ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА К ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЧТЕНИЯ ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.1. Особенности развития интереса к природе у детей старшего
дошкольного возраста 6
1.2. Содержание работы по развитию интереса к природе у детей
старшего дошкольного возраста в ДОО 11
1.3. Роль детской литературы в развитии интереса к природе у детей
старшего дошкольного возраста 17
ГЛАВА II. ОПИСАНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ИНТЕРЕСА К ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЧТЕНИЯ ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
2.1. Диагностика сформированности интереса к природе у детей
старшего дошкольного возраста 26
2.2. Содержание работы по развитию интереса к природе у детей
старшего дошкольного возраста в процессе чтения детской литературы 36
2.3. Определение эффективности применения детской литературы в
работе по развитию интереса к природе у детей старшего дошкольного
возраста 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 77
ПРИЛОЖЕНИЕ 80
Необходимыми условиями становления современного подрастающего человека являются духовность, нравственность, экологическое мировоззрение. Полноценному развитию всех этих качеств способствует, с одной стороны, тесное общение с природой, с другой - целенаправленное воспитание средствами искусства, в том числе и на основе художественной литературы. Условием, обеспечивающим целостное развитие личности ребенка, является формирование интереса к природе.
Всем известно, что художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного, эстетического, экологического воспитания детей дошкольного возраста и оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка. Художественная литература воспитывает в детях умение видеть красоту природы, чувство любви и бережного отношения к ней, обогащает их представления о природе.
В настоящее время актуальна проблема приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе. Практически в каждой семье есть компьютер, интернет, телевидение, и родители не считают нужным читать своим детям. В связи с этим перед педагогикой встает проблема переосмысления ценностных ориентиров воспитательной системы, в особенности системы воспитания дошкольного детства. И здесь огромное значение приобретает приобщение ребенка к основам художественной литературы. В.А. Сухомлинский писал: «Чтение - это окошко, через которое дети видят и познают мир». Самое главное - в процессе экологического образования у детей развивается познавательный интерес к миру природы, любознательность, творческая активность, т. е. личностные качества ребенка, которые выделены как целевые ориентиры в ФГОС ДО [36].
Художественная литература открывает и объясняет жизнь общества и природы, мир чувств и взаимоотношений. Также чтение художественных произведений способствует развитию мышления и воображения ребенка,
обогащению ребенка эмоциями. Не стоит забывать, что книга - это, прежде всего, источник знаний. Из книг дети узнают много о жизни общества, о природе. А умение воспринимать художественное произведение и элементы художественной выразительности к ребенку само собой не приходит, его надо развивать и воспитывать с детства. Одна из главных ценностей чтения художественной литературы в том, что с ее помощью взрослый может легко установить эмоциональный контакт с ребенком. Особенно важно донести до современных родителей, какое значение оказывает книга на развитие ребенка.
Все вышеизложенное свидетельствует об актуальности выбранной темы исследования.
Объект исследования: процесс развития интереса к природе у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: использование детской литературы в процессе развития интереса к природе у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: определить эффективность использования
детской литературы в работе по развитию интереса к природе у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1) провести анализ литературы по теме исследования;
2) охарактеризовать особенности и содержание работы по развитию интереса к природе у детей старшего дошкольного возраста;
3) раскрыть роль детской литературы в развитии интереса к природе у детей старшего дошкольного возраста;
4) подобрать методику и провести диагностику сформированности интереса к природе у детей старшего дошкольного возраста;
5) определить и апробировать содержание работы по развитию интереса к природе у детей старшего дошкольного возраста в процессе чтения детской литературы;
6) изучить эффективность применения детской литературы в работе по развитию интереса к природе у детей старшего дошкольного возраста.
...
В современном мире, когда дети все больше проводят времени за экранами гаджетов, важно не забывать об источниках, способных пробудить интерес к окружающему миру. Одним из таких источников является детская художественная литература. Книги для детей о природе не только увлекательны и красочны, но и способны внести вклад в формирование экологической грамотности с самого детства.
Детская художественная литература является не просто источником развлечения, но и мощным инструментом обучения и воспитания. Одним из важных аспектов, который может и должен затрагиваться в детских книгах, является природа и наше отношение к ней. Возможность повысить интерес к природе через художественную литературу для детей - это задача, которая стоит перед современными авторами, воспитателями и родителями.
Прежде всего, детская литература может пробудить интерес к природе благодаря своей способности увлекать, вдохновлять воображение и вызывать эмоции. Яркие образы, захватывающие приключения и увлекательные сюжеты помогают детям по-новому взглянуть на окружающий мир. Через истории о животных, растениях, лесах, морях и горах дети учатся понимать и ценить красоту и разнообразие природы.
