Введение 4
Глава 1. Теоретические основы развития личностных качеств и компетенций учащихся при решении задач с параметром в 9 классе 7
1.1 Особенности развития учащихся среднего школьного возраста 7
1.2 Формирование компетенций учащихся в соответствии с ФГОС 9
1.3 Формирование личностных результатов в соответствии с ФГОС 13
1.4 Роль задач с параметром в формировании компетенций и личностных
результатов учащихся 16
1.5 Преимущество задач с параметром при достижении компетенций и
личностных результатов 17
Глава 2. Элективный курс по решению задач с параметром в 9 классе 20
2.1 Сравнительный анализ школьных учебников по математике 20
2.2 Классификация задач с параметром 25
2.3 Методы решения задач с параметром 26
2.4 Анализ результатов решения задания с параметром ОГЭ 31
2.5 Пояснительная записка к курсу по выбору «Уравнения и неравенства с
параметром» в 9 классе 31
2.6 Календарно-тематическое планирование элективного курса по решению
задач с параметром 34
2.7 Система упражнений по теме «Уравнения и неравенства с параметром»
в 9 классе 37
2.8 Технологические карты занятий 46
2.8.1 Конспект входной проверочной работы 46
2.8.2 Технологическая карта занятия «Решение линейных уравнений,
содержащих параметр» 48
2
2.8.3 Технологическая карта занятия «Уравнения с параметром, содержащие переменную под знаком модуля» 59
2.9 Фрагмент занятия на тему «Решение линейных уравнений, содержащих
параметр» 71
2.10 Фрагмент занятия по теме «Уравнения с параметром, содержащие
переменную под знаком модуля» 73
Заключение 78
Список литературы 79
Что требуют современные стандарты от ученика? Иметь активную гражданскую позицию, получать знаниями, владеть умениями и навыками, применять полученные знания на практике, стремиться к саморазвитию, самовоспитанию, самоанализу. Соответственно и к учителю предъявляется не меньшее количество требований. Педагог должен сформировать ряд основных компетенций у обучающихся, повышать их мотивацию к обучению, направлять к развитию креативного и творческого мышления.
Если перевести слова М.В. Ломоносова: «Математика ум в порядок приводит», - на современный язык, можно отметить, что математика
развивает логику и интуицию учащихся, умение критически и абстрактно мыслить. Задачи с параметром имеют огромное значение в формировании логического мышления, исследовательских умений, математической культуры учащихся.
Основным структурным компонентом учебной деятельности является учебная задача. Она представляет собой некую обобщенную цель деятельности, которая ставится перед учеником в виде учебного задания.
Выпускнику школы полезно владеть различными методами решения задач, уметь сводить ее к решению уравнений, неравенств, систем и совокупностей уравнений и неравенств. В школьной программе для задач с параметром практически не отводится времени. В основном изучение этой темы происходит на факультативных занятиях.
Стоит отметить, что малый процент обучающихся берется за решение таких задач, считая их непривычными или сложными. Задачи с параметром требуют не только применения формул и выполнения определенного алгоритма, но и творческого подхода к решению задания. Поэтому, обучать решению задач с параметром нужно.
С каждым годом объем знаний, который нужно усвоить учащемуся для освоения школьного курса возрастает, происходят изменения в заданиях по ОГЭ и ЕГЭ. Возникает необходимость во введении элективных курсов на тему «Решение задач с параметром», которые позволят сформировать творческий подход к организации учебного процесса, улучшить закрепление пройденного материала, повысить уровень самостоятельности учеников. Кроме того, благодаря курсам по выбору, школьники учатся решать задания, отсутствующие в учебниках, но встречающиеся на ОГЭ и ЕГЭ.
Объект исследования: процесс обучения учащихся в школе решению задач с параметром.
Предмет исследования: решение задач с параметром, как средство формирования компетенций и личностных результатов учащихся.
Актуальность выбранной темы состоит в том, что умение решать задачи с параметром позволяет проверить истинные знания ученика, а не его натренированность в процессе решения однотипных задач. Так же большую роль играет и то, что задачи с параметром встречаются в ОГЭ и ЕГЭ, что говорит о важности умения учеников решать такие задачи. Вместе с тем, умения и опыта анализировать, навыка решения подобных задач, полученных в рамках школьной программы, недостаточно для решения данного типа заданий. Поэтому целесообразно обучать решению задач с параметром в рамках курса по выбору.
Цель работы: разработать элективный курс (курс по выбору) по решению задач с параметром.
