Введение
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР
1.1 Определение понятия "инклюзивное образование" и его принципы 6
1.2 Обзор литературы по проблематике обучения английскому языку в инклюзивных классах 14
1.3 Анализ методик и подходов к обучению английскому языку в инклюзивных
классах 24
ГЛАВА 2. ЛИЧНОСТНО-ПОДДЕРЖИВАЮЩАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ ГОВОРЕНИЮ НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
2.1 Описание личностно-поддерживающей технологии обучения говорению на
иностранном языке учащихся третьего класса в условиях инклюзивного образования 32
Заключение 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 43
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 46
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 47
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 50
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 51
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 54
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 56
В настоящее время вопрос обучения иностранным языкам остаётся одним из наиболее актуальных и важных вопросов в системе образования. Знание иностранных языков открывает двери к новым возможностям в личной и профессиональной жизни, позволяет расширить свой кругозор, повысить уровень культуры и общей эрудиции.
Огромное значение имеет вопрос инклюзивного образования при обучении иностранному языку. Инклюзивное образование - это концепция, которая призвана обеспечить равные возможности для всех учеников, независимо от их индивидуальных особенностей и потребностей. Инклюзивное образование предусматривает различные формы поддержки для тех учеников, которые нуждаются в дополнительной помощи в процессе обучения.
В рамках данной работы рассматривается тема обучения английскому языку в условиях инклюзивного образования. Основная цель исследования состоит в том, чтобы выявить особенности организации обучения английскому языку в условиях инклюзивного образования, а также определить эффективность применения различных методик и приёмов обучения для учеников с особыми потребностями.
Для достижения этой цели была проведена аналитическая работа по изучению научной литературы по данной теме, а также проведены наблюдения за процессом обучения английскому языку в интерактивной форме в классах с участием детей с ограниченными возможностями здоровья.
В результате исследования были выявлены ключевые особенности организации обучения английскому языку в условиях инклюзивного образования, основные трудности, с которыми сталкиваются учителя и ученики при подготовке к урокам иностранных языков, а также разработаны рекомендации по повышению эффективности обучения английскому языку в условиях инклюзивного образования.
Целью исследования является анализ методик и подходов к обучению английскому языку в инклюзивных классах, а также разработка рекомендаций для учителей по использованию эффективных методов обучения, чтобы удовлетворить потребности разных типов студентов в условиях инклюзивного образования.
Основные задачи исследования:
1. Изучить основные подходы и методы обучения английскому языку в инклюзивных классах.
2. Исследовать адаптивные стратегии, используемые учителями в инклюзивном обучении английскому языку.
3. Изучить эффективность использования мультимодальных подходов и визуальных материалов в инклюзивных классах.
4. Разработать рекомендации для учителей по использованию эффективных методов и подходов обучения английскому языку в условиях инклюзивного образования.
5. Изучить опыт иностранных школ и учителей и выявить потенциально применимые методики обучения английскому языку в инклюзивных классах.
6. Оценить эффективность обучения английскому языку в инклюзивных классах и выявить факторы, которые могут повысить или снизить его результативность.
7. Разработать рекомендации по мотивации учеников к изучению английского языка в инклюзивных классах.
8. Исследовать возможности использования новых технологий и методов, таких как онлайн-курсы и учебные приложения, в обучении английскому языку в инклюзивных класс
Целью исследования является анализ методик и подходов к обучению английскому языку в инклюзивных классах, а также разработка рекомендаций для учителей по использованию эффективных методов обучения, чтобы удовлетворить потребности разных типов студентов в условиях инклюзивного образования.
Основные задачи исследования:
1. Изучить основные подходы и методы обучения английскому языку в инклюзивных классах.
2. Исследовать адаптивные стратегии, используемые учителями в инклюзивном обучении английскому языку.
3. Изучить эффективность использования мультимодальных подходов и визуальных материалов в инклюзивных классах.
4. Разработать рекомендации для учителей по использованию эффективных методов и подходов обучения английскому языку в условиях инклюзивного образования.
5. Изучить опыт иностранных школ и учителей и выявить потенциально применимые методики обучения английскому языку в инклюзивных классах.
6. Оценить эффективность обучения английскому языку в инклюзивных классах и выявить факторы, которые могут повысить или снизить его результативность.
7. Разработать рекомендации по мотивации учеников к изучению английского языка в инклюзивных классах.
8. Исследовать возможности использования новых технологий и методов, таких как онлайн-курсы и учебные приложения, в обучении английскому языку в инклюзивных классах.
В заключение следует отметить, что обучение иностранным языкам в условиях инклюзивного образования - это сложный и многогранный процесс, требующий особого подхода и индивидуальной работы с каждым учеником. Но тем не менее, по результатам нашего исследования, можно сделать вывод, что такой подход оправдан и эффективен.
