Обучение диалогической речи на уроках немецкого языка в средней общеобразовательной школе
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы обучения диалогической речи учащихся в средних классах 7
1.1 Понятие диалога, его виды и значение в изучении иностранного языка.... 7
1.2 Методические основы обучения диалогической речи на уроках
иностранного языка 16
1.3 Психологические особенности учащихся средних классов и их учет в
процессе обучения диалогической речи 30
Выводы по главе 1 37
Глава 2. Практические основы обучения диалогической речи на уроках
иностранного языка 38
2.1 Алгоритм обучения иноязычной диалогической речи 38
2.2 Анализ УМК «Horizonte» по немецкому языку для 8-го класса 50
2.3 Практические материалы по обучению диалогической речи на уроках
немецкого языка в 8 классе 64
Выводы по главе 2 77
Заключение 78
Список литературы 81
Глава 1. Теоретические основы обучения диалогической речи учащихся в средних классах 7
1.1 Понятие диалога, его виды и значение в изучении иностранного языка.... 7
1.2 Методические основы обучения диалогической речи на уроках
иностранного языка 16
1.3 Психологические особенности учащихся средних классов и их учет в
процессе обучения диалогической речи 30
Выводы по главе 1 37
Глава 2. Практические основы обучения диалогической речи на уроках
иностранного языка 38
2.1 Алгоритм обучения иноязычной диалогической речи 38
2.2 Анализ УМК «Horizonte» по немецкому языку для 8-го класса 50
2.3 Практические материалы по обучению диалогической речи на уроках
немецкого языка в 8 классе 64
Выводы по главе 2 77
Заключение 78
Список литературы 81
Согласно требованиям федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС НОО; ФГОС ООО) основным предметным результатом учебного предмета «Иностранный язык» является формирование иноязычной коммуникативной компетенции, под которой понимается готовность учащегося вступать в коммуникацию на иностранном языке с носителями языка с учетом лингвокультурологических особенностей коммуникации страны изучаемого языка.
Одной из субкомпетенций иноязычной коммуникативной компетенции является речевая компетенция, определяющая готовность к осуществлению коммуникации в четырех видах речевой деятельности - говорении, письме, чтении, аудировании. Говорение при этом подразумевает под собой умение вести как монолог, так и диалог. Обучение диалогу является особенно сложным, так как невозможно предугадать действия и слова собеседника. Кроме того, при ведении диалога на иностранном языке важны также навыки аудирования - понимания на слух сказанного, ведь без понимания невозможно что-то сказать в ответ. Немаловажным аспектом в обучении диалогической речи на иностранном языке является построение искусственной языковой среды для того, чтобы обучающиеся могли не только слышать и понимать иноязычную речь, но также и общаться между собой. Зачастую не получается отводить много времени говорению на уроке, так как обучение лексике и грамматике являются основополагающими для овладения языком. Кроме того, работу над данным видом речевой деятельности сложно организовать в большом классе и в классе с разным уровнем мотивации. Особую актуальность проблема обучения диалогической речи приобретает в современных условиях, принимая во внимание психофизиологические особенности современных учащихся - поколения «Z», привыкшего к онлайн-коммуникации с использованием гаджетов и испытывающего трудности в реальной коммуникации.
Проблемами обучения говорению методисты занимаются достаточно длительное время, разрабатывая различные концепции. Диалогическая речь рассматривалась как с точки зрения ее структуры (И.Л. Бим, В.А. Бухбиндер, И.А. Зимняя, А.А. Леонтьев, В.Л. Скалкин, А.П. Старков, и др.), так и с точки зрения влияния психологических особенностей на обучение (Л.С. Выготский, Ж. Пиаже, Е.Н. Соловова и др.). Однако, несмотря на накопленный теоретический и практический опыт, проблема обучения учащихся диалогической речи остается актуальной, поскольку данный вид говорения имеет свои особенности (спонтанность и реактивность, ситуативность, эмоциональная и экспрессивная окраска, беглость и гибкость речи и т.д.), определяющие трудности, с которыми сталкиваются обучающиеся в процессе овладения навыками и умениями диалогической речи. Кроме того, отсутствие опыта общения с носителями языка и отсутствие естественной языковой среды также затрудняет обучение диалогу. Эти трудности находят свое отражение в результатах устной части ЕГЭ по немецкому языку. Согласно статистическим данным в 2023 г. с серьезными затруднениями учащиеся столкнулись при выполнении задания №3 (средний процент выполнения - 38,4) - условного диалога-интервью, в котором экзаменуемому нужно продемонстрировать умения диалогической речи: полно и точно сообщать запрашиваемую информации в двух-трех предложениях, отвечая при этом на вопросы разных типов, выражать свое мнение к теме обсуждения, советовать, объяснять, правильно употреблять языковые средства оформления высказывания [16, с. 20]. Основные сложности, которые возникали у сдающих, были обусловлены непониманием вопроса из-за недостаточного уровня сформированности умений аудирования, неумением формулировать полные ответы на вопросы в связи с недостаточным уровнем умения продуцировать спонтанные устные высказывания.
