Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством фольклора

Работа №15996

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы64
Год сдачи2017
Стоимость6100 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
926
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I . Теоретические основы нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста посредством фольклора 7
1.1. Анализ психолого-педагогических исследований по проблеме
нравственного воспитания у детей дошкольного возраста 7
1.2. Роль тувинского фольклора в нравственном воспитании детей дошкольного возраста 15
1.3. Характеристика методов формирования нравственных представлений у детей младшего дошкольного возраста 25
Выводы по первой главе 31
Глава II. Эмпирическое исследование дошкольного возраста с тувинским фольклором на нравственное воспитание 33
2.1. Констатирующий этап исследования нравственных представлений у детей дошкольного возраста 33
2.2. Формирующий этап исследования нравственного воспитания дошкольников посредством фольклора 38
2.3. Контрольный этап исследования. Анализ полученных результатов 48
Вывод по второй главе 54
Заключение 55
Список использованной литературы 56
Приложение

Нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста является одной из сложнейших задач воспитания в условиях современного дошкольного образовательного учреждения. Именно нравственное воспитание является важнейшей задачей практически всех программ дошкольного образования. При всем многообразии этих программ педагоги отмечают нарастание детской агрессивности, жестокости, эмоциональной глухоты, замкнутости на себе и собственных интересах. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной. В связи с этим отбор и рациональное использование разнообразных методов воспитания нравственных качеств личности является в настоящее время одной из главных задач, которую преследуют педагоги дошкольных образовательных учреждений. Наиболее актуальным представляется вопрос о «врашивании» ребенка в культуру уже в дошкольном возрасте, т.к. изучение форм и содержания соседствующих культур помогает ребенку-дошкольнику познать самого себя, гордиться своей страной, осознавая ценность, а главное, необходимость своей жизни не только для самого себя, но и общества в целом. Вопросы нравственного воспитания, совершенствования ребенка волновали общество всегда и во все времена. По мнению многих педагогов (Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин, Л.И.Божович, А.В. Запорожец и др.) периодом зарождения и формирования этических инстанций, норм нравственности и морали является именно дошкольный возраст. В процессе нравственного воспитания дошкольника накопление знаний о нормах и требованиях морали приобретает важное значение. В связи с этим очевидна необходимость организации нравственного просвещения воспитанников детского сада, формирование у них норм нравственности и морали. Очевидна и необходимость организации специальной работы педагога над разъяснением сущности нравственных норм, нравственных отношений человека к обществу, коллективу, труду, к окружающим людям и самому
себе. Поэтому в воспитании любого нравственного качества применяются различные средства и методы воспитания. В общей системе нравственного воспитания важное место занимает группа средств, направленных суждений, оценок, понятий на воспитание нравственных убеждений. К этой группе относятся и этические беседы.
Отсутствие в содержании программ определенной системы работы по становлению нравственной культуры детей может привести к тому, что сенситивный период, который характеризуется тем, что дети умеют сознательно управлять поведением, а их нравственные чувства обладают большой побудительной силой, чем другие мотивы, может остаться педагогами незамеченным. В целом нужно отметить, что вопрос о нравственном становлении личности имеет ряд специфических черт, в связи с которыми достаточно трудно разграничить его и выделить в отдельный раздел. Так процесс нравственного воспитания есть организация детей на преодоление и разрешение жизненных противоречий, проблем, выборов, конфликтов и столкновений, что должно реализовываться во всех видах деятельности на протяжении всей повседневной жизни ребёнка. Поэтому, для более углубленного и эффективного становления этого процесса будет наиболее рационально использовать специальные методические пособия по формированию культуры поведения, так как они позволяют воспитателю реализовывать свои задачи в разделе «Познавательное развитие», при этом, предупреждая дополнительные нагрузки для детей, как это было бы при введении специализированных занятий по культуре.
В тувинском фольклоре для детей есть много разнообразных по смыслу и по содержанию разнообразных жанров. В течение многих столетий она играла большую роль в воспитании всестороннего развития детей. Важной частью национальной культуры является устное народное творчество, которое сконцентрировало в себе мудрость тувинского народа, его духовную силу, красоту родного языка. 
Устное народное творчество способствует максимальному раскрытию индивидуальности и творческих способностей дошкольников.
Произведения устного народного творчества являются эффективным средством развития старших дошкольников. Это обусловлено такими особенностями, как занимательность, образность и эмоциональность языка.
К проблеме изучения народных традиций и их места в образовательной парадигме обращались многие научные деятели.
Таким образом, возникает явное противоречие между накопленным теоретическим и эмпирическим материалом нравственного воспитания и сложившейся ситуацией недостаточного развития и усвоения детьми дошкольного возраста нравственных норм и представлений.
Проблема связана с поиском условий нравственного воспитания детей дошкольного возраста.
Это определило выбор темы нашей работы: «Нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством фольклора ».
