ВВЕДЕНИЕ 2-6
ГЛАВА I ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВЕННО-КОНФЕССИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ И СТАНОВЛЕНИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОГО РЕЛИГИОЗНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
1.1. Образование и воспитание в X-XVII вв. на Руси 7-21
1.2. Становление системы религиозного образования
в России в XVIII-XIX вв 22-37
ГЛАВА II ПРЕПОДАВАНИЕ РЕЛИГИОЗНЫХ ОСНОВ В ШКОЛАХ ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ
2.1. Церковно-приходские школы дореволюционной России в системе
воспитания крестьянской молодежи 38-51
2.2. Преподавание Закона Божьего в дореволюционной
гимназии 52-56
ГЛАВА III МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРИМЕНЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ОРГАНИЗАЦИЯХ 57-67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68-70
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И
ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность темы исследования. Актуальность нашей работы обусловлена тем, что современное состояние российской системы православного образования таково, что мы вынуждены оглядываться назад, изучая и переоценивая опыт прошлого. При этом внимания заслуживает не только содержание и организация образовательного процесса в дореволюционных учебных заведениях, но также и юридический статус последних. Несомненно, что для более полного понимания положения православного образования в наши дни следует обратиться к истории.
Воспитательный потенциал религиозной педагогики - целостность веры и знания, раскрытие которой даёт возможность выработки обучающимися ценностных ориентаций в процессе становления и развития личности, способной к осознанному свободному самоопределению в нравственно-должном и духовно-совершенном. Религиозное просвещение можно определить как деятельность по трансляции специфического вида знания (религиозных доктрин), ценностей, образа жизни и мироощущения, осуществляемую профессионально подготовленными лицами
(священнослужителями, религиозными педагогами) в отношении учащихся.
К понятию духовная культура обращались отечественные философы, социальные аналитики, как в дореволюционный период, так и в послереволюционные годы. Оно у них тесно соотнесено с духовной основой общественного бытия. В работах авторов XIX — пер. пол. XX в. термин переплетается с такими понятиями, как «духовная жизнь», «сфера духа», «духовное обновление». Во всех указанных понятиях сфера и сущность духовного связывается с объективной, надиндивидуальной реальностью, которая одновременно укоренена также в сердце человека, открываясь ему через внутренние усилия и мистический опыт. Это - реальность Добра, Красоты, Истины, а в высшем смысле — реальность Бога. Такое понимание природы духовного позволяет дифференцировать его не только на фоне материальных, но и на фоне социальных аспектов культуры, признавая вместе с тем, что материальное и социальное выступают как бы внешним выражением и воплощением духовного.
Объектом исследования, проведенного в данной работе, является система религиозного дореволюционной России.
Предметом исследования выступает проблемы формирования и развития религиозного образования в школах и учебных заведениях.
Степень изученности проблемы. Большое значение для изучения истории становления системы становления и особенности обучения церковно-приходских школ имеет труд С.И. Митропольского «Очерк истории церковно-приходской школы» .
И.К. Смолич в своем произведении «История Русской Церкви» освещает вопрос развития народного просвещения в монгольский период русской истории, а также рассматривается вопрос о разнообразии литературы, которая способствовала религиозному мировосприятию людей.
Работа Г.В. Гусева «Социальная педагогика С.А. Рачинского» раскрывает основные направления образовательной деятельности Рачинского С.А. вдохновителя церковно-приходской школы.
Е.Ф. Сосунцов известный законоучитель, священник в своих работах уделял большое значение вопросу о порядке изучения молитв в образовательных учереждениях, данному воросу уделялось большое внимание в дореволюционной России.
В работе «Методика Закона Божия для законоучителя народных школ», А.Ф. Соколов делает акцент на индивидуальный подход в изучении молитв, особенности восприятия детьми религиозного материала.
