Формирование исследовательских навыков при решении задач с параметрами у учащихся 9 классов
|
Введение 3
Глава 1. Формирование исследовательских навыков в процессе обучения математики у учащихся
1.1. Определение понятия исследовательские умения 6
1.2. Четыре уровня сформированности учебных исследовательских умений в
математической деятельности учащихся 8
1.3. Роль параметра в учебно-исследовательской работе 10
Глава 2. Методика решения уравнений и неравенств, содержащих параметры.
2.1. Линейные уравнения 15
2.2. Линейные неравенства 29
2.3. Квадратные уравнения 31
2.4. Квадратные неравенства 46
2.5. Анализ учебников 50
2.6. Апробация 65
Заключение 70
Литература 71
Глава 1. Формирование исследовательских навыков в процессе обучения математики у учащихся
1.1. Определение понятия исследовательские умения 6
1.2. Четыре уровня сформированности учебных исследовательских умений в
математической деятельности учащихся 8
1.3. Роль параметра в учебно-исследовательской работе 10
Глава 2. Методика решения уравнений и неравенств, содержащих параметры.
2.1. Линейные уравнения 15
2.2. Линейные неравенства 29
2.3. Квадратные уравнения 31
2.4. Квадратные неравенства 46
2.5. Анализ учебников 50
2.6. Апробация 65
Заключение 70
Литература 71
«Задачи с параметрами служат «лакмусовой бумажкой» в деле определения качества знаний школьника», так отмечает в своей книге А.Ж.Жафяров. Такие задачи способствуют развитию личности ученика, его индивидуальных способностей, развивают творческое и вариационное мышление и тем самым способствуют развитию интеллекта и повышению уровня фундаментальности знаний. [ 20]
Решение уравнений и неравенств, содержащих параметр, вызывает большие затруднения у учащихся. Это связано с тем, что решение задач с параметром требует не только знание свойств уравнений и неравенств и умения выполнять алгебраические преобразования, но также логической культуры и хорошей техники исследования.
Даже такие простейшие задачи требуют исследовательских навыков, способствуют более глубокому пониманию смысла решения уравнений и неравенств.
Однако в школе решению задач с параметрами уделяется мало внимания, а порой такие задания вовсе пропускаются. В лучшем случае учеников 9-11 классов познакомят с приемами решения таких задач на элективных курсах или факультативах. Одной из этих причин является отсутствие заданий с параметрами в школьных учебниках для младших классов, если даже и встречаются такие задачи в некоторых учебниках, то крайне редко и бессистемно. Хотя в методической литературе для самостоятельных и контрольных работ они приводятся часто.
Психолого-педагогические исследования учебной деятельности школьника показывают, что большое влияние на ее результаты оказывает не только содержание учебного материала, но и его соответствие психологическому развитию ребенка. Характерной особенностью подросткового возраста является умение мыслить логически, рассуждать.
Эти процессы начинают развиваться с 10-11 лет (в 5-6 классах). Таким образом, необходимо осуществление пропедевтической подготовки учащихся 5-6 классов к решению задач с параметрами для формирования начальных навыков школьника.
Актуальность - задачи с параметром часто встречаются на итоговой аттестации за курс основной школы, вступительных экзаменов в ВУЗы и в заданиях ЕГЭ. Именно эти задачи вызывают наибольшие затруднения, в то же время играют важную роль в формировании логического мышления и математической культуры учащихся.
Цель дипломной работы:
- разработка методических материалов по теме «Методы решения линейных, квадратных уравнений и неравенств с параметрами»;
- привлечение внимания учащихся к задачам с параметром, привитие желания к решению таких задач;
- совершенствование навыков решения задач с параметрами;
- развитие и систематизация раннее приобретенных программных знаний, расширение знаний и умений учащихся.
Объект исследования - процесс обучения решению задач с параметрами при подготовке к ОГЭ.
Предмет исследования - методика обучения школьников решению уравнений, неравенств с параметрами различными методами.
Гипотеза - использование разработанных методических материалов по теме «Методы решения линейных, квадратных уравнений и неравенств с параметрами» при подготовке к ОГЭ способствует систематизации раннее приобретенных программных знаний, обобщению знаний школьников и повышению их качества.
Изложенные выше цель, гипотеза исследования являются основанием для определения задач.
Задачи:
- способствовать формированию умений и навыков по решению задач с параметрами, сводящиеся к исследованию линейных и квадратных уравнений, неравенств, при подготовке к ОГЭ, ЕГЭ, обучению в ВУЗе;
- формирование у учащихся интереса к математике, развитие их математических способностей;
- рассмотрение наиболее распространенных (стандартных) приемов и методов решения уравнений и систем уравнений.
Для достижения поставленных задач используются следующие методы:
анализ существующей методической литературы, теоретические исследования.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Решение уравнений и неравенств, содержащих параметр, вызывает большие затруднения у учащихся. Это связано с тем, что решение задач с параметром требует не только знание свойств уравнений и неравенств и умения выполнять алгебраические преобразования, но также логической культуры и хорошей техники исследования.
Даже такие простейшие задачи требуют исследовательских навыков, способствуют более глубокому пониманию смысла решения уравнений и неравенств.
