Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ изучения показателей креативности у студентов с разным уровнем толерантности к неопределенности 7
1.1. Психологические особенности студенческого возраста 7
1.2. Креативность как психологический феномен 14
1.3. Толерантность к неопределенности как психологический феномен 26
1.4. Обзор современных психологических исследований креативности и
толерантности к неопределенности у студентов 35
Выводы по 1 главе 43
Глава 2. Эмпирическое исследование различий в
показателях креативности у студентов с разным уровнем толерантности к
неопределенности 46
2.1. Описание процедуры и методов исследования 46
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 50
Выводы 61
Заключение 66
Список используемых источников 67
Приложение 73
Тенденции современной психологической науки связаны с возрастанием интереса к проблеме креативности личности. Современное общество, переступившее порог третьего тысячелетия, отводит особую роль креативности каждой конкретной личности. Возрастающая потребность общества в людях, способных творчески подходить к любым изменениям, нетрадиционно и качественно решать существующие проблемы, обусловлена ускорением темпов развития общества и, как следствие, необходимостью подготовки людей к жизни в быстро меняющихся условиях.
В связи с этим современным обществом предъявляются повышенные требования к поколению, вступающему в жизнь. Способность молодых к неожиданному взгляду на сложившуюся природу вещей, их раскованность и восприимчивость к нестандартным подходам в решении проблем - это огромный капитал общества. В условиях, когда каждый человек должен быть конкурентоспособным на рынке труда, только творческий подход к любому делу поможет человеку занять свое достойное место в жизни.
Вопрос изучения креативности имеет давнюю историю. Долгое время эта важная психологическая характеристика вызывала споры, и целые поколения психологов отрицали ее значимость. Выделение ее как самостоятельной психологической особенности требовало доказательства того, что креативность отражает особую психологическую реальность, не сводящуюся к той, которая описывается другими характеристиками, традиционно изучаемыми в психологии, и позволяет создать более точный портрет индивидуальности. Вокруг изучения проблемы креативности объединились исследователи, владеющие разными знаниями, методами и представлениями об этом вопросе и предлагающие различные пути решения. Большинство работ по данной проблеме связано с именами зарубежных психологов (Т. Амабайль, Ф. Баррон, Дж. Гилфорд, Е.П. Торренс, С. Медник, Дж. Рензулли, К. Роджерс, Р. Стернберг, Г. Уоллес и др.). В отечественной 3 психологии понятие "креативность" рассматривается как синоним слова "творческость". Особый вклад в исследования это M. Матюшкина, а также работы таких исследователей, как В.Н. Дружинин,
B. Н. Козленко, B. C. Юркевич, Е.Л. Яковлева и др. Накоплен большой и содержательный материал, который дал определенные результаты, как в теоретическом, так и в практическом отношениях. Однако единой и стройной теории креативности до сих пор не существует, как и не существует всеми признанных методик, диагностирующих данное свойство.
Толерантность к неопределенности понимается как устойчивая черта личности, проявляющаяся в манере поведенческих реакций в ситуации неопределенности. Авторы определяли толерантность с позиции биполярного измерения, на одном полюсе которого способность личности к толерантному переживанию ситуации неопределенности, а на другом ее неспособность толерантного восприятия неопределенности или интолерантность [28].
По мнению исследователей, способность личности к толерантному переживанию ситуации неопределенности, является показателем ее устойчивости, обладая таким умением, человек в непривычной для себя ситуации научается чему-то новому, проявляя свои способности и навыки, что позволяет ему сохранять состояние комфорта даже в ситуации энтропии. Человек с интолерантной реакцией на неопределенность, сталкиваясь со сложной ситуацией, воспринимает ее как травмирующую, угрожающую, тем самым он становится неспособен приобрести в ней новые возможности и навыки [30].
На современном этапе исследования достаточно много работ по изучению креативности и толерантности к неопределенности с различными личностными характеристиками, однако существует достаточно мало работ, посвященных связи данных показателей между собой. В связи с этим, нами было проведено исследование, целью которого является изучение показателей креативности у студентов с разным уровнем толерантности к неопределенности для использования диагностических данных в консультативной практике работы педагога-психолога.
Объект исследования: личностная сфера студентов.
Предмет исследования: показатели креативности у студентов с разным уровнем толерантности к неопределенности.