Этим обусловлена актуальность работы, посвященной рассмотрению теоретических и практических основ обучения диалогической речи учащихся общеобразовательной школы.
Объект исследования: процесс обучения говорению на уроках немецкого языка в средней общеобразовательной школе.
Предмет исследования: обучение диалогической речи на уроках немецкого языка в средней общеобразовательной школе.
Цель исследования: изучить теоретические и практические основы обучения диалогической речи на уроках немецкого языка в средней общеобразовательной школе.
Поставленная цель потребовала решения следующих задач:
1. Проанализировать понятие «диалог» и его значение в изучении иностранного языка.
2. Рассмотреть методические основы обучения диалогической речи в процессе изучения иностранного языка.
3. Выявить психологические особенности обучающихся среднего звена, проанализировать их влияние на процесс обучения диалогической речи.
4. Определить способы решения проблем в обучении диалогической речи на иностранном языке.
5. Рассмотреть существующие алгоритмы обучения диалогической речи и на основе их обобщения предложить авторский алгоритм обучения диалогической речи на уроках немецкого языка.
6. Проанализировать задания УМК «Horizonte» для 8-го класса.
7. Разработать дополнительные практические материалы по обучению диалогической речи на уроках немецкого языка в 8-м классе.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
- теоретические методы: анализ, обобщение и систематизация теоретического материала;
- эмпирические методы: наблюдение, анализ педагогического опыта.
Методологической основой исследования послужили работы таких ученых как И.Л. Бим, М.К. Бородулина, Н.М. Минина, Е.И. Пассов, В.А. Скалкин, Е.Н. Соловова и др.
Практическая значимость работы заключается в полученных результатах анализа учебника «Horizonte» для 8-го класса, в разработке алгоритма обучения диалогической речи на уроках немецкого языка и в дополнительных практических материалах по обучению диалогической речи, которые могут быть использованы учителями немецкого языка.
Апробация исследования. Результаты исследования были представлены на Всероссийской научно-практической конференции «XII Авдеевские чтения» (16 апреля 2024 г.).
Содержание проведенного исследования изложено в 1 публикации.
Структура выпускной квалификационной работы соответствует логике исследования и состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения и списка литературы.
Во введении представлен методологический аппарат исследования. В первой главе рассматриваются теоретические основы понимания диалогической речи. Вторая глава посвящена анализу упражнений и учебных материалов в УМК «Horizonte» для 8-го класса, обобщению и разработке алгоритма обучения диалогической речи с учетом различных средств, а также описанию дополнительных практических материалов по обучению диалогической речи, которые могут быть использованы на уроках немецкого языка в 8-х классах.
В заключении подводятся итоги проведенного исследования.
Одной из субкомпетенций иноязычной коммуникативной компетенции является речевая компетенция, определяющая готовность к осуществлению коммуникации в четырех видах речевой деятельности - говорении, письме, чтении, аудировании. Говорение при этом подразумевает под собой умение вести как монолог, так и диалог. Обучение диалогу является особенно сложным, так как невозможно предугадать действия и слова собеседника. Кроме того, при ведении диалога на иностранном языке важны также навыки аудирования - понимания на слух сказанного, ведь без понимания невозможно что-то сказать в ответ. Немаловажным аспектом в обучении диалогической речи на иностранном языке является построение искусственной языковой среды для того, чтобы обучающиеся могли не только слышать и понимать иноязычную речь, но также и общаться между собой. Зачастую не получается отводить много времени говорению на уроке, так как обучение лексике и грамматике являются основополагающими для овладения языком. Кроме того, работу над данным видом речевой деятельности сложно организовать в большом классе и в классе с разным уровнем мотивации. Особую актуальность проблема обучения диалогической речи приобретает в современных условиях, принимая во внимание психофизиологические особенности современных учащихся - поколения «Z», привыкшего к онлайн-коммуникации с использованием гаджетов и испытывающего трудности в реальной коммуникации.
