Инновационные формы организации управленческой деятельности Правительства Пензенской области
|
Введение 3
1 Теоретико-методологические аспекты анализа управленческой
деятельности 7
1.1 Управленческая деятельность и ее место в общегосударственном
развитии РФ 7
1.2 Эволюция программных и проектных принципов управления 16
1.3 Проектная деятельность как важнейшая современная форма
инновационной управленческой системы 23
2 Организация и анализ деятельности Правительства Пензенской области в
рамках проектного управления 33
2.1 Система проектного управления Правительства Пензенской области 33
2.2 Анализ деятельности проектного офиса Правительства Пензенской
области 41
3 Перспективы развития проектного управления 59
Заключение 68
Список использованных источников 70
Приложения
1 Теоретико-методологические аспекты анализа управленческой
деятельности 7
1.1 Управленческая деятельность и ее место в общегосударственном
развитии РФ 7
1.2 Эволюция программных и проектных принципов управления 16
1.3 Проектная деятельность как важнейшая современная форма
инновационной управленческой системы 23
2 Организация и анализ деятельности Правительства Пензенской области в
рамках проектного управления 33
2.1 Система проектного управления Правительства Пензенской области 33
2.2 Анализ деятельности проектного офиса Правительства Пензенской
области 41
3 Перспективы развития проектного управления 59
Заключение 68
Список использованных источников 70
Приложения
Актуальность темы исследования определяется, прежде всего, новыми вызовами к системе государственного управления в Российской Федерации. На современном этапе развития достаточно важным является становление способности государственной власти принимать и реализовывать приоритетные проекты, достигая при этом поставленные цели в сжатые сроки и в рамках выделенного бюджета.
Последнее время создаётся острая необходимость в использовании всех возможностей для повышения качества выполняемых работ и снижения расходов, используя при этом методы организационного менеджмента, в частности методы проектного управления. Интерес к применению проектных методов управления неминуемо растёт, причём во всех сферах деятельности человека. Данные методы способны мобилизовать и структурировать новые подходы, возможности и ресурсы для достижения поставленных целей. Вместе с этим происходит внедрение специализированных методов в области программно-целевого подхода в органах государственной власти и создание новых стандартов в системе проектного управления (расширение теоретической базы).
В Российской Федерации обращение к методам проектного управления обусловлено возрастающей ролью приоритетных проектов, сложностью их реализации; ростом конкуренции и ускорением научно-технического прогресса (НТП), а также активизацией инновационной деятельности во всех сферах жизнедеятельности человека.
Новизна данного исследования заключается в применении такого метода развития и совершенствования проектного управления как оценка зрелости организации, которая позволит преодолеть многие проблемы проектного управления.
Теоретической и методологической основой исследования являются труды зарубежных и отечественных учёных, рассматривающих особенности управленческой деятельности руководителя, теоретические основы проектной и процессной деятельности, механизмы управления и становление программно-целевого подхода.
Общие профессиональные особенности деятельности руководителя рассмотрены в трудах зарубежных учёных: М. Альберт, М. Вудкок, П. Друкер, В. Зигерт, И. Кхолл, Л. Ланг, М. Мескон, Р. Морита, Т. Питере, А. Файоль, Ф. Хедоури, Г. Эмерсон, а также отечественных учёных: К.А. Абульханова, Г. М. Андреева О.С. Анисимов, В.Г. Асеев, А.А. Бодалев, А.И. Донцов, Н.И. Загузов, А.И. Китов, Е.С. Кузьмин, Р. Х. Шакуров, В.М. Шепель и др.
Значимость управленческой деятельности раскрывалась в трудах таких авторов, как: В. Д. Грибова, Г. В. Кислякова, А. М. Бандурка, С. П. Бочарова, Е. В. Землянская.
Опыт применения программно-целевого подхода в России рассмотрен в трудах авторов: Р. Ю. Черняга и З. К. Звездин.
В связи с вышесказанным цель бакалаврской работы состоит в анализе проектного управления как важнейшей современной формы инновационной управленческой системы.
