Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ДИЗОРФОГРАФИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Работа №160172

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы69
Год сдачи2024
Стоимость4310 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
35
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ДИЗОРФОГРАФИЧЕСКИХ ОШИБОК В ПИСЬМЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
1.1. Особенности развития детей, имеющих статус ОВЗ 6
1.2. Дизорфография и особенности ее проявления у детей с ОВЗ 9
1.3. Логопедическая работа по преодолению дизорфографии и методы
коррекции дизорфографических ошибок 15
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ДИЗОРФОГРАФИЧЕСКИХ ОШИБОК В ПИСЬМЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
2.1. Организация исследования и характеристика диагностической
программы 18
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 22
ГЛАВА III. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ ДИЗОРФОГРАФИЧЕСКИХ ОШИБОК В ПИСЬМЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
3.1. Организация и содержание коррекционной работы по
преодолению дизорфографии у младших школьников с ОВЗ 33
3.2. Определение уровня эффективности проведенной коррекционной работы 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 59


Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации», образование лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) является одним из приоритетных направлений деятельности системы образования Российской Федерации. В связи с этим одним из важнейших направлений работы является внедрение в сферу образования и воспитания детей с ОВЗ индивидуального подхода с учетом особенностей и возможностей каждого отдельного ребенка. Это отражено в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования обучающихся с ОВЗ, в котором предлагаются научно обоснованные варианты реализации права каждого ребенка на образование вне зависимости от региона проживания, тяжести нарушения развития, способности к освоению академической программы.
Исследователями отмечается, что в современной ситуации развития инклюзивной практики среди учащихся увеличивается число детей с нарушениями в развитии, в том числе со стойким нарушением в усвоении и использовании правил орфографии (дизорфография). Письмо таких учащихся изобилует разнообразными орфографическими ошибками, имеющими тенденцию приобретать стойкий характер. У большинства детей дизорфография выявляется во 2-3 классах. Без соответствующей коррекционной работы неусвоение правописания приобретает не только стойкий и специфический характер, но имеет тенденцию к усугублению симптоматики в средних и старших классах. Это способствует снижению успеваемости по ряду предметов, отрицательно влияет на эмоционально-волевую сферу ребенку и в последующем может служить основой для возникновения не только школьной, но и социальной дезадаптации личности.
У детей с ОВЗ дизорфография может быть связана с различными особенностями их развития, такими как нарушения слуха и зрения, интеллектуальные нарушения, эмоциональные и поведенческие нарушения.
Актуальность темы обусловлена тем, что изучение дизорфографии у детей с ОВЗ может помочь разработать более эффективные методы диагностики и коррекции данного нарушения, а также может способствовать определению факторов, которые влияют на ее возникновение и упростить процесс прогнозирования и раннего выявления проблемы. Повышение качества образования для детей с ОВЗ должно включать в себя также разработку индивидуальных подходов и методов обучения, учитывающие специфические особенности детей.
Вопросы изучения феномена дизорфографии и путей ее коррекции находят свое отражение в работах Л.В. Венедиктовой, О.В. Елецкой, А.Н. Корнева, Р.И. Лалаевой, Р.Е. Левиной, Л.Г. Парамоновой, И.В. Прищеповой и др.
Цель - изучить процесс письма младших школьников с ограниченными возможностями здоровья, выявить дизорфографические ошибки и провести коррекционную работу по преодолению дизорфографии.
Объект - дизорфографические ошибки в письме младших школьников с ограниченными возможностями здоровья.
Предмет - система упражнений, направленная на коррекцию дизорфографических ошибок в письме младших школьников с ограниченными возможностями здоровья.
Гипотеза - уровень орфографической грамотности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья снижен и будет выше после проведения коррекционной работы.
Задачи:
1. Изучить литературу и научные публикации по теме исследования.
2. Провести экспериментальное исследование особенностей дизорфографических ошибок в письме младших школьников с ОВЗ.
3. Разработать программу дидактических упражнений с целью устранения дизорфографии и провести коррекционную работу по данной системе.
4. Выявить динамику уровня орфографической грамотности у детей младшего школьного возраста с ОВЗ после коррекционной работы в ходе контрольного эксперимента.
