Введение
Глава 1. Управление человеческими ресурсами организации в условиях современного рынка труда
1.1.Управление человеческими ресурсами как современная концепция управления персоналом на предприятии
1.2. Управление человеческими ресурсами в контексте развития искусственного интеллекта
Глава 2.Направления совершенствования управления человеческими ресурсами в крупных фирмах
2.1.HR-трансформация: новые ключевые направления в управлении человеческими ресурсами
2.2. Деятельность управляющих человеческими ресурсами в крупных компаниях в условиях цифровизации…
Заключение
Список литературы
Актуальность исследования. В современном мире очень серьезно меняется отношение к главной производительной силе общества – человеку труда. Эти изменения подчеркивают важность человеческих ресурсов как движущей силы экономического и социального прогресса. Таким образом, для всех организаций управление человеческими ресурсами имеет первостепенное значение, так как без профессионально подготовленных человеческих ресурсов ни одна организация не может достичь поставленных стратегических целей. Многие исследователи считают, что человеческие ресурсы создают неисчерпаемые возможности для эффективного развития организации. Но человеческие ресурсы являются наиболее нестабильным элементом организации, следовательно, управление ими требует особого подхода, являясь мягким аспектом управления. Поэтому решение задачи отбора и подготовки сотрудников, обладающих высоким потенциалом, и создание для них комфортной среды для реализации этого потенциала является одной из наиболее важных задач менеджмента организации.
Настоящая работа посвящена проблеме социологического обоснования современной модели управления человеческими ресурсами для российских крупных организаций. Постановка этой проблемы имеет теоретические и практические основания. Большинство отечественных и зарубежных специалистов выделяют человеческие ресурсы как фактор, определяющий эффективность и конкурентоспособность современной организации. Вместе с тем, социологические наблюдения фиксируют слабую артикулированность содержания этой деятельности. Даже в крупных корпорациях службы персонала не рассматриваются в качестве полноценных менеджерских подразделений. Налицо запаздывание в теоретическом осмыслении специфики менеджмента в сфере управления человеческими ресурсами. Четко не определен сам термин «управление человеческими ресурсами», отсутствует продуманная модель деятельности менеджеров в данной сфере.
Таким образом, актуальность темы исследования обусловлена: во-первых, необходимостью разработки новой модели и соответствующим изменением реальной практики управления человеческими ресурсами с учетом длительной перспективы; во-вторых, потребностью социологического анализа и творческого синтеза российского и зарубежного опыта в организационно-управленческой сфере, в том числе в системе управления людьми.
Объектом исследования являются люди (человеческие ресурсы) организации и отношения между ними.
Предмет исследования составляет концептуальное представление новой модели управления человеческими ресурсами для российских организаций.
Цель исследования – рассмотреть деятельность управляющих человеческими ресурсами в крупных фирмах.
Исходя из поставленной цели, сформулируем следующие задачи исследования:
1) рассмотреть управление человеческими ресурсами как современную концепцию управления персоналом на предприятии;
2) проанализировать управление человеческими ресурсами в контексте развития искусственного интеллекта;
3) рассмотреть новые ключевые направления в управлении человеческими ресурсами;
4) проанализировать деятельность управляющих человеческими ресурсами в крупных компаниях в условиях цифровизации.
В результате проведенного исследования сделаем следующие выводы.
Для того, чтобы быть конкурентоспособными, организациям необходимо быстро адаптироваться к изменениям во внешней среде и проводить цифровые преобразования бизнес-процессов, что, в свою очередь, приведет к более эффективному ведению бизнеса. Вместе с организацией предстоит измениться и персоналу, иHR менеджерам.
В настоящее время крупные компании отмечают, что цифровизация процесса управления человеческими ресурсами стала необходимостью для любой компании, желающей оставаться конкурентоспособной в своей сфере и привлекательной для потенциальных кандидатов.
В современном мире HR менеджеры должны решать двойную задачу: преобразование HR процессов с помощью цифровизации и преобразование персонала с помощью цифровой культуры с целью принятия изменений в бизнес-процессах и формировании цифровых компетенций. Для успешного перехода в цифровой формат в первую очередь необходимо сосредоточиться на изменениях в корпоративной культуре– настроить сотрудников на цифровую волну и подготовить к нововведениям.
Таким образом, основными ключевыми направлениями цифровой трансформации в сфере HR в настоящее время являются: цифровизация HR процессов и формирование цифровой культуры и цифровых компетенций персонала.
1. HR аналитика: основные тенденции, вызовы и практика. [Электронный ресурс]. URL: https://www.pwc.ru/ru/publications/hr-¬analytics.pdf (дата обращения 18.08.2024).
2. Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами. 10-е изд. СПб.: Питер, 2012. 958 с.