Гипотеза: существуют различия в показателях креативности у студентов с разным уровнем толерантности к неопределенности, а именно: для студентов, толерантных к неопределенности, характерны более высокие показатели креативности, чем для студентов, интолерантных к неопределенности.
Исходя из цели исследования, а так же его объекта и предмета необходимо выделить ряд задач:
1. Проанализировать данные теоретических и практических исследований по проблеме изучения показателей креативности у студентов с разным уровнем толерантности к неопределенности.
2. Провести диагностическое исследование различий в показателях креативности у студентов с разным уровнем толерантности к неопределенности.
3. Проанализировать результаты диагностики и интерпретировать полученные данные.
4. Сформулировать выводы исследования и сделать заключение.
Методы исследования:
1. Организационный метод (сравнительный метод);
2. Диагностический эксперимент с использованием следующих методик:
• Новый опросник толерантности-интолерантности к неопределенности Т.В. Корниловой.
• Методика «Склонность к творчеству»
• Фигурный тест Е. Торренса
• Тест «Креативность» Н. Вишняковой
3. Метод статистической обработки данных (U - критерий Манна- Уитни).
Эмпирическое исследование проводилось на базе ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет». В исследовании приняли участие 46 человек в возрасте от 18 до 22 лет из них 30 девушек и 16 юношей
креативности у студентов с разным уровнем толерантности к неопределенности для использования диагностических данных в консультативной практике работы педагога-психолога, были
проанализированы данные теоретических и практических исследований по проблеме изучения показателей креативности у студентов с разным уровнем толерантности к неопределенности; проведено диагностическое исследование различий в показателях креативности у студентов с разным уровнем толерантности к неопределенности; проанализированы результаты диагностики и интерпретированы выявленные различия, а также сформулированы выводы исследования.
В теоретической главе были рассмотрены психологические особенности студенческого возраста; дано определение креативности и толерантности к неопределенности как психологическим феноменам, а также сделан обзор современных психологических исследований креативности и толерантности к неопределенности у студентов.
На современном этапе исследования достаточно много работ по изучению креативности и толерантности к неопределенности с различными личностными характеристиками, однако существует достаточно мало работ, посвященных связи данных показателей между собой. В связи с этим, нами было проведено исследование, в результате которого гипотеза о том, что существуют различия в показателях креативности у студентов с разным уровнем толерантности к неопределенности, а именно: для студентов, толерантных к неопределенности, характерны более высокие показатели креативности, чем для студентов, интолерантных к неопределенности, подтвердилась частично.
1. Алишев Б.С. Психика и преодоление неопределённости // Психология. Журн. Высш.шк. экономики. - 2009. - Т. 6, № 3. - С. 3-26.
2. Алишев Б.С. Толерантность к неопределённости, тревожность и чувство психологической безопасности у русских и татарских студентов / Б.С. Алишев, М.В. Габдулхакова // Ученые записки Казанского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2013. Т. 155. № 6. С. 162-173.
3. Андреева И.И. Креативность и толерантность к неопределенности у женщин разного возраста и семейного положения / И.И. Андреева // Психологический Vademecum: Психологическая феноменология в образовательной среде: мультидисциплинарный подход, сб. науч. статей под ред. С.Л. Богомаза, В.А. Каратерзи, С.Ф. Пашковича. - Витебск, 2019. С. 51¬55.
4. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2010.
5. Астахова В. И. Студент XXI века : его сущностные черты и характерные особенности : [результаты междунар. междисциплинар. исслед.] / В. И. Астахова // Alma mater (Вестн. высш. шк.). - 2010. - № 8. - С. 60-63.
6. Байрак Ю. Толерантность к неопределенности [электронный ресурс] URL: https://psychosearch.ru/teoriya/determin/429-tolerantnost-k- neopredelennosti
7. Белякова Н.В. Социально-психологические особенности проявления лидерства в студенческих группах: Дис.... канд. психол. наук. - М., 2002. — 197 с.
8. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей. - М.: Академия, 2002. - 320 с.
9. Быкова А.В. Особенности креативности личности студентов различных социальных групп / А.В. Быкова // Вестник Томского государственного университета. 2008. № 308. С. 144-148.
10. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. — М. : Издательство Юрайт, 2016. — 199 с.