Для достижения поставленной цели сформулированы следующие задачи:
1. рассмотреть сущность и особенности процесса управленческой деятельности и определить её роль в общегосударственном развитии Российской Федерации;
2. изучить историю становления программных и проектных принципов управления на основе программно-целевого подхода;
3. рассмотреть сущность и организацию проектной деятельности в Российской Федерации;
4. выявить причины недостаточно эффективной работы проектного управления;
5. изучить организацию деятельности проектного офиса Правительства Пензенской области и его нормативно-правовую базу;
6. проанализировать итоги реализации приоритетных проектов проектного офиса Правительства Пензенской области;
7. разработать рекомендации, направленные на совершенствование системы проектного управления в Правительстве Пензенской области.
Объектом исследования являются приоритетные проекты как особо организованные комплексы работ, направленные на решение конкретной задачи или достижение поставленной цели, выполнение которых ограничено по срокам и связано с использованием материальных, финансовых и трудовых ресурсов.
В качестве предмета исследования выступает система проектного управления как важнейшая современная форма инновационной управленческой системы.
В процессе работы применялись следующие методы исследования: анализ (сравнительный), классификация, описание, метод прогнозирования и анализ нормативно-правовой базы.
При изучении поставленной проблемы были использованы законодательные и другие нормативно-правовые акты Российской Федерации и Пензенской области.
Эмпирической базой исследования послужили данные отдела проектной деятельности Правительства Пензенской области о структуре рассматриваемого отдела, количестве работников в нём, их статус, а также результаты проектной деятельности Правительства Пензенской области в сфере реализации приоритетных проектов.
Практическая значимость исследования характеризуется тем, что разработанные рекомендации могут быть применены отделом проектной деятельности Правительства Пензенской области для повышения эффективности деятельности в сфере реализации приоритетных проектов. Кроме того, данная методика оценки зрелости проектного управления является универсальной и может применяться в любых организациях Пензенской области как в государственных, так и в частных.
Бакалаврская работа соответствует всем требованиям, предъявляемым к его оформлению, и состоит из введения, 3 глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
Последнее время создаётся острая необходимость в использовании всех возможностей для повышения качества выполняемых работ и снижения расходов, используя при этом методы организационного менеджмента, в частности методы проектного управления. Интерес к применению проектных методов управления неминуемо растёт, причём во всех сферах деятельности человека. Данные методы способны мобилизовать и структурировать новые подходы, возможности и ресурсы для достижения поставленных целей. Вместе с этим происходит внедрение специализированных методов в области программно-целевого подхода в органах государственной власти и создание новых стандартов в системе проектного управления (расширение теоретической базы).
В Российской Федерации обращение к методам проектного управления обусловлено возрастающей ролью приоритетных проектов, сложностью их реализации; ростом конкуренции и ускорением научно-технического прогресса (НТП), а также активизацией инновационной деятельности во всех сферах жизнедеятельности человека.
Новизна данного исследования заключается в применении такого метода развития и совершенствования проектного управления как оценка зрелости организации, которая позволит преодолеть многие проблемы проектного управления.
Теоретической и методологической основой исследования являются труды зарубежных и отечественных учёных, рассматривающих особенности управленческой деятельности руководителя, теоретические основы проектной и процессной деятельности, механизмы управления и становление программно-целевого подхода.
Общие профессиональные особенности деятельности руководителя рассмотрены в трудах зарубежных учёных: М. Альберт, М. Вудкок, П. Друкер, В. Зигерт, И. Кхолл, Л. Ланг, М. Мескон, Р. Морита, Т. Питере, А. Файоль, Ф. Хедоури, Г. Эмерсон, а также отечественных учёных: К.А. Абульханова, Г. М. Андреева О.С. Анисимов, В.Г. Асеев, А.А. Бодалев, А.И. Донцов, Н.И. Загузов, А.И. Китов, Е.С. Кузьмин, Р. Х. Шакуров, В.М. Шепель и др.
