Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Организация деятельности прокуратуры РФ

Работа №159994

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

юриспруденция

Объем работы79
Год сдачи2018
Стоимость4220 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
22
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1. История становления и правовые основы деятельности прокуратуры
РФ 7
1.1. История становления органов прокуратуры РФ 7
1.2. Правовые основы деятельности прокуратуры РФ 20
1.3. Система и структура органов прокуратуры РФ 26
2. Характеристика основных направлений деятельности прокуратуры....36
2.1. Надзор за исполнением законов 36
2.2. Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина 39
2.3. Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими
оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие 44
2.4. Надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания
задержанных и заключенных под стражу 51
2.5. Участие прокурора в рассмотрении дел судами 58
Заключение 69
Список литературы

Об обязанности защищать права и свободы человека и гражданина говорит Конституция Российской Федерации - Основной закон государства, законодатель закрепляет это положение за государством в главе второй. Осуществление регулирования и защиты конституционных прав и свобод при помощи различных правовых средств возложено Конституцией Российской Федерации на государство. Президент России согласно статье Конституции является гарантом прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации. Обязанности по исполнению и реализации данных прав возложены Конституцией на Правительство Российской Федерации. Функция по защите прав и свобод человека и гражданина возложена так же на судебную систему Российской Федерации, поэтому можно сделать вывод, что все органы государственной власти призваны выполнять одинаковую функцию - по защите прав и свобод человека и гражданина.
Данный вид этой многообразной деятельности требует наличия в государстве определенных органов, которые имели своей специализацией надзор и контроль в области исполнения законов и нормативно-правовых актов, а так же Конституции Российской Федерации. В российской правовой системе есть такой орган - прокуратура, она осуществляет контроль за исполнением Конституции Российской Федерации и всех остальных законов на ее территории.
Нельзя не заметить такую тенденцию среди правоведов, депутатов Государственной Думы, членов Совета Федерации предпринять попытки изъять у прокуратуры функцию по надзору и контролю за соблюдением законов и Конституции Российской Федерации, хотя целью данной функции согласно закону «О прокуратуре Российской Федерации» является обеспечения законности, верховенства закона и защите прав и свобод человека.
Попытки сокращения ведения прокуратуры, в какой-то мере были увенчаны успехом и произошли следующие изменения:
- прокурорский надзор перестал быть «высшим надзором» и стал просто «надзором», что на уровне семантики прировняло его с надзорными функциями исполнительных органов;
- в новой Конституции Российской Федерации 1993 года нет статьи о прокуратуре, как в ее предшественнице, теперь положения о ней находятся в главе «Судебная власть», хотя сама по себе прокуратура к ней не относится;
- Генеральный прокурор Российской Федерации теперь лишен права законодательной инициативы, права обращаться в Конституционный суд Российской Федерации.
Но благодаря сегодняшней позиции законодателя, который нужно отметить подошел к ней взвешенно, круг функций и полномочий прокуратуры широк, она в своем роде уникальна как орган власти, потому что она действует согласно своей компетенции особыми средствами и методами (нет органов, которые могли бы ее заменить), поэтому она является важным звеном в системе государственных органов Российской Федерации.
Единое правовое пространство на современном этапе в Российской Федерации - это в основном заслуга именно деятельности организационно- правовая прокуратуры. Именно прокуратура своей надзорной функций стоит на страже прав и свобод человека и гражданина, нормального функционирования общества и государства. Прокуратура не подменяет ни один их органов власти, ни судебный, ни исполнительный, ни законодательный, а работает по направлению надзора и активно выполняет функции прокурорской деятельности.
Положения, которые изложены выше говорят об актуальности данной работы, рассматривающей прокуратуры Российской Федерации через призму ее конституционно-правового статуса.
Основой изучения организации деятельности прокуратуры Российской Федерации довольно серьезна, это очевидно. Интерес вызывает и то, что данная тема является открытой для научного анализа уже имеющихся знаний, изучения концепций.
