Методика развития скоростных способностей в процессе урочных форм занятий в основной школе
|
Введение 3
ГЛАВА I. Теоретические аспекты воспитания скоростных способностей школьников основной школы в физическом
воспитании 7
1.1. Школьное образование в основной школе 7
1.2. Общая характеристика скоростных способностей 10
1.3. Психофизиологические особенности детей 11-14 лет 16
1.4. Характеристика содержания уроков физической культуры в основной школе и периоды развития скоростных
способностей 20
ГЛАВА II Методы и организация исследования 28
2.1. Методы исследования 28
2.2. Организация исследования 31
ГЛАВА III Экспериментальное обоснование эффективности методики воспитания скоростных способностей школьников основной школы на уроках физической культуры и результаты исследования 33
3.1. Результаты исследования 33
3.2. Обоснование средств и методов воспитания скоростных
способностей учащихся 5-9 классов на уроках физической культуры 45
3.2.1 Особенности развития быстроты простой двигательной реакции 52
3.2.2 Особенности развития быстроты движений 54
3.2.3 Обоснование методики развития скоростных способностей школьников 5-9 классов 59
Практические рекомендации 63
Выводы 54
Литература 65
Приложение 1 69
Приложение 2 74
ГЛАВА I. Теоретические аспекты воспитания скоростных способностей школьников основной школы в физическом
воспитании 7
1.1. Школьное образование в основной школе 7
1.2. Общая характеристика скоростных способностей 10
1.3. Психофизиологические особенности детей 11-14 лет 16
1.4. Характеристика содержания уроков физической культуры в основной школе и периоды развития скоростных
способностей 20
ГЛАВА II Методы и организация исследования 28
2.1. Методы исследования 28
2.2. Организация исследования 31
ГЛАВА III Экспериментальное обоснование эффективности методики воспитания скоростных способностей школьников основной школы на уроках физической культуры и результаты исследования 33
3.1. Результаты исследования 33
3.2. Обоснование средств и методов воспитания скоростных
способностей учащихся 5-9 классов на уроках физической культуры 45
3.2.1 Особенности развития быстроты простой двигательной реакции 52
3.2.2 Особенности развития быстроты движений 54
3.2.3 Обоснование методики развития скоростных способностей школьников 5-9 классов 59
Практические рекомендации 63
Выводы 54
Литература 65
Приложение 1 69
Приложение 2 74
В России сегодня рождается 28% здоровых и 72 % больных детей [21]. Если говорить о старшеклассниках, то к моменту окончания школы среди них только 10 % здоровых. Феномен ускоренного физического развития (акселерация) в середине 20 века сменился в 21 веке замедлением физического развития детей (ретардацией), что ведет к снижению функциональных показателей детей и подростков. Так, мальчики в 17 лет имеют мышечную силу в среднем на 15 кг меньше, чем 25 лет назад, а девочки - на 10 кг. К закономерности физического развития современных детей можно отнести и низкорослость, которая наблюдается у 1,5% детей, особенно в нашей Туве (статистические данные Республики Тыва, за 2014¬2016 гг.) [48]. Многие ученые связывают это с алкоголизмом среди родителей, также высок процент детей аллергиков и астматиков, поскольку молодые матери курят еще до беременности [21], не говоря уже о нашем - резкоконтинентальном климате Республики Тыва. Также одной из причин такого неблагополучия является пониженная двигательная активность, (гиподинамия), связанного с сидением за компьютером и сотовым телефоном. Нормой суточной двигательной активности школьников, особенно учащихся основной школы 11-15 лет является наличие (20-25%) динамической работы в дневном распорядке, т.е. рассчитано на 4-5 уроков физической культуры в неделю [9, 10]. При этом суточный расход энергии должен доставлять 3100-4000 ккал. Но у нас в России, также и в Туве, только не давно вели третий урок физкультуры.
