Введение 3
Глава 1. Теоретическое обоснование педагогических условий развития культуроведческой компетенции у детей дошкольного возраста 6
1.1. Культуроведческая компетенция в соответствии с ФГОС ООО 6
1.2. Классическая отечественная педагогика о необходимости
приобщения дошкольников к национальной культуре 9
1.3. Многообразие форм, средств и методов ознакомления детей с русской национальной культурой в условиях интеграции .. ...
1.4. Вопросы национального воспитания и мониторинга в вариативных
программах воспитания и обучения детей дошкольного возраста 15
Выводы по первой главе 21
Глава 2. Формирование культуроведческой компетенции в дошкольном образовательном учреждении 23
2.1. Условия для формирования культуроведческой компетенции в
ДОУ 23
2.2. Виды деятельности по формированию культуроведческой
компетенции 32
2.3. Практический опыт ДОУ в формировании культуроведческой
компетенции 35
2.4. Мероприятия по формированию культуроведческой компетенции,
проводимые в детском саду 53
Выводы по второй главе 69
Заключение 70
Библиографический список 73
В настоящее время в Российской Федерации идея образования формируется как совокупность приобретенных систем ценностей и компетенций для полного духовно-нравственного развития человека. В системе дошкольного образования в настоящее время утверждается личностно-ориентированный подход и ориентация на развитие гражданской идентичности.
Овладение духовными ценностями и культурой народа неразрывно связано с изучением языка как средства выражения и отражения национальной культуры.
Повышение национальной терпимости детей, интереса к истории и культуре разных народов, осознание их национального «я», формирование эмоциональной отзывчивости, дружелюбия общезначимо в качестве базовой основы современного образования. Все эти аспекты тесно переплетены с таким понятием как культуроведческая компетенция.
Одним из важных принципов, которые следует учитывать в контексте этой компетенции, является принцип поликультурности, который полагает, что содержание образования должно отражать определенные элементы разных этнических культур. Основой должно быть то, что этнические культуры являются совокупным богатством всех людей, населяющих страну, что общенациональная российская культура является продуктом исторического процесса взаимообогащения и взаимопроникновения этнических культур.
Характерной особенностью исследований в области этнокультурного образования в работах российских ученых в основном являются вопросы приобщения дошкольников к культуре своего народа (С. П. Беловалова, Э. Ф. Вертякова, В. Г. Закирова, Л. X. Кадыйрова, Е. Н. Кергилова, С. Д. Кириенко, Л. В. Коломийченко, Е. И. Корнеева, Н. А. Пархоменко и др.), а также к национальной культуре народов, живущих вместе (Р. Л. Агишева, Е. С. Бабунова, Т. Ф. Бабынина, М. И. Богомолова, Л. Д. Вавилова, и др.).
Формирование системы культурных ценностей происходит на протяжении всей жизни человека, но наиболее чувствительным периодом является дошкольный возраст. Именно эти факторы объясняют актуальность темы нашей выпускной квалификационной работы.
Целью исследования является изучение условий формирования и реализации культуроведческой компетенции у детей дошкольного возраста в МБДОУ детский сад № 141 «Маленькая страна» г. Пензы.
Данная цель предполагает решение следующих задач:
- Изучить литературу по проблеме, определить теоретические основы приобщения детей дошкольного возраста к национальной культуре.
- Выявить особенности приобщения детей дошкольного возраста к культурному наследию в контексте интеграции различных образовательных областей.
- Разработать мероприятия по формированию культуроведческой компетенции у детей.
Объектом исследования является процесс формирования культуроведческой компетенции у детей дошкольного возраст.
Предметом исследования являются педагогические условия формирования культуроведческой компетенции у детей дошкольного возраста в контексте интеграции различных образовательных областей.
Решение этих задач определило научную новизну данного исследования, которая определяется недостаточно изученным содержанием педагогических условий формирования культуроведческой компетенции у детей дошкольного возраста и стремлением добиться наибольшей эффективности в этом процессе.
Теоретическая значимость рассматриваемой темы определяется необходимостью введения понятия «культуроведческая компетенция» в систему дошкольного образования и выработки теоретических и методологических подходов, на основе которых можно будет разработать комплекс мероприятий для формирования культуроведческой компетенции.
Практическая значимость работы заключается в том, что её результаты могут быть использованы при организации непрерывной образовательной деятельности в МБДОУ детский сад № 141 «Маленькая страна» г. Пензы на занятиях по развитию речи, краеведению, художественно-эстетическому развитию у детей дошкольного возраста.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка.
Культуроведческая компетенция — это постижение национальной культуры своего народа, познание ее самобытности. В условиях нашего многонационального государства — это познание культуры русского народа в ее встрече с иными культурами, осознание многообразия духовного и материального мира.
Формирование культуроведческой компетенции начинается еще в раннем детстве в семье, в детском саду. Это позволяет ребенку, как можно раньше осознать свое место в обществе, сформировать любовь к родине.
