Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия семьи и ДОО

Работа №159720

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы84
Год сдачи2020
Стоимость4300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
36
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ДОО
1.1. Понятие и сущность патриотического воспитания 7
1.2. Особенности патриотического воспитания детей старшего дошкольного
возраста 12
1.3. Формы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей 20
1.4. Способы и формы организации патриотического воспитания детей старшего
дошкольного возраста в процессе взаимодействия семьи и ДОО 27
ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ДОО
2.1. Изучение исходного уровня патриотического воспитания детей старшего
дошкольного возраста 33
2.2. Разработка содержания НОД, направленной на патриотическое воспитание
детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия семьи и ДОО 47
2.3. Проверка эффективности разработанного содержания НОД, направленной на
патриотическое воспитание старших дошкольников в процессе взаимодействия семьи и ДОО 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 69
ПРИЛОЖЕНИЯ 75

Воспитание патриотических и гражданских качеств у дошкольников - это одна из важных задач, которая включает в себя воспитание любви к близким людям, к родной стране, к любимому городу, к родной улице и, наконец, к детскому саду. В последнее время идет переосмысление сущности патриотического и гражданского воспитания. Этот процесс, приобретая все большую общественную значимость, становится задачей государственной важности. Потенциал дошкольного возраста как периода формирования будущей личности уникален. Именно в этом возрасте можно эффективнее развивать возможности личности, которые утрачиваются в более поздних периодах развития, и наверстать упущенное в школе чаще всего не удается. Ведь именно от того, как ребенок воспримет окружающий его мир в раннем детстве, в большей степени зависят его школьные годы, а потом и успехи взрослой жизни.
Проблема патриотического воспитания детей сегодня чрезвычайно актуальна. Ее важность подчеркивается в государственных документах в области образования: Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», «Национальной доктрине образования в РФ», указе Президента «О совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания» и др., в которых говорится о необходимости включения регионального компонента в образовательную систему, чтобы у подрастающего поколения формировались социально значимые ценности, целевые ориентиры и личностные качества.
Будущее страны зависит от духовного потенциала подрастающего поколения: его ответственности, честности, доброты, готовности служить Отечеству и т. д.
Патриотическое воспитание - процесс формирования сознания человека, любящего свою Родину, землю, где он родился и рос, гордящегося историческими свершениями своего народа и его культурой.
В старшем дошкольном возрасте формируются гражданственности, представлений о культурно-исторической жизни страны.
Одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением в современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, становится воспитание любви к малой родине, возращение к вековым корням.
Актуальность данной проблемы определила выбор темы нашего исследования «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия семьи и ДОО».
Объект исследования - процесс патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия семьи и ДОО.
Цель исследования - изучить проблему патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия семьи и ДОО.
Задачи исследования:
1) изучить научную психолого-педагогическую и методическую литературу по данной проблеме;
2) изучить исходный уровень патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста;
3) разработать содержание НОД, направленной на патриотическое воспитание старших дошкольников в процессе взаимодействия семьи и ДОО;
4) проверить эффективность разработанного содержания НОД, направленной на патриотическое воспитание старших дошкольников в процессе взаимодействия семьи и ДОО.
Поставленные задачи обусловили выделение четырех этапов работы:
I этап (май-сентябрь 2019 года) посвящен изучению и анализу литературы по теме исследования;
II этап (сентябрь 2019 года) предполагает подбор методик для исследования уровня патриотического воспитания старших дошкольников;
III этап (октябрь 2019 года - февраль 2020 года) включает проведение экспериментального исследования;
IV этап (февраль - май 2020 года) предусматривает описание эксперимента, анализ его результатов.
Гипотеза исследования - целенаправленная и систематическая работа с детьми в процессе взаимодействия семьи и ДОО будет способствовать патриотическому воспитанию старших дошкольников.
Методы исследования:
- теоретические: анализ научной психолого-педагогической и
методической литературы;
- эмпирические: наблюдение, эксперимент, беседа.