Школьный возраст - время, когда активно формируются физические качества, закладывается фундамент разнообразных двигательных навыков, совершенствуются функциональные возможности организма. Регулярные занятия физическими упражнениями позволяют целенаправленно воздействовать на естественные изменения этих показателей и эффективно способствуют их росту [18].
Исправление осанки, приобретение лёгкости в движениях, уверенности в себе - это минимум, что могут дать упражнения на быстроту и скоростно-силовые упражнения. Активизация кардио-респираторной системы приводит к общему ускорению метаболизма. Все органы начинают работать лучше [27]. Правильно организованные занятия способствуют всестороннему и гармоничному развитию человека, что особенно актуально для формирующегося организма.
С помощью упражнений на быстроту и скоростно-силовых упражнений можно повысить упругость мускулатуры, увеличить активную мышечную массу, укрепить и усилить соединительные и опорные ткани, улучшить осанку, поднять уровень физических качеств, как быстрота, подвижность.
Многие авторы считают [1,2, 5, 8, 10, 18, 20, 30, 46 и др.], считают, что скоростные способности следует воспитывать на протяжении многих лет обучения в школе, начиная с семи лет, но однако эта задача часто уходит на второй план, когда учащиеся переходят из младшей школы в средние классы. Быстрота позволяет ученику оперативно принимать решения, формирует ритмовые характеристики движений, частоту, реакцию, скорость нервных процессов, в особенности у детей 11-12 лет.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что школьный возраст детей основной школы является самым благоприятным периодом для развития всех двигательных качеств, особенно скоростных способностей, так как в этом возрасте происходит быстрый скачек роста. Именно поэтому особое место в развитии двигательных возможностей школьников занимают такие качества, как быстрота и скоростно-силовые качества, высокий уровень развития которых играет большую роль при достижении высоких результатов во многих видах спорта, в последующем росте при занятиях спортом. Скоростные способности следует воспитывать на протяжении многих лет обучения в школе, начиная с семи лет, но однако эта задача часто уходит на второй план, когда учащиеся переходят из младшей школы в средние классы. Быстрота позволяет ученику оперативно принимать решения, формирует ритмовые характеристики движений, частоту, реакцию, скорость нервных процессов, в особенности у детей 12 - 15 лет, оказывают пользу в обучении в старших классах.
Цель исследования - изучить средства и методы, разработать программу и обосновать методику развития скоростных способностей у школьников 5-9 классов на уроках физической культуры.
Объект исследования - учебно-воспитательный процесс по физической культуре в основной школе.
Предмет исследования - средства и методы развития скоростных способностей у школьников 5-9 классов на уроках физической культуры.
Гипотеза исследования - предполагается:
- развитие скоростно-силовых качеств является основой физического воспитания в школьном возрасте;
- использование на уроках физической культуры в основной школе специально подобранных средств и методов развития скоростных способностей в физическом воспитании школьников может существенно повысить показатели скоростных способностей;
- физическую подготовленность школьников 5-9 классов.
Задачи исследования:
1. Изучить научно-методическую литературу по вопросу воспитания скоростных способностей у школьников 5-9 классов.
2. Изучить средства и методы воспитания скоростных способностей школьников 5-9 классов на уроках физической культуры.
3. Обосновать эффективность программу с методикой направленного воспитания скоростных способностей у школьников основной школы на уроках физической культуры.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют:
- концепция массового физического воспитания (В.В. Зайцева, А.А. Кудинов, В.Д. Сонькин), концепция формирования физической культуры школьников (л.п. Матвеев, А.П.Матвеев, В.И. Лях, В.К. Бальсевич, М.Я. Виленский, Л.И. Лубышева, В.С. Якимович);
- положения и выводы теории управления физического воспитания (М.А. Вершинин, В.Г. Никитушкин, В.П. Черкашин, А.И. Шамардин);
- школьной физической культуры (Ж.К.Холодова, В.С.Кузнецова, В.В.Баранникова,А.В.Ведринцева, С.А.Баранцева, В.Г. Зеличенко, М.Я. Виленского, А.Н.Макарова и др).
