Государственные программы и общественные инициативы социальной поддержки многодетных семей (Российский государственный гуманитарный университет)
|
Рассмотрена социальная поддержка многодетных семей в Московской области в период с 2013 по 2023 года.
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….……….…3
Глава 1. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГОСУДАРСТВА И ОБЩЕСТВЕННОСТИ В ОБЛАСТИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ МНОГОДЕТНЫХ СЕМЕЙ……14
1.1. Феномен многодетности…….14
1.2. Социально-экономические проблемы многодетных семей……………...28
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В ОТНОШЕНИИ МНОГОДЕТНЫХ СЕМЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ37
2.1. Меры социальной поддержки семей в Российской Федерации …………37
2.2. Реализация социальной поддержки многодетных семей в Московской области в период с 2013 по 2023 года…54
ГЛАВА 3. ОБЩЕСТВЕННЫЕ ИНИЦИАТИВЫ ПО ОКАЗАНИЮ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ МНОГОДЕТНЫМ СЕМЬЯМ В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ…68
3.1. Роль общественных организаций в поддержке многодетных семей…68
3.2. Реализация общественных инициатив в Московской области в период с 2013 по 2023 года.....75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………….………………90
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…94
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………..……….108
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….……….…3
Глава 1. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГОСУДАРСТВА И ОБЩЕСТВЕННОСТИ В ОБЛАСТИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ МНОГОДЕТНЫХ СЕМЕЙ……14
1.1. Феномен многодетности…….14
1.2. Социально-экономические проблемы многодетных семей……………...28
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В ОТНОШЕНИИ МНОГОДЕТНЫХ СЕМЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ37
2.1. Меры социальной поддержки семей в Российской Федерации …………37
2.2. Реализация социальной поддержки многодетных семей в Московской области в период с 2013 по 2023 года…54
ГЛАВА 3. ОБЩЕСТВЕННЫЕ ИНИЦИАТИВЫ ПО ОКАЗАНИЮ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ МНОГОДЕТНЫМ СЕМЬЯМ В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ…68
3.1. Роль общественных организаций в поддержке многодетных семей…68
3.2. Реализация общественных инициатив в Московской области в период с 2013 по 2023 года.....75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………….………………90
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…94
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………..……….108
Актуальность темы выпускной квалификационной работы обусловлена необходимостью проведения и реализации социальной политики по защите многодетных семей в Российской Федерации для обеспечения демографической стабильности российского общества. Демографическая проблема в современности является особенно важной, решение которой поможет восстановлению суммарного коэффициента рождаемости. В Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года приоритеты государства определены в первую очередь повышением уровня рождаемости в семьях, а также укреплением и сохранением нравственных традиций института семьи .
В России 2024 год объявлен Президентом Российской Федерации Годом семьи, данное решение принято в связи с проведением эффективной государственной политики в сфере социальной защиты данного института, а также сохранением традиционных семейных ценностей. Особое внимание Владимир Владимирович Путин уделяет необходимости увеличения числа многодетных семей в стране: «Очень важно, чтобы многодетных семей у нас становилось все больше, но должен сказать, что их и становится больше. За последние годы примерно на 26 процентов выросло количество многодетных семей…»2.
Семья является важным важной ячейкой общества, на которой строятся основы российского общества. Именно уникальность и вариативность методов воспитания делают ее незаменимым социальным институтом, который обеспечивает прогресс современного общества и его стабильность.
Многодетная семья, которая рассматривается в данной работе, отличается особой структурой, которая обусловлена количеством детей и возможными проблемами, с которыми данная социальная группа сталкивается. Исследования статистических данных и различных опросов показывают, что число многодетных семей в Российской Федерации достигает 2,3 миллионов, именно поэтому нужно осмыслить качество жизни многодетных семей, их проблемы и возможные пути решения .
Проблема исследования
Социальная поддержка многодетных семей является одним из важных направлений проводимой государственной политики Российской Федерации, нацеленная на улучшение демографической ситуации в стране в долгосрочной перспективе.
Объектом исследования является социальная защита населения Московской области
Предметом исследования рассматривается реализация социальной поддержки многодетной семьи в Московской области в период 2013-2023 года.
Хронологические рамки исследования
В качестве нижней границы хронологических рамок исследования необходимо рассматривать 2013 год, с момента назначения Воробьева Андрея Юрьевича на должность губернатора Московской области. При этом необходимо учитывать, что верхней границей исследования является 2023 год, так как постоянно происходит совершенствование поддержки многодетных семей, и в настоящий момент действует множество программ по их реализации, в том числе и в Московской области, более того, следующий, 2024 год, объявлен Годом семьи, что предает дополнительную важность исследуемой работе.