11. Гасимова В. А. Факторные структуры креативного мышления, интеллекта, личности и темперамента // Метаиндивидуальный мир и полимодальное Я: креативность, искусство, этнос / Под ред. Л. Я. Дорфмана, Е.А. Малянова, Е. М. Березиной. - Пермь: Пермский государственный институт искусства и культуры, 2004. - С. 30-39.
12. Гилфорд. Дж. Три стороны интеллекта [электронный ресурс] URL: http://baguzin.ru/wp/dzh-gilford-tri-storony-intellekta/
13. Голубева М.В. Креативность - что это такое? [электронный ресурс] URL: https://psychologist.tips/3342-kreativnost-chto-eto-takoe-uprazhneniya-dlya- razvitiya-kreativnosti.html
14. Гусев А. И. К проблеме измерения толерантности к неопределенности // Практична психология и социальная робота. - 2007. - № 1 - С.21 - 28.
15. Гусев А. И. Проблематика научной классификации толерантности к неопределенности. // Наука и образование, №5 - 6, 2005. - С. 42 - 45
16. Гусев А.И. Толерантность к неопределенности: проблематика исследований. (Практична психолоыя та сощальна робота. - 2007. - № 8 - С. 75 - 80.
17. Дивергенция и конструкт Я // Личность, креативность, искусство / Отв. ред. Е. А. Малянов, Н. Н. Захаров, Е. М. Березина, Л.Я. Дорфман, В. М. Петров, К. Мартиндейл. - Пермь: Пермский государственный институт искусства и культуры, Прикамский социальный институт, 2002. - С. 141-184.
18. Дорфман Л.Я. Полимодальность Я и креативность мышления / Л.Я. Дорфман, Г. Ковалев // Творчество в искусстве - искусство творчества / Под ред. Л. Дорфмана, К. Мартиндейла, В. Петрова, П. Махотки, Д. Леонтьева, Дж. Купчика. - М.: Наука; Смысл, 2000. - С. 215-241.
19. Дорфман Л. Я. Уровни и типы креативности: анализ современных психологических концепций / Л. Я. Дорфман // Психологический журнал. — 2015. — т. 36. — № 1. — с. 81—90.
20. Дорфман Л. Я. Человек креативный: особенности мышления и личности // Во времени истории и в пространстве культуры: к 30-летию института / Отв. ред. Е. А. Малянов. - Пермь: Пермский государственный институт искусства и культуры, 2005. - С. 86-119.
21. Дьяченко М. И. Психология высшей школы: учеб. пособие / М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович.—Минск: Тесей, 2003.—352 с.
22. Ермолаев О.Ю. Математическая статистика для психологов: Учебник/О.Ю. Ермолаев. - 2-е изд., исп. - М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2003.- 336 с.
23. Зимняя И. А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя. - М.: МПСИ, МОДЭК, 2013. - 448 с.
24. Зотова Е.Ю. Современные исследования толерантности к неопределенности в зарубежной психологии / Е.Ю. Зотова // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Психология. 2009. Т. 3. № 1. С. 147-155.
25. Корнилова Т.В. Шкалы толерантности и интолерантности к неопределенности в модификации опросника C. Баднера / Т.В. Корнилова, М.А. Чумакова // Экспериментальная психология. 2014. № 1. С. 92-110.
26. Корнилова Т.В. Новый опросник толерантности-интолерантности к неопределенности // Психологический журнал. 2010. Т. 31, № 1. С. 74-86.
27. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. - М.: ТЦ «Сфера», 2001. - 464 с.
28. Леонов И.Н. Толерантность к неопределенности как психологический феномен: История становления конструкта. // Вестник Удмуртского университета. / Философия. Психология. Педагогика. — 2014. — Вып. 4. — С. 43-52.
29. Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И. Тест жизнестойкости. М.: Смысл, 2006. 63 с.
30. Луковицкая Е.Г. Социально-психологическое значение
толерантности к неопределенности. Диссертация на соискание учёной степени кандидата психологических наук / Е. Г. Луковицкая. - 1998. - 173 с.
31. Маркова Ю.А. Социально-психологические и возрастные
характеристики периода студенчества / Ю.А. Маркова, Е.Б. Мареева, Л.Ю. Севидова [электронный ресурс] URL:
https://www.rmj.ru/articles/psikhologiya/Socialynopsihologicheskie_i_vozrastnye_ _harakteristiki_perioda_studenchestva/
32. Маслоу А. Психология бытия [Текст] / А. Маслоу - М., 1999. - 304с.