Исходя из актуальности проблемы, была поставлена следующая цель исследования: выявить, обосновать и проверить опытно¬экспериментальным путем эффективность использования тувинского фольклора в нравственном воспитании детей младшего дошкольного возраста посредством фольклора.
Объект исследования: нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством фольклора.
Предмет исследования: тувинский фольклор, как средство нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста.
При исследовании была выдвинута гипотеза: тувинский фольклор эффективно влияет на нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста, если:
- планирование работы будет носить целенаправленный и систематический характер; 
1. Осуществить анализ педагогической, психологической, методической литературы и выявить использование проблемных заданий в процессе развития нравственных представлений.
2. Выявить уровень сформированности нравственных представлений у младших дошкольников.
3. Проверить опытно-экспериментальным путем эффективность использования проблемных заданий в развитии нравственных представлений у младших дошкольников.
Теоретико-методологические основы исследования: по мнению многих педагогов (Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин, Л.И.Божович, А.В. Запорожец и др.) периодом зарождения и формирования этических инстанций, норм нравственности и морали является именно дошкольный возраст.
При решении поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
теоретические - изучение и анализ психолого-педагогической, методической литературы и передового опыта по проблеме нравственного воспитания и формированию культуры поведения детей младшего дошкольного возраста, роль тувинского фольклора в нравственном воспитании детей дошкольного возраста, анализ проведенной работы и результатов исследования;
эмпирические - наблюдение, опрос, беседа, диагностическое обследование, анализ проведенной работы и результатов исследования.
База исследования: МБДОУ № 2 «Чечек» с.Мугур-Аксы.
Практическая значимость: полученные результаты исследования могут быть полезны для психологов, классных руководителей, родителей и учащихся, а также для тех, кого интересует проблемы нравственного воспитания.
Структура исследования: введение, две главы, вывод, заключение,список литературы, приложение.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Изучение теоретических основ обозначенной проблемы позволяет отметить её актуальность и необходимость решения в дошкольном возрасте.
В трудах И.Ф. Исаева, Е.С. Рапацевича рассматривается сущность нравственных ценностей, в трудах С.А. Козловой, П.Г. Саморуковой, B.C. Мухиной, особенности их формирования в дошкольном возрасте.
Тувинский фольклор, как средство нравственного воспитания был выбран нами неслучайно, поскольку, произведения искусства и творческая деятельность являются кратчайшим путем донесения до сознания ребенка нравственной сути тех или иных ценностей. Кроме того, в играх - драматизациях дети упражняются в проявлении таких качеств как: сочувствие, забота, доброта, эмоциональная отзывчивость через обыгрывание образов художественного произведения.
Отбор содержание тувинского фольклора осуществляется с учетом их нравственных ценностей, динамичностью сюжета, повторов, яркости образов.
Опытная экспериментальная деятельность с детьми младшего дошкольного возраста, показала, что все участники эксперимента ориентированы на гуманный тип поведения со сверстниками и в оказании помощи другому человеку. Кроме того, дети седьмого года жизни, участвовавшие в эксперименте, не только понимают переживания других людей, но и способны применять свои знания в повседневной жизни. В ходе исследования была доказана выдвинутая нами гипотеза о том, что включение тувинского фольклора в целостный педагогический процесс будет способствовать нравственному воспитанию у младших дошкольников.
Таким образом, теоретические и практические исследования позволяют отметить, что эффективным средством нравственного воспитания в младшем дошкольном возрасте является тувинский фольклор.



1. Большой энциклопедический словарь [Текст]:/ под ред. А.М. Прохоров. - М: Большая всероссийская энциклопедия. - 2008 . - 1434 с.
2. Будегечи, Т., Художественное наследие тувинцев, / Т. Будегечи // М.: АО Внешторгиздат. Изд.№27011, 1995 - С. 153.
3. Буре, Р. С. Воспитание в процессе обучения на занятиях в детском саду. - М., 2001 - 256 с.
4. Бурменская, Г.В, Хрестоматия по детской психологии [Текст]: от младенца до подростка / Г.В. Бурменская. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2008. - 656 с.
5. Волобуева, JL, Авилова, Е. Ранний и дошкольный возраст: вопросы нравственного воспитания в педагогических концепциях И.А. Сикорского и В.М. Бехтерева [Текст]: JI. Волобуева, Е. Авилова // Дошкольное воспитание,- 2007.-№3.- С. 88-91.
6. Волков, Г.П., Этнопедагогика [Текст]: Учеб. пособ. для студентов высших пед. учеб. заведений / Г.Н. Волков. - М.: Академия. 2001. - с. 324.
7. Воспитание детей в игре [Текст] / Сост. А.К. Бондаренко, А.И. Матусик. - М., 2003. - 178 с.
8. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников [Текст]: кн. для воспитателя дет. сада./ Р.С. Буре, Г.Н. Година, А.Д. Шатова [и др.]; под ред. А.М. Виноградовой - 2-е изд., испр и доп.- М.: Просвещение, 1989.¬191 с.
9. Выготский, Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. - М., 1999. - 326 с.
10. Губанова, Н. Педагогические возможности игры - драматизации [Текст] // Детский сад от А до Я. 2008. №4. С. 28-35.
11. Детство [Текст]: программа развития и воспитания детей в детском саду / В.И. Логинова, Т.П. Бабаева, Н.А. Ноткина [и др.]; под ред. Т.Н. 76 Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович,- 3-е, переработанное.-СПб.- 244 с.
12. Дошкольная педагогика [Текст]: учеб. Пособие для студентов пед. ин- тов. по спец.№410 Педагогика и психология (дошк.) В 2ч. 4г. Методика и
организация коммунистического воспитания в детском саду/ В.И. Логинова, Б.С. Лейкина и р.; под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой: 2-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1998.-270 с.
13. Дьяконова, В.П., Детство в традиционной культуре тувинцев // Традиционное воспитание детей у народов Сибири. - Л., 1998. - с. 152.
14. Жуковская, Р.И. Воспитание ребенка в игре [Текст]/ Сост. Р.И. Жуковская. - М.: АПН , 2003.- 175 с.
15. Истоки. Базис развития ребенка дошкольника [Текс] / под. ред. Н.А. Парамоновой, Г.А. Алиевой, Т.В. Антоновой // М.- 2003.- 335 с.
16. Карпинская, Н.С. Игра - драматизация детей дошкольного возраста [Текст] // Дошкольное воспитание. 1999. №12. С. 17-22.
17. Коджаспирова, Г.М., Коджаспиров, А.Ю. Педагогический сллварь[Текст]: для студ. высш. и сред. пед. учеб, заведений. - М.: Академия,2003. - 176 с.
18. Козлова, С.А., Куликова, Т.А. Дошкольная педагогика, учеб, пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Академия. - 201. - 416 с.
19. Козлова, С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью [Текст]: учеб. пособие для студ. сред, пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 1998. - 160 с.
20. Колесникова, 3. Игрушечный театр [Текст]: 3. Колесникова // Игра и дети.-2007.-№6,- С. 13 -15. 77
21. Курбатский, Г.Н. Тувинцы в своем фольклоре (историко этнографические аспекты тувинского фольклора). - Кызыл: Тувинское книжное издательство, 2001. - 464 с.
22. Курбатский, Т.Н ., Тувинцы в своем фольклоре, / Т.Н. Курбатский - Кызыл, Тувинское книжное издательство, 2001 - С. 464.
23. Куулар, Д.С. Сказки. Очерки тувинского фольклора, / Д.С. Куулар - Кызыл, 1996. - С. 34. 
24. Макаренко, А. С. Коммунистическое еосриттрее и поведение // Пед. со ч .-М 2004.- Т . 4.
25. Маклаков, А.Г., Общая психология [Текст] / А.Г. Маклаков. - СПб.: Питер, 2001. С. 253.
26. Минаева, В. Знакомим детей с эмоциональным миром человека [Текст]: В. Минаева, Л.П. Стрелкова // Дошкольное воспитание. - 2003.-№2. - С.13-20.
27. Мухина, B.C. Психология дошкольника [Текст]: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия»,2004. -239 с.
28. Немов, Р.С., Психология [Текст]/ Р.С. Немов. - В III т. Том I Общие основы психологии. - М.: Владос, 2008. - 225 с.
29. Нравственное воспитание в детском саду [Текст]/ Под ред. В.Г. Нечаевой и Т.А. Марковой. - М., Просвещение, 1998. - 256 с.
30. Ожегов, С.И. и Шведова Н.Ю. толковый словарь русского языка [Текст]: 80000 слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. - 4-е изд., дополнительное. — М.: ООО «ИТИ ТЕХНОЛОГИИ», 2003. — 944 с
31. Ондар, Ч.М., Тароеа, О.М. Использование устного народного
творчества тувинцев при ознакомлении детей с понятием числа / Ч.М. Ондар, О.М. ТТНОВЧ : Наследие народов Центральной Азии и сопредельных территорий: изучение, сохранение и использование. Материалы
Международной научно-практической конференции (9-10 сентября 2009, г. Кызыл). В 2-х частях. - Кызыл: КЦО «Аныяк», 2009. - Ч . И .-С . 81-84.
32. Ооржак, Д. Ада-огбелернер чанеылдааын ооредилгеге, кижизидилгеге ажыглатаы. / Д. Ооржак. // Башкы. - № 1. - 1994. - С. 17.
33. Орус-оол, С.М., Чакар, Р.С. Матптадыа. / С.М. Орус-оол, Р.С. Чакар. Кызыл - 1991.- С . 270.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