Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности психологической адаптации к школе детей с хроническими заболеваниями

Работа №159827

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы80
Год сдачи2018
Стоимость4650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
20
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования
1.1. Адаптация первоклассников к условиям школы 8
1.2. Способы и методы диагностики адаптации к школе у
первоклассников 14
1.3. Психологическая готовность к школе как условие успешной
адаптации к школьному обучению. Способы ее диагностики 21
1.4. Особенности психического развития соматически ослабленных
детей 35
Глава 2. Изучение особенностей психологической адаптации к школе детей с хроническими заболеваниями
2.1. Описание процедуры и методов исследования 47
2.2. Анализ и интерпретация диагностических данных 53
Выводы 66
Заключение 68
Список используемых источников 69
Приложение 1 74
Приложение 2 79


Проблема адаптации детей к школе является одной из наиболее важных проблем начальной ступени образования: сложной для педагогов и родителей и чувствительной для детей. с поступлением в школу изменяется вся жизнь ребенка - новые контакты, новые условия жизни, принципиально новый вид деятельности, новые требования и т.д. Напряженность этого периода определяется, прежде всего, тем, что школа с первых дней ставит перед учеником целый ряд задач, не связанных непосредственно с предшествующим опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных, эмоциональных и физических резервов. Необходимо определенное время для того, чтобы маленький ученик стал настоящим школьником, привык к новой для него обстановке, новым правилам и распорядку дня, новому общению с педагогом и одноклассниками, новым способам деятельности и поведения. Не у каждого этот процесс происходит легко и безболезненно. У многих детей наблюдаются в это время различные психологические нарушения: бывают и нарушения сна, аппетита, а в более тяжелых случаях - серьезные нервные срывы, которые выражаются в частых заболеваниях.
В основе любого адаптационного процесса лежит программа приспособления, которая реализуется в определенной форме активности. В самом широком значении школьная адаптация понимается как приспособление ребенка к новой системе социальных условий, к новой системе отношений, новым требованиям и видам деятельности, режиму и ритму жизнедеятельности. Ребенок, который усвоил и принял школьную систему требований, норм и социальных отношений, относится к адаптированным.
Значительная интенсификация учебного процесса, использование новых форм и технологий обучения, более раннее начало систематического обучения также привело к росту числа детей, не способных без особого напряжения адаптироваться к учебным нагрузкам. Учет факторов, влияющих на адаптацию ребенка к школе, позволяет построить педагогический процесс так, чтобы не наносить ущерба здоровью ребенка.
Известно, что большую роль в успешной адаптации к школе играют характерологические и личностные особенности детей, сформировавшиеся на этапах, предшествующих школьному обучению. Особенности личности ребенка могут быть весьма разнообразными и связаны они с характеристиками условий его социализации и развития.
К наиболее известным факторам, влияющим на адаптацию ребенка к школе, относятся такие интегративные личностные образования, как самооценка, уровень притязаний, уровень личностной тревожности. Особым фактором, влияющим на развитие личности ребенка, является его соматическое здоровье. Состояние здоровья ребенка во многом определяет особенности семейной ситуации, тип родительско-детских отношений. Внутри этих отношений и вызревает личность ребенка, формируется его мотивация, его способы отношения с миром и его адаптационные возможности. Любая хроническая болезнь человека определяет жизненные обстоятельства, создает особую объективную социальную ситуацию развития его психики. Уровень соматического здоровья, наличие хронических заболеваний может служить достаточно весомым дополнительным фактором к реально имеющимся у ребенка специфическим, в том числе и «отклоняющимся», особенностям...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Адаптация первоклассников к школе - одна из самых актуальных проблем детской психологии. Это ключевой момент становления ребенка в качестве субъекта учебной деятельности. В ходе адаптации к школьному обучению ребенок получает ориентацию в системе поведения, которая надолго определяет дальнейшее направление его развития.
Адаптация к школе означает существенную перестройку жизни, физиологических и психических состояний первоклассников, сопровождается неприятными ощущениями дискомфорта, связанными с потерей привычных и любимых занятий, изменением социального окружения, изломом динамических стереотипов, быстрым накоплением новой информации и личностными изменениями. Проявлениями таких состояний могут быть тревожность, фрустрация, недостаток уверенности в себе, невротические проявления.
Особым фактором, влияющим на процесс адаптации ребенка к новым условиям, является его соматическое здоровье. Любая хроническая болезнь создает особую объективную социальную ситуацию развития психики и личности. Уровень соматического здоровья, наличие хронических заболеваний может служить достаточно весомым дополнительным фактором к трудностям периода адаптации к школьной жизни.
В настоящее время проблема развития соматически ослабленных детей является остроактуальной, что связано с ростом количества заболеваний в детской популяции.
Задача школьного психолога - создать психолого-педагогические условия для успешной адаптации первоклассников к школе с учетом особенностей их развития, личностных характеристик и особенностей здоровья. Полученные в ходе проведенного исследования диагностические данные могут быть использованы педагогом-психологом в работе с детьми начального этапа обучения, их учителями и родителями.


1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов. - М.: Академический проект, 2007. - 704 с.
2. Авраменко Н.К. Подготовка ребенка к школе. - М., 2007. - 48 с.
3. Агафонова И.Н. Психологическая готовность к школе в
контексте проблемы адаптации «Начальная школа». - 2009. - № 1.
4. Бадмаев Б.Ц. Психология в работе учителя: в 2 кн. Кн. 1: Практическое пособие по теории развития, обучения и воспитания. - М.: ВЛАДОС, 2000. - 240 с.
5. Битянова М.Р. Адаптация ребенка к школе: диагностика, коррекция педагогическая поддержка. - Мн., 2007. - 145 с.
6. Битянова М.Р., Азарова Г.В. Афанасьева Е.И., Васильева Н.Л. Работа психолога в начальной школе. - М.: Генезис, 2001. - 352 с.
7. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Знание, 2008.- 400 с.
8. Бугрименко Е.А. Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов / Е.А. Бугрименко, Л.А. Венгер. - М.: Наука, 2002. - 198 с.
9. Будницкая И.И., Катаева А.А. Ребенок идет в школу. - М.: Педагогика, 2005. - 160 с.
10. Венгер Л.А. Психологические вопросы подготовки детей к обучению в школе, «Дошкольное воспитание». - М.: Просвещение, 2009. - 289 с.
11. Волкова О.В. Социокультурный аспект развития личности ребенка с ослабленным здоровьем [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. - 2012. - № 6 (17).
12. Всемирная организация здравоохранения. Международные медико-санитарные правила - 2-е изд. - Швейцария, 2008. - 82 с.
13. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. - М., 2006. - 520 с.
14. Габай Т.В. Педагогическая психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - 2-е изд., испр. - М: Академия, 2005. - 240 с.
15. Гордеева А.В. Концепция педагогической реабилитации в условиях общеобразовательной школы. М., 2001. - 28 с...60


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