Научная новизна результатов исследования заключается в попытке разработать и обосновать методику направленного воспитания скоростных способностей учащихся 5-9 классов основной школы, отличающейся от традиционных сопряженным учетом половозрастных особенностей и физической подготовленности учеников, а также сенситивных периодов развития физических качеств в процессе обучения в основной школе. На основе анализа специальной литературы выявлены половозрастные и психофизиологические особенности темпов прироста физической подготовленности детей 11-15 лет; выявлены методы и средства воспитания физических качеств учащихся основной школы.
Практическая значимость результатов исследования выражается в значительном повышении (совершенствовании) учебного процесса по физическому воспитанию в основной школе вследствие применения на уроках разработанной программы с методикой направленного воздействия на уровень развития физических качеств, особенно на скоростные способности учащихся 5-9-х классов. Полученные результаты могут быть использованы в практике работы в основной школе молодыми учителями, в процессе подготовки студентов к теории методики обучения, факультета физической культуры и спорта ТувГУ, учащихся педагогического колледжа и училища Олимпийского резерва.
Школьный возраст - время, когда активно формируются физические качества, закладывается фундамент разнообразных двигательных навыков, совершенствуются функциональные возможности организма. Регулярные занятия физическими упражнениями позволяют целенаправленно воздействовать на естественные изменения этих показателей и эффективно способствуют их росту [18].
Исправление осанки, приобретение лёгкости в движениях, уверенности в себе - это минимум, что могут дать упражнения на быстроту и скоростно-силовые упражнения. Активизация кардио-респираторной системы приводит к общему ускорению метаболизма. Все органы начинают работать лучше [27]. Правильно организованные занятия способствуют всестороннему и гармоничному развитию человека, что особенно актуально для формирующегося организма.
С помощью упражнений на быстроту и скоростно-силовых упражнений можно повысить упругость мускулатуры, увеличить активную мышечную массу, укрепить и усилить соединительные и опорные ткани, улучшить осанку, поднять уровень физических качеств, как быстрота, подвижность.
Многие авторы считают [1,2, 5, 8, 10, 18, 20, 30, 46 и др.], считают, что скоростные способности следует воспитывать на протяжении многих лет обучения в школе, начиная с семи лет, но однако эта задача часто уходит на второй план, когда учащиеся переходят из младшей школы в средние классы. Быстрота позволяет ученику оперативно принимать решения, формирует ритмовые характеристики движений, частоту, реакцию, скорость нервных процессов, в особенности у детей 11-12 лет.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что школьный возраст детей основной школы является самым благоприятным периодом для развития всех двигательных качеств, особенно скоростных способностей, так как в этом возрасте происходит быстрый скачек роста. Именно поэтому особое место в развитии двигательных возможностей школьников занимают такие качества, как быстрота и скоростно-силовые качества, высокий уровень развития которых играет большую роль при достижении высоких результатов во многих видах спорта, в последующем росте при занятиях спортом. Скоростные способности следует воспитывать на протяжении многих лет обучения в школе, начиная с семи лет, но однако эта задача часто уходит на второй план, когда учащиеся переходят из младшей школы в средние классы. Быстрота позволяет ученику оперативно принимать решения, формирует ритмовые характеристики движений, частоту, реакцию, скорость нервных процессов, в особенности у детей 12 - 15 лет, оказывают пользу в обучении в старших классах.
Цель исследования - изучить средства и методы, разработать программу и обосновать методику развития скоростных способностей у школьников 5-9 классов на уроках физической культуры.
Объект исследования - учебно-воспитательный процесс по физической культуре в основной школе.
Предмет исследования - средства и методы развития скоростных способностей у школьников 5-9 классов на уроках физической культуры.
Гипотеза исследования - предполагается:
- развитие скоростно-силовых качеств является основой физического воспитания в школьном возрасте;
- использование на уроках физической культуры в основной школе специально подобранных средств и методов развития скоростных способностей в физическом воспитании школьников может существенно повысить показатели скоростных способностей;
- физическую подготовленность школьников 5-9 классов.
