Подготовка бегунов на длинные и сверхдлинные дистанции
|
Введение
ГЛАВА I. Общая характеристика бега на длинные и
сверхдлинные дистанции 7
1.1. Специфические особенности отбора и спортивной ориентации
в видах на выносливость в спортивные школы 7
1.2. Особенности бега на длинные и сверхдлинные дистанции .... 14
1.3. Техника бега на длинные дистанции 19
1.4. Особенности техники бега на сверхдлинные дистанции 23
1.5. Специальная подготовка в марафонском беге 26
ГЛАВА II. Методы и организация исследования 31
2.1. Методы исследования 31
2.2. Организация исследования 35
ГЛАВА III. Результаты исследования и обоснование эффективности подготовки бегунов - любителей на длинные и сверхдлинные дистанции 37
3.1. Обоснование эффективности экспериментальной методики подготовки бегунов на длинные и сверхдлинные
дистанции 37
3.2. Результаты исследования 47
Выводы 59
Литература 60
Приложение 1 65
Приложение 2 66
Приложение 3 68
Приложение 4 79
ГЛАВА I. Общая характеристика бега на длинные и
сверхдлинные дистанции 7
1.1. Специфические особенности отбора и спортивной ориентации
в видах на выносливость в спортивные школы 7
1.2. Особенности бега на длинные и сверхдлинные дистанции .... 14
1.3. Техника бега на длинные дистанции 19
1.4. Особенности техники бега на сверхдлинные дистанции 23
1.5. Специальная подготовка в марафонском беге 26
ГЛАВА II. Методы и организация исследования 31
2.1. Методы исследования 31
2.2. Организация исследования 35
ГЛАВА III. Результаты исследования и обоснование эффективности подготовки бегунов - любителей на длинные и сверхдлинные дистанции 37
3.1. Обоснование эффективности экспериментальной методики подготовки бегунов на длинные и сверхдлинные
дистанции 37
3.2. Результаты исследования 47
Выводы 59
Литература 60
Приложение 1 65
Приложение 2 66
Приложение 3 68
Приложение 4 79
Состояние проблемы специальной подготовки бегунов - стайеров представляется чрезвычайно актуальной именно сегодня, на современном этапе развития олимпийского движения. Характеристики уровня подготовленности спортсменов бегунов - стайеров включают в себя взаимосвязанные и взаимообусловленные анатомо-морфологические, функциональные, спортивно-технические, психологические и тактико-стратегические аспекты. Однако в спортивной практике до настоящего времени не нашел применения системный методологический подход, когда при подготовке наиболее перспективных атлетов учитывались бы комплексные показатели спортивной подготовленности в педагогическом, медико-биологическом и психологическом аспектах.
В современной научно-методической литературе имеется значительное количество исследований, посвященных проблематике теории и методики спортивной тренировки (Н.Г. Озолин, 1970, 2003; Л.П. Матвеев, 1964, 1971; В.Н. Платонов, 1997; Ф.П. Суслов, 1999; Б.И. Шустин, 1995; В.Г. Никитушкин, 1996; В.К. Бальсевич, 2002; М.П. Шестаков, 2006).
Чемпионами мира в основном являются спортсмены из африканских стран, редко американцы и другие нации. В сверхдлинных дистанциях, бегуны-марафонцы Кореи, Японии, Китая (мужчины) имеют тоже традиции успешных выступлений на Олимпийских играх, где они побеждали еще в 1936 году. В последние годы они подтвердили свой приоритет в этом виде легкой атлетики на Олимпийских играх 1992 и 1996 годов, на всех Азиатских играх и многих крупнейших международных марафонах, в которых они
СССР не имеют таких богатых традиций в этом виде лёгкой атлетики. В их активе всего одна бронзовая медаль, завоеванная на Олимпиаде 1980 г в Москве и 2 победы в крупнейших марафонах в Токио(1982 г) и Лондоне(1991г). Бегуны России и СНГ не входят в списки 50 лучших спортсменов мира на этой дистанции.
