Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ литературы по проблеме изучения самоотношения старших подростков с разным образом физического «Я» 7
1.1 Изучение понятия образ физического «Я». Сущность, характеристика 7
1.2 Изучение особенностей подросткового возраста 16
1.3. Особенности формирования образа физического «Я» в подростковом
возрасте 24
Выводы по главе 1 31
Глава 2. Эмпирическое исследование самоотношения старших подростков с
разным образом физического «Я» 32
2.1 Организация и методы эмпирического исследования 32
2.2. Анализ результатов исследования 36
2.3. Математико-статистическая обработка диагностических данных 41
Выводы 44
Заключение 46
Список используемых источников 47
В современном мире восприятие окружающего мира каждым человеком субъективно. Оно базируется на множестве внутренних критериев, формирующихся у индивида в течение всей его жизни. Эти критерии обусловлены образованием, жизненным опытом, его интеллектом, расовой, этнической, половой принадлежностью и, как это ни странно, его генетикой. Но ещё существуют и внешние критерии оценки - это субъективные оценки небольшого проживающего сообщества индивидуумов, формируемые во временном интервале: общественное мнение, традиции, культура и т.д. Общество, формируя свои стереотипы восприятия, заставляет нас использовать чужие модели, пытаться достичь чужих целей. Да и в самом обществе понятие красоты никогда не оставалось постоянным. Красота тела в гармонии с красотой души, баланс внутренней и внешней сущности, формы и содержания. Внимание к особенностям внешнего облика человека - одна из базовых установок человеческого сознания. Интерес человека к собственной внешности и внешности окружающих его людей - бесспорный факт.
В подростковом возрасте происходит бурный рост, развитие и перестройка организма ребенка, сопровождающийся неравномерность физического развития. Осознавая это, подросток стесняется и старается замаскировать свою нескладность, недостаточную координацию движений, принимая порой неестественные позы, пытаясь храбростью, нарочной грубостью отвлечь внимание от своей наружности. Даже легкая ирония и насмешка в отношении его фигуры, позы или походки вызывает часто бурную реакцию, подростка мучает мысль о том, что он смешон и нелеп в глазах окружающих[7].
Подростковый возраст является одним из важнейших этапов в становлении личности человека. Он характеризуется рядом специфических особенностей. Это возраст преобразований в сфере сознания, деятельности и системы взаимоотношений. Происходит познание подростка самого себя, формируется самоотношение, которое является способом познания своего ценностного смысла и собственного отношения к себе.
Актуальность выбора указанной проблематики подтверждается тем, что последствия неудовлетворенности своей внешностью подростка могут повлиять на формирование негативного самоотношения. Это может выражаться в негативной форме самоидентичности, в незначительных колебаниях настроения, депрессиях.
В психологии проблемами самоотношения к образу физического «Я» обращались такие психологи как Пантелеев С.Р., Столин В.В., Сарджвеладзе Н.И., Бернс Р., Рубинштейн С.Л., И. И. Чеснокова и другие.
Цель исследования: изучение самоотношения у старших подростков с разным образом физического «Я», для использования в практической работе педагога-психолога.
Объект исследования: самоотношение подростков с разным образом физического «Я».
Предмет исследования: личностные характеристики подростков с разным образом физического «Я».
Гипотеза: у подростков с неудовлетворительным отношение к образу физического «Я» преобладает негативная форма самоотношения, которая сопровождается ярко выраженным внешним локус контролем, низким уровнем развития рефлексии и негативной сформированностью личностной идентичности.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой в исследовании решались следующие задачи:
1. Проанализировать теоретические данные по проблеме изучения самоотношения и образа физического «Я» у старших подростков.
2. Провести диагностическое исследование по выявлению подростков с неудовлетворительным отношением к образу физического «Я» и на основе этого сделать анализ самоотношения по данной тематике.
3. Проанализировать результаты диагностики и проинтерпретировать выявленные различия показателей у групп подростков с удовлетворительным и неудовлетворительным отношением к образу физического «Я».
Методы исследования: теоретические методы исследования (анализ, синтез, обобщение), практические методы (анкетирование, опрос, тестирование), методы математической обработки данных (угловое преобразование Фишера).
Методики исследования:
1. Авторскаяанекта изучения оценки своей внешности.
