Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ДЕТСКОМ ОПЫТЕ И ОСОБЕННОСТЕЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ У ВЗРОСЛЫХ

Работа №65662

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы101
Год сдачи2017
Стоимость5100 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
65
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


АННОТАЦИЯ 2
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ 7
1.1 Понятие «психологическая адаптация» 7
1.2 Формирование основ психологической адаптации с позиций
психоаналитического подхода 9
1.2.1 Психоаналитическая традиция З.Фрейда 9
1.2.2 Теория объектных отношений М. Малер 11
1.2.3 Взгляд с точки зрения теории привязанности 13
1.2.4 Теория триангуляции или семейные треугольники 20
1.3 Теория семейных систем М. Боуэна 22
1.4 Когнитивно-поведенческий подход 25
1.5 Гендерные различия в психологической адаптации 27
Глава 2 ОПИСАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ 34
2.1Описание выборки исследования 35
2.2Описание методов исследования 36
2.3 Описание процедуры исследования 42
2.4 Математические методы анализа и обработки данных 43
Глава 3 АНАЛИЗ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ 43
3.1 Социально-демографические характеристики участников исследования 43
3.2 Средние значения по показателям психологической адаптации и представлений
о детском опыте 44
3.3 Сравнительный анализ и интерпретация результатов исследования в связи
с социально-демографическими характеристиками участников исследования 49
3.3.1 Сравнительный анализ и интерпретация результатов исследования в связи
с полом участников исследования 49
3.3.2 Сравнительный анализ и интерпретация статистически значимых результатов
в связи с составом родительской семьи 53
3.4 Корреляционный анализ по характеристикам представлений о детском опыте
и особенностей психологической адаптации 56
3.4.1 Исследование корреляционной взаимосвязи представлений о детском опыте и особенности психологической адаптации у взрослых 56
3.4.2Исследование корреляционной взаимосвязи представлений о детском опыте и методики травматических ситуаций в детстве 63
3.4.3 Исследование взаимосвязи представлений о детском опыте и самооценки
генерализованного типа привязанности 65
3.4.4 Исследование корреляционной взаимосвязи травматического опыта детства
и особенностей психологической адаптации взрослых 68
3.4.5 Исследование корреляционной взаимосвязи травматического опыта детства
и самооценки генерализованного типа привязанности 72
3.4.6 Сравнительный анализ социально-демографических характеристик 74
3.5 Обсуждение результатов 82
ВЫВОДЫ 89
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 90
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 91
Приложение 96

Актуальность. Попытка объяснить связь родителей и детей считается одним из важнейших вопросов современной психологии. Характер, личностные черты, отношение к окружающим нас людям во многом формируется еще в детстве, а в последующей взрослой жизни человек, демонстрирует поведение, во многом определенное отношением и воспитанием, заложенным в период детства. Особое внимание при анализе личностных проблем психотерапевты акцентируют на воспоминаниях пациента о его раннем детстве, так как именно в этот период формируются все основные свойства личности. Немаловажным является тот факт, что ребенок, подвергающийся постоянной критике и наказаниям склонен к различным видам нарушений поведения, ввиду наличия неврозов и эмоциональных расстройств, а в большинстве случаев ребёнок не способен устанавливать отношения как со взрослыми, так и со сверстниками: к этому приводят наличие многочисленных страхов, дискомфорта от общения, неуверенность в собственных силах. Как следствие у ребенка выявляются, сложности в психологической адаптации. Таким образом, нарушения психологической адаптации закладываются в личность с периода детства. При этом, впечатления, полученные в детстве могут оказывать непосредственное влияние на психологическую адаптацию, психическое здоровье, супружеские отношения, профессиональный рост или же его полное отсутствие.
Новизна данного исследования заключается в рассмотрении понятия психологической адаптации, а также представления о детском опыте с учетом гендерной специфики.
Цель исследования: изучение особенностей психологической адаптации в связи с представлениями о детском опыте у взрослых.