Значимость управленческой деятельности раскрывалась в трудах таких авторов, как: В. Д. Грибова, Г. В. Кислякова, А. М. Бандурка, С. П. Бочарова, Е. В. Землянская.
Опыт применения программно-целевого подхода в России рассмотрен в трудах авторов: Р. Ю. Черняга и З. К. Звездин.
В связи с вышесказанным цель бакалаврской работы состоит в анализе проектного управления как важнейшей современной формы инновационной управленческой системы.
Для достижения поставленной цели сформулированы следующие задачи:
1. рассмотреть сущность и особенности процесса управленческой деятельности и определить её роль в общегосударственном развитии Российской Федерации;
2. изучить историю становления программных и проектных принципов управления на основе программно-целевого подхода;
3. рассмотреть сущность и организацию проектной деятельности в Российской Федерации;
4. выявить причины недостаточно эффективной работы проектного управления;
5. изучить организацию деятельности проектного офиса Правительства Пензенской области и его нормативно-правовую базу;
6. проанализировать итоги реализации приоритетных проектов проектного офиса Правительства Пензенской области;
7. разработать рекомендации, направленные на совершенствование системы проектного управления в Правительстве Пензенской области.
Объектом исследования являются приоритетные проекты как особо организованные комплексы работ, направленные на решение конкретной задачи или достижение поставленной цели, выполнение которых ограничено по срокам и связано с использованием материальных, финансовых и трудовых ресурсов.
В качестве предмета исследования выступает система проектного управления как важнейшая современная форма инновационной управленческой системы.
В процессе работы применялись следующие методы исследования: анализ (сравнительный), классификация, описание, метод прогнозирования и анализ нормативно-правовой базы.
При изучении поставленной проблемы были использованы законодательные и другие нормативно-правовые акты Российской Федерации и Пензенской области.
Эмпирической базой исследования послужили данные отдела проектной деятельности Правительства Пензенской области о структуре рассматриваемого отдела, количестве работников в нём, их статус, а также результаты проектной деятельности Правительства Пензенской области в сфере реализации приоритетных проектов.
Практическая значимость исследования характеризуется тем, что разработанные рекомендации могут быть применены отделом проектной деятельности Правительства Пензенской области для повышения эффективности деятельности в сфере реализации приоритетных проектов. Кроме того, данная методика оценки зрелости проектного управления является универсальной и может применяться в любых организациях Пензенской области как в государственных, так и в частных.
Бакалаврская работа соответствует всем требованиям, предъявляемым к его оформлению, и состоит из введения, 3 глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
В ходе написания выпускной квалификационной работы, автор пришел к следующим выводам.
На сегодняшний день перед системой государственного управления стоит большое количество новых вызовов, одним из которых является внедрение и усовершенствование системы проектного управления.
Управленческая деятельность играет большую роль в системе общегосударственного развития, являясь важнейшим видом социально значимой деятельности. Она оказывает практическое, организующее и регулирующее воздействие на развитие различных сфер общественной жизни в зависимости от экономической, политической и социальной характеристик государства на определенных стадиях его исторического развития.
Правительство Российской Федерации активно внедряет и использует программно-целевой подход, для достижения целей и задач которого необходимо использование новейших управленческих инструментов. Таким инструментом является проектное управление. Его методы достаточно востребованы и эффективны во всем мире.
В настоящее время методическое обеспечение приоритетных проектов сформировано. Его центральная часть - Положение об организации проектной деятельности, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2016 г. № 1050.
Отдел проектной деятельности Правительства Пензенской области является постоянным органом управления проектной деятельности, осуществляющим свои функции проектного офиса на постоянной основе; самостоятельное структурное подразделение Правительства Пензенской области, созданное в целях организации внедрения, поддержки и развития системы проектного управления в исполнительных органах государственной власти Пензенской области. По итогам 2016 и 2017 года данный отдел показал положительные результаты в рамках реализации приоритетных проектов.
