Проблемы расследования экологических преступлений
|
ВВЕДЕНИЕ 5
1 ПОНЯТИЕ, СПЕЦИФИКА И ВИДЫ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ 9
1.1 Общая характеристика преступлений в сфере экологии 9
1.2 Уголовно-правовая классификация экологических преступлений 15
2 ОРГАНИЗАЦИЯ РАССЛЕДОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ 26
2.1 Особенности возбуждения уголовных дел и проведения
первоначальных следственных действий 26
2.2 Методика и тактика расследования экологических преступлений 30
2.3 Проблемные вопросы профилактики экологических преступлений и повышения эффективности их расследования 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 ПОНЯТИЕ, СПЕЦИФИКА И ВИДЫ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ 9
1.1 Общая характеристика преступлений в сфере экологии 9
1.2 Уголовно-правовая классификация экологических преступлений 15
2 ОРГАНИЗАЦИЯ РАССЛЕДОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ 26
2.1 Особенности возбуждения уголовных дел и проведения
первоначальных следственных действий 26
2.2 Методика и тактика расследования экологических преступлений 30
2.3 Проблемные вопросы профилактики экологических преступлений и повышения эффективности их расследования 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Актуальность темы исследования. Актуальность исследования такой темы как расследование экологических преступлений состоит в том, что на современном этапе развития человечество столкнулось с глобальной проблемой в области экологии, которая заключается в том, что антропогенное воздействие человека на природную среду приобрело негативный оттенок, и только теперь к человеку пришло осознание всей ценности благоприятной окружающей среды после того, как были поставлены под угрозу нарушение функций, связанных с жизнеобеспеченьем природных объектов и экосистемы. Именно поэтому 2017 год в России сделали годом экологии, что ещё раз подтверждает факт важности данной темы.
Закрепление ценности экологических объектов и природы в целом начинается с Конституции Российской Федерации. Так, ст. 9 провозглашает, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, что предает конституционный статус экологической безопасности, как одной из основ государства. К тому же ст. 42 относит к правам каждого гражданина право на благоприятную окружающую среду. Также большое значение охране общественных отношений в сфере экологической безопасности Уголовный кодекс РФ. Это связано с тем, что существует прямая зависимость между состоянием окружающей среды и состоянием здоровья всего человечества.
Что касается регулирования наказаний и ответственности за экологические преступления, новеллой стало введение в уголовный кодекс главы 26 «Экологические преступления». Однако самого понятия экологического преступления в нем не имеется, как не имеется единого понятия и в науке и юридической литературе. Диспозиции всех статей в 26 главе УК РФ являются бланкетными, т. к. отсылают к иным законам и нормативно-правовым актам, регулирующие вопросы экологической безопасности. Стоит заметить, что особенностью деяний, связанных с нарушением нормативов в области охраны окружающей среды, является то, что чаще всего это происходит в процессе промышленного или сельскохозяйственного производства с наличием химических или биологически вредных отходов. Одной из главных сложностей, возникающих в процессе расследования экологических преступлений, является отсутствие у следователя достаточных специальных знаний в области охраны окружающей среды, а также отсутствие специальной техники, что влияет на дальнейший ход процесса.
Научная проблема. Недостаточно разработанная методика расследования экологических преступлений, отсутствие единого комплекса первоначальных следственных действий, а также «мягкость» уголовной ответственности и недостаточный уровень профилактики говорят о существующих проблемах в противодействии преступности в сфере экологии. Стоит также учитывать высокую латентность экологических преступлений, что прямо влияет на экологическую безопасность и эффективность мер по предотвращению экологических катастроф.
Степень разработанности темы работы. Институт уголовной ответственности в целом, а также проблемы уголовной ответственности за экологические преступления, в частности, стали объектом исследования многих отечественных ученых, среди которых необходимо выделить: Бринчук М.М., Веречива М.И., Дагель П.С., Дубовик О.Л., Жалинский A. Е., Жевлаков Э.Н., Колбасов О.С., Лопашенко Н.А., Ляпунов Ю.И., Мунтян B. Л., Никифоров Б.С., Петров В.В., Пакутин В.Д., Повелицина П.Ф., Чугаев В.А., Яковлев В.Н. и других отечественных юристов.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в связи с совершением экологических преступлений.
