Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы изучения психологических особенностей мотивации студентов в процессе учебной деятельности 9
1.1. Проблема изучения мотивации в психолого-педагогической
литературе 9
1.2. Личностные особенности студентов 14
1.3. Особенности и педагогические условия развития мотивации к
обучению у студентов 20
Выводы по главе 1 32
Глава 2. Эмпирическое исследование различий в мотивационной сфере студентов психолого-педагогического направления 33
2.1. Организация и методы проведения исследования 33
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования различий в
мотивационной сфере студентов разных курсов психолого-педагогического направления 36
2.3. Обоснование и реализация программы развития мотивации к
обучению у студентов 48
Выводы по главе 2 52
Заключение 54
Список использованных источников 57
Приложения 61
Актуальность исследования. Вопрос о поиске, выборе и овладении профессией является одним из главных в жизни каждого человека.
В настоящее время особую актуальность приобретает вопрос о мотивации учебной деятельности студентов. Основой успешной учебной деятельности любого студента является высокий уровень мотивации к данному виду деятельности, а успешность учебной деятельности, в свою очередь, является важным фактором качества подготовки будущих специалистов. В обществе всегда будут нужны индивиды, у которых на высоком уровне развиты профессионализм, предприимчивость, инициатива, а также творческие способности. Обществу на современном этапе особенно нужны профессионально мобильные люди, готовые к принятию самостоятельных решений и принятию за них всей ответственности, способные к эффективному и успешному их нахождению, а также полноценной самореализации в динамично трансформирующихся социально-экономических и социально-политических условиях.
В последние годы в психолого-педагогической отечественной и зарубежной науке вопросам исследования мотивации учебной деятельности придается все большее значение. И это вовсе не случайность, так как проблема мотивации напрямую связана с проблемой эффективности учения как вида деятельности. В случаях доминирования внешних, утилитарных мотивов обучение становится формальным по своему характеру. И более того, если преобладают внешние мотивы, то это полностью перекрывает возможности проявления творческого подхода, самостоятельной постановки и достижения учебных целей. Общеизвестно в педагогике, что одним из факторов низкой успеваемости в большинстве случаев становится негативное или вовсе равнодушное отношение студента к учебе, что после окончания обучения может отрицательно сказаться и на его деятельности в профессиональном поле. И, наоборот, при высоком уровне развития мотивации к обучению студента гарантируется успешность его учебной деятельности.
Взаимосвязь отношения к обучению с будущей профессиональной деятельностью позволяет считать мотивацию учебной деятельности профессионально значимой личностной характеристикой студентов. Она играет роль, как показателя, так и критерия эффективности и успешности становления студента как будущего профессионала.
Начало студенческого периода, то есть обучения в вузе, знаменуется для бывшего школьника целой совокупностью новых обстоятельств: во- первых, происходит вхождение в новую социальную общность - «студенчество»; во-вторых, резко снижается уровень внешнего контроля над учебной деятельностью студента; в-третьих, происходит изменение структуры учебной деятельности как таковой, что выражается в дополнении и тесном переплетении мотивов учебной деятельности с профессиональными мотивами.
Учебная деятельность как научная проблема никогда не утрачивала своей актуальности, а в последние несколько десятилетий, на фоне происходящих процессов многократного увеличения темпов и объемов «производства» информации до уровня «перепроизводства», становится еще более злободневной. Соответствующий современным требованиям специалист для сохранения своей востребованности на рынке труда, испытывает необходимость в постоянном повышении уровня своего профессионализма посредством самообразования и периодического повышения своей квалификации.
Одна из ключевых психолого-педагогических проблем - это, несомненно, проблема мотивации. Так, Б.Ф. Ломов указывает, что вопросы мотивации и целеполагания в исследованиях в психологической науке играют ведущую роль.
