Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ В 8 - 9 КЛАССАХ 6
1.1 Сущность понятия «познавательная самостоятельность» в педагогике,
психологии 6
1.2 Педагогические условия развития и критерии уровней сформированности
познавательной самостоятельности обучающихся 11
1.3 Средства формирования самостоятельности у школьников при обучении
физике 17
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА
УРОКАХ ФИЗИКИ В 8 - 9 КЛАССАХ 21
2.1 Диагностики сформированности познавательной самостоятельности
обучающихся на уроках физики в 8 - 9 классах 21
2.2 Организация и ход опытно-экспериментальной работы по развитию
познавательной самостоятельности 24
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по развитию
познавательной самостоятельности 41
Заключение 45
Развитие познавательной самостоятельности обучающихся
рассматривается на протяжении всего процесса обучения и является актуальной проблемой современного образования. На сегодняшний момент в действующем Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования определяются следующие требованиями к выпускнику современной школы: выпускник должен уметь самостоятельно определять цели и задачи деятельности, планировать, самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать свою деятельность. В связи с данными требованиями возрастает роль самостоятельной деятельности в добывании знаний и применении их в реальной жизни.
Развитие познавательной самостоятельности учащихся - это одна из основных проблем теории и методики обучения физике. Познавательную самостоятельность можно описать различными средствами достижения целей познавательной деятельности, а также отношением личности к результатам деятельности и условиям ее осуществления.
Проблема развития познавательной самостоятельности как условия умственного и нравственного развития личности рассматривалась еще в работах педагогов XVII-XX вв. (Я.А. Коменский, Ж.-Ж. Руссо,
К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой и др.).
Психологический и педагогический аспект формирования и развития познавательной самостоятельности исследовался в работах И.Я. Лернера, Н.А.Половниковой, А.Н. Леонтьева, Т.И. Шамовой, Г.И. Щукиной, В.И. Лозовой и других ученых, определяющих познавательную самостоятельность и как деятельность, и как интегральное качество личности.
Особую актуальность формирование и развитие познавательной самостоятельности приобретает в старшем подростковом возрасте (С.В. Рослякова, Е.А. Сорокоумова, С.И. Мелехина и др.). Знания становятся той ценностью, которая обеспечивает подростку расширение собственного сознания и значимое место среди сверстников, а новые способы их усвоения способствуют не только интеллектуализации познавательной сферы, но и становлению учебной самостоятельности старшего подростка, его самоутверждению и самовыражению (В.С. Мухина). Необходимость формирования и развития познавательной самостоятельности старших подростков вызвана также ориентированностью учебного процесса на подготовку учащихся данного возраста к выбору направления дальнейшего обучения.
Таким образом, актуальность исследования подтверждается наличием противоречия между необходимостью формирования и развития познавательной самостоятельности учащихся старшего подросткового возраста и отсутствием обоснованных научных рекомендаций по формированию и развитию познавательной самостоятельности в процессе обучения. Данное противоречие и определило выбор темы исследования: «Развитие познавательной самостоятельности обучающихся на уроках физики в 8-9 классах».
Процесс развития познавательной самостоятельности обучающихся старшего подросткового возраста рассмотрен на примере обучения предмета «Физика» в общеобразовательной школе.
Объект исследования - процесс обучения физике в 8-9 классах.
Предмет исследования - развитие познавательной самостоятельности обучающихся на уроках физики.
Цель исследования - теоретически выявить и в опытно-экспериментальной работе проверить методы и средства, способствующие более эффективному развитию познавательной самостоятельности обучающихся при изучении физики.
В соответствии с целью, объектом, предметом исследования определены следующие задачи:
- сделать обзор научной и учебно-методической литературы по данной тематике;
- выявить различные средства и методы развития познавательной самостоятельности на уроках физики;
- выяснить и охарактеризовать возрастные особенности обучающихся 8 и 9 классов, которые необходимо учитывать в процессе развития познавательной самостоятельности;
- разработать критерии, определяющие уровни познавательной самостоятельности обучающихся, применительно к различным видам учебно-познавательной деятельности обучающихся, и проверить эффективность их применения на практике.
Апробация и внедрение результатов исследования:
Опытно-экспериментальной базой исследования была МБОУ СОШ № 12 г. Пенза. Исследование было проведено в 8 «Д» и 9 «Г» классе. Работа проводилась с учащимися в возрасте 15-16 лет. Количество обучающих в 8 «Д» составляет 18 человек, в 9 «Г» классе 20 человек.
Структура выпускной квалификационной работы: состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, состоящего из 23 источников.
В ходе выполнения данной бакалаврской работы была достигнута поставленная нами цель: теоретически выявлены и в опытно- экспериментальной работе проверены методы и средства, способствующие более эффективному развитию познавательной самостоятельности обучающихся при изучении физики.
Были решены следующие задачи:
- сделан обзор научной и учебно-методической литературы по данной тематике;
- выявлены различные средства и методы развития познавательной самостоятельности на уроках физики;
- выяснены и охарактеризованы возрастные особенности обучающихся 8 и 9 классов, которые необходимо учитывать в процессе развития познавательной самостоятельности;
- разработаны критерии, определяющие уровни познавательной самостоятельности обучающихся, применительно к различным видам учебно-познавательной деятельности обучающихся, и проверена эффективность их применения на практике.
1. Лернер. И.Я. Критерии уровней познавательной самостоятельности учащихся ИНовые исследования в педагогических науках. - М.: Педагогика, 1971.- №4. - С.34-39.
2. Половникова. Н.А. Система и диалектика воспитания познавательной самостоятельности школьников / Воспитание познавательной активности и самостоятельности учащихся. - Казань, 1969. - С.45-61.
3. Аристова, Л.П. Активность учения школьника. - М.: Просвещение, 1968.- 138с.
4. Шамова, Т.П. Активизация учения школьников. - М,: Педагогика. 1982.-208с.
5. Леонтьев. А.Н. Потребности, мотивы и сознание / А. Н. Леонтьев ИПроблемы общей психологии. - М., 1966. - С. 25.
6. Щукина. Г. И. Проблемы познавательного интереса в педагогике / Г. И. Щукина. - М., 1971.
7. Богоявленская. А.Е. Развитие познавательной самостоятельности: Монография / А. Е. Богоявленская. - Тверь. 2(ХМ. - 160 с.
8. Леонтьев, А.Н. Потребности, мотивы и сознание / А. Н. Леонтьев //Проблемы общей психологии. М., 1966. С. 25.
9. Орлов, А.А. Развитие познавательного потенциала в образовательном пространстве / А. А. Орлов // Педагогика. ■ № 8. Октябрь 2009. - С. 47-57.
10. Портнов. М.Л. Опрос как средство обучения, - М.: Педагогическое общество России. 2004. - 604 с.
11. Ланина. И.Я. Формирование познавательных интересов учащихся на уроках физики. - М.: Просвещение, 1995. - 128 с.
12. Лернер. И.Я. Критерии уровней познавательной самостоятельности учащихся // Новые исследования в педагогических науках. - М.: Педагогика. 1971. - №4. - С.34-39.
13. Половникова. Н.А. Система и диалектика воспитания познавательной самостоятельности школьников / Воспитание познавательной активности и самостоятельности учащихся. - Казань. 1969. -С.45-61.
14. Гомцева. А.К. Формирование у школьников готовности к самообразованию: Учеб, пособие по спецкурсу для студентов педагогических институтов. - М.: Просвещение, 1983. - 144с
15. Зимняя, И.А. Педагогическая психология [Текст]: Учебник для вузов / И.А. Зимняя. - М.: Логос, 2001. - 384 с.
...
23 источника