ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 6
Теоретические основы развития читательской грамотности у младших школьников 6
1.1 Читательская грамотность 6
1.2 Возрастные особенности младшего школьного возраста, влияющие на
процесс развития читательской грамотности 10
1.3 Способы и приемы развития читательской грамотности 13
Выводы по Главе 1 21
ГЛАВА 2 22
Экспериментальное исследование процесса развития читательской грамотности у второклассников 23
2.1 Диагностическая программа исследования 23
2.2 Анализ результатов проверки актуального уровня читательской
грамотности у второклассников 26
2.3 Программа внеурочных занятий «Большое путешествие», направленная на
развитие читательской грамотности у второклассников 32
Выводы по Главе 2 40
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 44
ГЛАВА 1 6
Теоретические основы развития читательской грамотности у младших школьников 6
1.1 Читательская грамотность 6
1.2 Возрастные особенности младшего школьного возраста, влияющие на
процесс развития читательской грамотности 10
1.3 Способы и приемы развития читательской грамотности 13
Выводы по Главе 1 21
ГЛАВА 2 22
Экспериментальное исследование процесса развития читательской грамотности у второклассников 23
2.1 Диагностическая программа исследования 23
2.2 Анализ результатов проверки актуального уровня читательской
грамотности у второклассников 26
2.3 Программа внеурочных занятий «Большое путешествие», направленная на
развитие читательской грамотности у второклассников 32
Выводы по Главе 2 40
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 44
Развитие функциональной грамотности учащихся - одна из основных задач современного образования. Уровень сформированности функциональной грамотности - показатель качества образования в масштабах от школьного до государственного. Существуют разновидности функциональной грамотности, в числе которых - читательская, математическая, естественно-научная, компьютерная, юридическая, экономическая. Среди этих разновидностей читательская грамотность занимает особое место. В современном мире читательская грамотность стала трендом образования. Речь идет о способности человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них, чтобы достигать своих целей; расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
В Федеральном государственном стандарте начального общего образования цель обучения чтению в начальной школе определена как формирование необходимого уровня читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования. Согласно ФГОС НОО, начать формирование смыслового чтения необходимо со 2 класса. Т.к. в возрасте 8-9 лет чтение у большинства детей бессознательное, обучающиеся не могут перейти от механического чтения к осмысленному.
Кризис чтения, безусловно, сказывается на результатах школьного обучения.
Согласно данным МЦКО выпускники начальных общеобразовательных школ плохо подготовлены к решению типичных задач, связанных с оперированием письменной информацией: не владеют навыками поиска нужных текстов, их отбора и организации в соответствии с определенной темой, их адекватного прочтения и интерпретации, устной и письменной репрезентации прочитанного.
Обобщая все вышесказанное, можно сделать вывод о том, что формирование читательской грамотности у детей младшего школьного возраста является центральным аспектом. Ученики читают не только на уроках литературного чтения, но и на других предметах. Читательская грамотность будет всегда актуальной темой среди учителей. Если она не будет сформирована, то учащиеся не смогут выделять необходимую информацию из текста и по другим предметам. Тогда образование обучающихся будет стоять на месте, чего учитель не может допустить.
Объект - процесс развития читательской грамотности у младших школьников.
Предмет - актуальный уровень сформированности читательской грамотности у младших школьников.
Цель: на основании проверки актуального уровня читательской грамотности разработать программу внеурочной деятельности с использованием технологии продуктивного чтения, направленную на развитие читательской грамотности.
Гипотеза: мы предполагаем, что читательская грамотность второклассников находится преимущественно на среднем уровне, то есть обучающиеся умеют извлекать информацию из текста, данную в явном виде, различать буквальный и небуквальный смысл прочитанного, восстанавливать последовательность основных событий и выделять среди них центральные.
Для достижения поставленной цели были выделены задачи исследования:
1. выполнить анализ нормативных документов, научной и методической литературы по выбранной теме;
2. изучить теоретические основы процесса развития читательской грамотности у младших школьников;
3. составить диагностическую программу по выявлению уровня развития читательской грамотности у младших школьников;
4. выявить уровень развития читательской грамотности у обучающихся 2-го класса;
5. разработать программу внеурочных занятий с использованием технологии продуктивного чтения, способствующих развитию читательской грамотности во 2-ом классе.
В теоретической части были выделены такие понятия, как читательская грамотность, технология продуктивного чтения.
Методы изучения: теоретический (анализ специальной психолого-педагогической литературы по теме исследования, законодательных актов и проектов федеральных программ развития образования, обобщение методических рекомендаций и разработок по теме исследования) и эмпирический (констатирующий эксперимент).
Исследование проводилось на базе МАОУ «Лицей №102 им. М.Ф. Решетнева» ЗАТО Железногорск во 2 «В» классе, учитель - Марченко Полина Олеговна. УМК «Планета знаний» . В классе 21 обучающийся.
В Федеральном государственном стандарте начального общего образования цель обучения чтению в начальной школе определена как формирование необходимого уровня читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования. Согласно ФГОС НОО, начать формирование смыслового чтения необходимо со 2 класса. Т.к. в возрасте 8-9 лет чтение у большинства детей бессознательное, обучающиеся не могут перейти от механического чтения к осмысленному.
Кризис чтения, безусловно, сказывается на результатах школьного обучения.
Согласно данным МЦКО выпускники начальных общеобразовательных школ плохо подготовлены к решению типичных задач, связанных с оперированием письменной информацией: не владеют навыками поиска нужных текстов, их отбора и организации в соответствии с определенной темой, их адекватного прочтения и интерпретации, устной и письменной репрезентации прочитанного.