Задачи исследования:
1. Изучить научно-методическую литературу по вопросу воспитания скоростных способностей у школьников 5-9 классов.
2. Изучить средства и методы воспитания скоростных способностей школьников 5-9 классов на уроках физической культуры.
3. Обосновать эффективность программу с методикой направленного воспитания скоростных способностей у школьников основной школы на уроках физической культуры.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют:
- концепция массового физического воспитания (В.В. Зайцева, А.А. Кудинов, В.Д. Сонькин), концепция формирования физической культуры школьников (л.п. Матвеев, А.П.Матвеев, В.И. Лях, В.К. Бальсевич, М.Я. Виленский, Л.И. Лубышева, В.С. Якимович);
- положения и выводы теории управления физического воспитания (М.А. Вершинин, В.Г. Никитушкин, В.П. Черкашин, А.И. Шамардин);
- школьной физической культуры (Ж.К.Холодова, В.С.Кузнецова, В.В.Баранникова,А.В.Ведринцева, С.А.Баранцева, В.Г. Зеличенко, М.Я. Виленского, А.Н.Макарова и др).
Научная новизна результатов исследования заключается в попытке разработать и обосновать методику направленного воспитания скоростных способностей учащихся 5-9 классов основной школы, отличающейся от традиционных сопряженным учетом половозрастных особенностей и физической подготовленности учеников, а также сенситивных периодов развития физических качеств в процессе обучения в основной школе. На основе анализа специальной литературы выявлены половозрастные и психофизиологические особенности темпов прироста физической подготовленности детей 11-15 лет; выявлены методы и средства воспитания физических качеств учащихся основной школы.
Практическая значимость результатов исследования выражается в значительном повышении (совершенствовании) учебного процесса по физическому воспитанию в основной школе вследствие применения на уроках разработанной программы с методикой направленного воздействия на уровень развития физических качеств, особенно на скоростные способности учащихся 5-9-х классов. Полученные результаты могут быть использованы в практике работы в основной школе молодыми учителями, в процессе подготовки студентов к теории методики обучения, факультета физической культуры и спорта ТувГУ, учащихся педагогического колледжа и училища Олимпийского резерва.
1. Исходя из анализа литературных источников, можно сделать вывод, что скоростные качества у детей 5-9-х классов развиваются в основном за счёт специальных физических упражнений, беговых и прыжковых видов лёгкой атлетики, спортивных игр и упражнений с отягощениями.
2. Анализ динамики исследуемых показателей позволил установить, что темпы прироста скоростных качеств из школьников экспериментальной группы и контрольной группы в начале учебного года находились примерно на одном уровне. В конце учебного года наблюдается значительное повышение показателей тестов, выбранных для школьников экспериментальной группы (различия достоверны). Школьники контрольной группы превзошли своих сверстников только в метании набивного мяча.
3. По результатам исследования можно сказать, что наша гипотеза подтвердилась. Действительно, правильное планирование и проведение учебного процесса, включающего в себя постоянное применение специальных упражнений, с направленным действием на скоростные качества будет эффективно способствовать повышению не только скоростных способностей, но и в общефизической подготовленности учащихся среднего школьного возраста.
2. Анализ динамики исследуемых показателей позволил установить, что темпы прироста скоростных качеств из школьников экспериментальной группы и контрольной группы в начале учебного года находились примерно на одном уровне. В конце учебного года наблюдается значительное повышение показателей тестов, выбранных для школьников экспериментальной группы (различия достоверны). Школьники контрольной группы превзошли своих сверстников только в метании набивного мяча.
3. По результатам исследования можно сказать, что наша гипотеза подтвердилась. Действительно, правильное планирование и проведение учебного процесса, включающего в себя постоянное применение специальных упражнений, с направленным действием на скоростные качества будет эффективно способствовать повышению не только скоростных способностей, но и в общефизической подготовленности учащихся среднего школьного возраста.



