ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ КРИТЕРИИ МОНИТОРИНГА ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ 5
1.1 Содержание контрольных испытаний 5
1.2 Методика определения уровня физического здоровья детей
школьного возраста по результатам экспресс-тестирования 11
ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 17
2.1 Задачи исследования 17
2.2 Методы исследования 17
ГЛАВА 3. МЕТОДИКА КОРРЕКЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 19
3.1 Средства и методы оздоровительной физической культуры при
ожирении 19
3.2 Средства и методы оздоровительной физической культуры при
низкорослости 21
3.3 Средства и методы оздоровительной физической культуры при
первичной артериальной гипотонии 25
3.4 Средства и методы оздоровительной физической культуры при
артериальной гипертонии 30
3.5 Средства и методы оздоровительной физической культуры при
дефектах осанки 35
ВЫВОДЫ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 52
Актуальность. Раскрытие механизмов взаимодействия факторов, участвующих в формировании детского организма как биосоциальной системы, представляется сложной проблемой, так как любой признак человека есть следствие сложного взаимодействия генотипа и среды [35].
По данным официальной статистики Министерства здравоохранения РФ и специальных исследований, за последние годы в состоянии здоровья и физического развития детей и подростков глобального улучшения не отмечается. Более того, современное общество, где накопился огромный груз хронической патологии, привело к тому, что абсолютно здоровых детей в школе почти нет. Уже в первом классе большинство из них, относится ко второй группе здоровья. Увеличивается заболеваемость среди детского и взрослого населения, сокращается продолжительность жизни, что во многом обусловлено сложными экономическими и экологическими условиями. Влияние данных факторов на развитие человека привело к серьезным последствиям, и прежде всего к резкому возрастанию количества детей с аномалиями в физическом и психическом развитии. По данным ряда авторов [5, 25], среди школьников России такие дети составляют 70-80 %. Школьников, имеющих отклонения только в состоянии опорно-двигательного аппарата, насчитывается более 60 % [19]. Сегодня лишь 4-10% выпускников
общеобразовательных школ могут считаться абсолютно здоровыми [14].
Для кардинального изменения ситуации воспроизводство здоровья как физического, социального и психического благополучия человека в современном обществе должно стать функцией, главным образом воспитания, а не лечения [1].
В связи с этим возникает необходимость своевременной диагностики отдельных компонентов здоровья и проведения различного рода профилактических мероприятий [34]. Однако, при рассмотрении здоровья растущего детского организма сегодня оценивается в лучшем случае биологический компонент - в расчет принимается наличие либо отсутствие патологии. Совершенствование методологических подходов к изучению физического здоровья школьников должно стать, на наш взгляд, определяющим для рационального построения их физического воспитания.
Существующее положение обусловило выбор объекта и предмета исследования.
Объект исследования - физическое здоровье детей.
Предметом исследования стала методология комплексной оценки параметров физического развития и физической подготовленности детей школьного возраста.
Предмет исследования определил тему бакалаврской работы и постановку цели исследования: изучить современные теоретико-методические аспекты проведения мониторинга физического здоровья школьников как фактора повышения их физического потенциала.
Рабочая гипотеза. Предполагалось, что исследование научно обо-снованных методик определения показателей физического здоровья школьников, позволит конкретизировать пути использования современных средств и методов повышения их физической подготовленности.
Практическая значимость работы состоит в возможности использовать представленные материалы учителями и инструкторами физической культуры для планирования и организации процесса физического воспитания школьников, осуществления успешной коррекции их физического здоровья.
Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, трех глав с выводами, списка использованной литературы. Материал изложен на 55 страницах машинописного текста; библиографический указатель содержит 35 источников.
1. Использование метода экспресс-оценки физического здоровья школьников позволяет осуществлять оперативный и объективный контроль физического состояния учащихся, корректировать образовательный и оздоровительный процессы, индивидуализировать физическое воспитание школьников, автоматизировать операции анализа и оценки полученных резуль-татов, оперативно ставить оценки по предмету «физическая культура», выявлять группу наиболее подготовленных школьников, формировать сборные команды школы для участия в спортивных соревнованиях, следить за индивидуальной и групповой динамикой развития двигательных качеств, вносить коррективы в учебный процесс по физическому воспитанию.
Внедрение ее в практику образовательных учреждений и на этой основе индивидуализированных физкультурно-корригирующих программ значительно повышает оздоровительную эффективность физического воспитания школьников, мотивацию их к занятиям физкультурой в школе и к физическому самосовершенствованию, а также повышает интерес учителей и родителей к количественной оценке физического здоровья учащихся.
2. Мониторинг физического здоровья учащихся повышает оздоровительную и тренирующую результативность физического воспитания, интерес родителей и мотивацию школьников к занятиям физкультурой, оптимизирует систему контроля и отчетности, стимулирует внедрение в образовательную практику новых здоровьесберегающих и здоровьекорриги-рующих технологий физического воспитания. На основе этих данных можно разрабатывать стандарты морфофункционального развития школьников и совершенствовать педагогический процесс.