Объектом исследования данной работы выступают общественные отношения, которые возникают при осуществлении надзорных функций органами прокуратуры и конституционно-правового положения органов прокуратуры на современном этапе развития государства и общества.
Предметом исследования будут являться нормы законодательства и доктрины права, которые регулируют статус прокуратуры, ее организацию и деятельность на территории Российской Федерации.
Цель - анализируя работы научных деятелей и нормы законодательства Российской Федерации, а так же иных актов, говорящих о статусе и положении прокуратуры изучить конституционно-правовой статус органов прокуратуры в Российской Федерации, найти проблемы и постараться найти пути из решения, а так же совершенствования всей системы современной российской прокуратуры.
Исходя из поставленной цели, можно выделить следующие задачи данной работы:
- рассмотреть особенности становления российской прокуратуры в дореволюционный период;
- изучить правовое положение органов российской прокуратуры в период советского государства;
- раскрыть прокуратуру Российской Федерации как институт системы органов власти через его конституционно-правовые основы;
- рассмотреть систему органов российской прокуратуры;
- изучить компетенцию и функции органов прокуратуры в Российской Федерации;
- выявить проблемы, которые вызваны изменением статуса российской прокуратуры;
- рассмотреть предложения по усовершенствованию правового регулирования правового статуса прокуратуры Российской Федерации.
Методологическая основа данной работы включают в себя диалектическую теорию познания и метод, которые были на ней основаны, они позволяют исследовать проблему всецело, то есть произвести комплексный исторический и сравнительный анализы.
К принципам исследования следует отнести: историзм, научную обоснованность, социальный подход и приоритет общечеловеческих ценностей.
Автором были использованы сравнительно-правовой подход, исторический статистический, социологический, а так же комплексный анализ знаний. Анализировались нормативно-правовые источники, учебная и научная литература, публикации в периодических изданиях и СМИ.
Такие авторы как Беляев В.П., Бобров В.К., Божьев В.П., Галузо В.Н., Галустьян О.А., Рохлин В.И, и др. рассматривают Прокуратуру Российской Федерации и её функции с разных позиций.
Научная новизна работы состоит в том, что автор впервые за долгое время комплексно рассматривает конституционно-правовое положение органов прокуратуры в Российской Федерации. В работе будут даны положения о становлении, развитии российской прокуратуры, произведен анализ зарубежного опыта, а так же рассмотрен статус прокуратуры на современном этапе развития с предложениями по совершенствованию.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В дипломной работе рассмотрена организация и деятельность и актуальная проблема правового статуса одного из центральных государственных органов - прокуратуры.
История развития законодательства о российской прокуратуре показывает, что статус прокуратуры постоянно претерпевал изменения, нередко кардинальные. И сегодня, когда Россия стремится к идеалу правового государства, тема статуса прокуратуры, как органа, защищающего, прежде всего, законность, особенно актуальна.
В результате проведенного исследования была в полном объеме реализована цель работы и выполнены поставленные задачи, что позволило найти новые решения в проблеме статуса прокуратуры в РФ.
Полученные результаты позволяют использовать положения исследования не только в научном процессе, но и в целях совершенствования действующего законодательства, регулирующего конституционно-правовой статус прокуратуры РФ.
Можно сделать следующие выводы:
1. В Российской Федерации прокуратура - это орган, который обеспечивает законность на ее территории. На начальном этапе формирования прокуратуры в России, она имела собирательный образ из прокуратур зарубежных стран, но всегда учитывалась российская действительность. На протяжении своего становления и существования прокуратура меняла список своих компетенций, но главная задача всегда оставалась неизменной - задача по обеспечению законности. Поэтому рассматривая статус прокуратуры на современном этапе ее развития необходимо учитывать не только опыт зарубежных органов, но и российские реалии. Проблемы в органах прокуратуры существуют и по сей день, как и при создателе прокуратуры - Петре I, это самоуправство, получение взяток должностными лицами, превышение компетенций и т.д.