Для решения поставленных задач был использован комплекс взаимодополняющих методов исследования, адекватных предмету исследования: теоретический метод анализа используемой литературы, констатирующий эксперимент, формирующий эксперимент, контрольный эксперимент, количественный и качественный методы обработки данных, метод сравнения.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В рамках данной работы нами были изучены особенности дизорфографических ошибок в письме младших школьников с ОВЗ. На основе изучения теоретических основ проблемы и проведения констатирующего эксперимента мы пришли к следующим выводам.
Важнейшими предпосылками усвоения правописания являются: готовность устного речевого развития ребенка и развитие познавательной деятельности детей.
Процесс овладения орфографией является сложным навыком. В качестве предпосылок успешного усвоения орфограмм детьми рассматриваются различные лингвистические, психологические и речевые факторы: достаточная сформированность фонематического анализа и синтеза, слов, познавательная активность в сфере морфологических обобщений, определенный уровень лексико-грамматического строя (сформированность синтаксического строя речи, формообразующих и словообразующих процессов), достаточная сформированность мотивации, сохранность процессов памяти, мышления, внимания и т.д.
Овладение навыком орфографически правильного письма формируется на основе достаточно высокого уровня психического развития и речевой готовности школьников. Данный процесс требует сформированности фонетических, фонематических, лексических обобщений, осознанного умения анализировать и синтезировать языковые единицы с точки зрения семантики, языкового оформления и умения соотносить их с графическим образцом.
Дизорфография у детей с ОВЗ (особенностями в развитии) проявляется в том, что ребенок испытывает трудности при написании слов и текстов из -за нарушений связной речи, плохого зрения, слабой сосредоточенности внимания и памяти. Он может перепутывать буквы, забывать и пропускать знаки препинания, делать орфографические ошибки и т.п. Дизорфография у детей с ограниченными возможностями здоровья может проявляться в более тяжелых формах, чем у детей без ОВЗ. Причины могут быть связаны с нарушениями зрительно-пространственной ориентации, моторики, слухового восприятия и понимания, переработки информации в мозге.
На основании полученных данных в экспериментальном исследовании мы можем говорить о наиболее специфических ошибках, характерных для исследуемой нами группы детей с ОВЗ - применение орфографических правил при написании диктантов, изложения и сочинения. При этом наиболее распространенными ошибками является нарушение правописания безударных гласных в словах, правописание «ча-ща» и «чу-щу» и правописание «жи-ши».
Полученные результаты выявили необходимость разработки и проведения логопедической работы по устранению и предупреждению дизорфографии у младших школьников с ОВЗ. В рамках проведения формирующего эксперимента нами были выделены четыре основных направления работы, а именно, правописание безударной гласной в корне, правописание «жи-ши», «ча-ща», «чу-щу», правописание непроизносимого согласного и формирование орфографической зоркости. Далее нами был разработан план коррекционной работы. Занятия проводились согласно плану по составленным конспектам. В конспекты были включены разработанные упражнения, направленные на развитие орфографических навыков младших школьников с ОВЗ. План занятий в рамках работы был полностью выполнен.
На этапе контрольного эксперимента была проведена вторичная диагностика уровня орфографической грамотности детей младшего школьного возраста с ОВЗ. Нами повторно было проведено исследование навыков письма на материалах диктантов, изложения и сочинения. На основании полученных результатов и проведенного анализа была выявлена положительная динамика по преодолению дизорфографии у 6 учащихся с ОВЗ.
Полученные результаты показывают эффективность проведенной логопедической работы по устранению и предупреждению дизорфографии у младших школьников с ОВЗ.



1. Азова, О.И. Диагностика письменной речи у младших школьников / О.И. Азова. - М.: ТЦ Сфера, 2011. - 62 с.
2. Азова, О.И. Дифференциальная диагностика дизорфографии у младших школьников / О.И. Азова, Р.И. Лалаева // Школьный логопед. - 2005. - №. 5-6. - С. 8-9.
3. Азова, О.И. Система логопедической работы по коррекции дизорфографии у младших школьников / О.И. Азова // Автореф. дисс. на соискание уч. степени канд. пед. Наук / Моск. гос. открытый пед. ун-т им. М.А. Шолохова. - Москва, 2006. - 25 с.