Однако в школе решению задач с параметрами уделяется мало внимания, а порой такие задания вовсе пропускаются. В лучшем случае учеников 9-11 классов познакомят с приемами решения таких задач на элективных курсах или факультативах. Одной из этих причин является отсутствие заданий с параметрами в школьных учебниках для младших классов, если даже и встречаются такие задачи в некоторых учебниках, то крайне редко и бессистемно. Хотя в методической литературе для самостоятельных и контрольных работ они приводятся часто.
Психолого-педагогические исследования учебной деятельности школьника показывают, что большое влияние на ее результаты оказывает не только содержание учебного материала, но и его соответствие психологическому развитию ребенка. Характерной особенностью подросткового возраста является умение мыслить логически, рассуждать.
Эти процессы начинают развиваться с 10-11 лет (в 5-6 классах). Таким образом, необходимо осуществление пропедевтической подготовки учащихся 5-6 классов к решению задач с параметрами для формирования начальных навыков школьника.
Актуальность - задачи с параметром часто встречаются на итоговой аттестации за курс основной школы, вступительных экзаменов в ВУЗы и в заданиях ЕГЭ. Именно эти задачи вызывают наибольшие затруднения, в то же время играют важную роль в формировании логического мышления и математической культуры учащихся.
Цель дипломной работы:
- разработка методических материалов по теме «Методы решения линейных, квадратных уравнений и неравенств с параметрами»;
- привлечение внимания учащихся к задачам с параметром, привитие желания к решению таких задач;
- совершенствование навыков решения задач с параметрами;
- развитие и систематизация раннее приобретенных программных знаний, расширение знаний и умений учащихся.
Объект исследования - процесс обучения решению задач с параметрами при подготовке к ОГЭ.
Предмет исследования - методика обучения школьников решению уравнений, неравенств с параметрами различными методами.
Гипотеза - использование разработанных методических материалов по теме «Методы решения линейных, квадратных уравнений и неравенств с параметрами» при подготовке к ОГЭ способствует систематизации раннее приобретенных программных знаний, обобщению знаний школьников и повышению их качества.
Изложенные выше цель, гипотеза исследования являются основанием для определения задач.
Задачи:
- способствовать формированию умений и навыков по решению задач с параметрами, сводящиеся к исследованию линейных и квадратных уравнений, неравенств, при подготовке к ОГЭ, ЕГЭ, обучению в ВУЗе;
- формирование у учащихся интереса к математике, развитие их математических способностей;
- рассмотрение наиболее распространенных (стандартных) приемов и методов решения уравнений и систем уравнений.
Для достижения поставленных задач используются следующие методы:
анализ существующей методической литературы, теоретические исследования.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
В результате выполнения дипломной работы была изучена методическая литература, проанализированы школьные учебники по алгебре 7-9 классов, выделены виды задач, приводимых в данных учебниках и задач из итоговой государственной аттестации.
Для реализации цели и проверки гипотезы дипломной работы осуществлен отбор содержания материала по методам решения линейных, квадратных уравнений и неравенств с параметрами, проведена апробация, составлены задачи для самостоятельного решения.
Апробация показала, что решение задач с параметрами способствуют развитию способностей учащихся к исследованию, формированию логического мышления и математической культуры.
В процессе исследования пришла к выводу, что введение параметра в школьном курсе математики необходимо начинать с младших классов. Задачи с параметром рассматривать в процессе обучения во всех разделах математики, где это возможно.
Данная работа может использоваться в качестве дополнительного учебного пособия для тех, кто готовится к ОГЭ и ЕГЭ по математике.
Для реализации цели и проверки гипотезы дипломной работы осуществлен отбор содержания материала по методам решения линейных, квадратных уравнений и неравенств с параметрами, проведена апробация, составлены задачи для самостоятельного решения.
Апробация показала, что решение задач с параметрами способствуют развитию способностей учащихся к исследованию, формированию логического мышления и математической культуры.
В процессе исследования пришла к выводу, что введение параметра в школьном курсе математики необходимо начинать с младших классов. Задачи с параметром рассматривать в процессе обучения во всех разделах математики, где это возможно.
Данная работа может использоваться в качестве дополнительного учебного пособия для тех, кто готовится к ОГЭ и ЕГЭ по математике.
Подобные работы
- Методика обучения решению задач с параметрами в 8-9 классах
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2020 - ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 10-11 КЛАССОВ В ПРОЦЕССЕ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ С ПАРАМЕТРАМИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 10-11 КЛАССОВ В ПРОЦЕССЕ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ С ПАРАМЕТРАМИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2022 - МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ С ПАРАМЕТРАМИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ АНИМАЦИОННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ СРЕДЫ GEOGEBRA В РАМКАХ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
Магистерская диссертация, математика. Язык работы: Русский. Цена: 5450 р. Год сдачи: 2017 - Развитие исследовательских умений обучающихся при решении задач с параметрами
Бакалаврская работа, математика. Язык работы: Русский. Цена: 4730 р. Год сдачи: 2020 - «Обучение решению задач с параметром в 9 классе»
Бакалаврская работа, математика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - Функционально-графический подход к решению задач с параметром и модулем
Дипломные работы, ВКР, математика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2015 - МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ МОДЕЛИРОВАНИЮ ЧЕРЕЗ РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ С ПАРАМЕТРАМИ
Дипломные работы, ВКР, математика и информатика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2019 - Методические особенности изучения уравнений с параметром в 7-9
классах
Бакалаврская работа, математика. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2023