2. Сформировавшаяся на сегодняшний момент система органов прокуратуры достаточно стабильна. Образовались не только «классические» органы прокуратуры, но и специализированные - это транспортные, природоохранные и т.д. На данный момент наблюдается тенденция уменьшения количества специализированных прокуратур, что невозможно допускать в связи с условиями общественного недоверия к законам и к праву в целом. Например, проблема экологии в современном мире довольно остра, и считается мировой, в ее решении заинтересованы все государства мира. Так что, следует не только сохранить специализированные прокуратуры, о и наделить их расширенными полномочиями, укрепить их положение как государственных органов охраны права.
3. Органы прокуратур как система закреплены в Федеральном законе «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 № 2202-1-ФЗ и состоит из территориальных военных, специализированных прокуратур, научных и образовательных учреждений, различные юридические лица и организации, которые объединены одной задачей по контролю и надзору за соблюдением законности и правопорядка. Законом также запрещается создание каких-либо иных органов прокуратуры, действующих самостоятельно, все системы. Это объясняется принципами работы и существования прокуратуры как органа власти - единства и централизации системы. Генеральный прокурор наделен полномочиями по созданию, реорганизации и упразднения органов прокуратуры, а так же определения их статуса, то есть, создания «народных», «общественных» прокуратур законом запрещено.
4. Функции прокуратуры имеют широкий круг обязанностей и полномочий: по защите прав и свобод человека и гражданина; соблюдению и исполнению законов, поэтому укрепление конституционно-правового статуса прокуратуры в Российской Федерации необходимо. Также прокуратура в лице прокуроров участвуют в рассмотрении дел судом; участвуют в нормотворческой деятельности; Генеральная прокуратура Российской Федерации устанавливает отношения с международными организациями по сотрудничеству в вопросах правовой помощи; принимает участие в разработке международных договоров Российской Федерации. На территории России нет таких органов, которые бы сочетали в себе такое количество функций и полномочий, поэтому прокуратура в системе органов государственной власти занимает особое, уникальное положение. Общество нуждается в органах прокуратуры.
5. Конституционно-правовой статус прокуратуры в Российской Федерации имеет неопределенные рамки и требует конкретики, а так же нормативных изменений в Конституции Российской Федерации. Конституция Российской Федерации закрепляет положения о прокуратуре в статье 129, но сама статья находиться в главе «Судебная власть и прокуратура». Тут имеется противоречие, потому что статья 10 Конституции Российской Федерации закрепляет положения о том, что прокуратура не принадлежит к какой -то определенной ветви власти. Она не является органом законодательной, исполнительной или судебной власти. Проводя анализ научных работ, концепций и теорий, можно сделать вывод о том, что прокуратура вполне могла образовать новую ветвь власти, так как она имеет свою уникальную организацию и обособленна от других ветвей власти; имеет особую форму и методы воздействия; может регулировать остальные ветви власти своей системой сдержек и противовесов.
Из вышесказанного следует вывод, что разумно включить в Конституцию Российской Федерации отдельную главу о прокуратуре, где конкретнее определить ее функции, организацию и надзор.
6. Завершающаяся судебная реформа акцентирует на форме судебной защиты, как на приоритетной. При этом не стоит забывать и про прокурорский надзор и контроль, как форму защиты прав и свобод человека и гражданина. Он имеет определенные преимущества перед судебной защитой - это доступность, бесплатность, эффективность и оперативность. прокуратура Российской Федерации имеет колоссальный опыт в поддержании обвинения в судах и в контроле по соблюдению законов.
В связи с этим нужно развивать прокуратуру как правозащитный и надзорный орган, как только будет достигнуто правовое государство, то функция прокуратуры по защите прав возрастет. Можно предположить, что прокуратура останется централизованным органом, главной функцией которого останется надзор и контроль за законностью, вместе с тем и регулирование ветвей власти: законодательной, исполнительной и судебной.
России сейчас необходима прокуратура, которая действительно эффективно работает, охраняет государственный строй и целостность, права и свободы ее граждан, законные интересы юридических лиц.