4. Антохина, В.А. Развитие орфографической зоркости у детей младшего школьного возраста с дизорфографией / В.А. Антохина, Е.А. Майстрова // Проблемы современного педагогического образования. - 2023. - №. 78-1. - С. 30-33.
5. Аскульская, Л.В. Предупреждение и коррекция дизорфографии у детей 2-5 классов общеобразовательной школы. Конспекты занятий. Пособие для логопеда / Л.В. Аскульская. - М.: ВЛАДОС, 2022. - 127 с.
6. Баженова, А.В. Проблемы дизорфографии на современном этапе /
А.В. Баженова, Е.А. Карпушкина // Актуальные проблемы психологии и педагогики: сборник статей. - Уфа: Аэтерна. - 2014. - С. 6-10.
7. Балашкина, Е.Д. Логопедическая диагностика дизорфографии у младших школьников / Е.Д. Балашкина // Современные научные исследования и разработки. - 2018. - Т. 3. - №. 4. - С. 184-185.
8. Башмакова, С.Б. Особенности проявления дизорфографии у
младших школьников с задержкой психического развития / С.Б. Башмакова, Е.С. Шутылева // Научное образование. - 2020. - №. 2. - С. 170-177.
9. Бизюк, А.П. К вопросу о нейропсихологических детерминантах дизорфографи / А.П. Бизюк, Е.Э. Кац, Т.А. Колосова. [Электронный ресурс]: Проблемы современного педагогического образования. - 2016. - №. 52-7.
- С. 538-547. - Режим доступа:https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/k-voprosu-o-neyropsihologicheskih-predposylkah-dizorfografii-u-mladshih-shkolnikov
10. Буковцова, Н.И. Трудности формирования орфографических умений и навыков у учащихся средних классов общеобразовательной школы / Н.И. Буковцова // Самарский научный вестник. - 2016. - №. 3 (16). - С. 148-154.
11. Визель, Т.Г. Дизорфография у учащихся средней и старшей школы Z Т.Г. Визель, Е.Д. Дмитрова // Российская Ассоциация дислексии. Издательство Московского Социально-Гуманитарного Института. - 2004. - С. 14-16.
12. Волкова, Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики Z Г.А. Волкова. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005. - 144 с.
13. Горбунова, Н.Е. Проблема формирования мотивационной основы предупреждения дизорфографии у обучающихся в условиях инклюзивного образования / Н.Е. Горбунова // Педагогическое образование в России. - 2016.- №. 3. - С. 107-112.
14. Денисова, И.А. Позиционная модель слова как средство
предупреждения дизорфографии у детей с общим недоразвитием речи Z И.А. Денисова. [Электронный ресурс]: Специальное образование. - 2015. - Т. 2. - №. XI. - С. 27-33. - Режим доступа:
https:ZZcyberleninka.ruZarticleZn/pozitsionnaya-model-slova-kak-sredstvo-preduprezhdeniya-dizorfografii-u-detey-s-obschim-nedorazvitiem-rechi
15. Елецкая, О.В. Методика коррекции дизорфографии у школьников. Учебно-методическое пособие / О.В. Елецкая. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2015. - 176 с.
16. Елецкая, О.В. Научно-теоретические основы логопедической работы по коррекции дизорфографии у пятиклассников / О.В. Елецкая, Е.А. Логинова, Д.А. Щукина. [Электронный ресурс]: Концепт. - 2015. - №. S23. -
С. 36-40. - Режим доступа: https: //cyberleninka.ru/article/n/nauchno-
teoreticheskie-osnow-logopedicheskoy-raboty-po-korrektsii-dizorfografii-u-pyatiklassnikov
17. Елецкая, О.В. Особенности лексического запаса и лексических операций у школьников с дизорфографией / О.В. Елецкая // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия № 1. Психологические и педагогические науки. - 2014. - №. 2-1.- С. 154-159.
18. Елецкая, О.В. Особенности фонематических процессов учащихся младших классов общеобразовательной школы с дизорфографией / О.В. Елецкая, Л.А. Кузьмина // Концепт. - 2015. - №. S23. - С. 26-30.
19. Елецкая, О.В. Пути совершенствования учебной деятельности школьников с дизорфографией / О.В. Елецкая // Логопед: Научно¬методический журнал. - 2012. - №3. - С. 112-119.
