЮССИ 39
2.1. Процедура и методы исследования 39
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 62

Актуальность исследования. В процессе обучения игре на фортепиано, кроме работы над сугубо техническими моментами освоения произведений, особое внимание уделяется развитию образного мышления.
Образное мышление понимается нами как вид художественного отражения действительности, основанный на ее целенаправленном познании, посредством восприятия, преобразования и передачи музыкально-звуковых образов. Формирование у учащихся старших классов детских музыкальных школ образного мышления помогает ученикам лучше выражать свой музыкальный замысел, чувствовать стиль исполнения музыки, находить верную и оправданную интерпретацию музыкальных пьес.
Эффективное формирование образного мышления у учащихся музыкальных школ по классу фортепиано может быть достигнуто через анализ и исполнение прелюдий Клода Дебюсси.
Клод Дебюсси является одним из великих композиторов в истории мирового искусства. Его музыка, полная живописных звуковых образов, способствуют развитию воображения и креативного мышления у учащихся. Художественные образы прелюдий К. Дебюсси навеяны атмосферой природы, мифами и впечатлениями от окружающего мира, что способствует стимулированию детской фантазии, эмоционального восприятия мира, а значит образного мышления учащихся.
Именно в этом заключается актуальность исследования.
Обозначенные аспекты позволили сформулировать проблему исследования: каковы педагогические условия по формированию образного мышления у учащихся ДМШ по классу фортепиано на примере прелюдий К. Дебюсси. Данная проблема повлияла на выбор темы исследования: «Формирование образного мышления у учащихся ДМШ по классу фортепиано на примере прелюдий К. Дебюсси».
Цель исследования - разработка педагогических условий формирования образного мышления у учащихся ДМШ по классу фортепиано на примере прелюдий К. Дебюсси.
Объект исследования: процесс формирования образного мышления у учащихся ДМШ по классу фортепиано на примере прелюдий К. Дебюсси.
Предмет исследования: педагогические условия формирования образного мышления у учащихся ДМШ по классу фортепиано на примере прелюдий К. Дебюсси.
Гипотезой исследования послужило предположение о том, что формирование образного мышления у учащихся ДМШ по классу фортепиано на примере прелюдий К. Дебюсси будет эффективно, если реализованы следующие организационно-педагогические условия:
1) отбор музыкального репертуара;
2) разработка творческих заданий;
3) организация творческого взаимодействия педагога и обучающегося;
4) создание творческой атмосферы на занятиях по классу фортепиано.
Задачи исследования:
1. проанализировать категорию «образное мышление» как научно-теоретическую проблему в педагогике музыкального образования;
2. разработать организационно-педагогические условия
формирования образного мышления у учащихся ДМШ по классу фортепиано на примере прелюдий К. Дебюсси.
3. осуществить опытно-экспериментальную работу и выполнить анализ полученных результатов.
Методы исследования: теоретический анализ литературы по проблеме исследования, анализ и обобщение, педагогический эксперимент, наблюдение, беседа, анкетирование, статистическая обработка данных.
В ходе подготовки данной работы использованы труды педагогов и психологов В.П. Анисимова, В.В. Ванслова, Д.К. Кирнарской, А.Н. Малюкова, Е.А.Смолиной, К.В. Тарасовой, В.Н. Харькина, Г.М. Цыпина; специалистов по эстетическому воспитанию М.С. Кагана, Н.И. Киященко, В.П. Матониса; труды педагогов-музыкантов Э.Б. Абдуллина, Ю.Б. Алиева, О.А. Апраксиной, Л.А. Безбородовой, Е.А. Бодиной, О.В. Грибковой, Е.Д. Критской, И.В. Сокериной, Л.В. Школяр, Л.И. Уколовой, М.С. Осенневой и др..
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В начале педагогического эксперимента мы констатировали, что уровень формирования образного мышления у учащихся ДМШ по классу фортепиано на примере прелюдий К. Дебюсси достаточно низкий. Данное обстоятельство указывало на необходимость разработки и внедрения эффективных педагогических условий для развития данного аспекта музыкального образования.
Для решения данной проблемы нами реализованы следующие педагогические условия:
1) отбор музыкального репертуара;
2) разработка творческих заданий;
3) организация творческого взаимодействия педагога и обучающегося;
4) создание творческой атмосферы на занятиях по классу фортепиано.
В ходе исследования установлено, что применение вышеуказанных педагогических условий позволяет эффективно развивать образное мышление у учащихся ДМШ. Результаты показали значительное улучшение восприятия и интерпретации музыкальных образов, а также повышение креативности и выразительности в игре на фортепиано.
Это подтверждает, что формирование образного мышления учащихся через изучение прелюдий К. Дебюсси является эффективным методом, способствующим развитию их музыкальных способностей и творческого потенциала.