Географические рамки исследования
В исследовательской работе Московская область, входящая в Центральный городской округ Российской Федерации, выбрана как субъект для анализа проводимой социальной политики по поддержке семей с тремя и более детьми, так как в данном регионе, по собранным данным на 2023 год, проживают порядка 112 тысяч многодетных семей, что является высоким показателем для возможности выполнить поставленные в научной работе цели1.
Степень изученности
В рамках представленной исследовательской работы предлагается достаточно большое количество разнообразной литературы. В том числе можно разделить все существующие данные на несколько разнообразных групп:
• Исследования, которые направлены на изучение многодетной семьи как особого социального института, а также выявление ее характерных особенностей;
• Научная литература, в рамках которой рассматриваются актуальные проблемы многодетных семей, включая психологические особенности детей, проживающих в семьях данного типа.
Дополнительно в рамках используемой литературы рассматриваются проблемы, которые встречаются у многодетных семей, возможные способы их разрешения не только с помощью социальной поддержки, но и с психологической точки зрения, а также особенности социальной и демографической характеристики многодетных семей, которая подробно раскрывается исследователями.
Одной из основных работ по изучению поставленной проблематике является монография Г. А. Банных, Е. В. Зайцева, С. Н. Костина «Многодетность как социальный феномен»1. Работа непосредственно посвящена изучению статуса многодетной семьи в Российской Федерации и в обществе вцелом, а также эффективность государственной поддержки и влияние на на социальную стабильность в демографической сфере. В работе также дается анализ проблем в многодетных семьях, причины их возникновения, а также возможные пути их решения.
В качестве теоретической базы исследования рассматриваются работы таких авторов как: Е.Ф. Альчидиева, Н.Ф. Басова, А.Б. Синельников, Н.Б. Шмелева, которые занимаются рассмотрением положения многодетных семей в современном обществе, а также занимались исследованием психологических особенностей подростков из семей c тремя и более детьми2.
А.В. Боваева представила работу в 2019 году, при этом основной упор в ней был сделан на социально-психологические особенности многодетных семей, которые обязательно должны учитываться в рамках оказания государственной поддержки, а также при рассмотрении особенностей жизнедеятельности3.
С точки зрения И. В. Кардановой, многодетная семья представляет собой объект по социальной поддержке как совместно проживающие родители (либо усыновители), которые воспитывают четырех и более детей (родных или усыновленных) в возрастной категории до 18 лет включительно, а также обучающиеся в образовательных учреждениях на очной форме (до 23 лет)1.
А.В Верещагина, Л.Р. Зияннурова, З.М. Казибекова рассматривают многодетную семью как особую социальную группу, имеющую множество аспектов и возможных проблем внутри нее2.
Г.И. Назарова в 2017 году подробно рассматривала проблемы многодетных семей, при этом учитывая этнические особенности. Дополнительно рассматривалась основная сущность проблем многодетных семей и характерные разнообразные актуальные аспекты в данной области3.
А.А. Ибрагимова в рамках своих исследований уделяет внимание проблемам функционирования многодетных семей, в том числе рассматриваются наиболее актуальные вопросы в этой области, ведь публикация была сделана относительно недавно, в 2019 году. Также в ней рассматриваются направления государственной политики в данной сфере для оказания в полной мере социальной поддержки4.
А. Г. Курзенева в диссертации «Многодетные семьи- образ жизни, здоровье детей, социальная защита» анализирует ценностные ориентиры и возникающие проблемы в социальном аспекте5.
Н.Ф. Дивицина подробно рассматривает ряд проблем, с которыми сталкивается семьи с тремя и более детьми, а также обращает внимание на малодетные семьи, где описанные трудности не присутствуют1.
Выявление актуальных на сегодняшний день проблем и возможных перспектив в области социальной поддержки многодетных семей можно отметить в качестве теоретической значимости исследовательской работы, а также рассматривать важность систематизации литературы в данной области: научной, учебной, исследовательской. Дополнительно необходимо рассматривать особенности социальной политики именно в Московской области. С помощью проведенного исследования можно получить данные, которые в дальнейшем играют практическое значение для совершенствования подобной политики и решения наиболее актуальных вопросов в области многодетных семей.
Цель исследования – определить особенности многодетных семей как социального института, а также выявить направления реализации государственных программ и общественных инициатив социальной поддержки многодетных семей в Московской области в период с 2013 по 2023 года.
Для реализации цели были поставлены следующие задачи:
1. Охарактеризовать специфику многодетных семей как объекта социальной политики;
2. Выявить меры социальной поддержки многодетных семей, которые реализуются через государственные программы;
3. Проследить практический опыт реализации общественных инициатив в Московской области.