20. Елецкая, О.В. Состояние мотивационного компонента учебной деятельности у школьников с дизорфографией / О.В. Елецкая, В.К. Фролова // Вестник Ленинградского государственного университета им. АС Пушкина.
- 2022. - №. 14. - С. 63-71.
21. Елецкая, О.В. Состояние познавательных процессов у учащихся с дизорфографией / О.В. Елецкая // Вестник Ленинградского государственного университета им. АС Пушкина. - 2012. - Т. 3. - №. 3. - С. 76-85.
22. Елецкая, О.В. и др. Апробация модели логопедической диагностики
состояния учебной деятельности младших школьников с дизорфографией в условиях специальной (коррекционной) школы / О.В. Елецкая,
В.П. Смирнова, О.А. Хвостова, Н.С. Куликова. [Электронный ресурс]: Концепт. - 2015. - №. S23. - Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/n/aprobatsiya-modeli-logopedicheskoy-diagnostiki-sostoyaniya-uchebnoy-deyatelnosti-mladshih-shkolnikov-s-dizorfografiey-v-usloviyah
23. Иванова, Д.А., Артеменко О. Н. Сравнительный анализ дисграфии и дизорфографии у младших школьников / Д.А. Иванова, О.Н. Артеменко // Педагогическое мастерство и педагогические технологии. - 2015. - №. 2.
- С. 313-314. школьников / О.Б. Иншакова, А.А Назарова.
- М.: В. Секачев. - 2013. - Т. 72. - 71 с.
25. Карпунина, О.И. Интерактивные тренажеры как средство коррекции дизорфографии у детей младшего школьного возраста / О.И. Карпунина, Е.О. Пиваева // ПРОРЫВНЫЕ НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ КАК ДВИГАТЕЛЬ НАУКИ. - 2018. - С. 150-153.
26. Касимова, Е.И. Рекомендации по профилактике и коррекции дизорфографии у младших школьников с задержкой психического развития: Методическое пособие для учителей и родителей / Е.И. Касимова, И.Ш. Попова, Е.В. Резникова. - Челябинск: Изд-во «Библиотека А. Миллера», 2021-53с.
27. Каштанова, С.Н. Проблема дизорфографии у младших школьников и ее предпосылок у дошкольников с общим недоразвитием речи /
С.Н. Каштанова, Н.В. Константинова // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - №. 4. - С. 48.
28. Китикова, А.В. Коррекция дизорфографии у младших школьников / А.В. Китикова // Вестник научных конференций. - 2018. - №. 3-1. - С. 48-49.
29. Китикова, А.В. Методические рекомендации к тетради для проверочных работ и рабочей тетради по коррекции дизорфографии у младших школьников: учеб-метод. пособие / А.В. Китикова; под науч. ред. О.В. Елецкой. - М.: Редкая птица, 2017. - 64 с.
30. Китикова, А.В. Рабочая тетрадь по коррекции дизорфографии у младших школьников: учебно-метод. пособие / А.В. Китикова; под науч. ред. О.В. Елецкой. - Ч. I. - М.: Редкая птица, 2017. - 112 с.
31. Китикова, А.В. Рабочая тетрадь по коррекции дизорфографии у младших школьников: учебно-метод. пособие / А.В. Китикова; под науч. ред. О.В. Елецкой. - Ч. II. - М.: Редкая птица, 2017. - 128 с.
32. Китикова, А.В. Тетрадь для проверочных работ к программе «Коррекция дизорфографии у младших школьников»: учебно-метод. пособие / А.В. Китикова; под науч. ред. О.В. Елецкой. - Ч. III. - М.: Редкая птица, 2017. - 68 с.
33. Клабукова, А.С. Теоретические основы коррекции дизорфографии у младших школьников / А.С. Клабукова // Педагогика и психология в XXI веке: современное состояние и тенденции исследования. - 2020. - С. 473-482.
34. Коваленко, О.М. К вопросу об организации работы по коррекции дизорфографии у учащихся младших классов с общим недоразвитием речи в условиях логопункта общеобразовательной школы / О.М. Коваленко // Сборник тезисов XIV научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. Сборник тезисов. - 2016. - С. 27-30.
35. Конакова, М.С. Исследование орфографического самоконтроля у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья / М.С. Конакова // Специальное образование. - 2019. - №. 2 (54). - С. 39-51.
