Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Методика развития скоростных способностей в процессе урочных форм занятий в основной школе

Работа №15990

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

физическая культура

Объем работы77
Год сдачи2017
Стоимость6100 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1450
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
ГЛАВА I. Теоретические аспекты воспитания скоростных способностей школьников основной школы в физическом
воспитании 7
1.1. Школьное образование в основной школе 7
1.2. Общая характеристика скоростных способностей 10
1.3. Психофизиологические особенности детей 11-14 лет 16
1.4. Характеристика содержания уроков физической культуры в основной школе и периоды развития скоростных
способностей 20
ГЛАВА II Методы и организация исследования 28
2.1. Методы исследования 28
2.2. Организация исследования 31
ГЛАВА III Экспериментальное обоснование эффективности методики воспитания скоростных способностей школьников основной школы на уроках физической культуры и результаты исследования 33
3.1. Результаты исследования 33
3.2. Обоснование средств и методов воспитания скоростных
способностей учащихся 5-9 классов на уроках физической культуры 45
3.2.1 Особенности развития быстроты простой двигательной реакции 52
3.2.2 Особенности развития быстроты движений 54
3.2.3 Обоснование методики развития скоростных способностей школьников 5-9 классов 59
Практические рекомендации 63
Выводы 54
Литература 65
Приложение 1 69
Приложение 2 74