Проблема мотивации входила в предметную область научных исследований выдающихся отечественных ученых: В.А. Иванникова, В.Г. Асеева, Б.И. Додонова, В.К. Вилюнаса. Также среди них Е.П. Ильин, В.И. Ковалев, А.Н. Леонтьев, B.C. Мерлин, П.В. Симонов, П.М. Якобсон и другие. К зарубежным исследователям, занимающимся данной проблемой, можно отнести Д.В. Аткинсона, X. Хекхаузена, М.Д. Вернона, К.В. Мадсена, А.Г. Маслоу, P.C. Петерса, У. Клейнбека и других.
...
Теоретический анализ научной литературы показал, что проблема мотивации является одной из стержневых проблем в психологии и педагогике.
Сущность понятия мотивации как психического явления заключается в сложном структурном динамичном образовании, отражающим процесс формирования мотивов и определяющим направленность и поведение личности.
Мотивация к обучению у студентов зависит от множества факторов. Такими факторами могут выступать: индивидуальные черты обучающихся, характерные особенности значимой для студента для студента образцом группы, уровень, которого достиг в развитии студенческий коллектив и т.д.
Анализ ключевых теоретических подходов к проблеме мотивации привел нас к определению ее как особого психологического явления, включающего совокупность внешних и внутренних стимулов, вызывающих в сознании человека стремление к совершению определённых действий.
На мотивацию учения студенческой молодежи как сложный структурный феномен влияет как важная для субъекта в данный момент времени деятельность и актуальные условия ее реализации, так и не менее значимые внутренние факторы. Поставленные студентами жизненные цели, сформированные в определенную иерархическую структуру ценности, с которыми тесно переплетаются их мотивы, влияющие на мотивацию учения, составляют главную детерминанту учебно-профессиональной деятельности студентов. Еще одним немаловажным фактором, требующим учета, являются природные задатки и сформированные навыки, также опосредующие характер связи между мотивацией и результатами обучения.
Проведенное исследование позволило частично подтвердить наше предположение о существовании в мотивации учения у студентов младшего 54
и старшего курсов психолого-педагогического направления различий в мотивации обучения в высшем учебном заведении, в уровне мотива достижения успеха и мотива избегания неудачи, а также в структуре мотивации учения:
1. Мотивация студентов разных курсов различается по шкале «приобретение знаний»: так, у студентов второго года обучения более высоко развит мотив приобретения знаний, чем у студентов, обучающихся на четвертом курсе (иЭмп = 305 при икр = 338, при p < 0,05).
2. Разные группы обследуемых студентов продемонстрировали различия сфер мотивации по шкале «овладение профессией»: данный мотив более значим для студентов более старшего курса (иЭмп = 295 при икр = 338, при p < 0,05).
3. Студенты разных курсов различаются по мотивационным профилям обучения (1Эмп = 2,3 при 1кр = 2,04, при p < 0,05): так, в мотивационном профиле у студентов второго года обучения доминирующую позицию занимают учебно-познавательные мотивы, меньшее значение выявлено у профессионального мотива и у мотива личного успеха. В мотивационном профиле студентов четвертого года обучения наибольшее значение отводится учебному мотиву, который подкрепляется внутренним познавательным. Таким образом, данный мотивационный профиль можно назвать познавательно-профессиональным.
Итак, в соответствии с результатами, полученными в ходе проведенного нами эмпирического исследования, мотивационная сфера студентов младшего и старшего курсов различаются по таким компонентам, как мотивация обучения в высшем учебном заведении, и мотивационные профили обучения.
Несомненно, данное эмпирическое исследование и его результаты мы рассматриваем в качестве малой части более широкой тематической области, но несмотря на это, сделанные выводы и полученные данные могут служить эмпирической базой психологической работы в университете, а также методическим основанием для разработки психокоррекционных программ по формированию адекватной структуры мотивации студентов в процессе получения высшего образования. Что касается остальных критериев (достижение успеха и избегание неудачи), то здесь значимые различия между вторым и четвертым курсами обнаружены не были.
Практически значимым представленное в данной работе исследование является благодаря разработанной в его рамках диагностической программе и программе по развитию у студентов мотивации учебной деятельности.
Исследование может быть продолжено в направлении выявления гендерной специфики развития мотивации к обучению.