В связи с поставленной целью были сформулированы следующие задачи:
• Изучить особенности психологической адаптации у взрослых
• Описать специфику представлений о детском опыте у взрослых
• Исследовать взаимосвязь представлений о детском опыте и особенностей психологической адаптации у участников исследования
• Изучить взаимосвязь социально-демографических характеристик и особенностей психологической адаптации, а также представлений о детском опыте у взрослых, участвующих в исследовании
• Проанализировать гендерные различия в психологической адаптации
Объект данного исследования: особенности психологической адаптации, представления о детском опыте.
Предмет данного исследования: особенности психологической адаптации и представление о детском опыте у взрослых.
Гипотезы:
1. существует взаимосвязь представлений о детском опыте и особенностей психологической адаптации у взрослых.
2. взрослые, оценивающие свой детский опыт как - негативный, будут иметь особенности психологической адаптации, заключающиеся в повышенных показателях внешних и внутренних проблем, в отличие от тех, кто оценивает свой детский опыт как - позитивный.
3. взрослые, подвергающиеся физическому и эмоциональному насилию со стороны родителей, будут иметь повышенные показатели проблем психологической адаптации.
Методы исследования:
1. Методика «семантического дифференциала»
2. JVQ - опросник травматического опыта
3. Метод Т.Ахенбаха для взрослых
4. Методика «Самооценка генерализованного типа привязанности» («RQ») К. Бартоломью и Л. Горовитц
5. Социально - демографическая анкета
Практическая значимость: Содержание и выводы работы могли бы быть применимы в общетеоретических и специальных курсах общей и гендерной психологии, в частности, по проблемам семейных взаимоотношений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Цель данной работы состояла в изучение особенностей психологической адаптации в связи с представлениями о детском опыте у взрослых.
В качестве гипотез были выдвинуты предположения, что во-первых существует взаимосвязь представлений о детском опыте и психологической адаптации у взрослых. Во-вторых, что взрослые, оценивающие свой детский опыт как негативный, будут иметь особенности психологической адаптации, заключающиеся в повышенных показателях внешних и внутренних проблем, в отличии от тех, кто оценивает свой детский опыт как позитивный. В-третьих, взрослые, которые подвергались физическому и эмоциональному насилию со стороны родителей имеют повышенные показатели проблем психологической адаптации. Данные гипотезы были подтверждены. Результаты исследования указывают на значимость представлений о детском опыте и психологической адаптации взрослых людей. В последующем представляется актуальным более детальное рассмотрение типов привязанности у взрослых людей, при помощи дополнительных методов исследования. Содержание и выводы работы могли бы быть применимы в общетеоретических и специальных курсах общей и гендерной психологии, в частности, по проблемам семейных взаимоотношений, а также для построения психотерапевтической помощи взрослым.



1. Achenbach, T.M., Rescorla, L.A. (2003). Manual for the ASEBA adult forms profiles. Burlington.
2. Bartolomew K., Horowitz L. M. , Attachment Styles Among bung Adults // Journal of Personality and Social Psychology, 1991, Vol. 61, № 2, 226-244
3. Boadie W. Dunlop MD, Eric Hill MPH, Benjamin N. Johnson BA, Daniel N., Mediators of Sexual Functioning and Marital Quality in Chronically Depressed Adults with and Without a History of Childhood Sexual Abuse//View issue TOC.-2015.- №12(3).- P.813-823
4. Boyda D, Mc Feeters D, Childhood maltreatment and social functioning in adults with sub-clinical psychosis//Psychiatry Res. -2015.- №226(1).-P. 376-382
5. Brown J, Cohen P, Johnson JG, Smailes EM. Childhood abuse and neglect: Specificity of effects on adolescent and young adult depression and suicidality// Journal of the American Academy of Child and Adolescent Psychiatry. -1999.-№38(12).-P.1490-1496.
6. Clemmons JC, DiLillo D, Martinez IG, DeGue S, Jeffcott M., Co-occurring forms of child maltreatment and adult adjustment reported by Latina college students// Child Abuse Negl.-2003.- №27(7).-P.751-67
7. Currie J, Widom CS. Long-term consequences of child abuse and neglect on adult economic well-being// Child Maltreatment. -2010.-№15(2).-P.111-120
8. Cyr C, Euser EM, Attachment security and disorganization in maltreating and high-risk families//Development and Psychopathology.-2010.- №22(1).-P.87-108
9. Fergusson DM., Boden JM., Horwood LJ. Exposure to childhood sexual and physical abuse and adjustment in early adulthood//Child Abuse & Neglect.-2008.-№32(6).-P.607-619.