Источниковая база включает в себя несколько основных групп. Первой группой используемых источников являются законодательные и номативные документы, которые действуют на федеральном и региональных уровнях в области социальной защиты многодетных семей. Основными источниками в исследовании на федеральном уровне являются: Конституция Российской Федерации, Семейный Кодекс Российской Федерации, Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, Федеральный закон от 29.12.2006 №256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», Указ Президента от 07.05.2012 № 606 «О мерах по реализации демографической политики», Федеральный закон от 19.05.1995 № 431 (ред. от 29.06.2021) «О государственных пособиях гражданам, имеющих детей»1.
На региональном уровне законодательными документами являются: Закон Московской Области №1/2006-О3 (ред. от 10.04.2020) «О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области», Закон Московской Области от 27.11.2015 №208/2015-ОЗ «О внесении изменений в статью 26.8 «Льготы, предоставляемые многодетным семьям» Закона Московской области «О льготном налогообложении в Московской области», Закон Московской области от 01.06.2011 г. №73/2011 «О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Московской области»1.
Постановления, принятые в Московской области также используются в данной исследовательской работе. Особо важное место для рассмотрения занимают: Постановление от 27.06.2017 г. №529/22 «Об утверждении Порядка предоставления выплаты на обучающегося, предоставляемой многодетной семье на приобретение одежды ребенку для посещения занятий на период его обучения в государственной образовательной организации Московской области или муниципальной образовательной организации в Московской области, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования», Постановление Правительства МО от 14.08.2012 г. №989/30 «Об утверждении Порядка назначения и выплаты социальных пособий в Московской области», Постановление Правительства Московской области от 19.12.2017 г. №1082/46 “Об утверждении порядка предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в Московской области», Постановление от 09.09.2021 г. №822/30 (ред. от 10.12.2021) «Об утверждении Порядка присвоения льготного статуса многодетной семье в Московской области», Постановление Правительства МО от 12.03.2021 г. №269/8 «О мерах по организации отдыха и оздоровления детей в Московской области»1.
Вторая группа источников – делопроизводственные документы, размещенные на официальных сайтах Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Министерства социального развития Московской области, а также годовые отчеты благотворительного фонда «МногоМама», которые помогают получить информацию о принятых законодательных решениях в вопросах социальной поддержки семей с тремя и более детьми1.
Третьей группой используемых источников являются материалы, опубликованные на официальном сайте благотворительного фонда по поддержке многодетных семей в Московской области – фонд «Многомама», которые позволяют полноценно оценить работу фонда: разобраться в реализуемых проектах, изучить их способы поддержки многодетных семей, а также проанализировать годовую отчетность2.
Четвертой группой источников можно выделить материалы периодической печати «РБК» и «Известия», которые использовались для сбора необходимой актуальной информации, позволившая отобразить происходящие события в обществе, которые касаются семьи как социального института3.
Пятой группой используемых источников являются статистические данные о направлениях и динамике проведения социальной политики для сбора процентных и количественных данных по отношению к проблематике семей с тремя и более детьми, а также цитирования высказываний политических деятелей с целью аргументации приводимых фактов по поддержке многодетных семей в Московской области в период с 2013 по 2023 года, а также демографические данные, позволяющие оценить прирост или снижение рождаемости в выбранном регионе.
Теоретико-методологические основания исследования
В данной исследовательской работе были использованы различные теоретические подходы к изучению многодетной семьи как социальной группы:
1. Системный подход позволил провести анализ многодетной семьи как сложной социальной структуры, которая требует к себе особого внимания со стороны государственных структур и общественных организаций, а также раскрыть ряд существующих проблемы, с которыми сталкиваются многодетные семьи в современном обществе. Более того, системный подход помог оценить эффективность существующих государственных программ и механизмов, а также деятельности общественных организаций по социальной поддержки многодетных семей.
2. Использование сравнительного метода позволило рассмотреть годовые отчеты одной из самых крупных федеральных благотворительных организаций по поддержке многодетных семей «МногоМама», а также получить необходимые для исследовательской работы сведения, опубликованные на официальном сайте фонда и проследить динамику работы, которая размещена с момента их основания (2013 год) и по сей день.
3. Общенаучные методы, такие как анализ, синтез, а также дедукция.
Более того, для корректной и точной оценки удовлетворенности проводимой социальной политикой для многодетных семей был использован эмпирический подход, а именно метод сбора статистических данных жителей Московской области, относящиеся к данной категории, с целью получения полноценного представления об эффективности проводимой социальной политики государства, а также помощи со стороны негосударственных фондов и организаций.
Выбранные методы теоретического и эмпирического подходов позволили решить поставленные в исследовательской работе задачи.
Структура исследовательской работы включает в себя введение, три главы, разделенные на параграфы, заключение, список используемых источников и литературы, а также 5-ти приложений.