Обобщая все вышесказанное, можно сделать вывод о том, что формирование читательской грамотности у детей младшего школьного возраста является центральным аспектом. Ученики читают не только на уроках литературного чтения, но и на других предметах. Читательская грамотность будет всегда актуальной темой среди учителей. Если она не будет сформирована, то учащиеся не смогут выделять необходимую информацию из текста и по другим предметам. Тогда образование обучающихся будет стоять на месте, чего учитель не может допустить.
Объект - процесс развития читательской грамотности у младших школьников.
Предмет - актуальный уровень сформированности читательской грамотности у младших школьников.
Цель: на основании проверки актуального уровня читательской грамотности разработать программу внеурочной деятельности с использованием технологии продуктивного чтения, направленную на развитие читательской грамотности.
Гипотеза: мы предполагаем, что читательская грамотность второклассников находится преимущественно на среднем уровне, то есть обучающиеся умеют извлекать информацию из текста, данную в явном виде, различать буквальный и небуквальный смысл прочитанного, восстанавливать последовательность основных событий и выделять среди них центральные.
Для достижения поставленной цели были выделены задачи исследования:
1. выполнить анализ нормативных документов, научной и методической литературы по выбранной теме;
2. изучить теоретические основы процесса развития читательской грамотности у младших школьников;
3. составить диагностическую программу по выявлению уровня развития читательской грамотности у младших школьников;
4. выявить уровень развития читательской грамотности у обучающихся 2-го класса;
5. разработать программу внеурочных занятий с использованием технологии продуктивного чтения, способствующих развитию читательской грамотности во 2-ом классе.
В теоретической части были выделены такие понятия, как читательская грамотность, технология продуктивного чтения.
Методы изучения: теоретический (анализ специальной психолого-педагогической литературы по теме исследования, законодательных актов и проектов федеральных программ развития образования, обобщение методических рекомендаций и разработок по теме исследования) и эмпирический (констатирующий эксперимент).
Исследование проводилось на базе МАОУ «Лицей №102 им. М.Ф. Решетнева» ЗАТО Железногорск во 2 «В» классе, учитель - Марченко Полина Олеговна. УМК «Планета знаний» . В классе 21 обучающийся.
Одной из актуальных задач современной начальной школы является развитие читательской грамотности младшего школьника, то есть способность человека понимать и использовать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни
Наше эмпирическое исследование показало, что у современных второклассников читательская грамотность развита преимущественно на среднем уровне.
Технология продуктивного чтения, разработанная Е.В. Бунеевой и О.В. Чиндиловой, популярная среди школьных учителей, на наш взгляд, является эффективным способом формирования читательской грамотности. Это образовательная технология, опирающаяся на законы читательской деятельности и обеспечивающая с помощью конкретных приёмов чтения полноценное восприятие и понимание текста читателем, формирование активной читательской позиции по отношению к тексту и его автору.
Разработанная нами программа внеурочной деятельности «Большое путешествие» основана на применении технологии продуктивного чтения и предназначена для обучающихся 2 класса. Она предполагает развитие таких читательских умений, как:
• нахождение и извлечение информации из текста;
• интеграция и интерпретация текста;
• осмысление и оценка текста;
• использование информации, извлеченной из текста.
В то же время, работая по этой программе, обучающиеся знакомятся с культурой, традициями, кухней, нарядами и достопримечательностями других стран посредством текстов различного содержания. На протяжении 17 занятий анализируя прочитанные тексты, обучающиеся вычленяют необходимую информацию и фиксируют её в собственный путеводитель.
Мы считаем, что предложенная нами программа будет способствовать развитию читательской грамотности у младших школьников.
Наше эмпирическое исследование показало, что у современных второклассников читательская грамотность развита преимущественно на среднем уровне.
Технология продуктивного чтения, разработанная Е.В. Бунеевой и О.В. Чиндиловой, популярная среди школьных учителей, на наш взгляд, является эффективным способом формирования читательской грамотности. Это образовательная технология, опирающаяся на законы читательской деятельности и обеспечивающая с помощью конкретных приёмов чтения полноценное восприятие и понимание текста читателем, формирование активной читательской позиции по отношению к тексту и его автору.
Разработанная нами программа внеурочной деятельности «Большое путешествие» основана на применении технологии продуктивного чтения и предназначена для обучающихся 2 класса. Она предполагает развитие таких читательских умений, как:
• нахождение и извлечение информации из текста;
• интеграция и интерпретация текста;
• осмысление и оценка текста;
• использование информации, извлеченной из текста.
В то же время, работая по этой программе, обучающиеся знакомятся с культурой, традициями, кухней, нарядами и достопримечательностями других стран посредством текстов различного содержания. На протяжении 17 занятий анализируя прочитанные тексты, обучающиеся вычленяют необходимую информацию и фиксируют её в собственный путеводитель.
Мы считаем, что предложенная нами программа будет способствовать развитию читательской грамотности у младших школьников.
Подобные работы
- СПЕЦИФИКА РАЗВИТИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4730 р. Год сдачи: 2021 - ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2020 - КОМПЛЕКС УРОКОВ С ПРИМЕНЕНИЕМ ПРИЕМОВ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2022 - Развитие интереса к чтению у младших школьников на уроках литературного чтения
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4840 р. Год сдачи: 2017 - ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2020 - ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИЕМОВ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ КАК
СПОСОБА РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ
ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В ТРЕТЬЕМ КЛАССЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2020 - Возможности развития навыка скорочтения у младших школьников с помощью специальных упражнений
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2023 - ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ УМЕНИЙ РАБОТАТЬ С ИНФОРМАЦИЕЙ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2018 - Формирование читательской компетентности младших школьников на уроках литературного чтения
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2018