Проблемами обучения говорению методисты занимаются достаточно длительное время, разрабатывая различные концепции. Диалогическая речь рассматривалась как с точки зрения ее структуры (И.Л. Бим, В.А. Бухбиндер, И.А. Зимняя, А.А. Леонтьев, В.Л. Скалкин, А.П. Старков, и др.), так и с точки зрения влияния психологических особенностей на обучение (Л.С. Выготский, Ж. Пиаже, Е.Н. Соловова и др.). Однако, несмотря на накопленный теоретический и практический опыт, проблема обучения учащихся диалогической речи остается актуальной, поскольку данный вид говорения имеет свои особенности (спонтанность и реактивность, ситуативность, эмоциональная и экспрессивная окраска, беглость и гибкость речи и т.д.), определяющие трудности, с которыми сталкиваются обучающиеся в процессе овладения навыками и умениями диалогической речи. Кроме того, отсутствие опыта общения с носителями языка и отсутствие естественной языковой среды также затрудняет обучение диалогу. Эти трудности находят свое отражение в результатах устной части ЕГЭ по немецкому языку. Согласно статистическим данным в 2023 г. с серьезными затруднениями учащиеся столкнулись при выполнении задания №3 (средний процент выполнения - 38,4) - условного диалога-интервью, в котором экзаменуемому нужно продемонстрировать умения диалогической речи: полно и точно сообщать запрашиваемую информации в двух-трех предложениях, отвечая при этом на вопросы разных типов, выражать свое мнение к теме обсуждения, советовать, объяснять, правильно употреблять языковые средства оформления высказывания [16, с. 20]. Основные сложности, которые возникали у сдающих, были обусловлены непониманием вопроса из-за недостаточного уровня сформированности умений аудирования, неумением формулировать полные ответы на вопросы в связи с недостаточным уровнем умения продуцировать спонтанные устные высказывания.
Этим обусловлена актуальность работы, посвященной рассмотрению теоретических и практических основ обучения диалогической речи учащихся общеобразовательной школы.
Объект исследования: процесс обучения говорению на уроках немецкого языка в средней общеобразовательной школе.
Предмет исследования: обучение диалогической речи на уроках немецкого языка в средней общеобразовательной школе.
Цель исследования: изучить теоретические и практические основы обучения диалогической речи на уроках немецкого языка в средней общеобразовательной школе.
Поставленная цель потребовала решения следующих задач:
1. Проанализировать понятие «диалог» и его значение в изучении иностранного языка.
2. Рассмотреть методические основы обучения диалогической речи в процессе изучения иностранного языка.
3. Выявить психологические особенности обучающихся среднего звена, проанализировать их влияние на процесс обучения диалогической речи.
4. Определить способы решения проблем в обучении диалогической речи на иностранном языке.
5. Рассмотреть существующие алгоритмы обучения диалогической речи и на основе их обобщения предложить авторский алгоритм обучения диалогической речи на уроках немецкого языка.
6. Проанализировать задания УМК «Horizonte» для 8-го класса.
7. Разработать дополнительные практические материалы по обучению диалогической речи на уроках немецкого языка в 8-м классе.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
- теоретические методы: анализ, обобщение и систематизация теоретического материала;
- эмпирические методы: наблюдение, анализ педагогического опыта.
Методологической основой исследования послужили работы таких ученых как И.Л. Бим, М.К. Бородулина, Н.М. Минина, Е.И. Пассов, В.А. Скалкин, Е.Н. Соловова и др.
Практическая значимость работы заключается в полученных результатах анализа учебника «Horizonte» для 8-го класса, в разработке алгоритма обучения диалогической речи на уроках немецкого языка и в дополнительных практических материалах по обучению диалогической речи, которые могут быть использованы учителями немецкого языка.
Апробация исследования. Результаты исследования были представлены на Всероссийской научно-практической конференции «XII Авдеевские чтения» (16 апреля 2024 г.).
Содержание проведенного исследования изложено в 1 публикации.
Структура выпускной квалификационной работы соответствует логике исследования и состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения и списка литературы.