Кроме того, детская литература может способствовать формированию экологической сознательности. Через сказки и рассказы дети учатся понимать последствия человеческой деятельности для окружающей среды. Через увлекательные истории, описания природы, встречи с героями книг дети начинают интересоваться окружающим миром. Они узнают о разнообразии животного и растительного мира, о значимости экосистем, о взаимосвязи всех живых существ на планете. Книги о природе не только расширяют кругозор ребенка, но и вдохновляют его заботиться об окружающей среде.
Детская художественная литература является мощным инструментом для формирования интереса к природе у детей. Через книги о природе дети учатся ценить окружающий мир, заботиться о нем и осознавать свою ответственность. С целью доказательства этого нами был осуществлен педагогический эксперимент, включающий в себя три этапа.
В ходе констатирующего эксперимента мы проанализировали результаты диагностики сформированности интереса к природе у детей старшего дошкольного возраста. На начальном этапе эксперимента дети ЭГ и КГ имели в основном низкий и средний уровни сформированности интереса к природе.
В ходе формирующего этапа эксперимента дети ЭГ были вовлечены в чтение детской художественной литературы, которая посвящена природе. Книги содержали красочные и увлекательные истории о животных, растениях и экосистемах. Здесь важно отметить, что литература была адаптирована под возрастную группу детей.
После каждого чтения книги проводились обсуждения с детьми, в ходе которых мы акцентировали их внимание на природных явлениях, интересных фактах о животных и растениях, а также на важности сохранения окружающей среды.
Мы стремились сделать занятия интересными, увлекательными и доступными для понимания детей старшего дошкольного возраста. Учитывая, что интерес является субъективной эмоциональной реакцией, важно было создать положительную атмосферу и заинтересовать детей в изучении природы.
В ходе контрольного эксперимента мы проанализировали результаты диагностики сформированности интереса к природе у детей старшего дошкольного возраста. На итоговом этапе эксперимента дети ЭГ продемонстрировали только высокий и средний уровни сформированности интереса к природе. У дошкольников КГ уровни сформированности интереса к природе изменились не столь значительно.
Таким образом, в ходе проведенного исследования была теоретически обоснована и экспериментально проверена эффективность использования детской литературы в формировании интереса к природе у детей старшего дошкольного возраста.
На основании вышеизложенного можно говорить о результативности разработанного содержания, а поэтому гипотезу, выдвинутую в начале данного исследования, можно считать подтвержденной.
1. Аксенова П.В Заповедном лесу: экологическое дошкольников. // Дошкольное воспитание. - 2013. - №7. - С. 82-86.
2. Ашиков В.И, Ашикова С.Г. Природа, Творчество и Красота. // Дошкольное воспитание. - 2011. - №7. - С. 2-5; №11. - С. 51-54.
3. Ашиков В.И., Ашикова С.Г. Семицветик: программа и руководство по культурно-экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста. - М., 2012. - 192 с.
4. Бобылева Л.Д. Бывают ли «полезные» и «вредные» животные? // Дошкольное воспитание. - 2009. - №7. - С. 38-46.
5. Бобылева Л.Д. Интерес к природе как средство экологического воспитания дошкольников. // Дошкольное воспитание. - 2015. - №7. - С. 10-15.
6. Бобылева Л.Д., Дупленко О.В. О программе экологического воспитания старших дошкольников. // Дошкольное воспитание. - 2005. - №7. - С. 36-42.
7. Большакова М.В., Морева Н.А. Народные названия растений как одно из средств формирования интереса к природе. // Дошкольное воспитание. - 2012. - №7. - С. 12-20.
8. Букин А.П. В дружбе с людьми и природой. - М.: Просвещение, 2011. - 113 с.
9. Валова З.Г., Моисеенко Ю.Е. Ребенок среди природы. - Мн.: Полымя, 2011. - 112 с.
10. Васильева А.И. Учите детей наблюдать природу. - М., 2013. - 56 с.
11. Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой. - М.: Просвещение, 2012. - 272 с.
12. Виноградова Н.В. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. - М.: Просвещение, 2010. - 103 с.
13. Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации. - М.: Мозаика-Синтез, 2006. - 422 с.
14. Зебзеева В.Н. О формах и методах экологического образования дошкольников. // Дошкольное воспитание. - 2014. - №7. - С. 45-49.
15. Зенина Т.Ю. Наблюдаем, познаем, любим. // Дошкольное воспитание. - 2011. - №7. - С. 31-34.
16. Зерщикова Т.А., Ярошевич Т.Н. Экологическое развитие в процессе ознакомления с окружающим. // Дошкольное воспитание. - 2015. - №7. - С. 3-9.
... всего 36 источников