ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ДИЗОРФОГРАФИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
|
Введение 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ДИЗОРФОГРАФИЧЕСКИХ ОШИБОК В ПИСЬМЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
1.1. Особенности развития детей, имеющих статус ОВЗ 6
1.2. Дизорфография и особенности ее проявления у детей с ОВЗ 9
1.3. Логопедическая работа по преодолению дизорфографии и методы
коррекции дизорфографических ошибок 15
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ДИЗОРФОГРАФИЧЕСКИХ ОШИБОК В ПИСЬМЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
2.1. Организация исследования и характеристика диагностической
программы 18
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 22
ГЛАВА III. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ ДИЗОРФОГРАФИЧЕСКИХ ОШИБОК В ПИСЬМЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
3.1. Организация и содержание коррекционной работы по
преодолению дизорфографии у младших школьников с ОВЗ 33
3.2. Определение уровня эффективности проведенной коррекционной работы 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 59
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ДИЗОРФОГРАФИЧЕСКИХ ОШИБОК В ПИСЬМЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
1.1. Особенности развития детей, имеющих статус ОВЗ 6
1.2. Дизорфография и особенности ее проявления у детей с ОВЗ 9
1.3. Логопедическая работа по преодолению дизорфографии и методы
коррекции дизорфографических ошибок 15
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ДИЗОРФОГРАФИЧЕСКИХ ОШИБОК В ПИСЬМЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
2.1. Организация исследования и характеристика диагностической
программы 18
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 22
ГЛАВА III. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ ДИЗОРФОГРАФИЧЕСКИХ ОШИБОК В ПИСЬМЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
3.1. Организация и содержание коррекционной работы по
преодолению дизорфографии у младших школьников с ОВЗ 33
3.2. Определение уровня эффективности проведенной коррекционной работы 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 59
Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации», образование лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) является одним из приоритетных направлений деятельности системы образования Российской Федерации. В связи с этим одним из важнейших направлений работы является внедрение в сферу образования и воспитания детей с ОВЗ индивидуального подхода с учетом особенностей и возможностей каждого отдельного ребенка. Это отражено в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования обучающихся с ОВЗ, в котором предлагаются научно обоснованные варианты реализации права каждого ребенка на образование вне зависимости от региона проживания, тяжести нарушения развития, способности к освоению академической программы.
Исследователями отмечается, что в современной ситуации развития инклюзивной практики среди учащихся увеличивается число детей с нарушениями в развитии, в том числе со стойким нарушением в усвоении и использовании правил орфографии (дизорфография). Письмо таких учащихся изобилует разнообразными орфографическими ошибками, имеющими тенденцию приобретать стойкий характер. У большинства детей дизорфография выявляется во 2-3 классах. Без соответствующей коррекционной работы неусвоение правописания приобретает не только стойкий и специфический характер, но имеет тенденцию к усугублению симптоматики в средних и старших классах. Это способствует снижению успеваемости по ряду предметов, отрицательно влияет на эмоционально-волевую сферу ребенку и в последующем может служить основой для возникновения не только школьной, но и социальной дезадаптации личности.
У детей с ОВЗ дизорфография может быть связана с различными особенностями их развития, такими как нарушения слуха и зрения, интеллектуальные нарушения, эмоциональные и поведенческие нарушения.
Актуальность темы обусловлена тем, что изучение дизорфографии у детей с ОВЗ может помочь разработать более эффективные методы диагностики и коррекции данного нарушения, а также может способствовать определению факторов, которые влияют на ее возникновение и упростить процесс прогнозирования и раннего выявления проблемы. Повышение качества образования для детей с ОВЗ должно включать в себя также разработку индивидуальных подходов и методов обучения, учитывающие специфические особенности детей.
Вопросы изучения феномена дизорфографии и путей ее коррекции находят свое отражение в работах Л.В. Венедиктовой, О.В. Елецкой, А.Н. Корнева, Р.И. Лалаевой, Р.Е. Левиной, Л.Г. Парамоновой, И.В. Прищеповой и др.