В России 2024 год объявлен Президентом Российской Федерации Годом семьи, данное решение принято в связи с проведением эффективной государственной политики в сфере социальной защиты данного института, а также сохранением традиционных семейных ценностей. Особое внимание Владимир Владимирович Путин уделяет необходимости увеличения числа многодетных семей в стране: «Очень важно, чтобы многодетных семей у нас становилось все больше, но должен сказать, что их и становится больше. За последние годы примерно на 26 процентов выросло количество многодетных семей…»2.
Семья является важным важной ячейкой общества, на которой строятся основы российского общества. Именно уникальность и вариативность методов воспитания делают ее незаменимым социальным институтом, который обеспечивает прогресс современного общества и его стабильность.
Многодетная семья, которая рассматривается в данной работе, отличается особой структурой, которая обусловлена количеством детей и возможными проблемами, с которыми данная социальная группа сталкивается. Исследования статистических данных и различных опросов показывают, что число многодетных семей в Российской Федерации достигает 2,3 миллионов, именно поэтому нужно осмыслить качество жизни многодетных семей, их проблемы и возможные пути решения .
Проблема исследования
Социальная поддержка многодетных семей является одним из важных направлений проводимой государственной политики Российской Федерации, нацеленная на улучшение демографической ситуации в стране в долгосрочной перспективе.
Объектом исследования является социальная защита населения Московской области
Предметом исследования рассматривается реализация социальной поддержки многодетной семьи в Московской области в период 2013-2023 года.
Хронологические рамки исследования
В качестве нижней границы хронологических рамок исследования необходимо рассматривать 2013 год, с момента назначения Воробьева Андрея Юрьевича на должность губернатора Московской области. При этом необходимо учитывать, что верхней границей исследования является 2023 год, так как постоянно происходит совершенствование поддержки многодетных семей, и в настоящий момент действует множество программ по их реализации, в том числе и в Московской области, более того, следующий, 2024 год, объявлен Годом семьи, что предает дополнительную важность исследуемой работе.
Географические рамки исследования
В исследовательской работе Московская область, входящая в Центральный городской округ Российской Федерации, выбрана как субъект для анализа проводимой социальной политики по поддержке семей с тремя и более детьми, так как в данном регионе, по собранным данным на 2023 год, проживают порядка 112 тысяч многодетных семей, что является высоким показателем для возможности выполнить поставленные в научной работе цели1.
Степень изученности
В рамках представленной исследовательской работы предлагается достаточно большое количество разнообразной литературы. В том числе можно разделить все существующие данные на несколько разнообразных групп:
• Исследования, которые направлены на изучение многодетной семьи как особого социального института, а также выявление ее характерных особенностей;
• Научная литература, в рамках которой рассматриваются актуальные проблемы многодетных семей, включая психологические особенности детей, проживающих в семьях данного типа.
Дополнительно в рамках используемой литературы рассматриваются проблемы, которые встречаются у многодетных семей, возможные способы их разрешения не только с помощью социальной поддержки, но и с психологической точки зрения, а также особенности социальной и демографической характеристики многодетных семей, которая подробно раскрывается исследователями.
Одной из основных работ по изучению поставленной проблематике является монография Г. А. Банных, Е. В. Зайцева, С. Н. Костина «Многодетность как социальный феномен»1. Работа непосредственно посвящена изучению статуса многодетной семьи в Российской Федерации и в обществе вцелом, а также эффективность государственной поддержки и влияние на на социальную стабильность в демографической сфере. В работе также дается анализ проблем в многодетных семьях, причины их возникновения, а также возможные пути их решения.
В качестве теоретической базы исследования рассматриваются работы таких авторов как: Е.Ф. Альчидиева, Н.Ф. Басова, А.Б. Синельников, Н.Б. Шмелева, которые занимаются рассмотрением положения многодетных семей в современном обществе, а также занимались исследованием психологических особенностей подростков из семей c тремя и более детьми2.
А.В. Боваева представила работу в 2019 году, при этом основной упор в ней был сделан на социально-психологические особенности многодетных семей, которые обязательно должны учитываться в рамках оказания государственной поддержки, а также при рассмотрении особенностей жизнедеятельности3.
С точки зрения И. В. Кардановой, многодетная семья представляет собой объект по социальной поддержке как совместно проживающие родители (либо усыновители), которые воспитывают четырех и более детей (родных или усыновленных) в возрастной категории до 18 лет включительно, а также обучающиеся в образовательных учреждениях на очной форме (до 23 лет)1.
А.В Верещагина, Л.Р. Зияннурова, З.М. Казибекова рассматривают многодетную семью как особую социальную группу, имеющую множество аспектов и возможных проблем внутри нее2.