10. Furman E., Mothers have to be there to be left//Psychoanalytic Study of the Child.-1982.- №37.-P. 15-28.
11. Gibb BE, Abramson LY, Alloy LB. Emotional maltreatment from parents, verbal peer victimization, and cognitive vulnerability to depression// Cognit Ther Res.-2004.-№28.-P.1-21.
12. Hankin, B. L., Childhood maltreatment and psychopathology: Prospective tests of attachment, cognitive vulnerability, and stress as mediating processes// Cognitive therapy and research.- 2005.-№29.-P.645-671.
13. Heim C, Nemeroff CB., The role of childhood trauma in the neurobiology of mood and anxiety disorders: preclinical and clinical studies//Biol Psychiatry.-2001. -№49(12).-P.1023-1039.
14. Heneghan A, Stein REK, Hurlburt MS, Zhang J, Rolls-Reutz J, Fisher E, Landsverk J, Horwitz SM. Mental health problems in teens investigated by U.S. child welfare agencies//Journal of Adolescent Health.-2013.-№52(5).-P. 634-640.
15. Johnson JG, Cohen P, Brown J, Smailes EM, Bernstein D. Childhood maltreatment increases risk for personality disorder during early adulthood// Archives of General Psychiatry.-1999.-№56(7).-P.600-608
16. Koray Karabek, Ayfle Rodopman-Arman, Parental Attachment Style and Severity of Emotional/Behavioral Problems in Toddlerhood//Archives of N europsychiatry.-2011.-№48.-P.147-154
17. Kotch JB, Lewis T, Hussey JM, Thompson R, Litrownik AJ, Runyan DK, Bangdiwala SI, Margolis B, Dubowitz H//Importance of early neglect for childhood aggression. Pediatrics.-2008/.-№121(4).-P.725-731
18. Karen R., Becoming Attached// The Atlantic.-1998.
19. Lansford JE, Dodge KA, Pettit GS, Bates JE, Crozier J, Kaplow J. A 12-year prospective study of the long-term effects of early child physical maltreatment on psychological, behavioral and academic problems in adolescence// Archives of Pediatrics and Adolescent Medicine.-2002.-№156(8).-P.824-830
20. Liana Arias, Ph.D., The Legacy of Child Maltreatment: Long-Term Health Consequences for Women//Journal of women’s health.-2004.- №13(5)
21. Lowell A, Renk K, Adgate AH, The role of attachment in relationship between child maltreatment and later emotional and behavioral functioning// Child Abuse Negl.-2015.- №38(9).-P.1436-1449
22. M. Stafford, Catharine R. Gale, S. Black, Diana L. Kuh, Childhood Environment and Mental Wellbeing at Age 60-64 Years//Prospective Evidence from the MRC National Survey of Health and Development.-2015.-№10(6)
23. Manly JT, Kim JE, Rogosch FA, Cicchetti D. Dimensions of child maltreatment and children's adjustment//Contributions of developmental timing and subtype. Development and Psychopathology.-2001.-№13(4) P.-759-782.
24. Mariette J. Chartier, John R. Walker, and Barbara Naimark. Health Risk Behaviors and Mental Health Problems as Mediators of the Relationship Between Childhood Abuse and Adult Health//American Journal of Public Health.-2009.-№99(5).-P.847-854.
