ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ВОКАЛЬНО-ХОРОВЫХ НАВЫКОВ У МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ 9
1.1. Структура и содержательные характеристики понятия
«вокально-хоровые навыки» в музыкально-методической
литературе 9
1.2. Психолого-педагогические и физиологические аспекты
формирования вокально-хоровых навыков в младшем школьном возрасте 19
1.3. Урок музыки общеобразовательной школы как среда
формирования вокально-хоровых навыков у младших школьников 28
ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ВОКАЛЬНО-ХОРОВЫХ НАВЫКОВ У МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ 39
2.1. Критерии оценки уровня сформированности вокально-хоровых
навыков у детей младшего школьного возраста 39
2.2. Организация и ход педагогического эксперимента по
формированию вокально-хоровых навыков у младших школьников на уроках музыки 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 71
Развитие общей музыкальной культуры детей является, как известно, центральным стержнем общего музыкального образования. Традиционно эта задача достигается в образовательном процессе, в том числе, и за счет собственной исполнительской деятельности школьников. Развитие способности выразительного исполнения музыки позволяет детям эмоционально прочувствовать художественное содержание изучаемых произведений, формирует эмпатию учащихся к исполняемым сочинениям и всему музыкальному искусству. Однако, такое исполнение становится невозможным без наличия у детей определенных исполнительских навыков, что условиях общего музыкального образования выступает не конечной целью, а исключительно средством раскрытия художественного содержания произведения.
В традициях общего музыкального образования певческая деятельность учащихся имеет большое значение. Оказывая сильное влияние на эмоции школьника, пение способствует развитию его музыкальной культуры, формирует способность к художественному восприятию музыки , пониманию ее эмоционального содержания, развивает музыкальное мышление ребенка. Многие педагоги-музыканты, в числе которых можно назвать Б. В. Асафьева, Ю. Б. Алиева, Е. В. Николаеву, Г. П. Стулову, считали пение центральным видом деятельности в процессе разностороннего музыкального развития учащегося.
В процессе вокальной деятельности , наравне с прочими формами исполнительства, школьник имеет возможность ярко проявлять личное отношение к искусству. Именно пение часто становится для ребенка первым способом получения и практического воплощения музыкальных чувств и эмоций. Соответственно, формирование вокального аппарата ребенка выступает в качестве одной из важнейших задач общего музыкального образования.
Одной из наиболее часто используемых форм певческой деятельности в общеобразовательной школе является хоровое пение. Использование хорового пения обусловлено рядом объективных причин, среди которых:
• общедоступность - физиологическая врожденная способность каждого человека к пению (за исключением случаев врожденной патологии);
• относительная легкость восприятия вокальной и хоровой музыки по причине использования сочетания музыки со словом;
• песенные истоки российской музыкальной культуры;
• адекватность пения психологическим стремлениям школьников, например, желанию практического освоения музыки;
• снижение психологического зажима детей за счет использования коллективной формы исполнительства.
Однако, формирование искомого высокого уровня хорового исполнительства диктует необходимость большой грамотной работы с вокалистами начиная с самого раннего возрастного периода.
Кроме того, процесс формирования вокально-хоровых навыков сочетает в себе как работу над исключительно певческими навыками, так и общее музыкальное развитие учащихся, например, становление ладового чувства, чувства ритма и проч. Помимо этого, хоровое пение положительно влияет на художественное развитие ребенка, способствует формированию оценочных суждений по отношению к музыкальному сочинению. Соответственно, вокально-хоровая деятельность решает не только образовательные, но и развивающие и воспитательные задачи формирования личности ребенка. Формирование навыков управления певческим аппаратом дает школьнику возможность моментального воплощения собственных эмоций через практическую деятельность...
Вокально-хоровая деятельность обладает огромными воспитательными и развивающими возможностями. С точки зрения детской психологии эти возможности приобретают особое значение. Исполнительская деятельность в хорошем, грамотно организованном хоровом коллективе приучает школьников к постоянному решению конкретных художественно¬исполнительских задач.
В предлагаемом исследовании был рассмотрен вопрос формирования вокально-хоровых навыков на уроках музыки у младших школьников. Гипотезой данного исследования послужило предположение, о том что формирование вокально-хоровых навыков у младших школьников будет осуществляться наиболее эффективно условии систематической деятельности педагога, направленной на развитие основных вокально-хоровых навыков (дыхания, звукообразования, артикуляции, чистоты интонации, хорового ансамбля, понимания дирижерского жеста), учёта возрастных и музыкально¬психологических особенностей младших школьников с точки зрения исследуемого вопроса, а также стимулирования мотивации младших школьников к вокально-хоровой деятельности за счет создания творческой атмосферы и организации мероприятий концертной направленности .