2. Специализированная анкета определения типа личностной идентичности подростка (С.С. Носова).
3. Опросник рефлексивности А. В. Карпова
4. Методика «уровень субъективного контроля» (УСК) Е.А. Бажина, Е. А. Голышкиной, А. М. Эткинда.
Базу исследования составляли ученики параллели 8 классов, общее количество обследуемых составило 40 человек, в возрасте 14-15 лет.
Эмпирическое исследование проходило в три этапа.
На первом этапе (октябрь - ноябрь 2016 г.) был проведен теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования, сформулирована гипотеза исследования, определены теоретические и методологические составляющие, подобран диагностический инструментарий.
На втором этапе (декабрь 2016 г. - январь 2017 г.) было
подготовлено и проведено эмпирическое исследование изучения самоотношения у старших подростков разным образом физического «Я».
На третьем этапе (февраль - март 2017 г.) осуществлялась математическая обработка полученных данных, формулировались выводы, полученные на предыдущих этапах исследования.
Подростковый возраст является очень важным этапом в становлении личности. На данном этапе происходит познание ребенком самого себя и в связи с этим формирование его самоотношения. Самоотношение есть отношение личности к собственному «Я».
Актуальность выбранной проблематики подтверждается тем, что последствия неудовлетворенного отношения к образу физического «Я» подростка, может повлиять на формирование негативного самоотношения, которое в последствии может привести к непринятию своей личностной идентичности, заниженной самооценки, колебанию настроения подростка и др.
Целью нашего исследования было изучение самоотношения у старших подростков с разным образом физического «Я», для дальнейшей разработки рекомендаций педагогам и родителям.
Гипотезой нашего исследования являлось предположение о том, что у подростков с неудовлетворительным отношением к образу физического «Я», преобладает негативная форма самоотношения, которая сопровождается ярко выраженным внешним локус контролем, низким уровнем развития рефлексии и негативной сформированностью личностной идентичности.
В результате нашего исследование было установлено, что у подростков с неудовлетворительным отношением к образу физического «Я» преобладает низкий уровень развития рефлексии, внутренняя направленность локус контроля и позитивная личностная идентичность. Но имеют при этом позитивную сформированность личностной идентичности и внутреннюю направленность локус контроля. Это свидетельствует о частичном подтверждении гипотезы.
1. Алфеева Е.В. «Технология развития» Я-концепции детей в работе психолога // Ежегодник Российского психологического общества. СПб.,2003. -С. 90-94.
2. Бахтин М.М.Фрейдизм Издательство: «Лабиринт» 2004 . -17с.
3. Бернс Р. Развитие Я - концепции и воспитание. - М.: Прогресс. 1986. -420 с.
4. Бескова Д. А. Клинико-психологические характеристики внешней и внутренней границ телесности: на модели соматоформных расстройств: Дис. канд. психол. наук. М., 2006. - 220 с.
5. Быкова Е.Б. Образ будущего в картине мира и Я-концепцииличности: Дис. канд. психол. наук. Спб., 2003.-с.87.
6. Выготский, Л.С. Психология развития как феномен культуры./ Выготский Л.С., ред. и автор ступ, статьи М.Г. Ярошевкий. -М.: Издательство "Институт психологии"; Воронеж: НПО "МОДЭК", 1996.-512 с.
8. Гусева А.Г. Особенности восприятия своей внешности студентами // Вопросы психологии познания людьми друг друга и самосознание. Краснодар: КГУ, 1977. - С. 52-56.
9. Джемс У. Психология. М.: Высшая школа, 1991. - 369 с.
10. Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние. Спб.: Питер,2000- 300с.
11. Зинкевич О.В. О значении разработки понятия «рефлексия» для исследования самосознания личности // психологическая служба в высшей школе. Новосибирск, 1981. - С. 11-20.
12. Зинченко В.П. Миры сознания и структура сознания // Вопросы психологии №2. М., 1991. - С. 15-37.
13. Зотова О.И., Кряжева И.К., Некоторые аспекты социально-психологической адаптации личности / Психологические механизмы регуляции социального поведения. -М.,1979.-67с.
14. Каган В.Е. Стереотипы мужественности-женственности и образ Я у подростков // Вопросы психологии. 1989. № 3. С. 53-62.
15. Киященко Л.П. О границах телесности человека. М., 2000. -154 с.
