Введение 3
Глава I. Теоретические основы изучения связного речевого высказывания у детей с общим недоразвитием речи
1.1. Понятие «связной речи» в современной литературе 6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с общим
недоразвитием речи 10
1.3. Особенности связного речевого высказывания у детей с общим
недоразвитием речи 16
Глава II. Исследование уровня сформированное™ связного
высказывания у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
2.1. Организация экспериментального исследования 23
2.2. Результаты изучения связного высказывания у детей дошкольного
возраста 28
Глава III. Логопедическая работа по развитию связного высказывания у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
3.1. Организация формирующего эксперимента 32
3.2. Содержание коррекционной работы по развитию связной речи у
дошкольников с общим недоразвитием речи 33
3.3. Результаты контрольного изучения 46
Заключение 52
Список литературы 54
Дошкольный возраст является периодом интенсивного становления и развития личности ребенка. В трудах М.М. Алексеевой, Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, Ф.А. Сохина, Е.И. Тихеевой и др. говорится о том, что общее развитие личности дошкольника определяется, главным образом, уровнем развития его речи.
Хорошо развитая речь и владение языком позволит ребёнку не только быстро овладевать в школе чтением и письмом, но позволит ему с легкостью вступать в процесс коммуникации с окружающими, умело и легко выражать в процессе общения свои помыслы, намерения и желания. Владение языком, заключается не только в умении правильно построить предложение, называя различные предметы, но и составлять их описание, умение рассказывать о каком-либо событии или явлении последовательно и логично, то есть связно. Существует потребность практики в научных разработках по данной проблеме. Этим и определяется актуальность нашей работы.
Проблему исследования связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи рассматривает значительное количество авторов: В.К. Воробьева, В.П. Глухов, Р.Е. Левина, Т.Б. Филичева и пр.
Так, С.А. Миронова раскрывает содержание и методы работы по развитию прямой речи. Н.А. Никашина обосновывает цели работы по формированию развернутой самостоятельной описательно¬
повествовательной речи у детей. В.К. Воробьева разработала методику поэтапного развития умений и навыков связной речи с использованием картинно-графического плана. Т.А. Ткаченко рассматривает формирование навыков описательного рассказа с применением моделей и схем. Обучение творческому рассказыванию отображено в работах В.П. Глухова, Т.А. Сидорчук.
А.В. Ястребова предлагает методы коррекционно-развивающего
обучения связной речи детей с общим недоразвитием речи, рекомендует приемы, которые формируют полноценную речевую деятельность. Т.Б. Филичевой определены направления и методы коррекционного обучения детей с общим недоразвитием речи.
Цель нашей работы заключается в изучении состояния уровня сформированности связной речи у дошкольников с ОНР и разработке системы занятий, направленных на развитие связного речевого высказывания у детей данной категории...
Слово выступает центральной единицей, пронизывает всю языковую систему; основным строительным материалом высказываний, с помощью которых реализуется общение между людьми; является основной единицей наименования фактов действительности, а также восприятий, мыслей, чувств человека, вызванных этими фактами. Обучение связной речи начинается с дошкольного детства и является одно из основных задач, стоящих перед системой дошкольного образования.
В трудах М.М. Алексеевой, Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, Ф.А. Сохина, Е.И. Тихеевой и др. говорится о том, что общее развитие личности дошкольника определяется, главным образом, уровнем развития его речи.
Хорошо развитая речь и владение языком позволит ребёнку не только быстро овладевать в школе чтением и письмом, но позволит ему с легкостью вступать в процесс коммуникации с окружающими, умело и легко выражать в процессе общения свои помыслы, намерения и желания. Владение языком, заключается не только в умении правильно построить предложение, называя различные предметы, но и составлять их описание, умение рассказывать о каком-либо событии или явлении последовательно и логично, то есть связно. Существует потребность практики в научных разработках по данной проблеме. Этим и определяется актуальность нашей работы.