Прокуратура - это орган, который отличается квалифицированностью кадров и качеством деятельности. Российское общество всегда будет нуждаться в прокуратуре, а основная ее задача всегда будет заключаться в надзоре за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.
Российская прокуратура не нуждается в глобальных переменах, а лишь требует расширения полномочий и более серьезного к ней отношения.



1. Российская Федерация. Конституция (1993) // Российская газета. - 1993. - № 237.
2. О Конституционном Суде Российской Федерации : федер. конституц. закон от 21.07.1994 № 1-ФКЗ ( ред. от 28.12.2016) // Российская газета. - 1994. - № 138.
3. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 № 21-ФЗ (ред. от 29.07.2017) // Российская газета. - 2015. - № 49.
4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 № 230-ФЗ (ред. от 14.11.2017) // СЗ РФ. - 2006. - № 52. - Ст. 5496.
5. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ (ред. от 03.04.2018) // СЗ РФ. - 2002. - № 46. - Ст. 4532.
6. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 № 95-ФЗ (ред. от 28.12.2017) // Российская газета. - 2002. - № 137.
7. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) от
26.11.2001 № 146-ФЗ (ред. от 28.03.2017) // СЗ РФ. - 2001. - № 49. - Ст. 4552.
8. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от
30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 29.127.2017) // СЗ РФ. - 1994. - № 32. - Ст. 3301.
9. О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации : федер. закон от 21.11.2011 № 324-ФЗ (ред. от 28.11.2015) // СЗ РФ. - 2011. - № 48. - Ст. 6725.
10. Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации : федер. закон от 31.05.2002 № 63-ФЗ (ред. 29.07.2017) // СЗ РФ. - 2002. - № 23. - Ст. 2102.
11. О прокуратуре Российской Федерации : федер. закон от 17.01.1992 №2202-1-ФЗ (ред. 18.04.2018) // СЗ РФ. - 1995. - № 47. Ст. -4472.
Учебная литература
12. Басков, В.И. Прокурорский надзор в СССР : учебник / - М.: Изд-во МГУ, 1991. - 304 с.
13. Ковалев, А.А. Международная защита прав человека : учеб. пособие / А.А. Ковалев. - М., 2015. - 591 с.
14. Мельников, Н.В. Прокурорская власть и личность: правовые средства, обеспечения конституционных прав и свобод граждан России : учеб. пособие / Н.В. Мельников. - М., 2015. - 235 с.
15. Нерсесянц, B.C. Проблемы общей теории права и государств : учеб. пособие / В.С. Нерсесянц. - М. : Норма, 2016. - 832 с.
16. Прокурорский надзор : учеб. пособие / под ред. А.Я. Сухарева. - М.: Норма, 2015. - 193 с.
17. Прокурорский надзор в Российской Федерации: учебник / под ред. А.А. Чувилева. - М.: Юристъ, 2014. - 147 с.
18. Сафонова, Т.Ю. История развития прокуратуры России // История правоохранительных органов (IX-XX вв.) : учеб. пособие / М.В. Пыльцина, Е.М. Полянская, Т.Ю. Сафонова. - Воронеж: ФГОУ ВПО Воронежский ГАУ, 2010. - 190 с.
19. Тадевосян, B.C. Прокурорский надзор в СССР : учеб. пособие / В.С. Тадевосян. - М., 1956. -135 с.
20. Тонков, Е.П. Кнайкин, В.С. Правоохранительные органы Российской федерации : учеб. Пособие. - Белгород.: Изд-во БелГУ, 2016. - 85 с.
Научная литература
21. Агутин, А.В. К вопросу о понятии организации прокурорского надзора в стадии возбуждения уголовного дела // Вестник Вятского государственного университета. - 2015. - № 3. - С. 64 - 73.
22. Анаева, Е.А. Конституционно-правовой статус прокуратуры Российской Федерации // Вестник Поволжской академии государственной службы. - 2016. - № 3 (16). - С. 76.