Таким образом, результаты исследования позволяют заключить, что реализация описанных педагогических условий способствует успешному формированию образного мышления у учащихся ДМШ по классу фортепиано на примере прелюдий К. Дебюсси, что и требовалось доказать.



1. Абдуллин Э.Б. Методологическая подготовка учителя музыки. - М.: Академия, 1991. - 405 с.
2. Абдуллин Э.Б. Теория музыкального образования. - М.:
Академия, 2004. - 336 с.
3. Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. Методика музыкального
образования. - М.: Музыка, 2006. - 336 с.
4. Алексеев А.Д., Французская фортепианная музыка конца XIX - начала XX вв. - Москва: Академия педагогических наук, 1961. -220 с.
5. Амонашвили, Ш. А. Педагогическая симфония: гуманно-личностный подход к образованию / Шалва Амонашвили. - Москва: Амрита, 2019. - 312 с.
6. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе. - М.: Просвещение, 1983. - 222 с.
7. Арановский М.Г., Мышление, язык, семантика. Проблемы музыкального мышления. - Москва: Музыка, 1974. - С.90-95
8. Арестова А.Ю. Опыт переживания в музыкально-эстетическом
воспитании детей // Педагогика искусства. Электронный научный журнал учреждения Российской академии образования «Институт художественного образования», 2010. - № 4. -С. 1 - 7. - [Электронный ресурс]. -
http: //www. art-education.ru/electronic-j ournal/opyt-perezhivaniya-v- muzykalnoesteticheskom-vospitanii-detey (дата обращения: 14.02.2024).
9. Асафьев Б.В. Музыка в современной общеобразовательной школе // Вопросы музыки в школе. - Л.: Брокгауз-Ефрон, 1926. - 290 с.
10. Асафьев Б.М. Музыкальная форма как процесс. - Москва: Музыка, 2003. - 376 с.
11. Безбородова, Л. А. Теория и методика музыкального образования. - Москва: Флинта, 2018. - 236 с.
12. Благинина Т.И. Подготовка будущих учителей к художественному анализу музыкальных произведений: автореф. дис. ... канд. пед. наук. 13.00.02 / Благинина Т.И. - М., 1995. - 19 с.
13. Благинина Т.И., Орлова Н.Н. Пути формирования исполнительского репертуара учителя-музыканта в вузе // Образование и музыка в современном мире: сб. науч. ст. по материалам всерос. с международ. участием симп. / отв. ред. Т. А. Шипилкина, Т. И. Благинина, В. В. Михалева. - Пенза: Пенз. гос. ун-т, 2020. - С. 90 - 94.
14. Бодина, Е. А. История музыкальной педагогики. От Платона до Кабалевского. - Москва: Юрайт, 2019. - 234 с.
15. Бодина, Е. А. Музыкальная педагогика и педагогика искусства. Концепции XXI века. - Москва: Юрайт, 2019. - 333 с.
16. Борис В.О., Борисова Н.И., Кобозева И.С., Чинякова Н.И., Формирование музыкального мышления как психолого-педагогическая проблема. - Москва, 2015, - URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/formirovanie-muzykalnogo-myshleniya-kak-psihologo-pedagogicheskaya-problema/viewer,(дата обращения 26.01.2024).
17. Бочкарёв Л. Психология музыкальной деятельности. - М.:
Институт психологии РАН, 1997. - 280 с.
18. Быков В.Н., Дебюсси и музыка XX века: Сб. статей: Новаторские черты фортепианного творчества Дебюсси. — Ленинград: Музыка, 1983. C. 45-46
19. Выготский Л.С. Психология искусства. - М.: Искусство, 1986. - 572 с.
20. Выготский Л.С., Мышление и речь. — Москва: Нац. образование, 2016. - C.112-113
21. Гербарт И. Ф., Психология. - Москва: Территория будущего, 2007. - 282 с.
22. Кабалевский Д. Музыка в воспитании и развитии ребёнка. Роль музыкальной культуры в жизни детей. - Москва: Амрита-Русь, 2018. - 224 с.
23. Каган М. С. Музыка в мире искусств: учеб. пособие для вузов / М. С. Каган. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Юрайт, 2020. - 218 с. - (Антология мысли). - Текст: непосредственный.
24. Ключникова Е.В., Как учить музыке одарённых детей. - Москва: Классика-XXI, 2019. - 240 с.
25. Кокорева Л.М., Клод Дебюсси. - Москва: Музыка, 2010 - 123¬ 125 с.
26. Коменский, Я. А. Учитель учителей. - Москва: Карапуз, 2008. - 288 с.
27. Кузякина, Т. И. Музыкальная культура личности как сложная система приобщения к миру искусства // Вестник ЧГУ. - 2007. - №3. - С. 354
- 358. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/muzykalnaya-kultura-lichnosti-kak- slozhnaya-sistema-priobscheniya-k-miru-iskusstva(дата обращения: 08.11.2023).