33. Матюшкин А.М. Одаренность и творчество. Учителю об одаренных детях. М., 1997.
34. Мендас С. Толерантность. М.: Смысл, 1992. 1251 с.
35. Муратханова Э.Э. Толерантность к неопределенности и креативности у студентов / Э.Э. Муратханова // Международный студенческий научный вестник. - 2016. - № 5-1.
36. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития: учебник для студ. высш. учеб. заведений, 15-е издание. — Издательский центр Академия Москва, 2015. — 656 с.
37. Неяскина Ю.Ю. Особенности конструирования будущего при разных уровнях толерантности к неопределенности (на примере юношеского возраста) / Ю.Ю. Неяскина, В.О. Пронькина // Вестник Кемеровского государствен- ного университета. 2017. № 3. С. 143-152.
38. Никонова Т.В. История студенчества в соотнесении со структурой его социального статуса. / /Студенчество как социальный феномен: история и современность. СПб., 2000.
39. Оконешникова Н.Л. Проблема толерантности личности в современной зарубежной психологии. Методологические проблемы современной психологии: иллюзии и реальность: Материалы Сибирского психологического форума. 16-18 сентября 2004 г. - Томск: Томский государственный университет, 2004. - 862 с.
40. Осин Е.А. Факторная структура русскоязычной версии шкалы общей толерантности к неопределенности Д. Маклейна // Психологическая диагностика. 2010. № 2. С. 65-86.
41. Павлова Е.М. Модель связей еамооценки креативности и интеллекта с толерантностью к неопределенности и креативностью / Е.М. Павлова // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2018. Т. 15. № 1. С. 69-78.
42. Пономарев Я. А. Психология творения. М.; Воронеж, 1999.
43. Роджерс К. К теории творчества: Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994. С. 74-79.
44. Сборник психологических тестов. Часть I: Пособие / Сост. Е.Е.Миронова - Мн.: Женский институт ЭНВИЛА, 2005. - 155 с.
45. Свешникова Л. Толерантность к неопределенности как экзистенциальное состояние этоса педагогов-психологов [электронный ресурс] URL: https://www.b17.ru/article/158424/
46. Слободчиков В.И. Основные ступени развития субъектности человека / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учебное пособие для вузов. - М.: Школьная Пресса, 2000. C. 212 - 385.
47. Соловьева А. В., Кравцов М. Ю. Ценностная компонента современного духовного пространства//Альманах современной науки и образования. 2007г. №5
48. Стернберг Р., Григоренко Е. Инвестиционная теория креативности // Психологический журнал. 1998. № 2. С. 144-161.
49. Столин В.В. Самосознание личности. - М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1983. - 286 с.
50. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Издание третье, переработанное и дополненное. Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000. -672 с.
51. Терешкина Д.В. «Специфика креативности студентов-психологов» https://otherreferats.allbest.ru/psychology/00798740 0.html
52. Торренс Э.П. Теоретические основы психологической диагностики креативности [Текст] / Э.П.Торренс - М., 1998. - 120с.
53. Туник Е.Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. - СПб., 2002.
54. Целиковский С.Б. Толерантность к неопределённости как предиктор психофизиологического реагирования субъекта при исследовании на полиграфе / С.Б. Целиковский, Р.С. Иванов // Евразийский союз ученых. 2015. № 7-6 (16). С. 62-66.
55. Шалаев Н.В. Адаптация методики исследования толерантности к
неопределенности (кросс-культурное исследование). Московский
Государственный Университет им. М.В. Ломоносова, отделение клинической психологии, кафедра нейро- и патопсихологии. Дипломная работа (на правах рукописи). - Москва, 2004
56. Юркевич В.С. Развитие интеллекта и креативности в школьном возрасте / В.С. Юркевич, И.В. Динерштейн // Одаренность: рабочая концепция / Под ред. Д. Б. Богоявленской. - М.: Исполнительная дирекция Президентской программы «Дети России», 2002. - С. 59-62.
57. Owen William and Robert Sweeney. Ambiguity Tolerance, Performance, Learning, and Satisfaction: A Research Direction. In The Proceedings of ISECON 2002, v 19 (San Antonio): §242c. ISSN: 1542-7382.
58. Taylor P. A. Strategies for enhancing student learning by managing ambiguities in clinical settings / P. A. Taylor // Nurse Educator. - 2000. - Vol.25, Iss.4. P. 173-174.