В России сегодня рождается 28% здоровых и 72 % больных детей [21]. Если говорить о старшеклассниках, то к моменту окончания школы среди них только 10 % здоровых. Феномен ускоренного физического развития (акселерация) в середине 20 века сменился в 21 веке замедлением физического развития детей (ретардацией), что ведет к снижению функциональных показателей детей и подростков. Так, мальчики в 17 лет имеют мышечную силу в среднем на 15 кг меньше, чем 25 лет назад, а девочки - на 10 кг. К закономерности физического развития современных детей можно отнести и низкорослость, которая наблюдается у 1,5% детей, особенно в нашей Туве (статистические данные Республики Тыва, за 2014¬2016 гг.) [48]. Многие ученые связывают это с алкоголизмом среди родителей, также высок процент детей аллергиков и астматиков, поскольку молодые матери курят еще до беременности [21], не говоря уже о нашем - резкоконтинентальном климате Республики Тыва. Также одной из причин такого неблагополучия является пониженная двигательная активность, (гиподинамия), связанного с сидением за компьютером и сотовым телефоном. Нормой суточной двигательной активности школьников, особенно учащихся основной школы 11-15 лет является наличие (20-25%) динамической работы в дневном распорядке, т.е. рассчитано на 4-5 уроков физической культуры в неделю [9, 10]. При этом суточный расход энергии должен доставлять 3100-4000 ккал. Но у нас в России, также и в Туве, только не давно вели третий урок физкультуры.
Школьный возраст - время, когда активно формируются физические качества, закладывается фундамент разнообразных двигательных навыков, совершенствуются функциональные возможности организма. Регулярные занятия физическими упражнениями позволяют целенаправленно воздействовать на естественные изменения этих показателей и эффективно способствуют их росту [18].
Исправление осанки, приобретение лёгкости в движениях, уверенности в себе - это минимум, что могут дать упражнения на быстроту и скоростно-силовые упражнения. Активизация кардио-респираторной системы приводит к общему ускорению метаболизма. Все органы начинают работать лучше [27]. Правильно организованные занятия способствуют всестороннему и гармоничному развитию человека, что особенно актуально для формирующегося организма.
С помощью упражнений на быстроту и скоростно-силовых упражнений можно повысить упругость мускулатуры, увеличить активную мышечную массу, укрепить и усилить соединительные и опорные ткани, улучшить осанку, поднять уровень физических качеств, как быстрота, подвижность.
Многие авторы считают [1,2, 5, 8, 10, 18, 20, 30, 46 и др.], считают, что скоростные способности следует воспитывать на протяжении многих лет обучения в школе, начиная с семи лет, но однако эта задача часто уходит на второй план, когда учащиеся переходят из младшей школы в средние классы. Быстрота позволяет ученику оперативно принимать решения, формирует ритмовые характеристики движений, частоту, реакцию, скорость нервных процессов, в особенности у детей 11-12 лет.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что школьный возраст детей основной школы является самым благоприятным периодом для развития всех двигательных качеств, особенно скоростных способностей, так как в этом возрасте происходит быстрый скачек роста. Именно поэтому особое место в развитии двигательных возможностей школьников занимают такие качества, как быстрота и скоростно-силовые качества, высокий уровень развития которых играет большую роль при достижении высоких результатов во многих видах спорта, в последующем росте при занятиях спортом. Скоростные способности следует воспитывать на протяжении многих лет обучения в школе, начиная с семи лет, но однако эта задача часто уходит на второй план, когда учащиеся переходят из младшей школы в средние классы. Быстрота позволяет ученику оперативно принимать решения, формирует ритмовые характеристики движений, частоту, реакцию, скорость нервных процессов, в особенности у детей 12 - 15 лет, оказывают пользу в обучении в старших классах.
Цель исследования - изучить средства и методы, разработать программу и обосновать методику развития скоростных способностей у школьников 5-9 классов на уроках физической культуры.
Объект исследования - учебно-воспитательный процесс по физической культуре в основной школе.
Предмет исследования - средства и методы развития скоростных способностей у школьников 5-9 классов на уроках физической культуры.
Гипотеза исследования - предполагается:
- развитие скоростно-силовых качеств является основой физического воспитания в школьном возрасте;
- использование на уроках физической культуры в основной школе специально подобранных средств и методов развития скоростных способностей в физическом воспитании школьников может существенно повысить показатели скоростных способностей;
- физическую подготовленность школьников 5-9 классов.
Задачи исследования:
1. Изучить научно-методическую литературу по вопросу воспитания скоростных способностей у школьников 5-9 классов.
2. Изучить средства и методы воспитания скоростных способностей школьников 5-9 классов на уроках физической культуры.
3. Обосновать эффективность программу с методикой направленного воспитания скоростных способностей у школьников основной школы на уроках физической культуры.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют:
- концепция массового физического воспитания (В.В. Зайцева, А.А. Кудинов, В.Д. Сонькин), концепция формирования физической культуры школьников (л.п. Матвеев, А.П.Матвеев, В.И. Лях, В.К. Бальсевич, М.Я. Виленский, Л.И. Лубышева, В.С. Якимович);
- положения и выводы теории управления физического воспитания (М.А. Вершинин, В.Г. Никитушкин, В.П. Черкашин, А.И. Шамардин);
- школьной физической культуры (Ж.К.Холодова, В.С.Кузнецова, В.В.Баранникова,А.В.Ведринцева, С.А.Баранцева, В.Г. Зеличенко, М.Я. Виленского, А.Н.Макарова и др).
Научная новизна результатов исследования заключается в попытке разработать и обосновать методику направленного воспитания скоростных способностей учащихся 5-9 классов основной школы, отличающейся от традиционных сопряженным учетом половозрастных особенностей и физической подготовленности учеников, а также сенситивных периодов развития физических качеств в процессе обучения в основной школе. На основе анализа специальной литературы выявлены половозрастные и психофизиологические особенности темпов прироста физической подготовленности детей 11-15 лет; выявлены методы и средства воспитания физических качеств учащихся основной школы.
Практическая значимость результатов исследования выражается в значительном повышении (совершенствовании) учебного процесса по физическому воспитанию в основной школе вследствие применения на уроках разработанной программы с методикой направленного воздействия на уровень развития физических качеств, особенно на скоростные способности учащихся 5-9-х классов. Полученные результаты могут быть использованы в практике работы в основной школе молодыми учителями, в процессе подготовки студентов к теории методики обучения, факультета физической культуры и спорта ТувГУ, учащихся педагогического колледжа и училища Олимпийского резерва.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


1. Исходя из анализа литературных источников, можно сделать вывод, что скоростные качества у детей 5-9-х классов развиваются в основном за счёт специальных физических упражнений, беговых и прыжковых видов лёгкой атлетики, спортивных игр и упражнений с отягощениями.
2. Анализ динамики исследуемых показателей позволил установить, что темпы прироста скоростных качеств из школьников экспериментальной группы и контрольной группы в начале учебного года находились примерно на одном уровне. В конце учебного года наблюдается значительное повышение показателей тестов, выбранных для школьников экспериментальной группы (различия достоверны). Школьники контрольной группы превзошли своих сверстников только в метании набивного мяча.
3. По результатам исследования можно сказать, что наша гипотеза подтвердилась. Действительно, правильное планирование и проведение учебного процесса, включающего в себя постоянное применение специальных упражнений, с направленным действием на скоростные качества будет эффективно способствовать повышению не только скоростных способностей, но и в общефизической подготовленности учащихся среднего школьного возраста.



