ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ
СХЕМЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ 6
1.1 Психолого-педагогические особенности
использования наглядных средств в процессе обучения 6
1.2 Использование схем как средства наглядности
в образовательном процессе 9
1.3 Схема как эффективный способ активизации
познавательной деятельности на уроках биологии 15
ГЛАВА 2. ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СХЕМ
НА УРОКАХ БИОЛОГИИ 25
2.1 Методика работы со схемами на уроках биологии 25
2.2 Методическая разработка урока биологии с использованием
опорно-логических схем 32
ВЫВОДЫ 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 45
В современных условиях развития общества школа призвана сформировать личность самостоятельную, творческую, подготовленную к решению важнейших проблем, к дальнейшему самообразованию. В связи с этим, основная задача учителя - научить детей самостоятельной работе с различными источниками информации, повысить качество образования.
Высокое качество образования невозможно получить, решая педагогические проблемы устаревшими методами. Для этого требуются другие стратегии школы, стратегии, созвучные нашему времени, новые педагогические технологии .
В настоящее время, все учебные предметы функционируют как автономные образовательные системы и не в достаточной степени удовлетворяют требованиям времени. Современная система образования направлена на формирование личности с целостным представлением картины мира, с пониманием глубины связей явлений и процессов. Разделение предметов становится одной из причин фрагментарности мировоззрения школьников. Трудности в формировании у учащихся целостной картины мира является следствием самостоятельности предметов, их слабой связи между собой.
Повышение эффективности обучения, совершенствование учебной работы по биологии невозможно без современных средств обучения. Они облегчают восприятие учебного материала, способствуют закреплению изученного материала и активизируют мыслительную деятельность учеников. Учителю необходимо выстраивать продуктивное взаимодействие с учащимися по освоению предметного содержания на уроке с помощью наглядных средств, создание необходимых условий для развития ребенка в предметном пространстве .
В процессе познания окружающей действительности (то же и в процессе учения) участвуют все органы чувств человека. Поэтому принцип наглядности 3
выражает необходимость формирования у учащихся представлений и понятий на основе всех чувственных восприятий предметов и явлений. Использование различных средств наглядности не только для создания у школьников образных представлений, но и для формирования понятий, для понимания отвлеченных связей и зависимостей - одно из положений дидактики .
Одними из наиболее важных средств обучения являются те, которые создаются непосредственно на уроке. Средства наглядности выполняют функцию конспектирования материала. Применение в преподавании схематичной, наглядной формы изложения учебной информации способствует развитию естественных интеллектуальных процессов. Схемы, представляющие собой форму кодирования учебной информации, содержат знаковое (последовательность символов) и рисуночное кодирование (картины- образы). Данный комплекс помогает развивать творческое мышление и интуицию.
В схемах присутствуют образы-опоры, смысловые связи и закономерности конкретного материала, что обусловливает их применения в обучении, так как позволяет успешно работать с учениками всех типов мышления (образного, смешанного, словесно-логического).
Компактность и емкость схем помогает учащимся охватить единым взглядом большой объем информации. Структурирование содержания в логической последовательности с установлением взаимосвязей между смысловыми блоками улучшает усвоение информации, одновременно развивая биологическое мышление учащихся .
Таким образом, целью работы является исследование возможностей применения схем для систематизации и закрепления учебного материала в школьном курсе биологии.
Для достижения поставленной цели нами поставлены следующие задачи исследования:
1. Ознакомиться с теоретическими аспектами вопроса использования схем в преподавании биологии;
2. Познакомиться с методикой работы со схемами на уроках биологии;
3. Определить возможности использования схемы как инструмента систематизации учебного материала на уроках биологии.
Современные образовательные технологии опираются на лучшие традиции российского образования, системно-деятельностный подход и направлены на формирование у учащихся системного мышления, приобретение умений и навыков логического познания.
Схемы представляют собой компактное графическое отображения основного учебного материала с указанием логической структуры в процессе изложения ее учителем.