36. Кузнецова, А.Р. Игровые технологии в коррекции дизорфографии у младших школьников / А.Р. Кузнецова // Социально-экономические процессы современного общества. - 2023. - С. 168-172.
37. Лаврентьева, М.А. Развитие самостоятельности обучающихся с
дизорфографией средствами компьютерных тренажеров / М.А. Лаврентьева, Е.Д. Балашкина. [Электронный ресурс]: Проблемы современного
педагогического образования. - 2019. - №. 63-3. - С. 63-66. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-samostoyatelnosti-obuchayuschihsya-s-dizorfografiey-sredstvami-kompyuternyh-trenazherov
38. Ладошина, М.Н. Современные представления о дизорфографии у школьников с общим недоразвитием речи / М.Н. Ладошина, Л.В. Растокина. [Электронный ресурс]: Специальное образование. - 2014. - Т. 1. - №. X.
- С. 123-129. - Режим доступа:https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/sovremennye-predstavleniya-o-dizorfografii-u-shkolnikov-s-obschim-nedorazvitiem-rechi
39. Лалаева, Р.И. Выявление дизорфографии у младших школьников Z Р.И. Лалаева, И.В. Прищепова. - СПб.: СПбГУПМ, 1999. - 36 с.
40. Макарова, М.С. Орфографический контроль и самоконтроль в преодолении дизорфографии / М.С. Макарова ZZ Проблемы современного педагогического образования. - 2017. - №. 55-4. - С. 276-281.
41. Назарова, А.А. Вопрос о взаимосвязи дисграфии и дизорфографии у учащихся с нарушением письма / А.А. Назарова // Вестник Ленинградского государственного университета им. АС Пушкина. - 2015. - Т. 3. - №. 4. - С. 75-83.
42. Назарова, А.А. Выявление дизорфографии у учащихся младших классов / А.А. Назарова ZZ Современные реалии создания коррекционно-образовательного пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья. - 2016. - С. 178-181.
43. Назарова, А.А. Стандартизация и валидизация методики выявления дизорфографии у детей в общеобразовательной школе / А.А. Назарова ZZ Специальное образование. - 2016. - № 2 (42). - С. 77-84.
44. Парамонова, Л.Г. О дизорфографии. / Л.Г. Парамонова. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2021. - 224 с.
45. Прищепова, И.В. К вопросу изучения дизорфографии у младших
школьников с общим недоразвитием речи / И.В. Прищепова. [Электронный ресурс]: Логопедия. - 2015. - №. 1. - С. 79-84. - Режим доступа:
https:ZZpedlib.ruZBooksZ2Z0004Z2 0004-1.shtml
46. Прищепова, И.В. Логопедическая работа по коррекции
дизорфографии у младших школьников / И.В. Прищепова [Электронный ресурс]: - СПб.: Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена. - 2001. - Режим доступа:
https:ZZwww.elibrary.ru/item.asp?id=23954789
47. Прищепова, И.В. Характер орфографических ошибок в письменных
работах обучающихся с дизорфографией и их сверстников с нормальным речевым развитием / И.В. Прищепова. [Электронный ресурс]: Теория и практика общественного развития. - 2014. - №. 12. - С. 64-67. - Режим доступа: https://cyberleninka.rU/article/n/harakter-orfo graficheskih-oshibok-v-
pismennyh-rabotah-obuchayuschihsya-s-dizorfografiey-i-ih-sverstnikov-s-normalnym-rechevym-razvitiem
48. Седенок, Е.Д. Современные методики коррекции дизорфографии младших школьников / Е.Д. Седенок // Наука в современных условиях: от идеи до внедрения. - 2022. - С. 2166-2171.
49. Шарипова, Н.Ю. Типология проявления дизорфографии у учащихся общеобразовательной школы / Н.Ю. Шарипова // Проблемы современного образования. - 2013. - №. 2. - С. 152-159.
50. Штерц, О.М. цифровые технологии в коррекционной работе с
детьми с дисграфией и дизорфографией / О.М. Штерц. [Электронный ресурс]: Проблемы современного педагогического образования. - 2022. - №. 77-1. - С. 333-335. - Режим доступа:https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovye-
tehnologii-v-korrektsionnoy-rabote-s-detmi-s-disgrafiey-i-dizorfografiey


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