Цель исследования состоит в комплексном анализе системы преподавания религиозных основ в дореволюционной России на определенных этапах развития. Исходя из поставленной цели, в работе предпринята попытка решить следующие задачи:
- рассмотреть вопрос об истоках религиозного образования дореволюционной России и взаимосвязи семейного и школьного воспитания;
- изучить влияние церковно-приходских школ на систему воспитания крестьянской молодежи;
- проанализировать особенности преподавании Закона Божьего в дореволюционных гимназиях и семинариях;
-выявить особенности преподавания религиозных основ на определенных этапах развития дореволюционной России...
В ходе исследования было выяснено, что идеи православия оказали значительное влияние на формирование идеала образования в России. В ходе получения знания о религии и Боге происходило самосовершенствование русского человека, формировалось его стремление к праведной жизни. Народ стремился найти в принципах православия, утешения и ответы на важные вопросы справедливости жизни и равноправия в обществе.
Религиозное образование и воспитание способствовало формированию нравственного идеала, формировало умение абстрагировать добро, отделяя его от зла, и создавать на основе этого представление об идеальном, совершенном мире, где царствует добро и отсутствует зло, и к которому причастен субъект морали. Это проецированное человеком идеальное царство добра (мир должного) с необходимостью противопоставляется эмпирической действительности (миру сущего).
Вследствие происходившей в X веке смены религиозных приоритетов на Руси, осуществлялось объединение народов и земель древнерусского государства. Следует сказать, что духовное объединение было гораздо более сильным, чем политическое, для людей.
Говоря о первых школах, можно сказать, что в основном они учреждались на утверждение веры. Вследствие данного факта, возникла потребность в приобретении богослужебных книг, а в особенности людей, которые смогли бы правильно читать данные книги и учить новой религии население.
Нужно отметить и то, что разделение в 1054 г. Христианства на восточную и западные ветви оказало сильное влияние на образование в Русском государстве. Особенностью развития всего хода введения религиозного образования на Руси, можно назвать то, что на протяжении определенного этапа развития религии, с первых веков христианства и до XVII века, направленность образования была в сторону обучения грамоте, вследствие которого, ученики должны были научиться понимать религиозные тексты и участвовать в богослужении...
1. Коджаспирова Г.Н., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. Для студентов высших и средних пед. учебных заведений. М.: Академия , 2000, - 176с
2. Козлова Г.Н. Образ жизни отечественной гимназии конца XIX начала ХХ века. // Педагогика, 2000 №6 с. 72-73.
3. Чернов М.И. Русская православная церковь: прошлое и настоящее // Советская педагогика. 1988 №6 с.117-121.
4. Латышина, Д.И. История педагогики. Воспитание и образование в России: Учебное пособие/Д.И.Латышина. М.: Форум, 1998 г. - 584 с.
5. Лобазова, О. Ф. Религиоведение М, Изд-во Дашков и Ко, 2005. 384с.
6. Пискунов, А. И. История педагогики и образования М: Издательство Сфера, 2009. 496с.
7. Якимец, С. В. История педагогики и образования Орск: Издательство ОГТИ, 2006. 120с.
8. Смолич И.К. История Русской Церкви. 1700 - 1917. М., 1996. Ч. 1.
9. Цыпин В.А. Церковное право. Курс лекций. М.: Круглый стол по религиозному образованию в Русской Православной церкви, 1994. Изд-во МФТИ. 440 с.
10. Аванесова Г.А. Трактовка духовной культуры и духовности в отечественной аналитике в прошлом и теперь // Вестник МГУ. Серия 7. Философия. 1998. № 4. С.3-17.
11. Алешинцев И. История гимназического образования в России: XVIII-XIX век. Спб., 1912. 346с.
12. Андреева Е.А. Духовное образование в женских епархиальных училищах // Духовно-нравственные и государственно-правовые основы отечественного воспитания. М. 1998. С.19-21.
13. Белозерцев Е.П. О смысле, содержании и результатах русского образования // Русская школа. Духовно-нравственные проблемы воспитания. М.,1996. С.55-73.
14. Верюжский В.А. «Афанасий, епископ Холмогорский, его жизнь и труды в связи с историей Холмогорской епархии». СПб.,1908. 683с.
15. Громыко М.М. Православие в жизни русского крестьянина // Живая старина. 1994. № 3. С.3-5...65