Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Работа №159469

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы58
Год сдачи2023
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
23
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 6
Теоретические основы развития читательской грамотности у младших школьников 6
1.1 Читательская грамотность 6
1.2 Возрастные особенности младшего школьного возраста, влияющие на
процесс развития читательской грамотности 10
1.3 Способы и приемы развития читательской грамотности 13
Выводы по Главе 1 21
ГЛАВА 2 22
Экспериментальное исследование процесса развития читательской грамотности у второклассников 23
2.1 Диагностическая программа исследования 23
2.2 Анализ результатов проверки актуального уровня читательской
грамотности у второклассников 26
2.3 Программа внеурочных занятий «Большое путешествие», направленная на
развитие читательской грамотности у второклассников 32
Выводы по Главе 2 40
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 44

Развитие функциональной грамотности учащихся - одна из основных задач современного образования. Уровень сформированности функциональной грамотности - показатель качества образования в масштабах от школьного до государственного. Существуют разновидности функциональной грамотности, в числе которых - читательская, математическая, естественно-научная, компьютерная, юридическая, экономическая. Среди этих разновидностей читательская грамотность занимает особое место. В современном мире читательская грамотность стала трендом образования. Речь идет о способности человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них, чтобы достигать своих целей; расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
В Федеральном государственном стандарте начального общего образования цель обучения чтению в начальной школе определена как формирование необходимого уровня читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования. Согласно ФГОС НОО, начать формирование смыслового чтения необходимо со 2 класса. Т.к. в возрасте 8-9 лет чтение у большинства детей бессознательное, обучающиеся не могут перейти от механического чтения к осмысленному.
Кризис чтения, безусловно, сказывается на результатах школьного обучения.
Согласно данным МЦКО выпускники начальных общеобразовательных школ плохо подготовлены к решению типичных задач, связанных с оперированием письменной информацией: не владеют навыками поиска нужных текстов, их отбора и организации в соответствии с определенной темой, их адекватного прочтения и интерпретации, устной и письменной репрезентации прочитанного.
Обобщая все вышесказанное, можно сделать вывод о том, что формирование читательской грамотности у детей младшего школьного возраста является центральным аспектом. Ученики читают не только на уроках литературного чтения, но и на других предметах. Читательская грамотность будет всегда актуальной темой среди учителей. Если она не будет сформирована, то учащиеся не смогут выделять необходимую информацию из текста и по другим предметам. Тогда образование обучающихся будет стоять на месте, чего учитель не может допустить.
Объект - процесс развития читательской грамотности у младших школьников.
Предмет - актуальный уровень сформированности читательской грамотности у младших школьников.
Цель: на основании проверки актуального уровня читательской грамотности разработать программу внеурочной деятельности с использованием технологии продуктивного чтения, направленную на развитие читательской грамотности.
Гипотеза: мы предполагаем, что читательская грамотность второклассников находится преимущественно на среднем уровне, то есть обучающиеся умеют извлекать информацию из текста, данную в явном виде, различать буквальный и небуквальный смысл прочитанного, восстанавливать последовательность основных событий и выделять среди них центральные.
Для достижения поставленной цели были выделены задачи исследования:
1. выполнить анализ нормативных документов, научной и методической литературы по выбранной теме;
2. изучить теоретические основы процесса развития читательской грамотности у младших школьников;
3. составить диагностическую программу по выявлению уровня развития читательской грамотности у младших школьников;
4. выявить уровень развития читательской грамотности у обучающихся 2-го класса;
5. разработать программу внеурочных занятий с использованием технологии продуктивного чтения, способствующих развитию читательской грамотности во 2-ом классе.
В теоретической части были выделены такие понятия, как читательская грамотность, технология продуктивного чтения.
Методы изучения: теоретический (анализ специальной психолого-педагогической литературы по теме исследования, законодательных актов и проектов федеральных программ развития образования, обобщение методических рекомендаций и разработок по теме исследования) и эмпирический (констатирующий эксперимент).
Исследование проводилось на базе МАОУ «Лицей №102 им. М.Ф. Решетнева» ЗАТО Железногорск во 2 «В» классе, учитель - Марченко Полина Олеговна. УМК «Планета знаний» . В классе 21 обучающийся.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Одной из актуальных задач современной начальной школы является развитие читательской грамотности младшего школьника, то есть способность человека понимать и использовать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни
Наше эмпирическое исследование показало, что у современных второклассников читательская грамотность развита преимущественно на среднем уровне.
Технология продуктивного чтения, разработанная Е.В. Бунеевой и О.В. Чиндиловой, популярная среди школьных учителей, на наш взгляд, является эффективным способом формирования читательской грамотности. Это образовательная технология, опирающаяся на законы читательской деятельности и обеспечивающая с помощью конкретных приёмов чтения полноценное восприятие и понимание текста читателем, формирование активной читательской позиции по отношению к тексту и его автору.
Разработанная нами программа внеурочной деятельности «Большое путешествие» основана на применении технологии продуктивного чтения и предназначена для обучающихся 2 класса. Она предполагает развитие таких читательских умений, как:
• нахождение и извлечение информации из текста;
• интеграция и интерпретация текста;
• осмысление и оценка текста;
• использование информации, извлеченной из текста.
В то же время, работая по этой программе, обучающиеся знакомятся с культурой, традициями, кухней, нарядами и достопримечательностями других стран посредством текстов различного содержания. На протяжении 17 занятий анализируя прочитанные тексты, обучающиеся вычленяют необходимую информацию и фиксируют её в собственный путеводитель.
Мы считаем, что предложенная нами программа будет способствовать развитию читательской грамотности у младших школьников.