28. Личностно-ориентированная педагогика. Понятие и цели настоящего образования (по трудам С.И. Гессена) / сост.: Е. Г. Осовский. - М.: Амрита-Русь, ИД Шалвы Амонашвили, 2020. - 248 с.
29. Мариупольская, Т. Г. Подготовка педагога-музыканта для общеобразовательной школы: прошлое и настоящее. // Наука и школа. - 2015.
- № 3. - С. 174-179. - URL:https://reader.lanbook.com/j ournalArticle/452314#2(дата обращения: 04.11.2023).
30. Музыка в современном мире : наука, педагогика,
исполнительство : Сборник статей по материалам XVI Международной научно-практической конференции, Тамбов, 14 февраля 2020 года / Редколлегия: О.В. Немкова, О.В. Генебарт, Е.О. Казьмина. - Тамбов: Тамбовское областное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тамбовский государственный музыкально-педагогический институт им.
С.В.Рахманинова», 2020. - 688 с.
31. Музыка: 1-8 кл.: прогр. общеобразов. учреждений / М-во образования и науки РФ; под рук. Д. Б. Кабалевского. - 4-е изд. - Москва: Просвещение, 2007. - 224 с.
32. Музыкальное искусство и образование : Сборник научных статей Всероссийского с международным участием научно-методического семинара, Пенза, 17-19 февраля 2022 года. - Пенза: Пензенский государственный университет, 2022. - 192 с.
33. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. - Москва: Академия, 1999. - 453 с.
34. Невская О.В., Как исполнять импрессионистов. - Москва: Классика- XXI, 2008 - 140 с.
35. Основы педагогического мастерства / И.А. Зязюн, И.Ф. Кривонос, Н.Н. Тарасевич и др., под ред. И. А. Зазяна. - М.: Просвещение, 1989. - 302 с.
36. Полозов С.П., Музыкальное мышление как фактор
формирования и развития музыкальной культуры: Информационное основание. - Москва, 2010 - URL:
https://lib.tsu.ru/mminfo/000063105/340/image/340-O7O.pdf. (дата обращения 07.12.2023).
37. Прокофьев Г. П., Формирование музыканта-исполнителя- пианиста. Под редакцией Теплова Г.М. - Москва: Академия педагогических наук. 1956г. - 478 c.
38. Рачина Б.С. Технологии и методика обучения музыке в общеобразовательной школе / Б.С. Рачина. - М.: Композитор, 2012. - 544 c.
39. Савина Е.А., Введение в психологию. Курс лекций. - Москва: Прометей МПГУ, 1998. — 252 с.
40. Соколов О.В., О принципах структурного мышления в музыке. Проблемы музыкального мышления. - Москва: Музыка, 1974. - С. 153-154
41. Тихонова Е.В., Федорович Е.Н., Основы музыкальной психологии. - Екатеринбург: Директ-Медиа, 2014. - 218 с
42. Традиции и инновации в современном культурно¬образовательном пространстве : Материалы XII международной научно - практической конференции, Москва, 23 ноября 2021 года / Под научной
редакцией Л.А. Рапацкой, отв. ред. В.В. Гетьман, редколлегия М.С. Осеннева, Н.И. Дружкова, Е.А. Шкапа. - Москва: Московский
педагогический государственный университет, 2022. - 259 с.
43. Ушакова Л. Г. Музыкальное мышление: становление
представлений взглядов, теорий. - Иркутск, 2012, -
URL: http: //www.publishing-vak.ru/file/archive-psycology-2012-5/2-ushakova.pdf,(дата обращения 21.02.2024).
44. Цагарелли Ю.А., Психология музыкально-исполнительской деятельности. - Санкт-Петербург: Композитор, 2008. - 367 с.
45. Цыпин Г.М. Музыкант и его работа: проблемы психологии творчества. - М.: Юрайт, 1988. - 420 с.
46. Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности. - М.: Юрайт, 2003. - 368 с.
47. Чечет Т.Н. Подготовка будущих учителей к созданию эмоционально-эстетических ситуаций в процессе личностно¬ориентированного обучения. -Автореф. дисс. к.п.н., Волгоград, 1997. - 21 с.
48. Шапинская Е.Н. Музыка на все времена: классическое наследие и современная культура // Знание. Понимание. Умение, 2015. - № 3. - С. 152 - [Электронный ресурс]. - https://cyberleninka.ru/article/n/muzyka-na-vse- vremena-klassicheskoe-nasledie-i-sovremennaya-kultura(дата обращения: 07.04.2023)
49. Шмитц Р., Дебюсси и музыка XX века: Сб. статей: Прелюдии Дебюсси. — Ленинград: Музыка, 1983. C. 23-25.
50. Шульпяков О.Ф., Работа над художественным произведением и формирование музыкального мышления исполнителя. - Санкт-Петербург: Композитор, 2005 - С.23-24
51. Эльконин Д.Б., Детская психология: учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования - Москва: Академия, 2011. - 383 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