Цель - изучить процесс письма младших школьников с ограниченными возможностями здоровья, выявить дизорфографические ошибки и провести коррекционную работу по преодолению дизорфографии.
Объект - дизорфографические ошибки в письме младших школьников с ограниченными возможностями здоровья.
Предмет - система упражнений, направленная на коррекцию дизорфографических ошибок в письме младших школьников с ограниченными возможностями здоровья.
Гипотеза - уровень орфографической грамотности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья снижен и будет выше после проведения коррекционной работы.
Задачи:
1. Изучить литературу и научные публикации по теме исследования.
2. Провести экспериментальное исследование особенностей дизорфографических ошибок в письме младших школьников с ОВЗ.
3. Разработать программу дидактических упражнений с целью устранения дизорфографии и провести коррекционную работу по данной системе.
4. Выявить динамику уровня орфографической грамотности у детей младшего школьного возраста с ОВЗ после коррекционной работы в ходе контрольного эксперимента.
Для решения поставленных задач был использован комплекс взаимодополняющих методов исследования, адекватных предмету исследования: теоретический метод анализа используемой литературы, констатирующий эксперимент, формирующий эксперимент, контрольный эксперимент, количественный и качественный методы обработки данных, метод сравнения.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения
Исследователями отмечается, что в современной ситуации развития инклюзивной практики среди учащихся увеличивается число детей с нарушениями в развитии, в том числе со стойким нарушением в усвоении и использовании правил орфографии (дизорфография). Письмо таких учащихся изобилует разнообразными орфографическими ошибками, имеющими тенденцию приобретать стойкий характер. У большинства детей дизорфография выявляется во 2-3 классах. Без соответствующей коррекционной работы неусвоение правописания приобретает не только стойкий и специфический характер, но имеет тенденцию к усугублению симптоматики в средних и старших классах. Это способствует снижению успеваемости по ряду предметов, отрицательно влияет на эмоционально-волевую сферу ребенку и в последующем может служить основой для возникновения не только школьной, но и социальной дезадаптации личности.
У детей с ОВЗ дизорфография может быть связана с различными особенностями их развития, такими как нарушения слуха и зрения, интеллектуальные нарушения, эмоциональные и поведенческие нарушения.
Актуальность темы обусловлена тем, что изучение дизорфографии у детей с ОВЗ может помочь разработать более эффективные методы диагностики и коррекции данного нарушения, а также может способствовать определению факторов, которые влияют на ее возникновение и упростить процесс прогнозирования и раннего выявления проблемы. Повышение качества образования для детей с ОВЗ должно включать в себя также разработку индивидуальных подходов и методов обучения, учитывающие специфические особенности детей.
Вопросы изучения феномена дизорфографии и путей ее коррекции находят свое отражение в работах Л.В. Венедиктовой, О.В. Елецкой, А.Н. Корнева, Р.И. Лалаевой, Р.Е. Левиной, Л.Г. Парамоновой, И.В. Прищеповой и др.
Цель - изучить процесс письма младших школьников с ограниченными возможностями здоровья, выявить дизорфографические ошибки и провести коррекционную работу по преодолению дизорфографии.
Объект - дизорфографические ошибки в письме младших школьников с ограниченными возможностями здоровья.
Предмет - система упражнений, направленная на коррекцию дизорфографических ошибок в письме младших школьников с ограниченными возможностями здоровья.
Гипотеза - уровень орфографической грамотности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья снижен и будет выше после проведения коррекционной работы.
Задачи:
1. Изучить литературу и научные публикации по теме исследования.
2. Провести экспериментальное исследование особенностей дизорфографических ошибок в письме младших школьников с ОВЗ.
3. Разработать программу дидактических упражнений с целью устранения дизорфографии и провести коррекционную работу по данной системе.