Предметом исследования нормативно-правовые акты, регулирующие общественные отношения, возникающие в связи с уголовной ответственностью за экологические преступления, а также профилактика экологической преступности.
Цель работы заключается в актуальном анализе проблем, связанных с расследованием и профилактикой экологических преступлений, исследование уголовно-правовой характеристики преступлений в сфере экологии, а также предложение эффективных способов решения данных проблем.
Задачами исследования выступают:
- определение понятия, специфики и видов экологических преступлений;
- анализ особенностей и характеристики преступлений в сфере экологии;
- определение особенностей возбуждения уголовных дел в сфере экологии;
- анализ особенностей первоначальных следственных действий при расследовании экологических преступлений;
- анализ методики и тактики расследования экологических преступлений;
- определение путей совершенствования профилактики и расследования экологических преступлений.
Методологическая база исследования сформировалась в результате изучения и использования большого теоретического и практического материала, нормативно-правовых актов, официальных документов, литературных источников и публикаций. Такое разнообразие материала выразилось в необходимости применения разнообразных методов исследования, в числе которых системный, структурно-функциональный, поисковый, а также метод сравнительного анализа.
Теоретико-правовая база исследования. В работе использовался широкий круг источников и литературы, касающихся вопросов общественных отношений, возникающих в сфере экологии, например, Конституция РФ, глава 26 «Экологические преступления» Уголовного кодекса РФ, а также федеральные законы и иные нормативно-правовые акты.
Материалы работы могут быть полезны при подготовке к научным конференциям и семинарским занятиям, в написании рефератов, научных статей, кроме того ее результаты расширяют и углубляют традиционные представления о проблемах, связанных с расследованием и предупреждением экологических преступлений.
Структура работы сформирована на основе целей и задач исследования и состоит из введения, двух разделов, включающих в себя пять параграфов, заключения, списка использованных источников.
Закрепление ценности экологических объектов и природы в целом начинается с Конституции Российской Федерации. Так, ст. 9 провозглашает, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, что предает конституционный статус экологической безопасности, как одной из основ государства. К тому же ст. 42 относит к правам каждого гражданина право на благоприятную окружающую среду. Также большое значение охране общественных отношений в сфере экологической безопасности Уголовный кодекс РФ. Это связано с тем, что существует прямая зависимость между состоянием окружающей среды и состоянием здоровья всего человечества.
Что касается регулирования наказаний и ответственности за экологические преступления, новеллой стало введение в уголовный кодекс главы 26 «Экологические преступления». Однако самого понятия экологического преступления в нем не имеется, как не имеется единого понятия и в науке и юридической литературе. Диспозиции всех статей в 26 главе УК РФ являются бланкетными, т. к. отсылают к иным законам и нормативно-правовым актам, регулирующие вопросы экологической безопасности. Стоит заметить, что особенностью деяний, связанных с нарушением нормативов в области охраны окружающей среды, является то, что чаще всего это происходит в процессе промышленного или сельскохозяйственного производства с наличием химических или биологически вредных отходов. Одной из главных сложностей, возникающих в процессе расследования экологических преступлений, является отсутствие у следователя достаточных специальных знаний в области охраны окружающей среды, а также отсутствие специальной техники, что влияет на дальнейший ход процесса.
Научная проблема. Недостаточно разработанная методика расследования экологических преступлений, отсутствие единого комплекса первоначальных следственных действий, а также «мягкость» уголовной ответственности и недостаточный уровень профилактики говорят о существующих проблемах в противодействии преступности в сфере экологии. Стоит также учитывать высокую латентность экологических преступлений, что прямо влияет на экологическую безопасность и эффективность мер по предотвращению экологических катастроф.