Во введении представлен методологический аппарат исследования. В первой главе рассматриваются теоретические основы понимания диалогической речи. Вторая глава посвящена анализу упражнений и учебных материалов в УМК «Horizonte» для 8-го класса, обобщению и разработке алгоритма обучения диалогической речи с учетом различных средств, а также описанию дополнительных практических материалов по обучению диалогической речи, которые могут быть использованы на уроках немецкого языка в 8-х классах.
В заключении подводятся итоги проведенного исследования.
В первой главе нами были рассмотрены теоретические аспекты обучения диалогической речи на иностранном языке в среднем звене. Проанализировав понятия и подходы В.А. Бухбиндера, Е.М. Розенбаума, В.Л. Скалкина, А.П. Старкова, Е.М. Розенбаума мы пришли к выводу, что диалогическая речь - это объединенное ситуативно-тематической общностью и коммуникативными мотивами сочетание устных высказываний, последовательно порожденных двумя и более собеседниками в непосредственном акте общения.
В данной работе было проанализировано несколько классификаций диалогов, но за основу принята классификация М.К. Бородулиной и Н.М. Мининой, в которую включены следующие виды диалогов: расспрос, беседа, диспут или дискуссия и спор. Данная классификация коррелирует с типами диалогов, закрепленными во ФГОС ООО: диалог этикетного характера, диалог-побуждение к действию, диалог-расспрос, диалог-обмен мнениями, комбинированный диалог.
Так как говорение является продуктивным видом речевой деятельности, а значит сопряжено с созданием чего-то нового, эта деятельность может вызывать ряд трудностей у обучающихся. Проанализировав психологические особенности и новообразования подросткового возраста, мы связали их с возможными трудностями, возникающими в процессе обучения. К примеру, свойственная данному возрасту потеря контроля над эмоциями порождает острую реакцию на критику, переживания и стресс. Отсюда появляется страх говорить, возникает языковой барьер, который является главной преградой на пути развития диалогической речи у обучающегося. Для решения данной психологической проблемы необходимо, в первую очередь, отказаться от резких формулировок, давать обратную связь после завершения акта коммуникации между обучающимися, учитывать индивидуальные особенности говорящих, оставаться толерантным и объективным.
Во второй главе рассматривались практические основы обучению диалогической речи на иностранном языке. Были рассмотрены алгоритмы обучения диалогу, разработанные как известными учеными-теоретиками, так и методистами-практиками - И.Л. Бим, Р.Г. Борисовой, Н.Д. Гальсковой, Р.Ю. Ефимовой, Е.И. Пассовым. Проанализировав их подходы, мы обобщили и интегрировали рассмотренные концепции в алгоритм обучения диалогической речи на основе диалога-образца, принимающий во внимание необходимые шаги при переходе от рецептивного к продуктивному виду речевой деятельности, а также психологические особенности обучающихся данного возраста.
В рамках данной работы был проанализирован учебник М.М. Аверина «Horizonte»” для 8 класса. Из положительных моментов удалось отметить, что задания соответствуют возрасту обучающихся, упражнения достаточно разнообразны, задания на диалогическую речь включают в себя как собственно диалоги, так и полилоги-обсуждения. Тем не менее, важно отметить, что представленные задания не коррелируют в полной с заданиями устной части ОГЭ, не учитывают последовательность необходимых этапов обучения диалогической речи, что не позволяет сформировать умения диалога в полном объеме.
Выявленные в процессе анализа недостатки учебника свидетельствуют о необходимости разработки дополнительных практических материалов. Мы разработали дополнительные материалы к главе 3 учебника «Horizonte» для 8-го класса в соответствии с алгоритмом обучения диалогической речи с использованием диалога-образца. Данные материалы также учитывают психологические особенности подростков и предполагают активное использование визуальных опор-схем.
В рамках прохождения педагогической практики данные материалы были апробированы и показали свою эффективность, поскольку они отвечают принципам наглядности и доступности, а также структурируют процесс обучения говорению на иностранном языке.
Результаты данного исследования были представлены на Всероссийской научно-практической конференции «XII Авдеевские чтения» (16 апреля 2024 г.).
Дальнейшие перспективы исследования мы видим в разработке дополнительных практических заданий по обучению диалогической речи к учебникам линии «Horizonte».
В данной работе было проанализировано несколько классификаций диалогов, но за основу принята классификация М.К. Бородулиной и Н.М. Мининой, в которую включены следующие виды диалогов: расспрос, беседа, диспут или дискуссия и спор. Данная классификация коррелирует с типами диалогов, закрепленными во ФГОС ООО: диалог этикетного характера, диалог-побуждение к действию, диалог-расспрос, диалог-обмен мнениями, комбинированный диалог.