Теоретико-методологическую основу исследования составили труды многих известных учёных. Русская философия и педагогическая мысль прошлого уделяла большое внимание идее взаимопонимания, вопросам переживания ребёнка, что достаточно убедительно показывают в своих трудах Л.Н. Бережная, А.К. Демчук, А.А. Искакова, Л.А. Карпунова, М.А. Костиева, А.Н. Молахова. В педагогических трудах Н.В. Алешиной, Н.Е. Вераксы, Т.В. Весниной, Н.Г. Комратовой, Е.А. Левановой уделено большое внимание развитию нравственной сферы личности ребёнка. В исследованиях мыслителей, педагогов (Т.А. Березина, З.И. Валиева, О.В. Дьякова, Н.И. Кашина, Т.Д. Красова) нравственно-патриотическое развитие ребенка рассматривается как процесс усвоения заданных обществом поведения, в результате которого эти образцы становятся регуляторами поведения ребенка.
Практическая значимость работы заключается в том, что материалы исследования могут быть использованы педагогами-практиками в педагогическом процессе ДОО.
База исследования: МБДОУ д/с с. Богословка Пензенского района.
Структура выпускной квалификационной работы включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы и приложения

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Патриотическое воспитание - это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у граждан всех возрастов высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Особенностями патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста являются: формирование интереса к истории своей семьи, родословной, истории города, села, где ребенок живет, чувства сопричастности к ним; бережного отношения, проявляющегося в делах и поступках; интереса к традициям семьи, города и желания им следовать; уважения к защитникам семьи и города и заботливого отношения к ним; воспитание высоких человеческих эмоций, которые лежат в переживаниях раннего детства; формирование в ребенке национального духовного характера; совместная эмоционально-чувственная деятельность детей и взрослых; тесное взаимодействие воспитателей с родителями, работниками музеев, библиотеки; создание эвристической среды в детском саду и в се создание эвристической среды в детском саду и в семье; создание педагогических условий для воспитания патриотизма детей старшего дошкольного возраста.
Главной целью работы с родителями на уровне детского сада является создание общей, слаженно функционирующей системы «семья - ДОО». Администрация и педагогический состав детского сада работают с родителями по разным темам и направлениям: индивидуально, в виде бесед, одновременных занятий с воспитанником, консультаций, открытых занятий, экскурсий, мероприятий, ориентированных на интересы семьи, дидактических или ролевых игр и др.
Для максимально эффективной работы с родителями в детском саду желательно применять как классические, так и новые формы сотрудничества с использованием самых разнообразных методик. Акцент во взаимодействии с родителями необходимо ставить на проведение досуговых форм, проектной деятельности, поскольку они способствуют установлению доверительного контакта между всеми участниками педагогического процесса. Использование средств ИКТ конечно же не заменяет традиционных методов и технологий работы с родителями, а является дополнительным, рациональным и удобным источником информации, наглядности.
В результате проведения констатирующего этапа практической работы по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста свидетельствует о необходимо проведения усиленной работы направленной на патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста при взаимодействии семьи и ДОО.
Во время формирующего этапа была проведена следующая работа: разработан тематический план работы с детьми старшего возраста по патриотическому воспитанию, разработан параллельный план совместной работы ДОО с семьями дошкольников, организован и проведен спортивный праздник, участниками которого стали дети экспериментальной группы и их семьи, проведено открытое занятие по формированию патриотических чувств, на которое также были приглашены семьи воспитанников, а также в экспериментальной группе создан патриотический уголок, в оформлении которого приняли участие родители и дети.
В результате проведения практической работы по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста было доказано, что предложенная программа, включающая разработанный конспект НОД, направленный на патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста при взаимодействии семьи и ДОО является эффективной и ее целесообразно реализовывать в дошкольном образовательном учреждении для повышения уровня развития патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста в контрольной группе.



1. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников: метод. пособие. - М.: ЦГЛ, 2015. - 253 с.
2. Бережная Л.Н. Патриотическое воспитание дошкольников. // Наука и образование: новое время. - 2014. - № 3. - С. 116-118.
3. Березина Т.А. Как знакомить старших дошкольников с историей родной страны. // Детский сад: теория и практика. - 2015. - № 9. - С. 16-23.
4. Бородина Е.Н. Культуроцентрический подход в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста. // Педагогическое образование в России. - 2014. - №12. - С. 130-133.
5. Борзенкова М.И. Гражданско-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. / М.Н. Борзенкова, Т.М. Смурыгина, Т.В. Хорхордина, Е.П. Роговая, Л.Б. Устинова, Е.В. Шамраева. // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2017 г.). - СПб.: Свое издательство, 2017. - С. 24-28.