3. Ван Лян Использование технологий искусственного интеллекта для повышения уровня предпринимательства. Управление человеческими ресурсами // Sinopec. 2017. № 7. С. 53-54.
4. Гончарова Н. В. Управление человеческими ресурсами организации в условиях современного рынка труда : учебное пособие / Н. В. Гончарова, Л. В. Дайнеко, Е. В. Зайцева; под общ. ред. Е. В. Зайцевой ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Уральский федеральный университет. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2021. – 162 с
5. Денисов А.Ф., Кардаш Д.С. Анализ практик применения цифровых технологий в отборе персонала // Экономика и управление. 2018. №6(152). С.26-37.
6. Джунусова Д.А. Актуализация цифровых технологий в российской HR практике // Научно-исследовательский журнал «Экономические исследования и разработки». URL: http://edrj.ru/article/02-01-18 (дата обращения 18.08.2024).
7. Ижбулатова О.В. Управление компетенцией персонала как основа формирования стратегии управления человеческими ресурсами // Вестник Академии экономической безопасности МВД России. 2009. № 8. С. 118-122.
8. Ильина К.В., Кудрявцева В.А. Мотивация труда персонала на предприятии // Молодой ученый. 2019. № 24. С. 341–345.
9. ИТ-технологии вHR: результаты исследования: OOO «Хейз Спешиалист Рекрутмент».– Р., 2020.–30с. URL: https://hays.ru/research/ issledovanie--hays-it-v-hr/ (дата обращения 18.08.2024).
10. Как автоматизирован рекрутмент в российских компаниях.– URL: https://hh.ru/article/26288 (дата обращения 18.08.2024).
11. Как компании используют HR аналитику: исследование hh.ru URL: https://spb.hh.ru/article/30591(дата обращения 18.08.2024).
12. Киреев В.Э. Влияние цифровой экономики на ключевые направления управления персоналом // Формирование общекультурных и профессиональных компетенций финансиста. М., 2018. С.85-93.
13. Краснова А.И. Применение концепции маркетинга персонала в управлении человеческими ресурсами // Инновационное развитие: потенциал науки и современного образования: сборник статей Международной научно-практической конференции (Пенза, 20 апреля 2018). Пенза, 2018. С. 247-250.
14. Лонг Янджун Применение технологии искусственного интеллекта в информационной системе управления человеческими ресурсами предприятия // Автоматизация и контрольно-измерительные приборы. 2016. № 10. С. 187-188.
15. Лю Бовэнь, Ли Жуньян Проблемы и возможности, с которыми сталкивается управление человеческими ресурсами предприятия на фоне искусственного интеллекта // Russian Economic Bulletin. 2024. Том 7. № 1. С. 158-162.
16. Маслова В.М. Система рекрутинга с элементами искусственного интеллекта // Экономические системы.– М.: «Издательско-торговая корпорация «Дашков иК», 2018. Т.11. №1(40). С.56–59.
17. Международные тенденции всфере управления персоналом: результаты исследования: ООО «Делойт Консалтинг».– Р., 2020.– 47с. URL: https://www2.deloitte.com/content/dam/Deloitte/ru/Documents/human-capital/russian/hc-¬trends 2020-Russia.pdf (дата обращения 18.08.2024).
18. Нагибина Н.И., Щукина А.А. HR-Digital: цифровые технологии в управлении человеческими ресурсами // Интернет-журнал «Науковедение». 2017. Том 9. №1. URL: http://naukovedenie.ru/PDF/24EVN117.pdf (дата обращения 18.08.2024).
19. Осовицкая Н.А. HR digital. Практики лучших работодателей.– СПб.: «Питер», 2018. 416с.
20. Сяо Маньхуа Ценность кадровых специалистов предприятий в эпоху искусственного интеллекта // Налогообложение, 2017. № 12. С. 58-59.
21. Тинькова Е.В., Тиньков С.А., Сорокин В.И. Сущность и значение управления человеческими ресурсами в рамках формирования кадровой стратегии // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2016. № 2 (19). С. 159-166.
22. Труфанова Т.А. Возможности информационных систем в управлении человеческими ресурсами // Глобальные проблемы модернизации национальной экономики. Материалы XМеждународной научно-практической конференции. Тамбов. 2021. С.561-570.
23. Труфанова Т.А. Современные тенденции корпоративного обучения персонала в российских организациях // Проблемы устойчивости развития социально¬экономических систем. Материалы Международной научно-практической конференции. Тамбов. 2021. С.913-917.
24. Чмыхова Д.И., Бурцева Т.А. Управление процессом подбора персонала в цифровой экономике // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2018. №1. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2018/01/15658 (дата обращения 18.08.2024).
25. Шулер Р.С. Управление человеческими ресурсами / под ред. М. Пула, М. Уорнера. СПб., 2002. С. 164-189.