Степень разработанности темы работы. Институт уголовной ответственности в целом, а также проблемы уголовной ответственности за экологические преступления, в частности, стали объектом исследования многих отечественных ученых, среди которых необходимо выделить: Бринчук М.М., Веречива М.И., Дагель П.С., Дубовик О.Л., Жалинский A. Е., Жевлаков Э.Н., Колбасов О.С., Лопашенко Н.А., Ляпунов Ю.И., Мунтян B. Л., Никифоров Б.С., Петров В.В., Пакутин В.Д., Повелицина П.Ф., Чугаев В.А., Яковлев В.Н. и других отечественных юристов.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в связи с совершением экологических преступлений.
Предметом исследования нормативно-правовые акты, регулирующие общественные отношения, возникающие в связи с уголовной ответственностью за экологические преступления, а также профилактика экологической преступности.
Цель работы заключается в актуальном анализе проблем, связанных с расследованием и профилактикой экологических преступлений, исследование уголовно-правовой характеристики преступлений в сфере экологии, а также предложение эффективных способов решения данных проблем.
Задачами исследования выступают:
- определение понятия, специфики и видов экологических преступлений;
- анализ особенностей и характеристики преступлений в сфере экологии;
- определение особенностей возбуждения уголовных дел в сфере экологии;
- анализ особенностей первоначальных следственных действий при расследовании экологических преступлений;
- анализ методики и тактики расследования экологических преступлений;
- определение путей совершенствования профилактики и расследования экологических преступлений.
Методологическая база исследования сформировалась в результате изучения и использования большого теоретического и практического материала, нормативно-правовых актов, официальных документов, литературных источников и публикаций. Такое разнообразие материала выразилось в необходимости применения разнообразных методов исследования, в числе которых системный, структурно-функциональный, поисковый, а также метод сравнительного анализа.
Теоретико-правовая база исследования. В работе использовался широкий круг источников и литературы, касающихся вопросов общественных отношений, возникающих в сфере экологии, например, Конституция РФ, глава 26 «Экологические преступления» Уголовного кодекса РФ, а также федеральные законы и иные нормативно-правовые акты.
Материалы работы могут быть полезны при подготовке к научным конференциям и семинарским занятиям, в написании рефератов, научных статей, кроме того ее результаты расширяют и углубляют традиционные представления о проблемах, связанных с расследованием и предупреждением экологических преступлений.
Структура работы сформирована на основе целей и задач исследования и состоит из введения, двух разделов, включающих в себя пять параграфов, заключения, списка использованных источников.
Таким образом, проведенный анализ уголовно-правовой характеристики и расследования экологических преступлений, а также профилактика данных преступлений позволяет говорить о том, что в правоприменительной практике существует достаточное количество проблем, которые необходимо решать.
Только за 2020 год в России произошло 2 экологические катастрофы и десятки чрезвычайных происшествий. 29 мая 2020 года произошла утечка дизельного топлива в Норильске, за пределы промзоны разлилось более 20 тысяч тонн топлива, тогда причиненный ущерб Росприроднадзор оценил почти в 148 миллиардов рублей, вред, причиненный водным объектам, составил 147,046 млрд руб., почве — еще 738,6 млн руб. В конце сентября стало известно о загрязнении воды в акватории Авачинской бухты на Камчатке, первыми последствия на себе почувствовали люди, занимающиеся серфингом, затем выяснилось, что загрязнение привело к массовой гибели обитателей данного водоёма, также эксперты затруднились назвать причину. Виновников трагедий не найдены, а между тем последствия необратимы и несут разрушающий вред природе.
На основании изложенного понятно, что экология имеет большое значение для жизнедеятельности человека, но человек не в полной мере понимает последствия своих действий, что в итоге приводит к таким катастрофам. То есть помимо предупреждения экологических преступлений правоохранительными органами, органами исполнительной власти и природоохранных органов и контрольных и надзорных служб (Минприроды, Госкомсанэпиднадзора, Роскомзема, Роскомвожа, МЧС и др), а также участия общественных экологических объединений, люди сами должны осознавать всю важность бережного отношения к природным объектам.
