Введение 3
Глава 1. Элементы теории множеств в курсе математики основной школы.... 5
1.1 Исторические этапы развития теории множеств 5
1.2 Анализ научно-методической литературы для 5-6 классов 8
1.3 Анализ научно-методической литературы для 7- 9 классов 10
1.4 Примерное тематическое планирование для общеобразовательных
учреждений 15
1.5 Задачи на тему «Теория множеств» в контрольно измерительных
материалах 17
Глава 2. Методические рекомендации по обучению элементам теории множеств в курсе математики основной школы 23
2.1 Системы заданий по теме «Элементы теории множеств» в 5 - 6 классах 23
2.2 Системы заданий по теме «Элементы теории множеств» в 7- 9 классах . 29
2.3 Фрагмент урока в 6 классе по теме «Понятие множества» 36
2.4 Фрагмент урока в 6 классе по теме «Операции над множествами» 43
2.5 Фрагмент урока в 6 классе по теме «Решение задач с помощью кругов
Эйлера» 47
Заключение 55
Список литературы 56
В современном мире подходы к организации школьного образования основываются на принципах, которые можно выразить словами «не ученик для математики, а математика для ученика». То есть акцент делается на личности учащегося. При изучении математики учитываются индивидуальные особенности - зачем, для чего и в каком количестве нужно изучать данный предмет. То есть осуществляется переход от курса «вся математика для всех» к курсу «математика для каждого».
Изучение предмета «математика» преследует множество целей, перечислим некоторые из них - формирование и развитие мышления человека, способности к абстрагированию, умение работать с неосязаемыми объектами.
Обучение данному предмету ориентировано не столько на математическое образование, в узком смысле слова, сколько на формирование личности с помощью математики. В соответствии с этим принципом основной задачей обучения математике становится не изучение основ математической науки, как таковой, а общеинтеллектуальное развитие - формирование у учащихся в процессе изучения качеств мышления и качеств личности.
Знакомство с множествами и операциями над ними имеет важное значение для дальнейшего изучения многих вопросов школьной программы по математике и вместе с тем способствует интенсивному развитию мыслительных операций и речи учащихся. Дети постоянно должны сравнивать объекты, выявлять в них сходство и различие, классифицировать, строить обобщения, выражать в речи и обосновывать наблюдаемые свойства и отношения.
Цель работы: составить методические рекомендации для изучения теории множеств в курсе математике основной школы.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
- изучить научно-методическую литературу по теме работы;
- рассмотреть примерное тематическое планирование в школе по изучению темы «Элементы теории множеств»;
- подобрать систему заданий по теме «Элементы теории множеств»
- составить фрагменты уроков для 6 класса по теме «Теория множеств»;
- разработать методические рекомендации по изучению элементов теории множеств по математике за 6 класс.
Практическая значимость заключается в разработке методических рекомендаций по организации обучения школьников элементам теории множеств.
Глава I посвящена особенностям обучения элементам теории множеств в школе. В ней рассмотрены исторические аспекты развития основных понятий. Представлен анализ программы и школьных учебников по данной теме. Выявлены методические особенности изучения теории множеств в курсе алгебры основной школы, а так же приведены задачи в контрольно измерительных материалах.
В главе II разработаны системы упражнений по теме «Теория множеств» для учащихся 5-6 и 7-9 классов. Представлены методические материалы по обучению элементам теории множества в курсе алгебры основной школы.
В конце работы хотелось бы сказать то, что учителя должны уделять внимание изучению данной темы, так как она входит в задания ОГЭ, ЕГЭ и всевозможных олимпиад. В научно - методической литературе по математике тема «Теория множеств» изучается поверхностно, многие вопросы не раскрываются, но, тем не менее, в олимпиадных заданиях их знание требуется.
Разработанные фрагменты уроков и предложенные методические рекомендации к урокам могут использоваться не только на уроках математики, но и на факультативных занятиях. Это поможет детям в большей степени усвоить и закрепить, полученные знания по данной теме.
Вместе с тем изучение темы способствует интенсивному развитию мыслительных операций и речи учащихся: дети научатся сравнивать объекты, выявлять в них сходство и различие, классифицировать, строить обобщения, выражать в речи и обосновывать наблюдаемые свойства и отношения.
Цель работы была достигнута, а задачи выполнены.
1. Акимова Н. Б. Изучение множеств в младших классах : книга для учителя. М. : Издательство «Первое сентября», 2002. 268 с.
2. Александрова Н. В. История математических терминов, понятий, обозначений : словарь - справочник. М. : Издательство ЛКИ, 2007. 248 с.
3. Алимов Ш. А., Колягин Ю. М., Сидоров Ю. В. Алгебра. 9 класс : учебник для общеобразовательных учреждений. М. : Просвещение, 2012. 287 с.
4. Величко М. В. Алгебра. 9 - 11 классы : проектная деятельность учащихся. Волгоград : Учитель, 2008. 123 с.
5. Виленкин Н. Я., Сурвилло Г. С. Алгебра для 9 класса с углуб. изучением математики : учеб. М. : Просвещение, 1998. 384 с.