В основном изучили работы, касающиеся изучения отдельных сторон их специальной подготовки. Во многих работах изучается тренировка каждого отдельно взятого высококвалифицированного спортсмена, где показаны качественные и количественные особенности в различных ее аспектах, тем не менее она происходит по совершенно конкретным планам и программам на каждом отдельном этапе микро- и макроцикла. Анализ изученных источников дает возможность увидеть подготовку атлета-стайера и выявить общие программные положения, определяющие, возможно, правильную направленность их тренировки в целом. Таким образом, проблемная ситуация, обуславливающая постановку настоящего исследования, заключается в противоречиях между высоким уровнем развития общей теории спорта и лёгкой атлетики, в частности, и невысокими спортивными достижениями легкоатлетов-бегунов Тувы и наоборот высшими достижениями бегунов России, и невысоким уровнем развития спортивной науки в Республике Тыва.
Таким образом, с нашей точки зрения, для построения и дальнейшего совершенствования подготовки бегунов - стайеров необходимо тренировка для развития всех необходимых качеств, а именно: специальной выносливости, силовой выносливости, качеств специальной силы, быстроты, тактико-технических взаимодействий, так как только в совокупности этих сторон подготовленности возможна реализация достижения максимально возможного результата. Изучение и внедрение опыта ведущих специалистов
Цель исследования - совершенствование методики специальной подготовки бегунов на длинные и сверхдлинные дистанции на основе рационального планирования и прогнозирования тренировочного процесса.
Задачи исследования:
1. Провести анализ научно-методической работы и выявить особенности подготовки бегунов на сверхдлинные дистанции.
2. выявить средства и методы круглогодичной подготовки бегунов на длинные и сверхдлинные дистанции.
3. Изучить некоторые фрагменты подготовки сильнейших спортсменов - бегунов на длинные и сверхдлинные дистанции России и других стран.
Гипотеза исследования - предполагалось, что разработанная методика совершенствования тренировочного процесса на основе взаимосвязанных компонентов рационального использования средств и методов, системы подготовки и прогнозирования результатов послужат совершенствованию специальной подготовки бегунов на длинные и сверхдлинные дистанции, также росту их спортивных достижений.
Объект исследования - система спортивной подготовки бегунов - стайеров на длинные и сверхдлинные дистанции.
Предмет исследования - средства, методы и система специальной подготовки спортсменов на различных этапах тренировочного процесса.
Теоретико-методологические основы дипломной работы:
- по теории и методике спорта: Н.Г. Озолина, Л.П. Матвеева, В.Н. Платонова, Ф.П. Суслова, Ю.В. Верхошанского, М .Я. Набатниковой, В.М. Зациорского, B.C. Фарфеля;
- спортивной тренировке стайеров: С.Вакурова, Д.Кеннет Догерти,
- теории и методики тренировки и соревновательной деятельности - в смежных видах спорта (лыжные гонки, плавание, коньки, велосипед и др.). Это работы К.А. Инясевского, С.М. Вайцеховского, С.В. Малиновского, В.Н. Платонова, М.Я. Набатниковой, И.Г. Огольцова и др.
Новизна. В попытке усовершенствовать систему подготовки бегунов - стайеров не только на тренировочных занятиях, но и усовершенствовать их тренировочные занятия по бегу на длинные и сверхдлинные дистанции, на основе предложенных методов и средств (на основе использования тренировочного процесса ведущих специалистов России и мира, особенно на примере стайеров Азиатских стран), попытались улучшить систему подготовки. Попытались составить модельную характеристику бега на длинные и сверхдлинные дистанции, включающие в себя педагогические (спортивно-технические и тактико-стратегические) аспекты подготовки. Попытались сделать анализ подготовки чемпионов (мужчин и женщин), который являлся основой формирования системы многолетнего планирования и прогнозирования тренировочного процесса в подготовке спортсменов. Попытались обосновать и экспериментально доказать средства и методы различных режимов тренировки на различных этапах подготовки тувинских спортсменов.
Практическая значимость. Предложенные средства и методы, и система подготовки (в приложении) могут помочь в подготовке лучших бегунов в Республике Тыва, оказать помощь в подготовке тренеров спортивных школ, также как помощь студентам ТувГУ факультета «Физическая культура и спорт» и средних специальных учебных заведений: Училища Олимпиского резерва», «Кызылский педагогический колледж» в написании курсовых и дипломных работ, и по подготовке к дисциплинам: «Легкая атлетика» и «Теория и методика физического воспитания».
В современной научно-методической литературе имеется значительное количество исследований, посвященных проблематике теории и методики спортивной тренировки (Н.Г. Озолин, 1970, 2003; Л.П. Матвеев, 1964, 1971; В.Н. Платонов, 1997; Ф.П. Суслов, 1999; Б.И. Шустин, 1995; В.Г. Никитушкин, 1996; В.К. Бальсевич, 2002; М.П. Шестаков, 2006).