1. Адамович Е.А. Чтение в начальных классах. - Москва : Просвещение, 1967. - 263 с.
2. Андрианова Н.А. Байкал - чудо России : путешествие по самому глубокому озеру мира / Наталья Андрианова. - Москва : Эксмо, 2022. - 176 с.
3. Андрианова Н.А. Москва для детей / Наталья Андрианова. - 6-е издание, исправленное и дополненное. - Москва : Эксмо, 2022. - 168 с.
4. Андрианова Н.А. Удивительная Россия : детская иллюстрированная энциклопедия / Наталья Андрианова. Москва : Эксмо, 2020. - 240 с.
5. Андрианова Н.А. Чудеса света для детей / Наталья Андрианова. Москва : Эксмо, 2023. - 160 с.
6. Балашова Е.С., Ерофеева И.А. Читательская грамотность как компонент функциональной грамотности // Достижения науки и образования. 2022. №3 (83).
URL:
https://cyberleninka.rU/article/n/chitatelskaya-gramotnost-kak-komponent-funkt sionalnoy-gramotnosti (дата обращения: 13.09.2023).
7. Беккер О.М. Формирование основ смыслового чтения и работа с текстом как одно из основных средств обучения и развития в условиях реализации стандартов нового поколения // Лингвистическая гимназия, г. Пенза. 9 с. URL: https://glingva.ru/upload/iblock/2b2/Беккер-выступление.pdf (дата обращения: 15.11.2023).
8. Богаткина Н.А. Сущность понятия «читательская самостоятельность». URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2014/02/05/sushchnost-ponyatiya -chitatelskaya-samostoyatelnost (дата обращения 20.10.2023).
9. Быкова Е.В. Читательская грамотность как главная составляющая функциональной грамотности // ИД «Первое сентября», Оргкомитет фестиваля «Открытый урок». URL: https://urok.1sept.ru/articles/694490 (дата обращения: 14.10.2023).
10. Выготский Л.С. "Воображение и творчество в детском возрасте"/ Л. С. Выготского - Санкт Петербург : СОЮЗ, 1997.
11. Гольская О.Г. Рассказ об Италии детям // Образовательная социальная сеть nsportal.ru.
URL:
https://nsportal.ru/user/664283/page/detyam-o-stranah-i-narodah-mira-italiya (дата обращения: 10.12.2023).
12.Зачем нужна читательская грамотность и как сформировать её у школьника.
URL:
https://mosmetod.ru/centr/smi-o-nas/https-www-vedomosti-ru-press-releases-2 020-04-14-zachem-nuzhna-chitatelskaya-gramotnost-i-kak-sformirovat-ee-u-sh kolnika-14-04-2020.html (дата обращения: 17.09.2023).
13. История Израиля для детей: что нужно знать вашему ребенку.
URL:
https://7flamme.com/ru/themes/19823-history-of-israel-for-kids-what-your-chil d-needs-to-know (дата обращения: 09.12.2023).
14. Интересные факты о Ватикане.
URL: https://interessno.ru/2019/11/09/interesnye-fakty-o-vatikane/ (дата обращения: 10.12.2023).
15. Колосова В.М. ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ
ГРАМОТНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ // Вестник науки. 2022. №2 (47).
URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/puti-formirovaniya-chitatelskoy-gramotnosti-v- protsesse-obucheniya (дата обращения: 10.11.2023).
... всего 52 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