Введение 3
Глава 1 Теоретический анализ проблемы организации педагогического сопровождения социальной адаптации первоклассников к образовательной среде школы 9
1.1 Социальная адаптация первоклассников к образовательной среде
школы как психолого-педагогическая проблема 9
1.2 Образовательная среда школы как фактор реализации
педагогического сопровождения социальной адаптации
первоклассников 18
1.3 Модель организации педагогического сопровождения социальной
адаптации первоклассников к образовательной среде школы 24
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по проверке эффективности модели педагогического сопровождения социальной адаптации первоклассников к образовательной среде школы 33
2.1 Организация и результаты констатирующего этапа опытно -
экспериментальной работы 33
2.2 Содержание и реализация формирующего этапа опытноэкспериментальной работы 47
2.3 Анализ результатов реализации модели организации
педагогического сопровождения социальной адаптации
первоклассников к образовательной среде школы 61
Заключение 67
Список использованных источников 70
Приложения 74
Актуальность исследования. Психолого-педагогическое сопровождение целостный и непрерывный процесс помощи ребёнку, который обеспечивает его полное развитие как субъекта образования в жизни школы. Проблема адаптации первоклассников является актуальной и требует дальнейшего исследования. Важно отметить, что каждый ребёнок уникален и требует индивидуального подхода в процессе адаптации к новым условиям обучения. Психолого-педагогическое сопровождение детей в этот период является ключевым фактором успешной адаптации и развития. Содержание, методы и формы работы в начале обучения первоклассников определяются не только их возрастными и индивидуальными особенностями, но и характерными особенностями самой системы обучения.
Психолого-педагогическое сопровождение детей в период адаптации к школе играет важнейшую роль. Значительный вклад в разработку содержания проблемы психолого-педагогического сопровождения внесли исследования отечественных ученых: Е.М.Александровской, М.Р. Бычановой, О.С. Газмана, И.В.Дубровиной, В.В Исаева и других.
Изучение ряда публикаций по проблеме психолого-педагогического сопровождения позволило сделать вывод о том, что специфика работы по сопровождению детей младшего школьного возраста исследована недостаточно.
Проанализировав психолого-педагогическую литературу и изучив практики организации процесса социальной адаптации первоклассников к образовательной среде школы, нами были выявлены противоречия:
- между потребностью педагогических работников в проведении работы по психолого-педагогическому сопровождению адаптации младших школьников к условиям образовательного учреждения и недостаточной разработанностью данного вопроса в научной литературе;
- между существующими научными исследованиями по проблеме педагогического сопровождения социальной адаптации первоклассников к образовательной среде школы и недостаточным уровнем использования практических разработок этих исследований в образовательном пространстве школы при организации процесса адаптации первоклассников.
Для того чтобы дети младшего школьного возраста успешно адаптировались к школе, необходимо обеспечить преемственность между дошкольным и начальным образованием. Процесс адаптации детей к школе требует пристального внимания и участия многих специалистов (например, учителей начальной школы, педагогов-дефектологов, педагогов-психологов, социальных педагогов). Важно отметить, что дезадаптацию у детей младшего школьного возраста легче предотвратить, чем избежать.
Цель координации и руководства деятельностью школьных психологопедагогических служб в период адаптации первоклассников к новым социальным ролям - уменьшить трудности адаптации и дать ребёнку возможность принять и освоить свою новую социальную позицию и всю ситуацию развития.
Таким образом, существует проблема разработки и внедрения модели педагогического сопровождения социальной адаптации первоклассников к образовательной среде школы.
Решение данной проблемы обусловило выбор темы диссертационного исследования: «Педагогическое сопровождение социальной адаптации
первоклассников к образовательной среде школы».
Цель исследования - теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить модель педагогического сопровождения социальной адаптации первоклассников к образовательной среде школы.
Объект исследования - образовательная среда общеобразовательной школы.
Предмет исследования - организация педагогического сопровождения социальной адаптации первоклассников к образовательной среде школы.
Гипотеза исследования состоит в предположении, что педагогическое сопровождение социальной адаптации первоклассников к образовательной среде школы будет эффективным, если:
• определены сущность и содержание социальной адаптации первоклассников к образовательной среде школы;
• образовательная среда школы рассматривается как фактор организации педагогического сопровождения социальной адаптации первоклассников;
• теоретически обоснована, разработана и экспериментально проверена модель педагогического сопровождения социальной адаптации первоклассников к образовательной среде школы;
• выявлены педагогические условия, определяющие эффективность
модели педагогического сопровождения социальной адаптации
первоклассников к образовательной среде школы.
Для реализации цели исследования были определены следующие задачи:
1) осуществить анализ психолого-педагогической литературы и определить на его основе сущность и содержание социальной адаптации первоклассников к образовательной среде школы;
2) определить и теоретически обосновать возможности образовательной среды школы как фактора организации педагогического сопровождения социальной адаптации первоклассников;
3) разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить
модель педагогического сопровождения социальной адаптации
первоклассников к образовательной среде школы;
...
Данное исследование посвящено проблеме организации педагогического сопровождения социальной адаптации первоклассников к образовательной среде школы.