На данный момент существуют пробелы в законодательстве, которое регулирует преступления в сфере экологии, а именно:
1. В настоящее время в уголовном законодательстве отсутствует официальное понятие «экологическое преступление», что приводит к проблеме отнесения преступления к категории экологических, то есть непонятно какое преступление можно считать преступлением в сфере экологии, также всё это приводит к тому, что можно считать объектом данных преступлений - саму природу и природные объекты или общественные отношения, связанные с охраной природы. Предполагается ввести в Уголовный кодекс РФ такое понятие «экологическое преступление - это общественно опасное, предусмотренное уголовным законом деяние, посягающее на общественные отношения по сохранению качественно благоприятной для жизнедеятельности человека природной среды, рациональному использованию ее ресурсов и обеспечению экологической безопасности населения». Исходя из закрепления понятия экологического преступления и уточнения объекта решится проблема классификации данных преступлений, ведь зачастую из-за расширения объекта расширяется и количество преступлений относимых к экологическим.
2. Еще одной важной проблемой экологических преступлений является отсутствие специальной техники, которая применялась бы в оперативно-розыскной деятельности для выявления совершенного преступления. Так, необходимо своевременно и качественно осмотреть место преступления, где по предварительным данным осуществлялось незаконное уничтожение лесных массивов, и так как часто отсутствие предметов, имеющих значение для конкретного уголовного дела, приводят к тому, что выносится постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. Здесь также необходимо учесть и другую распространённую проблему - отсутствие у должностного лица специальных знаний в области экологии, зачастую следователю необходимо нахождение эксперта, при осмотре места происшествия. На данном этапе есть несколько вариантов решения проблем - увеличение финансирования, чтобы закупить новейшую технику и следствие могло бы полноценно расследовать уголовные дела, повышение квалификации следователя путём обучения его специальным знаниям в сфере экологии, увеличение числа специалистов в области экологии, которые могли бы содействовать следствию при необходимости.
3. Можно рассмотреть и другой вариант решения проблемы. Зачастую правоохранительные органы имеют относительно большую нагрузку другими преступлениями, например, преступление, предусмотренное ст. 105 УК РФ случается чаще, чем преступление, предусмотренное ст.248 УК РФ, и поэтому следователь уделяет большее внимание преступлению, предусмотренному ст.105 УК РФ. Чтобы материал проверки по факту экологического правонарушения был объективно, полноценно рассмотрен в срок, можно создать орган специализирующийся только на экологических преступлениях, по типу трудовой инспекции. То есть специализированный орган будет собираться из разных природоохранных служб (Росприроднадзор, Федеральное агентство водных ресурсов и др.), действовать быстро за счёт нахождения у них специалистов, связанных с экологией, при этом загруженность спадёт с правоохранительных органов; повыситься качество материалов, так как их всесторонне будут изучать специалисты; ускориться процесс проверки, так как орган всецело будет занят только экологическими преступлениями. Также стоит отметить, что Александр Бастрыкин, председатель СКР, принял решение о создании специализированного органа - отдела по расследованию преступлений в сфере экологии и эпидемиологии, в состав, которого будут переведены следователи, которые уже имеют большой опыт расследования данных преступлений. Это решение тоже является большим плюсом в решении проблемы своевременного расследования, однако на данный момент никакой информации о деятельности этого органа нет.
4. В составах экологических преступлений названы различные последствия, но чаще всего это экономические показатели (значительный, существенный и тяжкий вред) при этом последствия, носящие характер прямого положительного ущерба. В данной ситуации редко учитываются расходы на восстановление поврежденной экологической системе. Поэтому было бы правильно разработать и закрепить понятие экологического вреда.
5. Следующей проблемой является отсутствие методики и комплекса следственных действий при расследовании экологических преступлений. Связано это с тем, что экологические преступления достаточно редки. Примерный перечень следственных действий может быть таким - осмотр места происшествия, изъятие проб, допрос свидетелей и очевидцев, допрос подозреваемого, если он имеется, изучение документации, назначение соответствующих экспертиз и др.
6. Ужесточение существующих мер наказания, для того чтобы уменьшить желание совершать преступные деяния под угрозой жесткого наказания. Что касается профилактики, то можно ввести экологический налог. Такой законопроект вносился на рассмотрение, он должен был заменить все экологические сборы, что должно повысить эффективность данного института, то есть чем больше организация будет вредно воздействовать на окружающую среду, тем больше она должна будет платить налог, но не переходя за рамки необратимых последствий.