Г.И. Назарова в 2017 году подробно рассматривала проблемы многодетных семей, при этом учитывая этнические особенности. Дополнительно рассматривалась основная сущность проблем многодетных семей и характерные разнообразные актуальные аспекты в данной области3.
А.А. Ибрагимова в рамках своих исследований уделяет внимание проблемам функционирования многодетных семей, в том числе рассматриваются наиболее актуальные вопросы в этой области, ведь публикация была сделана относительно недавно, в 2019 году. Также в ней рассматриваются направления государственной политики в данной сфере для оказания в полной мере социальной поддержки4.
А. Г. Курзенева в диссертации «Многодетные семьи- образ жизни, здоровье детей, социальная защита» анализирует ценностные ориентиры и возникающие проблемы в социальном аспекте5.
Н.Ф. Дивицина подробно рассматривает ряд проблем, с которыми сталкивается семьи с тремя и более детьми, а также обращает внимание на малодетные семьи, где описанные трудности не присутствуют1.
Выявление актуальных на сегодняшний день проблем и возможных перспектив в области социальной поддержки многодетных семей можно отметить в качестве теоретической значимости исследовательской работы, а также рассматривать важность систематизации литературы в данной области: научной, учебной, исследовательской. Дополнительно необходимо рассматривать особенности социальной политики именно в Московской области. С помощью проведенного исследования можно получить данные, которые в дальнейшем играют практическое значение для совершенствования подобной политики и решения наиболее актуальных вопросов в области многодетных семей.
Цель исследования – определить особенности многодетных семей как социального института, а также выявить направления реализации государственных программ и общественных инициатив социальной поддержки многодетных семей в Московской области в период с 2013 по 2023 года.
Для реализации цели были поставлены следующие задачи:
1. Охарактеризовать специфику многодетных семей как объекта социальной политики;
2. Выявить меры социальной поддержки многодетных семей, которые реализуются через государственные программы;
3. Проследить практический опыт реализации общественных инициатив в Московской области.
Источниковая база включает в себя несколько основных групп. Первой группой используемых источников являются законодательные и номативные документы, которые действуют на федеральном и региональных уровнях в области социальной защиты многодетных семей. Основными источниками в исследовании на федеральном уровне являются: Конституция Российской Федерации, Семейный Кодекс Российской Федерации, Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, Федеральный закон от 29.12.2006 №256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», Указ Президента от 07.05.2012 № 606 «О мерах по реализации демографической политики», Федеральный закон от 19.05.1995 № 431 (ред. от 29.06.2021) «О государственных пособиях гражданам, имеющих детей»1.
На региональном уровне законодательными документами являются: Закон Московской Области №1/2006-О3 (ред. от 10.04.2020) «О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области», Закон Московской Области от 27.11.2015 №208/2015-ОЗ «О внесении изменений в статью 26.8 «Льготы, предоставляемые многодетным семьям» Закона Московской области «О льготном налогообложении в Московской области», Закон Московской области от 01.06.2011 г. №73/2011 «О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Московской области»1.
Постановления, принятые в Московской области также используются в данной исследовательской работе. Особо важное место для рассмотрения занимают: Постановление от 27.06.2017 г. №529/22 «Об утверждении Порядка предоставления выплаты на обучающегося, предоставляемой многодетной семье на приобретение одежды ребенку для посещения занятий на период его обучения в государственной образовательной организации Московской области или муниципальной образовательной организации в Московской области, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования», Постановление Правительства МО от 14.08.2012 г. №989/30 «Об утверждении Порядка назначения и выплаты социальных пособий в Московской области», Постановление Правительства Московской области от 19.12.2017 г. №1082/46 “Об утверждении порядка предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в Московской области», Постановление от 09.09.2021 г. №822/30 (ред. от 10.12.2021) «Об утверждении Порядка присвоения льготного статуса многодетной семье в Московской области», Постановление Правительства МО от 12.03.2021 г. №269/8 «О мерах по организации отдыха и оздоровления детей в Московской области»1.
Вторая группа источников – делопроизводственные документы, размещенные на официальных сайтах Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Министерства социального развития Московской области, а также годовые отчеты благотворительного фонда «МногоМама», которые помогают получить информацию о принятых законодательных решениях в вопросах социальной поддержки семей с тремя и более детьми1.
Третьей группой используемых источников являются материалы, опубликованные на официальном сайте благотворительного фонда по поддержке многодетных семей в Московской области – фонд «Многомама», которые позволяют полноценно оценить работу фонда: разобраться в реализуемых проектах, изучить их способы поддержки многодетных семей, а также проанализировать годовую отчетность2.
Четвертой группой источников можно выделить материалы периодической печати «РБК» и «Известия», которые использовались для сбора необходимой актуальной информации, позволившая отобразить происходящие события в обществе, которые касаются семьи как социального института3.