23. Андреев, Г. Прокуратура - опора законности и государства // Законность. - 2016. - № 9. - С. 22-24.
24. Бабенко, С.В. Деятельность прокуратуры в обеспечении прав и свобод личности // Российская юстиция. - 2017. - № 9. - С. 49-52.
25. Бахарева, О.А., Николайченко О.В., Цепкова Т.М. Заключение прокурора в гражданском судопроизводстве: правовая сущность и юридическое значение // Universum: экономика и юриспруденция. - 2015. - С. 1 - 9.
26. Бобырев, В.В., Андреев Г.В. О развитии прокуратуры Российской Федерации (проблемы и пути их решения) // Право и безопасность. - 2015. - № 4. - С. 45-51.
27. Велиев, И.В. Место прокуратуры в системе органов государственной власти Российской Федерации // Современное право. - 2015. - № 10. - С. 30.
28. Винокуров, А. Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов // Законность. - 2016. - № 4. - С. 13-18.
29. Восканян, А.А. К вопросу иерархии надзорных функций органов прокуратуры в государствах-членах Таможенного союза: на примере российской прокуратуры // Евразийский юридический журнал. - 2017. - № 1 (104). - С. 276-278.
30. Вощинский, М.В. Организация работы прокуратуры района по взаимодействию со СМИ // Законность. - 2015. - № 4 (966). - С. 19-21.
31. Гуреев, И.С. К какой ветви власти следует относить Прокуратуру Российской Федерации? // Ростовский научный журнал. - 2017. - № 2. - С. 180-191.
32. Гуслов, Е.А. Обеспечение качества предоставления
государственных услуг посредством прокурорского вмешательства // Законность. - 2018. - № 10. - С. 20-22.
33. Гущин, В.З. Правозащитные функции военной прокуратуры в современных условиях // Журнал российского права. - 2015. - № 4. - С. 25-29.
34. Дицкий, Я.Б. Организация взаимодействия природоохранных прокуратур с территориальными прокуратурами и иными государственными органами в деле охраны окружающей среды // Вопросы российского и международного права. - 2016. - № 5. - С. 170-181.
35. Дьячков, Д. А. Основная функция прокуратуры - правозащита / Д. А. Дьячков // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. - 2015. - № 1. - С. 71.
36. Ергашев, Е.Р. О проблемах организации работы прокуратуры первичного звена прокурорской системы Российской Федерации // Электронное приложение к Российскому юридическому журналу. - 2016. - Т. 38. - С. 104¬108.
37. Жубрин, Р.В., Сазанова, О.В. Совершенствование организации работы прокуратуры Российской Федерации // Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. - 2015. - Т. 49. - № 5. С. 51-56.
38. Ерёмина, Н.В. Самостоятельность прокуратуры в условиях принципа разделения властей // Право и политика. - 2015. - № 10. - С.1 -8.
39. Калпинская, О.Е. Организация работы прокуратуры по предупреждению преступности несовершеннолетних // Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. - 2015. - № 69-2. - С. 51-55.
40. Кобзарев, Ф.М, К вопросу о понятийных основах теории организации работы и управления в органах прокуратуры // Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. - 2016. - № 6 (56). - С. 5-12.
41. Кодинцев, А.Я. Прокуратура и органы юстиции России: к истории разделения правоохранительных функций // Вестник Российской правовой академии. - 2016. - № 2. - С. 32-34.
42. Кожевников, К.М. Реализация прокуратурой полномочий по правовому просвещению населения // Законность. - 2015. - № 8 (970). - С. 26¬29.
43. Крутиков, М., Исаева, Л. Участие прокурора в гражданском
процессе // Законность. - 2016. - № 1. - С. 25-26.
44. Левченко, О.А. Вопросы организации работы с обращениями в
органы прокуратуры // Законность. - 2016. - № 6 (980). - С. 24-26.
45. Ломовский, В.Д. Какой власти принадлежит прокуратура //
Российская конституция. - 2015. - № 9. - С. 22-26.