16. Кон И.С. Публичная интимность //Psychologies. -2010. - № 50. -С. 31-35.
17. Корнилова Т.В. Экспериментальная психология: Теория и методы: Учебник для вузов. М.: Аспект Пресс, 2002. - 381 с.
18. Крылов А.Н. «Образ Я» как фактор развития личности: Дис. канд. психол. наук. М., 1984. - 141 с.
19. Кун М., Макпартлэнд Т. «Кто Я?» // Психология самосознания. Хрестоматия. / Под.ред. Д.Я. Райгородского. Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2000. - С. 460-468.
20. Куненкова С.А. Критерии, показатели и уровни развития самооценки в структуре Я-концепции подростка. М.: МОСУ, МАИ, 2004. - 33с.
21. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. 5-е изд. -М.: Изд- воУРАО, 1999.¬176с.
22. Куницина В.Н. Межличностное общение: Учебник. СПб.,2001.-с.23.
22. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии / А.Р. Лурия. - СПб.: Питер. -2006. -320 с.
23. Мдивани М.О. Исследование структуры образа физического «Я» школьников: Дис. канд. психол. наук. - М., 1991. -98 с.
24. Мерлин B.C. Структура личности: характер, способности, самосознание. - Пермь, 1990. -110 с.
25. Мухина B.C.. Возрастная психология. Феноменология развития : учебник для студ. высш. учеб.заведений / В.С.Мухина. -10-е изд., перераб. и доп. -М.: Издательский центр «Академия»2006. -68с.
26. Наровская Я.Б. Социально-психологические особенности женщин преобразующих свой внешний облик: Автореф. дис. канд. психол. наук. Ростов-на-Дону, 2007. - 28 с.
27. Николаева В.В., Арина Г.А. Клинико-психологические проблемы психологии телесности //Психологический журнал. -2003.- №1.-24 с.
28. Ничипоров Б.В. Введение в христианскую психологию
размышления священника-психолога.- Москва, "ШКОЛА-ПРЕСС", 1994.
28. Пантилеев С.Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система. М.: Изд-во МГУ, 1991. - 110 с.
29. Панферов В.Н. Восприятие и интерпретация внешности людей // Вопросы психологии, 2008, №2. С. 59-64.
30. Петрова Е.А. Визуальная психосемиотика общения: Дис. докт. псих.наук. М., 2000. - 402 с.
31. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. - СПб.: Из-во «Питер», 2000. - 624 с.
32. Реан А.Л., Л.Р. Кудашев, А.Л. Баранов Психология адаптации личности // Учебно-научное издание. - СПб.: Медицинская пресса, 2002.-55с.
33. Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности. М.: Наука, 1994. - С. 255-319.
34. Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. -М.: Высшая школа, 2000.-С. 119-153.
35. Рубинштейн C. Основы обшей психологии. Спб.: Питер,1999.-С. 639-640.
36. Сарджвеладзе Н.И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой. Тбилиси.: Мецниереба, 1989. - С.160-186.
37. Соколова Е.Т. Особенности личности при пограничных расстройствах и соматических заболеваниях. М. - 1995. -359 с.
38. Соколова Е.Т. Я-образ тела // Психология самосознания. Хрестоматия. / Под.ред. Д.Я. Райгородского. Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2000. - С. 406-422.
39. Столин В.В. Психодиагностика самосознания // Общая психодиагностика / Под ред. А.А.Бодалева, В.В.Столина. М.: МГУ 1987. -С. 245-289.
40. Тхостов А.Ш. Психология телесности. М.: Смысл, 2002. - 287с.
41. Фельдштейн Д.И. Сайко Э.В., Подросток на дистанции взросления и в пространстве его определения // Мир психологии. 2007. № 4. С. 3-10.
42. Фельдман И.Л. Сущностная характеристика и структура Я- концепции учителя начальных классов. М.: РУДН, 2004. - 22 с.
43. Хомская Е.Д. Нейропсихология. - СПб.: Питер. 2013. - 496 с.
44. Черкашина А. Г. Образ физического Я в самоотношении девушек 17-18 лет: Дис. канд. психол. наук. Самара, 2004. - 197 с.
45. Шибутани Т. Я-концепция // Психология самосознания / Под ред Д.Я. Райгородского. Самара: БАХРАХ, 2000. - С. 245-269.