Организация обучения английскому языку в условиях инклюзивного образования предполагает использование различных методик и приёмов, которые способствуют лучшей адаптации и восприятию материала учениками с особыми потребностями. Важно также помнить о необходимости индивидуального подхода к каждому ученику, учитывая его особенности и потребности.
Таким образом, можно сделать вывод, что обучение иностранным языкам в условиях инклюзивного образования - это не только возможность для всех учеников получить знания, но и шаг к созданию более справедливого и равноправного общества. Работа учителей и педагогов должна быть направлена на создание условий, в которых каждый ученик сможет раскрыть свой потенциал и выразить себя, независимо от своих особенностей и потребностей.
В заключение можно сказать, что обучение иностранным языкам в условиях инклюзивного образования - это сложный и ответственный процесс, требующий от учителей и педагогов не только высокой квалификации и творческого подхода, но и чуткости и эмпатии. Работа с детьми, имеющими особые потребности, требует постоянной саморазвития, обучения и обмена опытом.
Однако, как показывает практика, инклюзивное образование в целом и обучение иностранным языкам в условиях инклюзивного образования, в частности, приводят к положительным результатам. Ученики, получающие образование в таких условиях, развивают не только знания, но и социальные навыки, учатся работать в коллективе и уважать других людей.
Таким образом, обучение иностранным языкам в условиях инклюзивного образования - это не просто педагогический процесс, но и шаг к созданию более справедливого и равноправного общества. Развитие инклюзивного образования должно стать основной задачей образовательных учреждений и государственных органов в будущем, чтобы добиться максимального социального прогресса и удовлетворения потребностей всех граждан.
1. Ахметова Д.З., Нигматов З.Г., Челнокова Т.А., Юсупова Г.В. и др. Педагогика и психология инклюзивного образования: Учебное пособие. Казань: Издательство “Познание” Институт экономики, управления и права, 2013. - 204с.
2. Басова А.Г., Егоров С.Ф. История сурдопедагогики: Учеб. пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов. - М.: Просвещение, 1984. — 295 с.
3. Беленкова Л.Ю. Инновационные подходы к образованию детей с ограниченными возможностями здоровья: от интеграции к инклюзии // Научно-методический журнал «Инновация образования», 2011, № 1.
4. Брушлинский А.В., Тихомиров О.К. О тенденциях развития современной психологии мышления // Национальный психологический журнал - 2013, №2(10)
5. Брейгина М.Е. Проектная методика // Иностранные языки в школе. - 2004 № 2.
6. Выготский Л.С./ Источник: Стенограмма лекции, прочитанной в 1933 г. в ЛГИИ им. А.И. Герценаhttp://alldef.ru/ru/articles/almanac-28/
7. Гальскова Н.Д. О взаимодействии учителя и учащихся на уроке иностранного языка /Н. Д. Гальскова/ ИЯШ, 1991, с. 17.
8. Гальскова Н. Д., Гёз Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: учеб. пособие для студ. лингв. ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений - М.: Издательский центр “Академия”, 2007. - 336 с.
9. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам : пособие для учителя [текст] / Гальскова Н. Д.. - М.: АРКТИ, 2003. - 192 с. - ISBN: 5-89415-290-9. - С. 141.
10. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. — М.: Педагогическое общество России, 2003. — 512 с.
11. Гез Н.И., Ляховицкий М.В., Миролюбов А.А., Фоломкина С. К.,. Шатилов С. Ф.
Методика обучения иностранным языкам в средней школе: учебник - М.: Высшая школа, 1982. - 373с.
12. Грозная Н.С. Инклюзивное образование за рубежом от мечты к реальности // Обзор материалов специального выпуска журнала «International Journal of Inclusive Education» 2011, № 1, Режим доступа: http:// http://www.docme.ru/doc/35169/inklyuzivnoe-obrazovanie-za-rubezhom.
13. Давыдов В.В. и др. Возрастная и педагогическая психология : учеб. для студентов пед. ин-тов / Давыдов В.В., Драгунова Т.В., Ительсон Л.Б. и др.; под ред. Петровского А.В. - Изд. 2-е, исп. и доп. - М. : Просвещение, 1979. - 287с.
14. Карпова Г.А. Основы сурдопедагогики: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Карпова Г.А. - Екатеринбург: Издатель Калинина Г.П., 2008. - 354с.
15. Кананыкина Е.С. Нормативно-правовое обеспечение обучения лиц c ограниченными возможностями в системах образования Франции и США // NB: Проблемы общества и политики. - 2013. - 3. - C. 74 - 103. URL: http://www.e-notabene.ru/pr/article_455.html
16. Колкер Я.М., Устинова Е.С, Еналиева Т.М. Практическая методика обучения иностранному языку: Учеб. пособие. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 264с.
17. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р.
18. Культура русской речи. Учебник для вузов. Под ред. проф. Граудиной Л.К. и проф. Ширяева Е.Н. - М.: Издательская группа НОРМА- ИНФРА М, 1999. - 560с.
19. Леонтьев А.А. Прикладная психолингвистика речевого общения и массовой коммуникации. - М.: Смысл, 2008 - 272 с.
20. Лошкарева О.Н. Становление инклюзивного образования за рубежом // Педагогика и психология: актуальные проблемы исследований на современном этапе: сборник материалов 11-й международной научно- практической конференции. 24 июля 2016 г. - Махачкала: Издательство "Апробация", 2016
21. Лурия А.Р. Язык и сознание / Под ред. Хомской Е.Д. Ростов-на Дону: Феникс, 1998-416 с.
22. Малофеев Н.Н., Гончаров Е.Л., Никольская О.С., Кукушкина О.И. Специальный федеральный государственный стандарт общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья, основные положения концепции. - М, 2008
23. Международный опыт в области инклюзивного образования: Франция.
Информационно-методический портал по инклюзивному и специальному образованию. Департамент образования г. Москвы -http://edu- open.ru/Default.aspx?tabid=231
24. Назарова Н.М., Аксенова Л.И., Архипов Б.А., Белякова Л.И и др. Специальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /.; Под ред. Назаровой Н.М.. — 4-е изд., стер. - М.: Издательский центр
«Академия», 2005. - 400 с.
25. Огольцова Е.Г., Тимохина А.Э., Сергеева Е.А. Развитие инклюзивного образования в
России // Молодой ученый. — 2017. — №50. — С. 249-252. — URL
https://moluch.ru/archive/184/47136/
26. Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373 (ред. от 29.12.2014)
"Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте
России 22.12.2009 N 15785)
27. Песталоцци И.Г. Избранные педагогические произведения в 3-х т М., Изд-во АПН РСФСР, 1961, т I.
28. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога (Библиотека психолога-практика). — М.: АРКТИ, 2000.
29. Соловова Е.Н. Методика обучения языкам: базовый курс лекции: пособие для
студентов пед. вузов и учителей- 3-е изд.- М.: Просвещение, 2005.-239 с.
30. Соловова Е.Н. Методика обучения языкам: базовый курс лекции: пособие для
студентов пед. вузов и учителей- 4-е изд.- М.: Просвещение, 2006.-239 с.
31. Скрипникова Т.И. Теоретические основы методики обучения иностранным языкам. [Электронный ресурс]: Учебно-методическое пособие / Дальневосточный федеральный университет, Школа педагогики; - Электрон.дан. - Владивосток: Дальневосточный Федеральный университет, 2017 - 18 с.
32. Славина Л.С. Индивидуальный подход к неуспевающим и недисциплинированным ученикам [Текст] / Акад. пед. наук РСФСР. Ин-т психологии. - Москва : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1958. - 214 с.
33. Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива. - М.: Просвещение, 1981. - 192 с.
34. Татарова С.П. Реабилитация детей-инвалидов посредством организации совместной деятельности с их здоровыми сверстниками // Вестник психосоциальной и коррекционной реабилитационной работы. 2005, № 2.
35. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки"
36. Фархутдинова URL: https://nsportal.ru/shkola/inostrannye-
yazyki/library/2015/10/07/sovremennye-pedagogicheskie-tehnologii-obucheniya
37. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Российской Федерации. — М: Просвещение, 2010
38. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации (ред. от 25.11.2013; с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2014) // Российская газета, N 303, 31.12.2012.
39. Цыркун И.И., Андарало А.И., Артеменок Е.Н., Борисевич Е.Н. и др. Педагогика современной школы: Основы педагогики. Дидактика. Курс лекций: учебно-методическое пособие. Под общей редакцией Цыркун И.И. - Минск, 2011. - 384 с.
40. Шатилов С. Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе: Учебное пособие для студентов. — 2-е изд., дораб. — М.: Просвещение, 1986. — 223 с.
41. Щерба Л.В. Избранные работы по русскому языку. М., 1957.
42. http://www.вокабула.рф/словари/лингвистический энциклопедический словарь/монологическая-речь.
43. https://multiurok.ru/files/zdorovesberegaiushchie-tekhnoologii-n- urokakh-inos.html
44. https://urok.1sept.ru/статьи/606766/
45. http://alldef.ru/ru/articles/almanac-28/the-game-and-its-role-in-the- mental-development-of-the-child
46. https://spravochnick.ru/pedagogika/principy_obucheniya/principy_ink
lyuzivnogo_obucheniya/