1. Ашмарин Б. А. Теория и методика физического воспитания. - М.: Просвещение, 1990.
2. Башай В.М. Физкультура в школе и дома. - Ростов-на-Дону.: Феникс.2001. -246 с.
3. Бисярина, В.П. Анатомо-физиологические особенности детского организма. / В.П. Бисярина. - М.: Медицина, 2009. - 224 с.
4. Бодюков Е. В. Научно-методические основы атлетической гимнастики оздоровительной направленности: Монография. - Барнаул: АлтГТУ, 2006. - 182 с.: ил.
5. Виленский М.Я. Физическая культура 5-7 классы: методическое пособие / М.Я. Виленский, В.Т. Чичикин. - М.: Просвещение, 2010. - 112 с. С. 24-67.
6. Вильчковский Э. С. Физическое воспитание школьников. - М.: Логос,2002. - 425 с.
7. Гимнастика: Учебник для студентов педвузов / Под редакцией М. Л. Журавина, Н. К. Меньшикова. - М.: ФиС, 2001.
8. Дихтярёв В.Я . Разминка в движении. - Физкультура в школе. - 200 3.- 128с.
9. Еркомайшвили И.В. Проблемы развития двигательных способностей у школьников. - Екатеринбург, 2004. - 118с.
10. Железняк Ю. Д., Петров П. К. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М., 2001. - 264 с.
11. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена. - М.: Физкультура и спорт, 1970.
12. Зеличенок В.Г. Детская лёгкая атлетика ИААФ. - Физкультура в школе. - 2003. - №3. С. 70 - 77.
13. Коджаспиров Ю.Г. Развивающие игры на уроках физической культуры. — М.: Дрофа, 2003. — 170 с.
14. Коренберг В. Б. Надежность исполнения в гимнастике. - М.: Физкультура и спорт, 2011. -C.20-26
15. Коротков И.М. Подвижные игры в тренировке юных бегунов- разрядников / И.М. Коротков, В.А. Петухов. - М. :Терра- спорт, 1999.- 8 0с.
16. Коц Л. М. Физиология нервно-мышечного аппарата. Физиология человека: Учебник для институтов физкультуры /Физкультура и спорт,2003.-№1. С. 34-36.
17. Лазарев И.В., Кузнецов B.C., Орлов Г.А. Практикум по лёгкой атлетике. - М.: АС ADEMA, 1999. — 158 с.
18. Лайзане С. Я. Физическое воспитание школьников. -М.:Просвещение, 2004. - 268 с.
19. Лёгкая атлетика. Учебник для институтов физической культуры. Под общ. Ред. Н.Г. Озолина, В.И. Воронкина, Ю.Н. Примакова. - М.: Физкультура и спорт, 1989. - 520 с.
20. Лупандина Н.А. Физическая подготовка школьников. - Спб.: Нева, 2003. - 326 с.
21. Любецкий Н. П. Здоровье российской молодежи и физическая культура // Научный культурологический журнал.Естествознание. - №14 (159). - 2010.- 449с.
22. Лях В.И. Двигательные способности школьников: основы теории и методики развития. М.: Терра-Спорт, 2000. - 192 с.
23. Лях В.И., Виленский М.Я. Физическая культура. Учебник для учащихся 10-11 классов. - М.: Просвещение, 2012. - 122 с.
24. Лях В.П., Виленский М.Я. Физическая культура. Учебник для учащихся 5 -7 классов. - М.: Просвещение, 2013. - 138 с.
25. Лях В.П., Виленский М.Я. Физическая культура. Учебник для учащихся 8-9 классов. - М.: Просвещение, 2012. - 142 с.
26. Лях, В.И. Программы общеобразовательных учреждений комплексная программа физического воспитания учащихся 1 -11 классов./ В.И. Лях - М.: Просвещение, 2006.
27. Макарова, Г. А. Спортивная медицина/ Г. А. Макарова. - М.: Советский спорт, 2002. - 480 с.
28. Масальгин Н. А. Математико-статистические методы в спорте. - М.: Просвещение, 1974. - 151 с.
29. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. - М.: ФиС, 1991.
30. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. - М.:Физкультура и спорт, 1991. - 543 с.
31. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры: / Л.П. Матвеев. - М.: Физкультура и спорт, 1991 - 543 с.
32. Менхин Ю. В. Оздоровительная гимнастика: теория и методика. - Ростов н/Д: Феникс, 2002. - 384 с.
33. Морфофункциональное созревание основных физиологических систем организма детей школьного возраста / Под ред. М. В. Антроповой, М. М. Кольцовой. - М.: Педагогика, 2013. - 375 с.
34. Настольная книга учителя физической культуры./Под ред. Л.Б. Кофмана. - М.: Физкультура и спорт, 1998. - 495 с.
35. Николаев А. Д. О культуре физической, ее теории и системе физкультурной деятельности. - М.: ЮНИТИ, 2004. - 381 с.
36. Озолин Н. Г. Настольная книга тренера: наука побеждать. - М.: ООО «Астрель»: ООО «АСТ», 2003. - 863 с.: ил. - (Профессия - тренер).
37. Основы теории и методики физической культуры / Под редакцией А.А. Гужаловского. - М: Физкультура и спорт, 1986. - 306 с.
38. Петров П.К. Курсовые и выпускные квалификационные работы по физической культуре. — М.: Владос, 2002. — 110 с.
39. Поляков М.И. О развитии физических качеств. - Физкультура в школе. - 2002. - № 1. С. 18 - 20.
40. Поляков М.И. Прыжки со скакалкой - ежеурочно! - Физкультура в школе. - 2004. - №2. С. 46 - 47.
41. Раевский Р.Т. Физическая подготовка школьников. - М.: Высшая школа, 2002. - 317 с.
42. Ращупкин Г.В. Физическая культура школьников. - Спб.: Нева, 2004. - 327 с.
43. Решетников, Н. В. Физические способности человека/ Н. В. Решетников. - М.: Физическая культура, 2000. - 94 с.
44. Сальникова Г.П. Физическое развитие школьников. - М: Дело, 2003 - 320 с.
45. Сёмкин В.М. Образцы заданий для проверки достижений требовании к уровню подготовленности выпускников средней (полной) школы по физической культуре. - Физкультура в школе. - 2003. - №3. С. 35 - 37.
46. Сиротин О.С. Методология и теория спортивных способностей/ Теория и практика физической культуры, 2000. - № 4. - С. 60-63.
Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта, М.: ACADEMA, 2000. - 480 с.
47. Смирнов Ю. И., Полевщиков М. М. Спортивная метрология: Учеб. для студ. пед. вузов. - М., 2000. - 232 с.
48. Статистические данные Республики Тыва за 2014-2016гг. - Кызыл, 2017г.-120с.
49. Соловьёва И.А. Домашние задания по методу круговой тренировки. - Физкультура в школе. - 2000. - №5. С. 22 - 24.
50. Тер-Ованесян А. А. Педагогические основы физического воспитания. - Спб.: Питер, 2004. - 328 с.
51. Фатеев В. А. Требования к курсовым и выпускным квалификационным работам студентов факультета физической культуры: Методическая разработка. - Барнаул, 2006. - 64 с.
52. Физическое воспитание детей школьного возраста / Под ред. Ю. Ф. Лури. - М.: Просвещение, 2012. - 268 с.
53. Харитонов В.Г. Эффективная методика двигательной подготовки. - Омск: ОГПИ, 2009. - 213. с.
54. Хедман Р. А. Спортивная физиология - М.: Физкультура и спорт 1980 г.- 149 с.
55. Холодов Ж. К., Кузнецов B. C. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений - 2-е издание, испр. и доп. - М.: Издание центр «Академия», 2009.
56. Холодов Ж.К., Кузнецов B.C. Теория и методика физического воспитания и спорта. - М.: ACADEMA, 2000. - 475 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