В диссертации рассмотрены особенности процесса адаптации, понятие «педагогического сопровождения» и его этапы, а также модель психологопедагогического сопровождения первоклассников к образовательной среде школы с целью их эффективной адаптации к образовательному процессу.
Проанализировав научно-исследовательскую литературу, мы выделили основные показатели социальной адаптации первоклассников к школе:
1) сформированность школьной мотивации обучающихся;
2) владение способами продуктивного поведения в учебной и внеклассной деятельности;
3) установление контакта общения с окружающими людьми.
Для диагностики уровня социальной адаптации младших школьников были использованы следующие методики:
• Анкета для определения школьной мотивации (разработана Н.Г. Лускановой);
• Опрос классного руководителя и родителей первоклассников;
• Методика П.И. Третьякова «Диагностика адаптации младших школьников»;
• Социометрическая методика «Два домика» (авторы И. Вандвик, П. Экблад).
Констатирующий эксперимент показал, что в ЭГ обучаются 30% учеников с низким уровнем социальной адаптации, 60% - со средним уровнем и 10% с высоким уровнем; в КГ обучаются 25% учеников с низким уровнем социальной адаптации, 60% - со средним уровнем и 15% с высоким уровнем. Полученные результаты говорят о необходимости разработать и реализовать программу педагогического сопровождения, обеспечивающих повышение уровня социальной адаптации младших школьников.
В данной программе запланированы семинары, консультации, родительские собрания по социальной адаптации, педсоветы, педагогические консилиумы, игры, упражнения для первоклассников, что будет способствовать благоприятной социальной адаптации первоклассников к школе.
Анализ изучения уровня социальной адаптации младших школьников на этапе контрольного эксперимента показал, что большинство детей экспериментальной группы находятся на высоком уровне, большинство детей контрольной группы находятся на среднем уровне адаптации, что говорит об эффективности реализованной программы по повышению уровня социальной адаптации младших школьников.
Можно считать подтвержденной гипотезу нашего исследования, предполагающую, что педагогическое сопровождение социальной адаптации первоклассников к образовательной среде школы будет эффективным, если:
• определены сущность и содержание социальной адаптации первоклассников к образовательной среде школы;
• образовательная среда школы рассматривается как фактор организации педагогического сопровождения социальной адаптации первоклассников;
• теоретически обоснована, разработана и экспериментально проверена модель педагогического сопровождения социальной адаптации первоклассников к образовательной среде школы;
• выявлены педагогические условия, определяющие эффективность
модели педагогического сопровождения социальной адаптации
первоклассников к образовательной среде школы, к которым мы относим:
1) целенаправленность и системность педагогической работы, которая должна быть подчинена единой цели, и строго организована;
2) реализация дифференцированного и индивидуального подходов к воспитанникам;
3) использование разнообразных методов и форм работы с детьми;
4) стимулирование деятельности детей одобрением, похвалой.
Важно отметить, что выполненное исследование не показывает полное решение проблемы адаптации первоклассников и открывает дальнейшие возможности её разработки и изучения.
1. Александровская Э. М. Социально-психологические критерии адаптации к школе. М. Просвещение: 2008. 153 с.
2. Айзман Р.И., Жарова Г.Н., Савенков А.И. Подготовка ребёнка к школе. Томск: Издательство «Пеленг», 2009. 90 с.
3. Беккер, И.Л. Образовательное пространство как социальная и педагогическая категория // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского, 2009. № 12. С. 140-143.
4. Битянова М. Р. Адаптация ребенка к школе: диагностика, коррекция. Педагогическая поддержка. М.: Педагогический поиск, 1997. 256 с.
5. Битянова М.Р. Работа психолога в начальной школе. М. : Владос, 2012. 146 с.
6. Битянова М.Г. Организация психологической работы в школе. М.: Совершенство, 1998. 298 с.
7. Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2013. 151 с.
8. Булаев Д. Ю., Сахарова Т. Н. Исследование связи адаптации и субъективной оценки самоконтроля младших школьников // Казанский педагогический журнал. 2021. № 3. С. 190-195
9. Бывшева М.В. Педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста в процессе социального познания: дис. канд. пед. наук. Екатеринбург, 2012. 120 с.
10. Венгер Л. А. Психологические вопросы подготовки детей к обучению в школе. М.: Просвещение, 2012. 289 с.
11. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Дошкольная педагогика и психология. Хрестоматия. М.: Мозаика-Синтез, 2014. 240 с.
12. Виноградова Н. Ф. Актуальные проблемы современного начального образования // Начальная школа. 2017. № 9. С. 3-9
13. Воскрекасенко О.А. Педагогическое сопровождение адаптации обучающихся. Пенза: ПГУ, 2019. 174 с.
14. Воскрекасенко О.А. Взаимодействие семьи и школы: моделирование процесса // Общество: социология, психология, педагогика. 2020. № 4 (72). С. 98-103
15. Выготский Л. С. Собрание сочинений. Детская психология / Под ред. Д.Б. Эльконина. М.: Педагогика, 1984. 432 с.
... всего 43 источника