Для достижения поставленной цели сформулированы следующие задачи:
1) проанализировать особенности развития учащихся среднего школьного возраста;
2) изучить основные компетенции и личностные результаты, формируемые у учащихся по ФГОС;
3) сделать сравнительный анализ школьных учебников на наличие темы «Задачи с параметром»;
...
Задачи с параметром - уникальный вид задач, который позволяет хорошо систематизировать знания, улучшить закрепление пройденного материала, а также способствует формированию некоторых качеств личности ученика, развитие его индивидуальных способностей и основных компетенций. Освоение данного материала требует немалого количества времени. Но изучение этой темы важно, поскольку задания такого характера включены в ОГЭ и ЕГЭ, способствуют развитию логического и творческого мышления.
При выполнении работы были решены следующие задачи:
1) Проведен анализ основных компетенций личностных результатов учащихся, формируемых при изучении математики, в частности, задач с параметром. Такие задачи играют важную роль в развитии логики и интеллекта, творческих способностей учащихся, интуиции, формировании универсальных учебных действий. Происходит формирование таких качеств личности, как трудолюбие, целеустремленность, усидчивость, сила воли, точность.
2) Проведен анализ школьных учебников 7-9 классов различных авторов с целью изучения заданного материала с параметром в школьном курсе алгебры.
3) Разработан календарно-тематический план курса по выбору и конспекты уроков по данному курсу с использование интерактивных средств обучения.
Таким образом, цель работы достигнута, задачи решены.
1. Алгебра. 7 класс. В 2 ч. Ч. 1. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А. Г. Мордкович [и др.] ; под ред. А. Г. Мордковича. 17-е изд., стер. М. : Мнемозина, 2013. 273 с.
2. Алгебра. 7 класс. В 2 ч. Ч. 2. Задачник для учащихся общеобразовательных учреждений / А. Г. Мордкович [и др.] ; под ред. А. Г. Мордковича. 17-е изд., стер. М. : Мнемозина, 2013. 271 с.
3. Алгебра. 8 класс. В 2 ч. Ч. 1. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А. Г. Мордкович [и др.] ; под ред. А. Г. Мордковича. М. : Просвещение, 2000. 274 с.
4. Алгебра. 8 класс. В 2 ч. Ч. 2. Задачник для учащихся общеобразовательных учреждений / А. Г. Мордкович [и др.] ; под ред. А. Г. Мордковича. 12-е изд., испр. и доп. М. : Мнемозина, 2009. 255 с.
5. Алгебра. 9 класс. В 2 ч. Ч. 1. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А. Г. Мордкович [и др.] ; под ред. А. Г. Мордковича. М. : Просвещение, 2002. 224 с.
6. Алгебра. 9 класс. В 2 ч. Ч. 2. Задачник для учащихся общеобразовательных учреждений / А. Г. Мордкович [и др.] ; под ред. А. Г. Мордковича. 12-е изд., испр. М. : Мнемозина, 2010. 223 с.
7. Алгебра. Учебник для 7 класса средней школы / Ш. А. Алимов [и др.] ; под ред. А. Н. Тихонов. М. : Просвещение, 2011. 226 с.
8. Алгебра. Учебник для 7 класса средней школы / Ю. Н. Макарычев [и др.] ; под ред. С. А. Теляковского. М. : Просвещение, 2013. 291 с.
9. Алгебра. Учебник для 8 класса средней школы / Ш.А. Алимов [и др.] ; под ред. А. Н. Тихонов. М. : Просвещение, 2012. 257 с.
10. Алгебра. Учебник для 8 класса средней школы / Ю. Н. Макарычев [и др.] ; под ред. С. А. Теляковского. М. : Просвещение, 2013. 258 с.
11. Алгебра. Учебник для 9 класса средней школы / Ш. А. Алимов [и др.] ; под ред. А. Н. Тихонов. М. : Просвещение, 2009. 291 с.
12. Алгебра. Учебник для 9 класса средней школы / Ю. Н. Макарычев [и др.] ; под ред. С. А. Теляковского. М. : Просвещение, 2014. 275 с.
13. Дорофеев Г. В., Затакавай В. В. Решение задач, содержащих параметры. М. : Науч. - пед. об-ние «Перспектива», 1990. Ч. 2. 38 с.
14. Кожухов С. К. Различные способы решения задач с параметром // Математика в школе. 1998. № 6. С. 12-15.
15. Локоть В. В. Задачи с параметрами. Линейные и квадратные уравнения, неравенства, системы / под ред. В. В. Локоть. М. : «Аркти», 2005. 143 с.
... всего 22 источника