4. Выявить динамику уровня орфографической грамотности у детей младшего школьного возраста с ОВЗ после коррекционной работы в ходе контрольного эксперимента.
Для решения поставленных задач был использован комплекс взаимодополняющих методов исследования, адекватных предмету исследования: теоретический метод анализа используемой литературы, констатирующий эксперимент, формирующий эксперимент, контрольный эксперимент, количественный и качественный методы обработки данных, метод сравнения.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения
В рамках данной работы нами были изучены особенности дизорфографических ошибок в письме младших школьников с ОВЗ. На основе изучения теоретических основ проблемы и проведения констатирующего эксперимента мы пришли к следующим выводам.
Важнейшими предпосылками усвоения правописания являются: готовность устного речевого развития ребенка и развитие познавательной деятельности детей.
Процесс овладения орфографией является сложным навыком. В качестве предпосылок успешного усвоения орфограмм детьми рассматриваются различные лингвистические, психологические и речевые факторы: достаточная сформированность фонематического анализа и синтеза, слов, познавательная активность в сфере морфологических обобщений, определенный уровень лексико-грамматического строя (сформированность синтаксического строя речи, формообразующих и словообразующих процессов), достаточная сформированность мотивации, сохранность процессов памяти, мышления, внимания и т.д.
Овладение навыком орфографически правильного письма формируется на основе достаточно высокого уровня психического развития и речевой готовности школьников. Данный процесс требует сформированности фонетических, фонематических, лексических обобщений, осознанного умения анализировать и синтезировать языковые единицы с точки зрения семантики, языкового оформления и умения соотносить их с графическим образцом.
Дизорфография у детей с ОВЗ (особенностями в развитии) проявляется в том, что ребенок испытывает трудности при написании слов и текстов из -за нарушений связной речи, плохого зрения, слабой сосредоточенности внимания и памяти. Он может перепутывать буквы, забывать и пропускать знаки препинания, делать орфографические ошибки и т.п. Дизорфография у детей с ограниченными возможностями здоровья может проявляться в более тяжелых формах, чем у детей без ОВЗ. Причины могут быть связаны с нарушениями зрительно-пространственной ориентации, моторики, слухового восприятия и понимания, переработки информации в мозге.
На основании полученных данных в экспериментальном исследовании мы можем говорить о наиболее специфических ошибках, характерных для исследуемой нами группы детей с ОВЗ - применение орфографических правил при написании диктантов, изложения и сочинения. При этом наиболее распространенными ошибками является нарушение правописания безударных гласных в словах, правописание «ча-ща» и «чу-щу» и правописание «жи-ши».
Полученные результаты выявили необходимость разработки и проведения логопедической работы по устранению и предупреждению дизорфографии у младших школьников с ОВЗ. В рамках проведения формирующего эксперимента нами были выделены четыре основных направления работы, а именно, правописание безударной гласной в корне, правописание «жи-ши», «ча-ща», «чу-щу», правописание непроизносимого согласного и формирование орфографической зоркости. Далее нами был разработан план коррекционной работы. Занятия проводились согласно плану по составленным конспектам. В конспекты были включены разработанные упражнения, направленные на развитие орфографических навыков младших школьников с ОВЗ. План занятий в рамках работы был полностью выполнен.
На этапе контрольного эксперимента была проведена вторичная диагностика уровня орфографической грамотности детей младшего школьного возраста с ОВЗ. Нами повторно было проведено исследование навыков письма на материалах диктантов, изложения и сочинения. На основании полученных результатов и проведенного анализа была выявлена положительная динамика по преодолению дизорфографии у 6 учащихся с ОВЗ.
Полученные результаты показывают эффективность проведенной логопедической работы по устранению и предупреждению дизорфографии у младших школьников с ОВЗ.
Важнейшими предпосылками усвоения правописания являются: готовность устного речевого развития ребенка и развитие познавательной деятельности детей.