Чемпионами мира в основном являются спортсмены из африканских стран, редко американцы и другие нации. В сверхдлинных дистанциях, бегуны-марафонцы Кореи, Японии, Китая (мужчины) имеют тоже традиции успешных выступлений на Олимпийских играх, где они побеждали еще в 1936 году. В последние годы они подтвердили свой приоритет в этом виде легкой атлетики на Олимпийских играх 1992 и 1996 годов, на всех Азиатских играх и многих крупнейших международных марафонах, в которых они
СССР не имеют таких богатых традиций в этом виде лёгкой атлетики. В их активе всего одна бронзовая медаль, завоеванная на Олимпиаде 1980 г в Москве и 2 победы в крупнейших марафонах в Токио(1982 г) и Лондоне(1991г). Бегуны России и СНГ не входят в списки 50 лучших спортсменов мира на этой дистанции.
В основном изучили работы, касающиеся изучения отдельных сторон их специальной подготовки. Во многих работах изучается тренировка каждого отдельно взятого высококвалифицированного спортсмена, где показаны качественные и количественные особенности в различных ее аспектах, тем не менее она происходит по совершенно конкретным планам и программам на каждом отдельном этапе микро- и макроцикла. Анализ изученных источников дает возможность увидеть подготовку атлета-стайера и выявить общие программные положения, определяющие, возможно, правильную направленность их тренировки в целом. Таким образом, проблемная ситуация, обуславливающая постановку настоящего исследования, заключается в противоречиях между высоким уровнем развития общей теории спорта и лёгкой атлетики, в частности, и невысокими спортивными достижениями легкоатлетов-бегунов Тувы и наоборот высшими достижениями бегунов России, и невысоким уровнем развития спортивной науки в Республике Тыва.
Таким образом, с нашей точки зрения, для построения и дальнейшего совершенствования подготовки бегунов - стайеров необходимо тренировка для развития всех необходимых качеств, а именно: специальной выносливости, силовой выносливости, качеств специальной силы, быстроты, тактико-технических взаимодействий, так как только в совокупности этих сторон подготовленности возможна реализация достижения максимально возможного результата. Изучение и внедрение опыта ведущих специалистов
Цель исследования - совершенствование методики специальной подготовки бегунов на длинные и сверхдлинные дистанции на основе рационального планирования и прогнозирования тренировочного процесса.
Задачи исследования:
1. Провести анализ научно-методической работы и выявить особенности подготовки бегунов на сверхдлинные дистанции.
2. выявить средства и методы круглогодичной подготовки бегунов на длинные и сверхдлинные дистанции.
3. Изучить некоторые фрагменты подготовки сильнейших спортсменов - бегунов на длинные и сверхдлинные дистанции России и других стран.
Гипотеза исследования - предполагалось, что разработанная методика совершенствования тренировочного процесса на основе взаимосвязанных компонентов рационального использования средств и методов, системы подготовки и прогнозирования результатов послужат совершенствованию специальной подготовки бегунов на длинные и сверхдлинные дистанции, также росту их спортивных достижений.
Объект исследования - система спортивной подготовки бегунов - стайеров на длинные и сверхдлинные дистанции.
Предмет исследования - средства, методы и система специальной подготовки спортсменов на различных этапах тренировочного процесса.
Теоретико-методологические основы дипломной работы:
- по теории и методике спорта: Н.Г. Озолина, Л.П. Матвеева, В.Н. Платонова, Ф.П. Суслова, Ю.В. Верхошанского, М .Я. Набатниковой, В.М. Зациорского, B.C. Фарфеля;
- спортивной тренировке стайеров: С.Вакурова, Д.Кеннет Догерти,
- теории и методики тренировки и соревновательной деятельности - в смежных видах спорта (лыжные гонки, плавание, коньки, велосипед и др.). Это работы К.А. Инясевского, С.М. Вайцеховского, С.В. Малиновского, В.Н. Платонова, М.Я. Набатниковой, И.Г. Огольцова и др.