6. Валиева З.И. Патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к национальной культуре. // Актуальные вопросы в научной работе и образовательной деятельности. - 2013. - №6. - С. 22-27.
7. Веракса Н.Е. «От рождения до школы»: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: Мозайка-Синтез, 2016. - 304 с.
8. Веснина Т.В. Патриотическое воспитание детей старшего
дошкольного возраста в процессе ознакомления с историей родного края. // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2013. - №33-2 [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http:ZZcyberleninka.ru/articleZn/patrioticheskoe-vospitanie-detey-starshego- doshkolnogo-vozrasta-v-protsesse-oznakomleniya-s-istoriey-rodnogo-kraya (дата обращения: 13.07.2019)
9. Демчик А.К. Нравственно-патриотическое воспитание
дошкольников. // Проблемы социализации личности в контексте непрерывного профессионального образования. - 2014. - №9. - С. 279-282.
10. Дорошук Л.А. Патриотическое воспитание детей старшего
дошкольного возраста средствами экскурсионно -краеведческой
деятельности. // Вестник Шадринского государственного педагогического института. - 2012. - № 3 (8). - С. 154-156.
11. Дьякова О.В. Современный подход к патриотическому воспитанию дошкольников. // В сборнике «Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации». - 2013. - №6. - С. 64- 67.
12. Ермакова Т.В. Воспитание чувств патриотизма у дошкольников. // Методист. - 2014. - №3. - С. 66-68.
13. Искакова А.А. Понятие патриотического воспитания. // Научная дискуссия: вопросы педагогики и психологии. - 2015. - №11. - С. 20-23.
14. Карпунова Л.А. Теоретический анализ понятия «патриотическое воспитание». // Амурский научный вестник. - 2015. - №2. - С. 68-72.
15. Кашина Н.И. Игры нравственно-патриотического содержания для дошкольников. // Детский сад. Все для воспитателя. - 2015. - №10. - С. 23-25.
16. Кобылкин Р.А. Понятие и содержание патриотизма. Значение патриотического воспитания в современных условиях. // ХХ век в истории России: гражданственность и патриотизм народа в годы великих потрясений и мирного строительства. - 2015. - №6. - С. 46-49.
17. Ковалев К.А. Понятие патриотического воспитания. // Молодой ученый. - 2017. - №9. - С. 137-141.
18. Кондукторова Н.В. Исторические взгляды и современные
подходы патриотического воспитания дошкольников. // Вопросы
дошкольной педагогики. - 2017. - №1. - С. 27-32.
19. Костяева М.А. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. // Вестник научных конференций. - 2015. - №3. - С. 74-75.
20. Коцина М.Н. Понятие и сущность патриотического воспитания в современных педагогических исследованиях. // Российский научный журнал. - 2015. - №2. - С. 211-216.
21. Красова Т.Д. Особенности нравственно -патриотического воспитания дошкольников. // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. - 2012. - №4. - С. 43-46.
22. Кузнецова Г.В. Краеведческий материал как средство гражданско-патриотического воспитания старших дошкольников. // Студенческая наука и XXI век. - 2012. - №9. - С. 416-421.
23. Курочкина И.Н. Патриотическое воспитание дошкольников в современных условиях. // Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения. - 2016. - №2. - С. 67-73.
24. Кустова О.А. Гражданское и патриотическое воспитание дошкольников. // Актуальные вопросы современной педагогики и образования. - 2015. - №6. - С. 134-137.
25. Леванова Е.А. Основные направления деятельности государственных институтов по патриотическому воспитанию граждан: теория и практика. - М.: МГУ, 2013. - 64 с.
26. Ленская О.В. Задачи патриотического воспитания. // Экономика, право, организация и управление в социальной работе. - 2016. - №6. - С. 64-65.
27. Лепетюха А.И. Нравственно-патриотическое воспитание
дошкольников. // Вестник научных конференций. - 2015. - №5. - С. 79-80.
28. Макарова Е.В. Нравственно-патриотическое воспитание
дошкольников: от теории к практике. // Наука и образование: новое время. -
2016. - № 2. - С. 687-692.
29. Малахова А.Н. Развитие личности ребенка. Психолого-педагогическая работа со сказкой. - СПб.: Детство-Пресс, 2015. - 222 с.