Пятой группой используемых источников являются статистические данные о направлениях и динамике проведения социальной политики для сбора процентных и количественных данных по отношению к проблематике семей с тремя и более детьми, а также цитирования высказываний политических деятелей с целью аргументации приводимых фактов по поддержке многодетных семей в Московской области в период с 2013 по 2023 года, а также демографические данные, позволяющие оценить прирост или снижение рождаемости в выбранном регионе.
Теоретико-методологические основания исследования
В данной исследовательской работе были использованы различные теоретические подходы к изучению многодетной семьи как социальной группы:
1. Системный подход позволил провести анализ многодетной семьи как сложной социальной структуры, которая требует к себе особого внимания со стороны государственных структур и общественных организаций, а также раскрыть ряд существующих проблемы, с которыми сталкиваются многодетные семьи в современном обществе. Более того, системный подход помог оценить эффективность существующих государственных программ и механизмов, а также деятельности общественных организаций по социальной поддержки многодетных семей.
2. Использование сравнительного метода позволило рассмотреть годовые отчеты одной из самых крупных федеральных благотворительных организаций по поддержке многодетных семей «МногоМама», а также получить необходимые для исследовательской работы сведения, опубликованные на официальном сайте фонда и проследить динамику работы, которая размещена с момента их основания (2013 год) и по сей день.
3. Общенаучные методы, такие как анализ, синтез, а также дедукция.
Более того, для корректной и точной оценки удовлетворенности проводимой социальной политикой для многодетных семей был использован эмпирический подход, а именно метод сбора статистических данных жителей Московской области, относящиеся к данной категории, с целью получения полноценного представления об эффективности проводимой социальной политики государства, а также помощи со стороны негосударственных фондов и организаций.
Выбранные методы теоретического и эмпирического подходов позволили решить поставленные в исследовательской работе задачи.
Структура исследовательской работы включает в себя введение, три главы, разделенные на параграфы, заключение, список используемых источников и литературы, а также 5-ти приложений.
Достижение демографической стабильности и увеличение численного состава населения является одной из ключевых задач для Российской Федерации. Реализация демографической функции, которая является частью социальной политики государства, осуществляется посредством воздействия мер социальной поддержки на такие важные демографические процессы, как стимулирование рождаемости, воспроизводство населения, увеличение продолжительности жизни и, в целом, создание условий для нормального развития семьи.
Многодетная семья, как социальный институт, имеет множество особенностей. Так, семьи могут носить статус многодетных в следствие естественного рождения, или их численный состав может возрастать по мере усыновления детей. Более того, для семей с тремя и более детьми характерна двойственность внутри их маленького коллектива. Нехватка внимания детям со стороны родителей является отрицательным аспектом, но при это оно компенсируется постоянным общением между братьями и сестрам (положительный аспект). Многодетные семьи также могут сталкиваться с неоднозначным отношением со стороны общества, которое вызвано одобрением или не одобрением окружающих. Семьи с тремя и более детьми также имеют ряд негативных признаков, которые также являются их особенной чертой – склонность детей к девиантному поведению из-за недостатка родительского внимания, а также низкий уровень финансового обеспечения, который может быть вызван трудностями с совмещением работы и воспитания.
Многодетная семья, в силу своих особенностей, является уязвимой категорией населения, именно поэтому нуждается в поддержке со стороны государства. Это связано с тем, что многодетные семьи сталкиваются с различными трудностями. А именно, материально-бытовые, жилищные проблемы, трудности с трудоустройством родителей, проблемы с воспитанием (педагогические) и эмоциональным состоянием родителей и детей (психологические), а также проблемы со здоровьем. Исследование показало, что многодетные семьи представляют собой незащищенный слой населения, для которого необходимо присутствие государства в целях проведения комплексной и систематической поддержки в целях обеспечения стабильности и благополучия.
Государственная политика в области социальной поддержки многодетных семей – это неотъемлемая составляющая демократического и социального государства, которая реализуется, в первую очередь, через государственные программы. Направления реализации действующих государственных программ включают в себя материальную поддержку, обеспечение льготных условий для семей с тремя и более детьми, а также предоставление родителям комфортных трудовых условий. Разработка, внедрение и проведение широкого спектра мер социальной поддержки многодетных семей на федеральном уровне напрямую направлены на улучшение качества их жизни. Нельзя не отметить влияние узконаправленных льгот, которые касаются сферы образования, здравоохранения, а также государственные меры поддержки, которые предоставляются в сложные для страны времена, например, в период пандемии COVID-19, а также в ходе Специальной военной операции. Так, были определены основные направления реализации государственных программ и федеральные меры социальной поддержки, которые проводятся государством и поддерживают стабильность института семьи.
