Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Работа №160121

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы81
Год сдачи2021
Стоимость4650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
28
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ
ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМ НЕДОРАЗВИТИЕМ
1.1. Понятие связной речи в психолого-педагогической науке и её развитие у
дошкольников в онтогенезе 6
1.2. Формирование связной речи при речевом недоразвитии 14
1.3. Сюжетно-ролевая игра как средство развития связной речи у детей с
общим недоразвитием речи 17
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМ НЕДОРАЗВИТИЕМ
2.1. Цель, задачи, организация и методика исследования 21
2.2. Интерпретация полученных результатов 28 ГЛАВА III. КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМ НЕДОРАЗВИТИЕМ
3.1. Организация, цель, задачи, логопедической работы по развитию связной
речи дошкольников с ОНР 34
3.2. Содержание логопедической работы по коррекции связной речи у
дошкольников с ОНР посредством сюжетно-ролевой игры 36
3.3. Анализ эффективности логопедической работы по коррекции связной
речи 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 64


Одной и основных задач развития детей, помимо развития высших психических функций, эмоционально-волевой сферы является развитие речи, а в частности формирование связной речи. Она также является важным условием становления его личности, способствует формированию коммуникативных умений и навыков в максимально благоприятный период. Связная речь представляет собой такую форму мыслительной деятельности, которая показывает не только уровень речевого развития, но и уровень умственного развития ребёнка, подчёркивает взаимосвязь речи с другими высшими психическими функциями. Связная речь - это изложение систематическое, последовательное и развёрнутое, поэтому является более сложной формой речевой деятельности. Кроме того, связная речь должна подчиняться законам лексики и грамматики. Формирование вышесказанных навыков способствует успешному обучению ребёнка в начальной школе и способствует его социализации.
Содержание, задачи, формы и методы по развитию связной речи и её форм (монологической и диалогической) с детьми дошкольного возраста в каждый возрастной период подробно изложены в педагогических трудах О.С. Ушаковой, Е.М. Струниной, Л.В. Ворошниной, А.М. Леушниной и др. У вышеупомянутых авторов мы можем найти сведения о методиках формирования связной речи дошкольников с речевыми нарушениями.
В современной теории логопедии становится важным вопрос о реализации на практике всевозможных средств развития связной речи дошкольников с речевым недоразвитием. Сюжетно-ролевая игра представляет собой одно из таких средств. Она приближает ребёнка к реальным жизненным ситуациям, учит его ориентироваться в них. Частое и неоднократное использование сюжетно-ролевых игр, инсценирование сказок, отрывков из различных произведений художественной литературы способствует эстетическому, нравственному развитию, становлению связной речи, а также становлению личности, которое заключается в развитии активности, целеустремлённости и других личностных качеств. Сюжетноролевая игра социализирует ребёнка, включая в себя элементы контролируемого, целенаправленного воздействия, а также элементы импровизации, в процессе которых дошкольник овладевает связной речью. Таким образом игра становится важной частью становления личности ребёнка, развивающейся в деятельности.
Основные направления методики речевого развития в теории и практике воспитания детей дошкольного возраста разработаны на достаточном уровне. Но как показывает практика и многочисленные исследования связной речи детей младшего школьного возраста, их уровень овладения связной речью значительно неоднороден. Очень часто у детей шестилетнего возраста возникают трудности в создании связного текста, высказывания. А основным средством связной деятельности является связная речь. Полноценное владение родным языком - необходимое условие решения задач умственного, эстетического, нравственного воспитания как в дошкольном, так и младшем школьном возрасте. Поэтому в детском саду необходимо своевременно, систематически и целенаправленно развивать связную речь у детей.
Цель работы: выявление особенностей связной речи детей
дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и проведение коррекционно-логопедической работы у них по развитию связной речи с использованием сюжетно-ролевой игры.
Объект исследования: связная речь детей дошкольного возраста с речевым недоразвитием.
Предмет исследования: сюжетно-ролевая игра как средство развития связной речи детей дошкольного возраста с речевым недоразвитием.
Задачи:
1. Подобрать методики для обследования связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи и детей без речевых нарушений.
2. Провести обследование связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи и детей без речевых нарушений по выбранным методикам.
3. Проанализировать результаты проведения исследования.
4. Подготовить задания и провести логопедическую работу по развитию связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи с использованием сюжетно-ролевой игры.
5. Оценить эффективность проведённой работы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Изучение особенностей формирования диалогической и монологической речи у детей дошкольного возраста с речевым недоразвитием показало важность становления и развития связной речи для преодоления системного речевого недоразвития, для общего развития ребёнка и становления его личности, так как дети с речевыми нарушениями обычно замкнуты, стеснительны, мало общаются со сверстниками. Развитие связной речи является важной составляющей для подготовки детей к предстоящему обучению в школе. В становлении и развитии связной речи важную роль играет регулярное систематическое обучение.
Нами было проведено исследование монологической и диалогической речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и детей без речевых нарушений, с использованием двух методов (составление рассказа по сюжетным картинкам и наблюдение за детьми в сюжетно-ролевой игре «Дочки-матери»). Цель данного исследования: изучение особенностей и выявление уровня сформированности связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в сравнении с речью детей, не имеющих речевой патологии.
Проведённое исследование показало, что диалогическая речь у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи страдает значительно меньше, чем монологическая. Это объясняется тем, что диалог не требует развернутых предложений и дополняется мимикой, жестами, интонацией, ситуацией. Монологическая речь отличается большей развёрнутостью, требует больше памяти и более напряжённого внимания к содержанию и форме речи. У детей с речевым недоразвитием отмечались нарушения лексики, грамматики, они проявляли малую активность, не понимали значения инструкций.
Далее нами была проведена коррекционно-логопедическая работа по развитию связной речи у детей с речевым недоразвитием. На первом этапе развитие монологической и диалогической связной речи осуществлялось в сюжетно-ролевых играх по сюжетам сказок (сказки «Репка», «Колобок», «Теремок»), а на втором этапе детям была дана большая самостоятельность и использовались творческие игры (сюжетно-ролевые игры «Парикмахерская», «Ателье», «Магазин»).
Анализ эффективности проведённой логопедической работы по коррекции связной речи показал, что у детей с речевым недоразвитием заметно улучшились показатели как в развитии монологической, так и диалогической связной речи.
Можно прийти к выводу, что преодоление нарушений в становлении и развитии связной речи у детей с речевым недоразвитием является одной из важнейших задач, так как без определённого уровня связной речи невозможно успешное обучение в школе и формирования личности ребёнка.
Необходимо проводить беседы с родителями, расширять их знания о формировании и развитии речи детей, в том числе связной, ее значении для всестороннего развития ребенка.