Новизна. В попытке усовершенствовать систему подготовки бегунов - стайеров не только на тренировочных занятиях, но и усовершенствовать их тренировочные занятия по бегу на длинные и сверхдлинные дистанции, на основе предложенных методов и средств (на основе использования тренировочного процесса ведущих специалистов России и мира, особенно на примере стайеров Азиатских стран), попытались улучшить систему подготовки. Попытались составить модельную характеристику бега на длинные и сверхдлинные дистанции, включающие в себя педагогические (спортивно-технические и тактико-стратегические) аспекты подготовки. Попытались сделать анализ подготовки чемпионов (мужчин и женщин), который являлся основой формирования системы многолетнего планирования и прогнозирования тренировочного процесса в подготовке спортсменов. Попытались обосновать и экспериментально доказать средства и методы различных режимов тренировки на различных этапах подготовки тувинских спортсменов.
Практическая значимость. Предложенные средства и методы, и система подготовки (в приложении) могут помочь в подготовке лучших бегунов в Республике Тыва, оказать помощь в подготовке тренеров спортивных школ, также как помощь студентам ТувГУ факультета «Физическая культура и спорт» и средних специальных учебных заведений: Училища Олимпиского резерва», «Кызылский педагогический колледж» в написании курсовых и дипломных работ, и по подготовке к дисциплинам: «Легкая атлетика» и «Теория и методика физического воспитания».
1. В беге на длинные и сверхдлинные дистанции наиболее значимым фактором в общей структуре многолетней подготовки является способность к достижению высоких результатов на смежных по отношению к основной дистанциях, составляя треть и более вклада в общей дисперсии выборки (от 30 до 45%) Вторым по значимости фактором соревновательной деятельности при анализе факторной структуры стала способность спортсмена к быстрому пробеганию финишного отрезка, различающемуся в зависимости от специализации бега Вклад этого фактора в беге на средние и длинные дистанции составил практически вторую треть в общей картине факторной структуры (от 28 до 30%)
2. Раскладка сил по дистанции у спортсменов экстра-класса в марафонском беге (мужчины и женщины) отмечается четким построением графика бега для каждой ее части до 25-30 км - экономичное равномерное распределение скорости бега по дистанции с ее колебаниями в пределах 2— 3%), от 30-го до 40-го км - повышение скорости бега до 1,5%, на финишном отрезке 2 км 195 м -значительное увеличение скорости бега от 1 до 2%.
3. Включение в тренировочную программу серий упражнений на более длинных отрезках (4x2000 м, 2x5000 м и др) темпового бега (12 км, 15 км, 20 км) способствует увеличению объема скоростной работы Тем более что нагрузка при ее выполнении на длинных отрезках по своему воздействию на организм приближается к соревновательной.
2. Раскладка сил по дистанции у спортсменов экстра-класса в марафонском беге (мужчины и женщины) отмечается четким построением графика бега для каждой ее части до 25-30 км - экономичное равномерное распределение скорости бега по дистанции с ее колебаниями в пределах 2— 3%), от 30-го до 40-го км - повышение скорости бега до 1,5%, на финишном отрезке 2 км 195 м -значительное увеличение скорости бега от 1 до 2%.
3. Включение в тренировочную программу серий упражнений на более длинных отрезках (4x2000 м, 2x5000 м и др) темпового бега (12 км, 15 км, 20 км) способствует увеличению объема скоростной работы Тем более что нагрузка при ее выполнении на длинных отрезках по своему воздействию на организм приближается к соревновательной.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ РАЦИОНАЛЬНОГО ДВИГАТЕЛЬНОГО РИТМА У БЕГУНОВ НА ДЛИННЫЕ ДИСТАНЦИИ
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4520 р. Год сдачи: 2023 - Особенности технико-тактической подготовки бегунов на сверхдлинные дистанции
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - Методика воспитания скоростной выносливости у бегунов на средние дистанции
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4990 р. Год сдачи: 2020 - Совершенствование техники бега на средние дистанции юношей 15-17 лет
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - Технология построения тренировочного процесса юных бегунов на средние дистанции
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4315 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ АЭРОБНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ У ЮНЫХ ЛЕГКОАТЛЕТОВ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2019 - СКОРОСТНО-СИЛОВАЯ ПОДГОТОВКА НА РАННИХ ЭТАПАХ МНОГОЛЕТНЕГО ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА ЛЕГКОАТЛЕТОВ-СПРИНТЕРОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У
ЛЕГКОАТЛЕТОВ В БЕГЕ НА СРЕДНИЕ ДИСТАНЦИИ
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4760 р. Год сдачи: 2016 - Разработка программного модуля, транслирующего перемещение спортсмена на треке в режиме реального времени, информационной системы электронного хронометража спортивных соревнований
Дипломные работы, ВКР, информационные системы. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2016