Помимо федеральных льгот, регионы также могут устанавливать собственные меры поддержки для многодетных семей, в зависимости от выделенного бюджета. Примечательно, что федеральные меры социальной поддержки являются ориентиром для разработки региональных мер. Московская область оказалась одним из регионов, где проводимая социальная политика имеет множество направлений поддержки, которые направлены на улучшение жизни семей с тремя и более детьми. Региональные меры социальной поддержки варьируются в зависимости от испытываемых трудностей многодетными семьями и включает в себя материальные, транспортные, коммунальные, жилищные льготы.
В ходе исследования автор также изучил направления реализации социальной поддержки, которые проводятся общественными организациями. Через них обеспечивается стабильность различных демографических групп. Более того, автор также выявил основные функции общественных организаций, а именно, оказание широкого спектра дополнительных услуг для многодетных семей, посредничество между государством и рассматриваемой социальной группой, а также усиление коммуникации между семьями. Отмечается их важная роль в создании благоприятных условий для семей с тремя и более детьми. Практический опыт показал, что общественные инициативы, исходящие от неравнодушных граждан, являются необходимым дополнением к государственной поддержке, предоставляя многодетным семьям дополнительные возможности и ресурсы для преодоления социально-экономических трудностей. Были выделены основные направления социальной поддержки организаций, которые участвуют в благотворительной деятельности: материальная (в том числе и финансовая) и социальная поддержка, психологическая и юридическая помощь для семей, а также реализация культурно-развлекательных программ. Одним из примеров успешных общественных организаций является Центр поддержки многодетный семей «МногоМама, который был создан в 2014 году. С момента основания и до настоящего времени Фонд демонстрирует высокую степень заинтересованности в проблемах, которые возникают в многодетных семьях, а также созданию комплекса внутренних программ и дополнительных мер поддержки в целях избавления от трудностей.
Проведенный анализ реализации комплексной поддержки многодетным семьям Центром «МногоМама» позволил сделать вывод, что Фонд охватывает множество сфер жизни, оказывая помощь благодаря благотворительным поступлениям со стороны неравнодушных граждан. За 10 лет работы организация действительно развивалась, создавая новые программы, охватывая все больше регионов России и «опекая» большое количество многодетных семей. Тем не менее, в ходе практического исследования также было выявлено несколько проблемных аспектов, которые влияют на положительный имидж Центра. А именно, проблемы со стабильным поступлением благотворительных средств, нехватка специалистов для мониторинга информации о Фонде в сети Интернет, а также наличие негативных комментариев, которые позволили оценить неполноценную работу Центра «МногоМама», которая иногда отказывает в просьбе или игнорирует многодетных семей, просящих о поддержке.
Таким образом, исследование подтвердило важность и необходимость проведения и осуществления комплексного подхода к социальной поддержке со стороны государства для семей с тремя и более детьми в Российской Федерации, в том числе в целях поддержки и стимулирования граждан на рождение детей и улучшения демографических показателей.
Многодетная семья, как социальный институт, имеет множество особенностей. Так, семьи могут носить статус многодетных в следствие естественного рождения, или их численный состав может возрастать по мере усыновления детей. Более того, для семей с тремя и более детьми характерна двойственность внутри их маленького коллектива. Нехватка внимания детям со стороны родителей является отрицательным аспектом, но при это оно компенсируется постоянным общением между братьями и сестрам (положительный аспект). Многодетные семьи также могут сталкиваться с неоднозначным отношением со стороны общества, которое вызвано одобрением или не одобрением окружающих. Семьи с тремя и более детьми также имеют ряд негативных признаков, которые также являются их особенной чертой – склонность детей к девиантному поведению из-за недостатка родительского внимания, а также низкий уровень финансового обеспечения, который может быть вызван трудностями с совмещением работы и воспитания.
Многодетная семья, в силу своих особенностей, является уязвимой категорией населения, именно поэтому нуждается в поддержке со стороны государства. Это связано с тем, что многодетные семьи сталкиваются с различными трудностями. А именно, материально-бытовые, жилищные проблемы, трудности с трудоустройством родителей, проблемы с воспитанием (педагогические) и эмоциональным состоянием родителей и детей (психологические), а также проблемы со здоровьем. Исследование показало, что многодетные семьи представляют собой незащищенный слой населения, для которого необходимо присутствие государства в целях проведения комплексной и систематической поддержки в целях обеспечения стабильности и благополучия.