30. Маркова Т. Формирование нравственных чувств и привычек в процессе общения. // Дошкольное воспитание. - 2016. - №2. - С. 16-19.
31. Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников: метод. пособие. - М.: Творческий центр Сфера, 2010. - 89 с.
32. Микляева Н.В. Нравственно-патриотическое и духовное воспитание дошкольников. - М.: Сфера, 2013. - 144 с.
33. Несмашная И.В. Патриотическое воспитание дошкольников в условиях ДОО. // Теоретические и методологические проблемы современного образования. - 2016. - С. 38-39.
34. Орлова О.В. Нравственно-патриотическое воспитание
дошкольников. // Воспитание в современном культурно-образовательном пространстве. - 2014. - №9. - С. 207-210.
35. Панфилова О.А. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольника. // Формирование традиций патриотизма материалы научно - практической конференции. - 2015. - №5. - С. 152-157.
36. Пекишева Е.В. Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников в условиях ФГОС ДО. // Исследование различных направлений развития психологии и педагогики. - 2015. - №2. - С. 209-211.
37. Петелин А.С. Сущность и структура понятия «патриотическое воспитание». // Актуальные проблемы науки и образования на современном этапе. - 2015. - №9. - С. 238-247.
38. Помулева С.Д. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. // Наука и образование в жизни современного общества. - 2015. - №5. - С. 132-133.
39. Приказчикова О.С. Патриотическое воспитание старших дошкольников. // Новое слово в науке: перспективы развития. - 2015. - №2. - С. 80-86.
40. Рагимова Л.И. Патриотическое и гражданское воспитание дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС. // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Серия: психолого-педагогические науки. - 2015. - № 1. - С. 80-86.
41. Ремейка Е.А. Патриотическое воспитание старших дошкольников. // Духовно-нравственное развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС. - 2015. - №4. - С. 139-146.
42. Русанова Л.Ю. Патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к русской народной культуре. // Образовательные проекты «Совёнок» для дошкольников. - 2013. - №1. - С. 52-56.
43. Слезина А.А. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников, проблемы и пути решения. // Наука и образование в жизни современного общества. - 2015. - №4. - С. 127-129.
44. Терещенкова С.Г. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. // Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. - 2015. - №1. - С. 406-409.
45. Тихонова А.И. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. // Вестник Воронежского института экономики и социального управления. - 2015. - №1. - С. 84-85.
46. Толстикова О.В. Современные педагогические технологии образования детей дошкольного возраста. / О.В. Толстикова, О.В. Савельева Т.В. Иванова, Т.А. Овчинникова, Л.Н. Симонова Шлыкова Н.С., Н.А. Шелковкина. - Екатеринбург: ИРО, 2013. - 198 с.
47. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. - М., 2014. - 25 с.
48. Ходжамова М.Б. Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников. // Педагогический опыт: теория, методика, практика. - 2015. - №3. - С. 168-169.
49. Часовских Л.В. Патриотическое воспитание дошкольников в процессе совместной проектной деятельности. // Наука, образование, общество: проблемы и перспективы развития. - 2014. - №6. - С. 141-142.
50. Черемных С.В. К вопросу о патриотическом воспитании
дошкольников. // Поволжский педагогический поиск. - 2014. - №4. - С. 153-155.
51. Шадрин Д.И. Патриотизм и патриотическое воспитание как важные составляющие процесса воспитания. // Основные проблемы и направления воспитательной работы в современном вузе. - 2015. - №6. - С. 196-199.
52. Шилова В.С. Патриотическое воспитание: сущность, цели и задачи. // Научный результат. Серия: Педагогика и психология образования.- 2015. - №1. - С. 75-78.
53. Яковлев Ю. Рассказы и повести. - М.: Детская литература, 2015. - 268 с.
54. Ячменева С.В. Патриотическое воспитание дошкольников: современность и традиции. // Развитие человека в современном мире. - 2015. - С. 372-376.
55. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». - М., 2014.
56. Постановление Правительства РФ от 30.12.2015 №1493 (ред. от 20.11.2018) «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы»». // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2016. - №2 (часть I). - Ст. 368.
57. Комратова Н.Г. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет: метод. Пособие. / Н.Г. Комратова, Л.Ф. Грибова. - М.: Творческий центр Сфера, 2017. - 222 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