Это оригинальный эффективный инструментарий для активизации всех познавательных способностей учащихся, к которым, в первую очередь, относятся восприятие, воображение, память, представление, мышление. Они обеспечивают единый системный подход к изучению и к осмыслению основных понятий, что очень важно при освоении нового опыта.
Схематическое изложение учебного материала учит выделять главное и основное, приучает отыскивать и устанавливать логические связи, существенно помогает ученикам усваивать урок .
К особенностям применения схем относят определенную закодированное™ учебной информации, возможность выделить этапы в изучении материала, применять различные формы организации учебной деятельности школьников, проявить творческие приемы выражения учебного материала в символах и рисунках, организовать индивидуальную и дифференцированную работу с учащимися. Логические опоры позволяют учителю проводить многократно и вариативно повторение изучаемого материала, что приводит к его усвоению школьниками.
Опорно-логические схемы в методике преподавания биологии используются достаточно давно. Без них довольно сложно организовать полноценную работу на уроках биологии, так как развитие логического мышления, логических суждений, а также установления причинноследственных связей будет значительно затруднено.
Биология относится к предметам, которые изначально предполагают использование большого количества наглядного материала. Существует множество логических связей между биологическими процессами, событиями и фактами, которые при линейном построении текстовой информации сложно выделить.
Воспринять и усвоить учебный материал позволяет применение схем в курсе школьной биологии, как составляющая успешной активизации учебной и познавательной деятельности учащихся среднего и старшего звена.
Для того чтобы научить учащихся составлять опорно-логические схемы, необходимо провести работу в несколько этапов. В первую очередь необходимо провести ознакомительный урок, где учащиеся получают понятие об схемах, знакомятся с принципом их построения. Затем рекомендуется определить, насколько учащиеся усвоили материал. На следующем этапе нужно продемонстрировать, как правильно читать схему. На заключительном этапе учащиеся могут самостоятельно составлять схемы .
Эффективно применять схемы может только тот учитель, который сам их составляет. При этом он обязательно должен учитывать возрастные особенности учащихся, не использовать лишних слов и ненужной информации при составлении схемы.
Алексеева Е.В. Визуальные структурно-логические схемы и модели в обучении биологии в условиях введения ФГОС // Актуальные вопросы теории и практики биологического образования. 2014. С. 75-80.
Алексеева Е.В. Визуальные структурно-логические схемы и таблицы в подготовке учителя и ученика // Биология в школе. 2013. № 8. С. 28-33.
Алексеева Е.В. Опорно-логические модели по биологии в условиях формирования универсальных учебных действий // Биология в школе. 2015. № 1. С. 60-66.
Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной
общеобразовательной школе. Москва: Просвещение, 2005. 208 с.
Бакулин В. М. Экскурсии как способ активизации учебнопознавательной деятельности детей И Начальная школа Плюс Минус. 2001. № 5. С.12-17.
Березина Н. А. Экология растений. Москва: Академия, 2009. 399 с.
Беспалько В.П. Инструменты диагностики качества знаний учащихся // Школьные технологии. 2006. №2. С. 138-150
Беспалько В.П. Качество образовательного процесса // Школьные технологии. 2007. №3. С. 164-177.
Васильева Л.Р. Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроке биологии // Биология в школе. 2012. № 2. С. 10-12.
Верзилин Н.М. Общая методика преподавания биологии. Москва: Просвещение, 1993. 160 с.
И. Воровщиков С. Г. Внутришкольная система развития учебнопознавательной компетентности учащихся. Москва: УЦ «Перспектива», 2011.
Григорьев Д. В., Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. Москва: Просвещение, 2011. 223с.
Гурьев А.И. Развитие творческой активности учащихся при использовании опорно-логических схем // Мир науки, культуры, образования. 2015. № 1. С. 107-111.
Демина Т.М. Современные методы преподавания биологии // Биология в школе. 2014. № 1. С. 8-10.
Зверев И.Д. Общая методика преподавания биологи. Москва: Просвещение, 2005. 180 с.
... всего 41 источник