ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ
ФУТБОЛА 5
1.1 Возрастные особенности развития физических качеств у младших
школьников 5
1.2 Физическое состояние-понятие и сущность 14
1.3 Влияние занятий футболом на физическое состояние младших
школьников 17
1.4 Комплексные и специализированные занятия по футболу для младших
школьников 18
1.5 Общая характеристика методики обучения игры футбол 25
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 28
2.1 Методы исследования 28
2.2 Организация исследования 30
ГЛАВА 3. ГЛАВА 3. МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СРЕДСТВАМИ ФУТБОЛА 31
3.1 Выявления особенностей формирования мотивации младших школьников
к занятиям физической культурой 31
3.1.1 Исследование физической подготовленности школьников начальных
классов в процессе освоения учебного содержания игры в футбол 35
3.2 Содержание занятий игры футбол для учащихся начальных классов с
учетом их возрастных особенностей физической подготовленности 41
3.3 Оценка эффективности методики развития физических качеств учащихся
начальной школы в системе трех урочного недельного цикла 45
ВЫВОДЫ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 55
ПРИЛОЖЕНИЯ 58
Актуальность. Физическая культура человека - определяется степенью владения знаниями, умениями и навыками по использованию ценностей физической культуры с целью удовлетворения собственных потребностей в укреплении здоровья, физическом совершенстве, организации здорового образа жизни. По течению всего исторического развития школьного учебного процесса по физической культуре постоянно осуществлялись процедуры переосмысления и усовершенствования его программно-методического обеспечения [15].
Одним из популярных видов спорта, среди подрастающего поколения признается игра футбол. Как следствие этого, многие специалисты предлагают использовать ее в качестве средства всестороннего физического развития школьников, комплексного развития основных физических качеств.
Вместе с тем, несмотря на большое количество научных работ по проблеме развития физических качеств школьников средствами физической культуры, данных по целенаправленному использованию игры футбол для решения данной проблемы в имеющейся литературе явно недостаточно[15].
Таким образом, разработка и обоснование новых подходов по использованию игры футбол как средства повышения физической подготовленности учащихся младшего школьного возраста, развитие основных физических качеств является актуальным и своевременным как для теории, так и практики физического воспитания подрастающего поколения.
Объект исследования - воспитание двигательных способностей у младших школьников средствами футбола.
Предмет исследования - футбол как средство воспитания
двигательных способностей.
Цель работы: изучить воспитание двигательных способностей младших школьников в процессе освоения учебного содержания игры футбол на основе трёх урочного цикла.
Задачи исследования:
1. Выявить особенности формирования мотивации младших школьников к занятиям физической культурой.
2. Разработать учебное содержание занятий игры футбол для младших школьников их физической подготовленности и структурной организации элементов мотивации.
3. Оценить эффективность методики воспитания двигательных способностей младших школьников в системе трех урочного недельного цикла.
Гипотеза исследования. Мы предполагаем что, программно-методическое обеспечение, включающее в себя освоение содержания образовательной учебной программы по физической культуре и технических приемов игры футбол позволит существенно повысить уровень физической подготовленности младших школьников, воспитать двигательные способности и воспитать интерес к занятиям физической культурой и спортом.
Практическая значимость работы. Проделанная работа не может остаться без внимания нынешнего образования в школах на уроках физической культуры, потому что за период эксперимента была выявлена сравнительная статистика улучшения показателей физической подготовленности у младших школьников под влиянием трёх урочного недельного цикла, что свидетельствует о дальнейшем применении методики педагогами в образовательном процессе.
1. В ходе проведенных исследований выявлено, что основы методики
"Футбол для начинающих" отразило хорошее воздействие на формирование мотивации к занятиям физической культурой. Численность учащихся,
пожелавших ходить на уроки физической культуры, возросла.
Заинтересованных в занятиях физической культурой увеличилось, в экспериментальных группах: во 2-м классе на 41%; в 3-м классе на 60%; в 4¬м классе на 62%. Численность школьников, начавшие активно заниматься физической культурой и спортом в контрольных группах, к завершению эксперимента увеличилось примерно на 24% во 2-м классе, на 49% в 3-м классе и на 33% в 4-м классе.
Для воспитания положительной мотивации занятий физической культурой необходимо обеспечивать занимающихся видимыми результатами. Учитывая разнообразное содержание средств футбола решать эту задачу вполне возможно.
2. В результате нашей работы, была разработана методика использования средств и методов, используемых при подготовке футболистов, в процессе физического воспитания младших школьников. Программа по физической культуре для начальной школы А.П. Матвеева, рассчитанная на два урока в неделю, была дополнена третьим уроком физической культуры, основное содержание которого базировалось на преимущественном использовании средств и методов подготовки юных футболистов. Методика получила название "Футбол для начинающих", поскольку предполагала первоначальное формирование умений для игры в футбол и развития необходимых для этого физических качеств. При этом для учеников первого класса в содержание третьего урока были включены подвижные игры с элементами игры в футбол. Основное же обучение приемам игры в футбол в рамках методики "Футбол для начинающих" осуществлялась, начиная со второго класса. Методика "Футбол для начинающих" рассчитана на 34 часа (во 2, 3 и 4 классах) и на 30 часов (в 1 классе).