25. M. Mikulincer, D. Pereg, Attachment Theory and Affect Regulation// The Dynamics, Development, and Cognitive Consequences of Attachment Related Strategies.-2003.-№27(2).- P.77-102
26. Matthew L. Speltz, Michelle Deklyen and Mark T. Greenberg, Attachment in boys with early onset conduct problems// Development and Psychopathology.-1999.-№11.-P.269-285
27. Mc Ginn, L.K., Cukor, D. & Sanderson, W.C. Cogn, The Relationship Between Parenting Style, Cognitive Style, and Anxiety and Depression// Does Increased Early Adversity Influence Symptom Severity Through the Mediating Role of Cognitive Style, Cogn Ther Res.-2005.-№29.-P.219
28. Ricky Finzi-Dottan, Iris Manor , Sam Tyano, ADHD, Temperament, and Parental Style as Predictors of the Child’s Attachment Patterns, Child Psychiatry Hum Dev.-2006.-№37.-P.103-114
29.Schafer MH, Morton PM, Ferraro KF, Child maltreatment and adult health in a national sample: heterogeneous relational contexts, divergent effects Child Abuse Negl.-2014.- №38(3).-P.395-406
30. Walker EA, Gelfand A, Katon WJ, Koss MP, Von Korff M, Bernstein D, Russo
J. Adult health status of women with histories of childhood abuse and neglect// American Journal of Medicine.-2002.-№107.-P.332-339
31. Widom CS, Czaja SJ, Paris J. A prospective investigation of borderline personality disorder in abused and neglected children followed up into adulthood//Journal of Personality Disorders.-2009.-№23(5).-P.433-446
32. Widom CS, DuMont K, Czaja SJ. A prospective investigation of major depressive disorder and comorbidity in abused and neglected children grown up. Archives of General Psychiatry.-2007.-№64(1).-P.49-56.
33. Wright MO, Del Castillo D., Childhood emotional maltreatment and later psychological distress among college students: the mediating role of maladaptive schemas, Child Abuse Negl.-2009.-№33(1).P.59-68
34. Ye Luo and Linda J. Waite, The Impact of Childhood and Adult SES on Physical, Mental, and Cognitive Well-Being in Later Life//Gerontol B Psychol Sci Soc Sci.-2005.-№60(2). P.93-101
35. Бейкер К., Варга А. Я. Теория семейных систем Мюррея Боуэна: основные понятия, методы и клиническая практика. -М.: «Когито-центр», 2005.—496 с.
36. Бендас, Т.В. Гендерная психология. // Т.В. Бендас. // СПб: Питер, 2007. - 431 с.
37. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека - Л., 1988. - 270 с.
38. Боулби Джон. Привязанность пер. С англ. Н.Г.Григорьевой и Г.В.Бурменской - М.: Гардарики, 2003. - 477с
39. Варга А.Я. / Хамитова И.Ю. Теория семейных систем М. Боуэна. -
журнал практической психологии и психоанализа №4, 2005.
40. Дэниэл Н. Стерн. Межличностный мир ребенка
41. Ильин, Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. // Е.П. Ильин. // СПб, 2002. - 489 с.
42. Клецина, И.С. От психологии пола к гендерным исследованиям в психологии // И.С. Клецина. // Вопросы психологии. 2003. № 1. - С. 61-78.
43. Клецина, И.С. Развитие гендерных исследований в психологии // И.С.
Клецина. // Общественные науки и современность. 2002. № 3. - С. 181-192
44. Кон, И.С. Половые различия и дифференциация социальных ролей. Соотношение биологического и социального//М., 1975. - 346 с.
45. Малер Маргарет. Психологическое рождение человеческого младенца: симбиоз и индивидуация. - М.: Когито - центр, 2011. - 413 с.
46. М. Перре., У. Бауман. Клиническая психология. — СПб., 1998.- 962с.
47. Мещеряков Б., Зинченко В. Большой психологический словарь / Сост. И общ. Ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. — СПб.-2004. - 672 с.
48. Налчаджян А.А. Психологическая адаптация. Механизмы и стратегии. — М.: Эксмо. - 368 с.
49. Степанов С.С. Популярная психологическая энциклопедия понятий. - М.: Изд-во Эксмо, 2005. - 672 с.
50. Тайсон р., Тайсон Ф. Психоаналитические теории развития: пер. С англ. - Екатеринбург: деловая книга, 1998. - 528 с.
51. Фридрих Ева. Триангуляция. - Психоаналитический вестник №6, 1998
52. Хорни К. Собрание сочинений. Наши внутренние конфликты; Невроз и развитие личности / пер. с англ. - М.: Изд. «Смысл», 1997. - 696с.



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