Проблему исследования связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи рассматривает значительное количество авторов: В.К. Воробьева, В.П. Глухов, Р.Е. Левина, Т.Б. Филичева и пр.
Нами было проведено констатирующее исследование по изучению сформированности связной речи у дошкольников.
Диагностическая программа исследования включала в себя 6 заданий:
1. Составление предложений по отдельным ситуационным картинкам;
2. Составление предложений по трем картинкам, связанным тематически;
3. Пересказ текста (знакомой сказки или короткого рассказа);
4. Составление рассказа по картинке или серии сюжетных картинок;
5. Составление рассказа на основе личного опыта;
6. Составление рассказа-описания.
В ходе исследования и анализа его результатов было отмечено, что уровень связной речи детей с общим недоразвитием речи недостаточный.
Нами был проведен формирующий эксперимент по развитию связной речи детей с речевой патологией.
Система коррекционной работы по развитию связной речи состояла из нескольких этапов:
1. Составление рассказа по сюжетной картинке.
2. Составление рассказа по серии сюжетных картинок.
3. Пересказ.
4. Составление рассказа описания.
5. Составление рассказа по представлению.
Система коррекционной работы разработана для детей дошкольного возраста. Она включает в себя этапы работы и систему упражнений и заданий, разработанные для каждого этапа работы. Предложенные задания и конспекты занятий может использовать в своей работе не только учитель- логопед, но и воспитатель на своих занятиях.
По окончанию логопедической работы мы провели контрольный эксперимент. После проведения всех шести методик на этапе контрольного эксперимента можно отметить, что уровень связной речи детей повысился у большинства дошкольников с речевой патологией, что говорит об эффективности нашей работы.
Таким образом, можно считать, что задачи, поставленные в начале исследования выполнены, цель достигнута, исследование успешно завершено.
1. Акименко, В.М. Логопедическое обследование детей с речевыми нарушениями / В.М. Акименко. - Ростов н/Д.: Феникс, 2015. - 45 с.
2. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М.М. Алексеева, Б.И. Яшина. - 3-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2000. - 400 с.
3. Баряева, Л.Б. Логопедическая работа по развитию связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи в процессе обучения рассказыванию по картине / Л.Б. Баряева, И.Н. Лебедева // Логопед в детском саду. - №2. - 2006. - С. 23-27.
4. Бородич, А.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста / А.М. Бородич. - М.: Просвещение, 2004. - 255 с.
5. Венгер, Л.А. Психология / Л.А. Венгер, В.С. Мухина. [Электронный
ресурс]: - М., 1988. - Режим доступа:
https://pedlib.ru/Books/5/0482/index.shtml
6. Волкова, Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики / Г.А. Волкова. - СПб.: Детство-пресс, 2003. - 144 с.
7. Волосовец, Т.В. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению / Т.В. Волосовец. - М.: ВЛАДОС, 2002. - 238 с.
8. Воробьева, В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб. пособие / В.К. Воробьева. - М.: ACT: Транзиткнига, 2006. - 158 с.
9. Выготский, Л.С. Психология развития человека / Л.С. Выготский. - М.: Смысл, 2005. - 136 с.
10. Гвоздев, А.М. Вопросы изучения детской речи / А.М. Гвоздев.
[Электронный ресурс]: - М., 1991. - Режим доступа:
https://vk.com/wall204499715 55
11. Гербова, В.В. Работа с сюжетными картинами / В.В. Гербова // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 1. - С. 18-23.
12. Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием / В.П. Глухов. - М.: АРКТИ, 2002. - 144 с.
13. Глухов, В.П. О формировании связной описательной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи / В.П. Глухов // Дефектология. - №6. - 1990. - С. 31-34.
14. Ельцова, О.М. Методика обучения пересказу детей / Н.В. Ельцова // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. - 2009. - №1. - С. 35-39.
15. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников /
Л.Н. Ефименкова. [Электронный ресурс]: - М., 1990, - Режим доступа:
https://pedlib.ru/Books/1/0383/1 0383-1.shtml...44