Процесс овладения орфографией является сложным навыком. В качестве предпосылок успешного усвоения орфограмм детьми рассматриваются различные лингвистические, психологические и речевые факторы: достаточная сформированность фонематического анализа и синтеза, слов, познавательная активность в сфере морфологических обобщений, определенный уровень лексико-грамматического строя (сформированность синтаксического строя речи, формообразующих и словообразующих процессов), достаточная сформированность мотивации, сохранность процессов памяти, мышления, внимания и т.д.
Овладение навыком орфографически правильного письма формируется на основе достаточно высокого уровня психического развития и речевой готовности школьников. Данный процесс требует сформированности фонетических, фонематических, лексических обобщений, осознанного умения анализировать и синтезировать языковые единицы с точки зрения семантики, языкового оформления и умения соотносить их с графическим образцом.
Дизорфография у детей с ОВЗ (особенностями в развитии) проявляется в том, что ребенок испытывает трудности при написании слов и текстов из -за нарушений связной речи, плохого зрения, слабой сосредоточенности внимания и памяти. Он может перепутывать буквы, забывать и пропускать знаки препинания, делать орфографические ошибки и т.п. Дизорфография у детей с ограниченными возможностями здоровья может проявляться в более тяжелых формах, чем у детей без ОВЗ. Причины могут быть связаны с нарушениями зрительно-пространственной ориентации, моторики, слухового восприятия и понимания, переработки информации в мозге.
На основании полученных данных в экспериментальном исследовании мы можем говорить о наиболее специфических ошибках, характерных для исследуемой нами группы детей с ОВЗ - применение орфографических правил при написании диктантов, изложения и сочинения. При этом наиболее распространенными ошибками является нарушение правописания безударных гласных в словах, правописание «ча-ща» и «чу-щу» и правописание «жи-ши».
Полученные результаты выявили необходимость разработки и проведения логопедической работы по устранению и предупреждению дизорфографии у младших школьников с ОВЗ. В рамках проведения формирующего эксперимента нами были выделены четыре основных направления работы, а именно, правописание безударной гласной в корне, правописание «жи-ши», «ча-ща», «чу-щу», правописание непроизносимого согласного и формирование орфографической зоркости. Далее нами был разработан план коррекционной работы. Занятия проводились согласно плану по составленным конспектам. В конспекты были включены разработанные упражнения, направленные на развитие орфографических навыков младших школьников с ОВЗ. План занятий в рамках работы был полностью выполнен.
На этапе контрольного эксперимента была проведена вторичная диагностика уровня орфографической грамотности детей младшего школьного возраста с ОВЗ. Нами повторно было проведено исследование навыков письма на материалах диктантов, изложения и сочинения. На основании полученных результатов и проведенного анализа была выявлена положительная динамика по преодолению дизорфографии у 6 учащихся с ОВЗ.
Полученные результаты показывают эффективность проведенной логопедической работы по устранению и предупреждению дизорфографии у младших школьников с ОВЗ.
Подобные работы
- Применение графической технологии в коррекции дизорфографии у обучающихся начальных классов (Нижегородский Государственный Педагогический Университет)
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2025 - ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКА НАПИСАНИЯ СЛОВАРНЫХ СЛОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4365 р. Год сдачи: 2017 - Преодоление аграмматической дисграфии у младших школьников
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2022 - ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА ПРАВОПИСАНИЯ
ПАРНОЙ СОГЛАСНОЙ В КОРНЕ СЛОВА
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4790 р. Год сдачи: 2018 - Формирование навыков письма у обучающихся третьего класса с лёгкой
умственной отсталостью средствами дидактических упражнений
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2016 - ФОРМИРОВАНИЕ ЗВУКОВОЙ АНАЛИТИКО-СИНТЕТИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ КАК ПРЕДПОСЫЛКИ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4845 р. Год сдачи: 2018 - ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЙ РЕГУЛЯТОРНОЙ ДИСГРАФИИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 2-3-Х КЛАССОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ
ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМИ
НАРУШЕНИЯМИ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2017