7. Необходимо чаще проводить в школах и ВУЗах профилактические мероприятия, призывающие к бережливому отношению к экологии страны, а также повышали правовую грамотность учеников и студентов. Необходимо сформировать следующее поколение таким, чтобы у него не было помыслов совершать преступные деяния в целом, а конкретно в экологической сфере.
8. Следует внедрять новые и модернизировать существующие способы расследования преступлений с учетом развития современных технологий, дабы повысить эффективность раскрываемости экологических преступлений и уменьшить влияние их латентности.
Только за 2020 год в России произошло 2 экологические катастрофы и десятки чрезвычайных происшествий. 29 мая 2020 года произошла утечка дизельного топлива в Норильске, за пределы промзоны разлилось более 20 тысяч тонн топлива, тогда причиненный ущерб Росприроднадзор оценил почти в 148 миллиардов рублей, вред, причиненный водным объектам, составил 147,046 млрд руб., почве — еще 738,6 млн руб. В конце сентября стало известно о загрязнении воды в акватории Авачинской бухты на Камчатке, первыми последствия на себе почувствовали люди, занимающиеся серфингом, затем выяснилось, что загрязнение привело к массовой гибели обитателей данного водоёма, также эксперты затруднились назвать причину. Виновников трагедий не найдены, а между тем последствия необратимы и несут разрушающий вред природе.
На основании изложенного понятно, что экология имеет большое значение для жизнедеятельности человека, но человек не в полной мере понимает последствия своих действий, что в итоге приводит к таким катастрофам. То есть помимо предупреждения экологических преступлений правоохранительными органами, органами исполнительной власти и природоохранных органов и контрольных и надзорных служб (Минприроды, Госкомсанэпиднадзора, Роскомзема, Роскомвожа, МЧС и др), а также участия общественных экологических объединений, люди сами должны осознавать всю важность бережного отношения к природным объектам.
На данный момент существуют пробелы в законодательстве, которое регулирует преступления в сфере экологии, а именно:
1. В настоящее время в уголовном законодательстве отсутствует официальное понятие «экологическое преступление», что приводит к проблеме отнесения преступления к категории экологических, то есть непонятно какое преступление можно считать преступлением в сфере экологии, также всё это приводит к тому, что можно считать объектом данных преступлений - саму природу и природные объекты или общественные отношения, связанные с охраной природы. Предполагается ввести в Уголовный кодекс РФ такое понятие «экологическое преступление - это общественно опасное, предусмотренное уголовным законом деяние, посягающее на общественные отношения по сохранению качественно благоприятной для жизнедеятельности человека природной среды, рациональному использованию ее ресурсов и обеспечению экологической безопасности населения». Исходя из закрепления понятия экологического преступления и уточнения объекта решится проблема классификации данных преступлений, ведь зачастую из-за расширения объекта расширяется и количество преступлений относимых к экологическим.
2. Еще одной важной проблемой экологических преступлений является отсутствие специальной техники, которая применялась бы в оперативно-розыскной деятельности для выявления совершенного преступления. Так, необходимо своевременно и качественно осмотреть место преступления, где по предварительным данным осуществлялось незаконное уничтожение лесных массивов, и так как часто отсутствие предметов, имеющих значение для конкретного уголовного дела, приводят к тому, что выносится постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. Здесь также необходимо учесть и другую распространённую проблему - отсутствие у должностного лица специальных знаний в области экологии, зачастую следователю необходимо нахождение эксперта, при осмотре места происшествия. На данном этапе есть несколько вариантов решения проблем - увеличение финансирования, чтобы закупить новейшую технику и следствие могло бы полноценно расследовать уголовные дела, повышение квалификации следователя путём обучения его специальным знаниям в сфере экологии, увеличение числа специалистов в области экологии, которые могли бы содействовать следствию при необходимости.