Так как говорение является продуктивным видом речевой деятельности, а значит сопряжено с созданием чего-то нового, эта деятельность может вызывать ряд трудностей у обучающихся. Проанализировав психологические особенности и новообразования подросткового возраста, мы связали их с возможными трудностями, возникающими в процессе обучения. К примеру, свойственная данному возрасту потеря контроля над эмоциями порождает острую реакцию на критику, переживания и стресс. Отсюда появляется страх говорить, возникает языковой барьер, который является главной преградой на пути развития диалогической речи у обучающегося. Для решения данной психологической проблемы необходимо, в первую очередь, отказаться от резких формулировок, давать обратную связь после завершения акта коммуникации между обучающимися, учитывать индивидуальные особенности говорящих, оставаться толерантным и объективным.
Во второй главе рассматривались практические основы обучению диалогической речи на иностранном языке. Были рассмотрены алгоритмы обучения диалогу, разработанные как известными учеными-теоретиками, так и методистами-практиками - И.Л. Бим, Р.Г. Борисовой, Н.Д. Гальсковой, Р.Ю. Ефимовой, Е.И. Пассовым. Проанализировав их подходы, мы обобщили и интегрировали рассмотренные концепции в алгоритм обучения диалогической речи на основе диалога-образца, принимающий во внимание необходимые шаги при переходе от рецептивного к продуктивному виду речевой деятельности, а также психологические особенности обучающихся данного возраста.
В рамках данной работы был проанализирован учебник М.М. Аверина «Horizonte»” для 8 класса. Из положительных моментов удалось отметить, что задания соответствуют возрасту обучающихся, упражнения достаточно разнообразны, задания на диалогическую речь включают в себя как собственно диалоги, так и полилоги-обсуждения. Тем не менее, важно отметить, что представленные задания не коррелируют в полной с заданиями устной части ОГЭ, не учитывают последовательность необходимых этапов обучения диалогической речи, что не позволяет сформировать умения диалога в полном объеме.
Выявленные в процессе анализа недостатки учебника свидетельствуют о необходимости разработки дополнительных практических материалов. Мы разработали дополнительные материалы к главе 3 учебника «Horizonte» для 8-го класса в соответствии с алгоритмом обучения диалогической речи с использованием диалога-образца. Данные материалы также учитывают психологические особенности подростков и предполагают активное использование визуальных опор-схем.
В рамках прохождения педагогической практики данные материалы были апробированы и показали свою эффективность, поскольку они отвечают принципам наглядности и доступности, а также структурируют процесс обучения говорению на иностранном языке.
Результаты данного исследования были представлены на Всероссийской научно-практической конференции «XII Авдеевские чтения» (16 апреля 2024 г.).
Дальнейшие перспективы исследования мы видим в разработке дополнительных практических заданий по обучению диалогической речи к учебникам линии «Horizonte».
Подобные работы
- ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ
РЕЧИ НА УРОКАХ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА В 10
КЛАССЕ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ШКОЛЫ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ГОВОРЕНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА С ПОМОЩЬЮ МУЛЬТФИЛЬМОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4315 р. Год сдачи: 2023 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АУТЕНТИЧНЫХ ВИДЕОМАТЕРИАЛОВ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ УСТНЫХ РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ НА УРОКАХ ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Особенности обучения диалогической речи в старших классах средней
школы
Дипломные работы, ВКР, английский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ УМЕНИЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ СКАФФОЛДИНГ НА УРОКЕ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА В 7 КЛАССЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2023 - Использование аутентичных видеоматериалов при формировании межкультурной компетенции на уроках французского языка в средней общеобразовательной школе
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2024 - УСЛОВНО-РЕЧЕВЫЕ И РЕЧЕВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ДИАЛОГИЧЕСКИХ НАВЫКОВ И УМЕНИЙ НА УРОКАХ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА КАК ВТОРОГО ИНОСТРАННОГО В 8 КЛАССЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2019 - Развитие когнитивного компонента социокультурной компетенции обучающихся 5 классов на уроках немецкого языка как второго иностранного средствами дидактических игр в онлайн-приложениях
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2022 - ОБУЧЕНИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В 9 КЛАССЕ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ДИСКУССИОННОГО ОБЩЕНИЯ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4965 р. Год сдачи: 2021