В ходе работы была доказана её актуальность, осуществлен анализ методической литературы по теме работы, описана структура и содержательные характеристики понятия «вокально-хоровые навыки». Под вокально-хоровыми навыками в нашем исследовании понимаются действия, относящиеся к искусству пения в хоре, сформированные и доведенные до автоматизма путем многократного повторения этого действия или специальных упражнений. Среди основных вокально-хоровых навыков выделяются навыки певческого дыхания, звукообразования, артикуляции, чистоты интонации, различных видов хорового ансамбля и понимания
дирижерского жеста, формирующиеся и развивающиеся в непрерывном взаимодействии.
Охарактеризованы психолого-педагогические и физиологические особенности младшего школьного возраста с точки зрения исследуемой проблемы, описана специфика урока музыки общеобразовательной школы как среды формирования вокально-хоровых навыков у младших школьников. Доказано, что младший школьный возраст диктует необходимость обязательного соблюдения правил охраны голосового аппарата детей, стимулирования мотивации учащихся путем создания творческой атмосферы и организации мероприятий концертной направленности, а также грамотного подбора исполнительского репертуара и вокальных упражнений.
При подготовке опытно-экспериментальной работы, посвящённой апробации педагогических условий, обозначенных в гипотезе исследования, определены и описаны критерии (теоретический и практический), показатели и уровни (низкий, средний и высокий) формирования вокально-хоровых навыков младших школьников.
Результаты констатирующего и контрольного этапов педагогического эксперимента в экспериментальной и контрольной группах доказали эффективность предложенных нами педагогических условий и подтвердили выдвинутую гипотезу.
1. Абдуллин Э. Б. Методика музыкального образования: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений / Под общей редакцией М. И. Ройтерштейна. / Э. Б. Абдуллин, Е. В. Николаева - М., Музыка, 2006. - 336 с.
2. Абрамова Г. С. Возрастная психология/Учебное пособие для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 672 с.
3. Алиев Ю. Б. Пути формирования навыков многоголосного пения в детском хоре. В кн.: Музыкальное воспитание в школе, вып. 10. - М., 1975.
- 256 с.
4. Алмазов Е. И. О возрастных особенностях певческого голоса у дошкольников и молодежи (по данным фонетической лаборатории Института художественного воспитания АПН). // В кн. «Развитие детского голоса». - М., 1963 г. - С. 18-27.
5. Анисимов В. П. Диагностика музыкальных способностей детей: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. / В. П. Анисимов
- М., Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2004. - 408 с.
6. Апраксина О. А. Методика музыкального воспитания в школе: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2119 «Музыка и пение».
- М.: Просвещение, 1983. - 224 с.
7. Апраксина О. А., Орлова Н. Д. Выявление неверно поющих детей и методы работы с ними. - В кн. «Музыкальное воспитание в школе». - Вып. №10. М.: «Музыка», 1975 г. - С. 104-113.
8. Арчажникова Л. Г. Профессия - учитель музыки: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1984. - 111с.
9. Асафьев Б. В. Музыка в современной общеобразовательной школе // В сб.: Вопросы музыки в школе / Под ред. И. Глебова. Л.: Изд-во Брокгауз-Ефрон, 1926. - 290 с.
10. Багадуров В. Очерки по истории вокальной методологии. — М.: Искусство, 2010. - 126 с.
11. Барсов Ю. А. Из истории русской вокальной педагогики. Вопросы вокальной педагогики: Сб. статей. Вып. 6. - Л.: Музыка, 1982. С. 6-22.
12. Безбородова Л. А., Алиев Ю. Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях. - Учеб. пособие для ст-тов муз. фак. педвузов. - М.: Академия, 2002. - 416 с.
13. Белкин А. С. Основы возрастной педагогики [Текст] учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.С. Белкин // - М.: Академия, 2000. - 192 с.
14. Беркман Т. Л., Грищенко К. С. Музыкальное развитие учащихся в процессе обучения пению (3-4кл.). - М.: «Издательство Академии педагогических наук», 1962г. - 136 с.
15. Брандель С. Дифференцированное обучение пению в 1 классе общеобразовательной школы. В кн.: Музыкальное воспитание в школе, вып. 6. - М., 1970. - 128 с...57