46. Лукоянов, Д. Место прокуратуры в государственном механизме // Законность. - 2016. - №11. - С. 54-56.
47. Макарчук, И.Ю. Судебный надзор в деятельности прокуратуры окружного суда во второй половине 19 века // Евразийский юридический журнал. - 2015. - № 11. - С. 90-92.
48. Максимов, В.А. Функции управления в органах прокуратуры: понятие, значение, содержание и виды // Гражданин и право. - 2018. - № 3. -С. 3.
49. Максимов, В.А. К вопросу об организации и методике планирования работы в прокуратуре города, района // Проблемы экономики юридической практики. - 2018. - № 3. - С. 191-193.
50. Марков, М.А. Организация работы в Прокуратуре субъекта РФ по участию прокуроров в суде апелляционной инстанции по уголовным делам // Теория и практика общественного развития. - 2016. - № 3. - С. 106-108.
51. Миронов, О.О., Горовцов, Д.Е. Институт президентства в России и мире // Представительная власть: мониторинг, анализ, информация. - 2016. - №4. - С. 5-19.
52. Молодецкая, Н.В. Организация работы прокурора отдела // Законность . - 2018. - № 1. - С. 29-33.
53. Осташев, Р.И., Минаева, М.В. Обращения граждан в прокуратуру для защиты собственных прав // Правозащитная деятельность в современной России: проблемы и их решение. - 2016. - С. 353-357.
54. Рассказов, С.С. Организация работы органов российской прокуратуры по направлению в компетентные органы иностранных государств запросов об экстрадиции // Законность и правопорядок в современном обществе. - 2015. - № 9. - С. 145-150.
55. Самойлова, Т.Н. Правозащитная функция прокурора в уголовном судопроизводстве // Вестник Удмуртского университета. - 2015. -№ 2. - С. 178-182.
56. Сафонова, Т.Ю. К вопросу о месте и роли прокуратуры в современном российском государстве // Вестник Воронежского института МВД России. - 2017. - №2. С. - 96-99.
57. Талашко, А.А, Оценка организации работы специализированных прокуратур Российской Федерации // Отечественная юриспруденция. - 2016. - № 6 (8). - С. 76-77.
58. Терещенко, А. Реформа прокуратуры: новые приоритеты // Законность. - 2016. - № 8. - С. 4-6.
59. Тимохина, А.С., Коропятник, П.А. Организация работы с
обращениями в органах прокуратуры // Наука сегодня. - 2017. - С. 108-109.
60. Толстых, В.Л. Участие прокурора в правотворческой деятельности органов местного самоуправления // Законность. - 2017. - № 3 . - С. 13-16.
61. Харзинова, В.М. Прокурор в уголовном процессе // Теория и практика общественного развития. - 2018. - С. 165-169.
62. Хмелёва, А.В. Понятие и содержание организации работы и управления в органах прокуратуры Российской Федерации // Права человека. - 2016. - С. 242-246.
63. Чайка, Ю.Я. О развитии органов прокуратуры // Адвокат. - 2016. - № 7. - С. 29-35.
64. Честных, Н.Н. Конституционный принцип разделения властей и проблема функционального анализа места прокуратуры в системе разделения властей современной России // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Юриспруденция. - 2015. - № 2. - С. 10-17.
65. Шалумов, М.С. О понятии организации работы суда // Актуальные проблемы российского права. - 2015. - № 3. - С. 170-174.
66. Шобухин, В.Ю. Прокуратура основа надзорно-контрольной власти в России // Государство и право. - 2017. - № 11. - С. 12-16.
67. Шобухин, В. О некоторых вопросах участия прокурора в арбитражном процессе // Арбитражный и гражданский процесс. - 2016. - № 6. - С. 32-35.
68. Якушева, С.Е. Прокуратура в структуре современного Российского государства/ С.Е. Якушева // Вестник СГАП. - 2016. - № 50. - С. 94-98.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