6. Виноградова Л. В. Методика преподавания алгебры в средней школе: учеб. пособие. Ростов н / Д. : Феникс, 2013. 252 с.
7. Гастева С. А., Крельштейн Б. И. Методика преподавания алгебры в восьмилетней школе : учеб. М. : Просвещение, 1965. 744 с.
8. Гельфман Э. Г., Холодная М. А. Психодидактика. Интеллектуальное воспитание учащихся. СПб. : Питер, 2012. 384 с.
9. Глейзер Г. И. История математики в школе 9-10 классов : пособие для учителей. М. : Просвещение, 1853. 351 с.
10. Глейзер Г. И. История математики в средней школе : пособие для учителей. М. : Просвещение, 1970, 222 с.
11. Грушевская Л. А., Кубышева М. А., Петерсон Л. Г. Математика 6 класс. Методические рекомендации. ФГОС. М. : Бином, 2017. 408 с.
12. Дорофеев Г. В., Шарыгина И. Ф. Учебный комплект «Математика 6» : книга для учителя. М. : Издательство «Первое сентября», 2002. 53 с.
13. Задачи по математике : задачник «Кванта». URL:http://kvant.mccme.ru/index.htm.Заглавие с экрана (дата обращения: 2.04.2021).
14. Задачи по математике : сборник олимпиадных задач / Н. В. Горбачев [и др .] . М. : МЦНМО, 2013. 560 с.
15. Зорин В. В., Фискович Т. Т. Пособие по математике для поступающих в вузы : учеб. пособие для подготовительных отделений вузов. М. : Высш. школа, 1980. 287 с.
16. Колягин Ю. М., Луканкин Г. Л. Основные понятия современного школьного курса математики : пособие для учителей. М. : «Просвещение», 1974. 382 с.
17. Колягин Ю. М., Луканкин Г. Л. Методика преподавания в средней школе : учеб. пособие для студентов физ.-мат. факультета педагогических институтов. М. : Просвещение, 1977. 480 с.
19. Ляпин С. Е. Методика преподавания алгебры. М. : Москва, 2014. 451 с.
20. Макарычев Ю. Н., Миндюк Н. Г. Алгебра: доп. главы к шк. учеб.8 кл. : учеб. пособие для учащихся шк. и классов с углубл. изуч. М. : Просвещение, 2003. 207 с.
21. Манвелов С. Г. Конструирование современного урока алгебры : книга для учителя. М. : Просвещение, 2014. 175 с.
22. Методика преподавания алгебры в средней школе : учеб. пособие для ст. пед. ин-тов. / Р. С. Черкасов [ и д р . ] . М. : Просвещение, 2013. 336 с.
23. Мордкович А. Г. Беседы с учителями алгебры. М. : ООО «Издательство «Мир и Образование», 2013. 336 с.
24. Мордкович А. Г., Николаев Н. П. Алгебра. 7 класс : учебник для общеобразовательных учреждений. М. : Мнемозина, 2001. 160 с.
25. Мордкович А. Г., Николаев Н. П. Алгебра. 8 класс : учебник для общеобразовательных учреждений. М. : Мнемозина, 2012. 239 с.
26. Мордкович А. Г., Николаев Н. П. Алгебра. 9 класс : учебник для общеобразовательных учреждений. М. : Мнемозина, 2010. 255 с.
27. Мордкович А. Г., Зубарева И. И. Программа курса математики 5-11 классов общеобразовательных учреждений. М. : Мнемозина, 2011. 63 с.
28. Муравин Г. К., Муравина К. С., Муравина О. В. Алгебра. 7 класс : учебник для общеобразовательных учреждений. М. : Дрофа, 2009. 286 с.
29. Муравин Г. К., Муравина К. С., Муравина О. В. Алгебра. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. М. : Дрофа, 2010. 318 с.
30. Муравин Г. К., Муравина К. С., Муравина О. В. Математика. 6 класс : учебник для общеобразовательных учреждений. М. : Дрофа, 2008. 319 с.
31. Никольский С. М., Потапов М. К., Решетников Н. Н. Алгебра. 8 класс : учебник для общеобразовательных учреждений. М. : Просвещение, 2010. 287 с.
32. Онищук В. А. Урок в современной школе : пособие для учителей. М. : Просвещение, 2014. 191 с.
33. Окунев А. А. Спасибо за урок дети! М. : Просвещение, 2014. 131 с.
34. Попова А. Учебник в руках ученика // Алгебра (приложение к газете «Первое сентября»). М. : Первое сентября, 2013. № 15.
35. Рогановский Н. М. Методика преподавания алгебры в средней школе : учеб. пособие для студ. пед. ин-тов по физ-мат. спец.. М. : Выс. шк., 2014. 267 с.
36. Саранцев Г. И. Сборник упражнений по методике преподавания алгебры в средней школе : учеб. пособие для студ. заочн.3 4 курсов физмат. фак. пед. ин-тов. М. : Просвещение, 2013. 80 с.
37. Соломоник В. С. Сборник вопросов и задач по математике (для поступающих в техникумы) : учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М. : Высшая школа, 1978. 264 с.
38. Фройденталь Г. Математика как педагогическая задача. Пособие для учителей. М. : Просвещение, 1982. 208 с.