3. Можно рассмотреть и другой вариант решения проблемы. Зачастую правоохранительные органы имеют относительно большую нагрузку другими преступлениями, например, преступление, предусмотренное ст. 105 УК РФ случается чаще, чем преступление, предусмотренное ст.248 УК РФ, и поэтому следователь уделяет большее внимание преступлению, предусмотренному ст.105 УК РФ. Чтобы материал проверки по факту экологического правонарушения был объективно, полноценно рассмотрен в срок, можно создать орган специализирующийся только на экологических преступлениях, по типу трудовой инспекции. То есть специализированный орган будет собираться из разных природоохранных служб (Росприроднадзор, Федеральное агентство водных ресурсов и др.), действовать быстро за счёт нахождения у них специалистов, связанных с экологией, при этом загруженность спадёт с правоохранительных органов; повыситься качество материалов, так как их всесторонне будут изучать специалисты; ускориться процесс проверки, так как орган всецело будет занят только экологическими преступлениями. Также стоит отметить, что Александр Бастрыкин, председатель СКР, принял решение о создании специализированного органа - отдела по расследованию преступлений в сфере экологии и эпидемиологии, в состав, которого будут переведены следователи, которые уже имеют большой опыт расследования данных преступлений. Это решение тоже является большим плюсом в решении проблемы своевременного расследования, однако на данный момент никакой информации о деятельности этого органа нет.
4. В составах экологических преступлений названы различные последствия, но чаще всего это экономические показатели (значительный, существенный и тяжкий вред) при этом последствия, носящие характер прямого положительного ущерба. В данной ситуации редко учитываются расходы на восстановление поврежденной экологической системе. Поэтому было бы правильно разработать и закрепить понятие экологического вреда.
5. Следующей проблемой является отсутствие методики и комплекса следственных действий при расследовании экологических преступлений. Связано это с тем, что экологические преступления достаточно редки. Примерный перечень следственных действий может быть таким - осмотр места происшествия, изъятие проб, допрос свидетелей и очевидцев, допрос подозреваемого, если он имеется, изучение документации, назначение соответствующих экспертиз и др.
6. Ужесточение существующих мер наказания, для того чтобы уменьшить желание совершать преступные деяния под угрозой жесткого наказания. Что касается профилактики, то можно ввести экологический налог. Такой законопроект вносился на рассмотрение, он должен был заменить все экологические сборы, что должно повысить эффективность данного института, то есть чем больше организация будет вредно воздействовать на окружающую среду, тем больше она должна будет платить налог, но не переходя за рамки необратимых последствий.
7. Необходимо чаще проводить в школах и ВУЗах профилактические мероприятия, призывающие к бережливому отношению к экологии страны, а также повышали правовую грамотность учеников и студентов. Необходимо сформировать следующее поколение таким, чтобы у него не было помыслов совершать преступные деяния в целом, а конкретно в экологической сфере.
8. Следует внедрять новые и модернизировать существующие способы расследования преступлений с учетом развития современных технологий, дабы повысить эффективность раскрываемости экологических преступлений и уменьшить влияние их латентности.
Подобные работы
- ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА РАССЛЕДОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ
ПРЕСТУПЛЕНИЙ
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2023 - Роль МВД по профилактике экологических преступлений
Дипломные работы, ВКР, экологическое право. Язык работы: Русский. Цена: 4760 р. Год сдачи: 2017 - Использование специальный познаний при расследовании экологический преступлений
Диссертация , уголовный процесс. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2003 - Экологические преступления в уголовном праве РФ
Магистерская диссертация, уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2018 - Актуальные проблемы уголовного права, связанные с квалификацией экологических преступлений
Магистерская диссертация, уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 5400 р. Год сдачи: 2020 - КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПРЕСТУПНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4395 р. Год сдачи: 2017 - Организационные аспекты взаимодействия субъектов правоприменения при расследовании экологических преступлений
Бакалаврская работа, уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 4710 р. Год сдачи: 2018 - Расследование незаконной рубки лесных насаждений
Дипломные работы, ВКР, криминалистика. Язык работы: Русский. Цена: 1200 р. Год сдачи: 2018 - Расследование и предупреждение незаконной охоты
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2018