1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному
языку дошкольников: учебное пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / М.М. Алексеева, В.И. Яшина - М.: Издательский центр
«Академия», 2000. - 50 с.
2. Белкина, В.Н. Психология раннего и дошкольного детства / В.Н. Белкина. - М.: Академический проект, 2005. - 23 с.
3. Богуш, А.М. Речевая подготовка детей в школе / А.М. Богуш. - Киев, 1984. - 34 с.
4. Волкова, Г.А. Игровая деятельность в устранении ОНР у дошкольников: кн. для логопеда / Г.А. Волкова. - М.: Просвещение, 1983. - 134с.
5. Воробьёва, В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи / В.К. Воробьёва. - М.: АСТ: Астрель, 2007. - 158 с.
6. Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка / Л.С. Выготский // Психология развития. СПб.: - Питер, 2001. - 45 с.
7. Выготский, Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. - 5-е изд., исправленное. - М.: Лабиринт, 1999. - 352 с.
8. Выготский, Л.С. Основы дефектологии / Л.С. Выготский. - СПб.: Лань, 2003. - 650 с.
9. Ерастов, Н. П. Культура связной речи / Н. П. Ерастов. - Ярославль,
2003. - 20 с.
10. Ефименкова, Л. Н. Формирование речи у дошкольников. (Дети с общим недоразвитием речи) / Л. Н. Ефименкова. - М.: Просвещение, 1985. - 110 с.
11. Жукова, Н. С. Преодоление задержки речевого развития у
дошкольников / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. -
Екатеринбург: АРДЛТД, 2003. - 482 с.
12. Жукова, Н. С. Преодоление недоразвития речи у детей: учебно- методическое пособие / Н. С. Жукова [Электронный ресурс]. - https://www.twirpx.com/file/291097/
13. Жукова, Н. С. Формирование устной речи / Н. С. Жукова. - М.: Соц.-полит. журн., 1994. - 90 с.
14. Жукова, Н. С. Логопедия: Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. - М.: Литур, 2006. - 320 с.
15. Короткова, Э. П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию / Э. П. Короткова. - М.: Сфера, 2002. - 58 с....42



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