Государственная политика в области социальной поддержки многодетных семей – это неотъемлемая составляющая демократического и социального государства, которая реализуется, в первую очередь, через государственные программы. Направления реализации действующих государственных программ включают в себя материальную поддержку, обеспечение льготных условий для семей с тремя и более детьми, а также предоставление родителям комфортных трудовых условий. Разработка, внедрение и проведение широкого спектра мер социальной поддержки многодетных семей на федеральном уровне напрямую направлены на улучшение качества их жизни. Нельзя не отметить влияние узконаправленных льгот, которые касаются сферы образования, здравоохранения, а также государственные меры поддержки, которые предоставляются в сложные для страны времена, например, в период пандемии COVID-19, а также в ходе Специальной военной операции. Так, были определены основные направления реализации государственных программ и федеральные меры социальной поддержки, которые проводятся государством и поддерживают стабильность института семьи.
Помимо федеральных льгот, регионы также могут устанавливать собственные меры поддержки для многодетных семей, в зависимости от выделенного бюджета. Примечательно, что федеральные меры социальной поддержки являются ориентиром для разработки региональных мер. Московская область оказалась одним из регионов, где проводимая социальная политика имеет множество направлений поддержки, которые направлены на улучшение жизни семей с тремя и более детьми. Региональные меры социальной поддержки варьируются в зависимости от испытываемых трудностей многодетными семьями и включает в себя материальные, транспортные, коммунальные, жилищные льготы.
В ходе исследования автор также изучил направления реализации социальной поддержки, которые проводятся общественными организациями. Через них обеспечивается стабильность различных демографических групп. Более того, автор также выявил основные функции общественных организаций, а именно, оказание широкого спектра дополнительных услуг для многодетных семей, посредничество между государством и рассматриваемой социальной группой, а также усиление коммуникации между семьями. Отмечается их важная роль в создании благоприятных условий для семей с тремя и более детьми. Практический опыт показал, что общественные инициативы, исходящие от неравнодушных граждан, являются необходимым дополнением к государственной поддержке, предоставляя многодетным семьям дополнительные возможности и ресурсы для преодоления социально-экономических трудностей. Были выделены основные направления социальной поддержки организаций, которые участвуют в благотворительной деятельности: материальная (в том числе и финансовая) и социальная поддержка, психологическая и юридическая помощь для семей, а также реализация культурно-развлекательных программ. Одним из примеров успешных общественных организаций является Центр поддержки многодетный семей «МногоМама, который был создан в 2014 году. С момента основания и до настоящего времени Фонд демонстрирует высокую степень заинтересованности в проблемах, которые возникают в многодетных семьях, а также созданию комплекса внутренних программ и дополнительных мер поддержки в целях избавления от трудностей.
Проведенный анализ реализации комплексной поддержки многодетным семьям Центром «МногоМама» позволил сделать вывод, что Фонд охватывает множество сфер жизни, оказывая помощь благодаря благотворительным поступлениям со стороны неравнодушных граждан. За 10 лет работы организация действительно развивалась, создавая новые программы, охватывая все больше регионов России и «опекая» большое количество многодетных семей. Тем не менее, в ходе практического исследования также было выявлено несколько проблемных аспектов, которые влияют на положительный имидж Центра. А именно, проблемы со стабильным поступлением благотворительных средств, нехватка специалистов для мониторинга информации о Фонде в сети Интернет, а также наличие негативных комментариев, которые позволили оценить неполноценную работу Центра «МногоМама», которая иногда отказывает в просьбе или игнорирует многодетных семей, просящих о поддержке.
Таким образом, исследование подтвердило важность и необходимость проведения и осуществления комплексного подхода к социальной поддержке со стороны государства для семей с тремя и более детьми в Российской Федерации, в том числе в целях поддержки и стимулирования граждан на рождение детей и улучшения демографических показателей.
Подобные работы
- Система социальной поддержки семьи в Северске (на примере Областного государственного
учреждения Центр социальной поддержки населения ЗАТО Северск Томской области)
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2016 - Благотворительные организации как субъект социальной поддержки семьи
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2017 - Государственные меры поддержки семей, имеющих детей (Сибирский университет потребительской кооперации)
Дипломные работы, ВКР, трудовое право, право соц.обеспечения. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2024 - Субъективное благополучие отцов: взаимосвязи индивидуальных, внутрисемейных и социальных факторов
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2025 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНСТРУМЕНТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕМЬИ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ
Магистерская диссертация, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4810 р. Год сдачи: 2024 - ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЬИ В РЕГИОНЕ (НА ПРИМЕРЕ КГБУСО «СОЦИАЛЬНО - РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ «ПАРУС НАДЕЖДЫ»»)
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4240 р. Год сдачи: 2018 - АДАПТАЦИЯ ВЫПУСКНИКОВ СИРОТСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ К УСЛОВИЯМ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ПРОЖИВАНИЯ КАК НАПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2020 - Репродуктивное здоровье российской молодёжи (Российский государственный социальный университет)
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2024 - Ипотечное жилищное кредитование с государственной поддержкой в Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2023