В связи с увеличением численности двигательных действий группового и командного взаимодействия, основы технической подготовки методики "Футбол для начинающих" по годам обучения изменялось. Общий уровень часов, отведенных на освоение и изучение технических подъемов игры в футбол, повысилось во всех классах. В 1-м он составлял 6 ч, во 2-м -12 ч, в 3¬м - 18 ч, в 4-м -20 ч. На подвижные игры отводилось по 10 часов в 1 - 2-ых классах и по 6 часов в 3 - 4-ых классах. В рамках физической подготовки содержание учебного материала однозначно опиралось на усложнение специальной физической подготовки.
3. Оценена эффективность методики развития двигательных способностей средствами футбола у учащихся младшего школьного возраста.
Где преобладание разности достоверно изменившихся показателей развития физических качеств экспериментальной над разностью контрольной групп составляет 98,9 % , что обуславливает достаточность эффективности влияния методики для данного контингента учащихся, на развитие их двигательных способностей в процессе освоения учебного содержания игры в футбол.
В ходе педагогического эксперимента удалось добиться достоверного изменения в улучшении показателей быстроты, координационных способностей, скоростно-силовых качеств, как у девочек, так и у мальчиков. Аналогичная тенденция наблюдается и при сравнении результатов в подтягивании из виса лёжа, как у мальчиков, так и у девочек.
Исследование показателей двигательной подготовленности младших школьников выявило, что эффективность разработанной экспериментальной методики подтверждена не только достоверными изменениями физических качеств школьников младших классов, но и результатами итоговых оценок по предмету "Физическая культура" в конце учебного года. Количество учеников, получивших оценку "отлично", увеличилось в экспериментальных группах на 25%, 15%, 24% во 2-х, 3-х, 4-х классах. Уменьшилось количество школьников, получивших оценку "хорошо" во 2-ом классе на 8,3%, в третьем - на 5% и в четвертом - на 9,6%, что связано с их переходом в группу с оценкой "5". Аналогичная тенденция просматривается при анализе итоговых оценок и уменьшении числа учащихся, получивших оценку "3".
Следовательно, разработанная методика "футбол для начинающих" для младших школьников, оказала положительное воздействие на воспитание двигательных способностей, физическую подготовленность, функциональное состояние.
Полученные результаты исследования подтверждают эффективность разработанной методики воспитания двигательных способностей младших школьников средствами футбола.
1. Аванесов В.У. Исследование влияния дозировки упражнений на эффективность развития скоростно-силовых качеств. Проблемы физического воспитания студентов/В.У. Аванесов, Ю.К. Лукин // Материалы III республиканской научной конференции. - Баку, 2003. - 190с.
2. Аванесов В.У. К вопросам совершенствования методики развития физических качеств футболистов высокого класса. Проблемы физического воспитания студентов/ В.У. Аванесов, Ю.К. Лунин // Материалы II республиканской научной конференции. - Баку,2001. - 174с.
3. Азарова И.В. Темпы прироста скоростно-силовых качеств у детей младшего и среднего школьного возраста/ И.В.Азарова:Автореф. дисс.
- Омск, 2003. - 31с.
4. Айсман Х.И. Взгляд врача на правильное построение процесса подготовки юных футболистов/ Х.И. Айсман // Зарубежные научные исследования. Отбор и юношеский спорт. Вып. I. - М.: ФиС, 2002. - 177с.
5. Андреев С.Н. Играй в футбол С.Н. Андреев//. - М.: ФиС, 2000.- 167с.
6. Баландин Г., Назарова Н., Казакова Т. /Урок физкультуры в современной школе. Методические рекомендации для учителей. Выпуск 2. "Советский спорт" / 2003.- 72 с.
7. Бизанц Г.О. Основные положения предсезонной подготовки юных футболистов/ Г.О. Бизанц // Зарубежные научные исследования. Вып. I.
- М.: ФиС, 2002. - 177с.
8. Вихров К. Футбол в школе / 2004.-69 с.
9. Вихров К., Догадайло В. Педагогический контроль в процессе тренировки, 2000. -66 с.
10. Терра-Спорт, Олимпия Пресс, 2006. - 272 с.
11. Голомазов С.В. Футбол/ С.В. Голомазов// Теоретические основы и методика контроля технического мастерства. - М.: ФиС, 2000. - 220с.
12. Драндров Г.А. Развитие скоростно-силовых качеств и быстроты у футболистов 13-16 лет с учётом типологических особенностей проявления свойств нервной системы/ Г.А. Драндров//Автореф. дисс.
- Омск, 2003. - 33с.
13. Дрюэт Д. Футбол. Спорт для начинающих/ АСТ"Астрель" 2002.-75с.
14. Кардосо А.М.. Средства и методы скоростной и скоростно-силовой подготовки юных футболистов 11-12 лет/ А.М. Кардосо//Автореф. дисс. - М., 2000. - 37с.
15. Крисфилд Д. Футбол. Шаг за шагом/ 2005.- 298с
...
30 источников