Проведенная нами работа показала, что наш детский сад согласно ФГОС ООО реализует программу по формированию культуроведческой компетенции. В нашем детском саду создаются благоприятные условия для формирования культуроведческой компетенции:
- Предметно-пространственная среда способствует формированию культуроведческой компетенции (мини-музеи, уголки патриотического воспитания, уголки краеведения, театральные уголки, уголки художественно- эстетического развития, выставки рисунков и поделок, театрализованные представления, отмечаются государственные и национальные праздники, проводятся встречи с интересными людьми Пензенской области).
- Культуроведческий компонент присутствует во всех образовательных областях:
а) социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу;
б) познавательное развитие направлено на развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира;
в) речевое развитие направлено на владение речью как средством общения и культуры; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
г) художественно-эстетическое развитие направлено на развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.);
д) физическое развитие направлено на формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами.
- Педагоги нашего детского саду принимают активное участие по разработке проектов, программ патриотического характера и внедряют их повседневную жизнь воспитанников.
Так же мы сделали вывод, что дети с большим удовольствием знакомятся:
- с историей России, родного города;
- с традициями, обычаями, бытом своих предков;
- с художественными и народными произведениями;
- с произведениями искусства;
- с языковыми особенностями родного языка.
1. Абрамова Н. А. Патриотическое воспитание дошкольников в дошкольных образовательных организациях / Н. А. Абрамова // [Электронный ресурс]. - Общая педагогика, история педагогики и образования - 2014. - Режим доступа: http://naukapedagogika.com. (Дата обращения: 25.12.2018 г.)
2. Афанасьева Л. И., Скорнякова Е. А., Мясников А. А. Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации / Л. И. Афанасьева, Е. А. Скорнякова, А. А. Мясников // [Электронный ресурс] / Психология и педагогика: современные методики и инновации, опыт практического применения. - 2014. - №5 - Режим доступа: http://cyberleninka.ru. (Дата обращения: 09.01.2019 г.)
3. Афанасьева А. Б. Этнокультурное образование в России: теория, истрия, концептуальные основы: Монография. - СПб: Изд-во «Университетский образовательный округ Санкт-Петербурга и Ленинградской области», 2009. Режим доступа: http://cyberleninka.ru. (Дата обращения: 09.01.2019 г.)
4. Бабаева Т. И., Гогоберидзе А. Г., Солнцева О. В. и др. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования /— СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. — 280 с.
5. Бим-Бад Б. М. Педагогический энциклопедический словарь. - М.: Большая российская энциклопедия, 2012. - 528 с.
6. Волков Г. Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 168 с.
7. Воронина А. В. Методическая система изучения заимствованной лексики в начальной школе // Ярославский педагогический вестник. 2006. - № 4(49). - С. 114-118.
8. Игры, праздники и забавы в дошкольном образовательном учреждении
для детей 4-6 лет. Занятия, мероприятия, творческая деятельность. Автор-составитель: Ю. А. Вакуленко Волгоград издательство «Учитель» 2009г. - 215 с.
9. Козловская С. А. Я - человек. Программа социального развития ребенка. - М. : Школьная Пресса, 2005 (ГУП Чехов. полигр. комб.). - 45 с. - (Дошкольное воспитание и обучение - приложение к журналу "Воспитание школьников"; Вып. 33).; ISBN 5-9219-0225-X (в обл.)
10. Кулагин П. Г. Край пензенский. Учебное пособие по ис- тории Пензенской области. - Саратов: Приволжск. кн. изд., Пензенск. отд., 1975. - 104 с.
11. Методическая копилка МБДОУ детский сад № 141 г. Пензы.
12. Новицкая М. М., Соловьева Е. В.. Примерная образовательная
программа «Наследие»: 2015. - 21 стр. Режим доступа:https://ds6-
vzm.kinderedu.ru/assets/site file/ds6vzm/docs/2c5882586c7e49084d5d40e860d7701d 20918.pdf(Дата обращения: 09.01.2019 г.)
13. Парамонова Л. А., Алиева Т. И., Антонова Т. В. и др. Истоки: Примерная образовательная программа дошкольного образования. — 5-е изд. — М.: ТЦ Сфера, 2014. — 161 с.
14. Пахнова Т. М. Развивающая речевая среда как средство приобщения к культуре / Т. М. Пахнова // Русский язык в школе. - 2003. - № 4. - С. 8¬16.
15. Развитие интереса детей к традиционной народной культуре: Сборник методических материалов/ Сост. С. А. Макарова - Пенза, 2012. - 149 с.
16. Сборник загадок, пословиц и поговорок, побасенок, присказок, сказок- шуток и песен / Сост. [и авт. вступ. статьи, с. 3-22] А. Анисимова. - Пенза : Кн. изд-во, 2012. - 158 с.
17. Словарь терминов ФГОС. Режим доступа: https://push-
pravdasch1 .edumsko.ru/activity/fgos/post/79385.
18. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. - М.: Инфра-М, 2013. - 274
с. Этнокультурные традиции Пензенского края. Виртуальная экскурсия. [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://welcome2penza.ru. (Дата обращения: 25.12.2018 г.)
19. ФГОС ООО РФ от 17 октября 2013 г. N 1155. Режим доступа: https://fgos.ru(Дата обращения: 15.11.2018 г.)
20. Яковлева Н. Г. Воспитание дошкольников. - М.: ТЦ: «Сфера», 2015.¬455 с.