Результаты экспресс-диагностики физического здоровья школьников, кроме индивидуальной количественной оценки уровня физического здоровья школьника, предполагают разработку соответствующих рекомендаций по немедикаментозным средствам оздоровления и тренировочным программам.
Определение «количества» физического здоровья позволяет ди-агностировать его индивидуальный уровень, оценить результативность тренировочного (или оздоровительного) процесса или эффективность превентивных процедур, а также выделить составляющие физического здоровья («слабые места»), требующие коррекции.
3. Мышечная деятельность является важнейшим условием жизнеобеспечения организма. Регулярные физические нагрузки оказывают тренирующее влияние на физиологические механизмы, обеспечивающие диапазон и совершенство адаптации организма к любым внешним и внутренним воздействиям.
Чтобы обеспечить всестороннее физическое воспитание детей, следует включать в их повседневный режим, начиная с раннего возраста, различные элементы физической культуры. Большое место в арсенале профилактических мероприятий должны занимать регулярные занятия физическими упражнениями, мышечные нагрузки достаточного объема и оптимальной интенсивности.
Для достижения наиболее выраженного оздоровительного и профилактического эффекта объем недельной двигательной деятельности детей и подростков должен постепенно увеличиваться и достигать не менее 8 часов в неделю.
4. Методика совершенствования физического развития и здоровья школьников с отклонением в физическом здоровье предполагает разработку и реализацию реабилитационно-оздоровительных программ разрабатываемых с учетом особенностей физиологического действия нагрузок, правильного чередования различных по характеру физических упражнений, оптимального выбора количества повторений каждого упражнения, адекватных уровню физической подготовленности детей различного возраста.
Помимо уроков физкультуры, для школьников обязательными в режиме дня должны стать: утренняя гигиеническая гимнастика, физкультурные паузы, дополнительные занятия 2-3 раза в неделю оздоровительной физкультурой, самостоятельные занятия физическими упражнениями в домашних условиях. Хорошему тренировочному эффекту способствуют: дозированный бег, плавание, ходьба на лыжах, подвижные и спортивные игры во дворе, велоэргометрические тренировки.
Следует широко использовать физические упражнения прикладного и спортивного характера. Необходимо исключать свойственные спорту максимальные, предельные напряжения и обеспечить возможность строгой их дозировки, сохранив присущие спорту эмоциональную окраску, красоту и эстетичность движений.
При проведении занятий физическими упражнениями необходимо постоянно обращать большое внимание на правильность дыхания.
1. Гогулан М.Ф. Законы здоровья. М.: Советский спорт, 2003. 149 с.
2. Громбах С. М. Актуальные вопросы изучения состояния здоровья детей и подростков // Проблемы охраны здоровья детей дошкольного и школьного возраста. М., 1981. С. 9-19.
3. Гуревич И.А. 300 соревновательно-игровых заданий по физическому воспитанию: Практ. пособие. 2-е изд. Мн.: Выш. шк., 1994. 319 с.
4. Дворкин Л. С., Новаковский С. В., Степанов С. В. Возрастные особенности развития силовых возможностей школьников 7-17 лет / // Физическая культура: воспитание, образования, тренировка. 2003. № 3. С. 29.
5. Детская спортивная медицина: руководство для врачей / под ред. С. Б. Тихвинского, С. В. Хрущева. М.: Медицина, 1991. 559 с.
6. Евсеев Ю. И. Физическая культура: учеб. пособие. Ростов на Дону: Феникс, 2014. Изд. 9-е. 444 с.
7. Казин Э.М., Блинова Н. Г., Литвинова Н. А. Основы индивидуального здоровья человека. М.: Владос, 2000. 192 с.
8. Кобяков, Ю. П. Физическая культура. Основы здорового образа жизни: учеб. пособие. Ростов на Дону: Феникс, 2014. Изд. 2-е. 252 с.
9. Ковшура Е. О. Оздоровительная классическая аэробика: учеб. пособие. Ростов на Дону: Феникс, 2013. 167 с.
10. Ксембаева С. К., Старжинская Е. С. Организация внешкольной работы: учебно-методическое пособие. Павлодар: Кереку, ПГУ, 2007. 83 с.
11. Кучма В. Р. Оценка физического развития детей и подростков в гигиенической диагностике системы «Здоровье населения, среда обитания». М.: Изд-во ГУ НЦЗД РАМН, 2003. 316 с.
12. Литвинова М. Ф. Русские народные подвижные игры. М.: Просвещение, 1986. 82 с.
13. Лях В.И. Координационные способности: диагностика и развитие. М.: ТВТ Дивизион, 2006. 290 с.
14. Лях В. И., Мейксон Г. Б. Программа физического воспитания учащихся 1 -11 классов с направленным развитием двигательных способностей. М., 1993. 64 с.
15. Макарова Г. А., Локтев С. А., Алексанянц Г. Д. Врачебно-педагогическое обеспечение оздоровительных форм физической культурой: справочник для специалистов, работающих в области физической культуры. Краснодар, 1992. 141 с.
...
35 источников