Необходимо отметить, что отдел проектной деятельности нередко сталкивается с проблемами, которые не позволяют эффективно реализовать приоритетный проект. Это может быть резкая смена приоритетных направлений, ограниченность ресурсов, загруженностью персонала в связи с увеличением общего числа проектов, сжатость сроков реализации проекта, а также плохая психологическая обстановка в коллективе и многие другие.
Эффективным способом повышения результатов деятельности отдела является оценка его уровня зрелости. Модель представляет своего рода стандарт, который может помочь отделу понять сущность управления проектами, оценить уровень зрелости управления проектами, на котором находится, и планировать мероприятия по повышению уровня зрелости.
Таким образом, можно сказать, что внедрение модели OPM3 в отдел проектной деятельности Правительства Пензенской области: улучшит навык выбора и реализации приоритетных проектов; повысит скорость их реализации; улучшит взаимоотношения между подразделениями, а также между сотрудниками отдела; модернизирует процесс принятия управленческих решений; сократит бюрократию (неэффективность и чрезмерную формализованность системы управления); повысит производительность труда и проактивность сотрудников.
Применение модели ОРМЗ позволит проектному офису Правительства Пензенской области определить свое текущее положение и разработать стратегию развития его в будущем, а также позволит повысить конкурентоспособность данного проектного офиса по сравнению с другими региональными проектными офисами в сфере проектного управления и создать конкурентное преимущество.
На сегодняшний день перед системой государственного управления стоит большое количество новых вызовов, одним из которых является внедрение и усовершенствование системы проектного управления.
Управленческая деятельность играет большую роль в системе общегосударственного развития, являясь важнейшим видом социально значимой деятельности. Она оказывает практическое, организующее и регулирующее воздействие на развитие различных сфер общественной жизни в зависимости от экономической, политической и социальной характеристик государства на определенных стадиях его исторического развития.
Правительство Российской Федерации активно внедряет и использует программно-целевой подход, для достижения целей и задач которого необходимо использование новейших управленческих инструментов. Таким инструментом является проектное управление. Его методы достаточно востребованы и эффективны во всем мире.
В настоящее время методическое обеспечение приоритетных проектов сформировано. Его центральная часть - Положение об организации проектной деятельности, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2016 г. № 1050.
Отдел проектной деятельности Правительства Пензенской области является постоянным органом управления проектной деятельности, осуществляющим свои функции проектного офиса на постоянной основе; самостоятельное структурное подразделение Правительства Пензенской области, созданное в целях организации внедрения, поддержки и развития системы проектного управления в исполнительных органах государственной власти Пензенской области. По итогам 2016 и 2017 года данный отдел показал положительные результаты в рамках реализации приоритетных проектов.
Необходимо отметить, что отдел проектной деятельности нередко сталкивается с проблемами, которые не позволяют эффективно реализовать приоритетный проект. Это может быть резкая смена приоритетных направлений, ограниченность ресурсов, загруженностью персонала в связи с увеличением общего числа проектов, сжатость сроков реализации проекта, а также плохая психологическая обстановка в коллективе и многие другие.
Эффективным способом повышения результатов деятельности отдела является оценка его уровня зрелости. Модель представляет своего рода стандарт, который может помочь отделу понять сущность управления проектами, оценить уровень зрелости управления проектами, на котором находится, и планировать мероприятия по повышению уровня зрелости.
Таким образом, можно сказать, что внедрение модели OPM3 в отдел проектной деятельности Правительства Пензенской области: улучшит навык выбора и реализации приоритетных проектов; повысит скорость их реализации; улучшит взаимоотношения между подразделениями, а также между сотрудниками отдела; модернизирует процесс принятия управленческих решений; сократит бюрократию (неэффективность и чрезмерную формализованность системы управления); повысит производительность труда и проактивность сотрудников.
Применение модели ОРМЗ позволит проектному офису Правительства Пензенской области определить свое текущее положение и разработать стратегию развития его в будущем, а также позволит повысить конкурентоспособность данного проектного офиса по сравнению с другими региональными проектными офисами в сфере проектного управления и создать конкурентное преимущество.



