Работа сделана на примере Московской области.
Проведен анализ данных за 2019-2023 годы.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические аспекты инновационной деятельности в контексте экономической безопасности 5
2.1. Инновации как составная экономическая безопасности: понятия 5
1.2. Взаимосвязь инноваций и экономической безопасности 7
1.3. Обоснование показателей и методики оценки инновационной составляющей в обеспечении экономической безопасности 9
Глава 2. Анализ инновационного развития и его влияние на экономическую безопасность Московской области 14
2.1. Инновации и их участие в современной экономике субъекта. Социально-экономическая характеристика Московской области 14
2.2. Анализ инновационного развития Московской области 17
2.3. Оценка уровня инновационного развития Московской области 23
Глава 3. Преодоление проблем экономической безопасности субъекта, обусловленных инновациями 26
3.1. Угрозы в инновационном развитии в обеспечении. Проблемная сторона внедрения инноваций с точки зрения экономической безопасности Московской области 26
3.2. Пути преодоления проблем инноваций в экономической безопасности субъекта 28
Заключение 32
Список источников 36
В настоящем исследовании рассматривается проблематика
влияния инновационной составляющей на экономическую безопасность субъектов Российской Федерации на примере конкретного региона (Московской области).
Актуальность тематики обоснована следующим. Экономическая безопасность – это область научного знания, в рамках которой изучают состояние экономики, при котором обеспечивается достаточно высокий и устойчивый рост экономических показателей; эффективное удовлетворение экономических потребностей; контроль государства за движением и использованием национальных ресурсов; защита экономических интересов страны на национальном и международном уровнях .
В макроэкономике экономическая безопасность – такое состояние, или уровень развития средств производства в стране, при которых процесс устойчивого развития экономики и социально-экономическая стабильность общества обеспечивается, практически, независимо от наличия и действия внешних факторов.
Инновационные технологии могут играть как позитивную, так и негативную роль в обеспечении информационной безопасности. В условиях современности, эти технологии очень важны для экономического развития, а потому им уделяется отдельное внимание. Кроме того, инновационные технологии необходимы в контексте достижения национальных целей развития, так как способствуют стабильному экономическому росту и повышению конкурентоспособности национальной экономики.
Цель работы – оценить влияние инновационной составляющей на экономическую безопасность конкретного субъекта России, выявить проблемы и угрозы, предложить меры по их преодолению.
С этой целью поставлены следующие задачи:
- раскрыть теоретические аспекты инноваций и экономической безопасности, проследить их взаимосвязь;
- обосновать методику и показатели оценки инновационной составляющей в экономической безопасности;
- охарактеризовать рассматриваемый регион – Московскую область, проанализировать инновационное развитие данного региона, оценить уровень инновационного развития Московской области;
- раскрыть угрозы в инновационном развитии региона;
- выработать пути преодоления угроз и проблем.
Объектом исследования выступает экономика Московской области.
Предметом является инновационная деятельность в обеспечении экономической безопасности региона. Методически работа включает анализ, синтез, обобщение разнообразной информации.
Структурно работа обусловлена целью и задачами и включает введение, три главы, заключение, список источников.
В настоящем исследовании изучена тематика
влияния инновационной составляющей на экономическую безопасность субъектов Российской Федерации на примере конкретного региона (Московской области).
По итогам достигнуты следующие результаты.
Выявлено, что инновации представляют собой новшества и новации, возникающие и применяющиеся в разных сферах общественной жизни. В то время как экономическая безопасность – это специфическая сфера знаний и сфера государственной политики, в рамках которой обеспечивается стабильный экономический рост, эффективное удовлетворение потребностей граждан, защищенность национальных интересов в экономической сфере, а также и повышение эффективности функционирования экономических механизмов. Инновации могут быть как полезны для таких целей, так и потенциально вредны.
Отмечено, что взаимосвязь между экономической безопасностью страны и инновациями является основополагающей для ее процветания и стабильности. Инновации могут влиять на экономическую безопасность, стимулируя рост, конкурентоспособность и устойчивость, но в то же время несут в себе такие угрозы, как перемещение рабочих мест, неравенство доходов и кибер-риски. Понимая эту динамику и ответственно используя возможности инноваций, страны могут эффективно решать эти проблемы и использовать открывающиеся возможности для построения более безопасного и процветающего будущего для своих граждан.
Акцентировано, что среди основных методов оценивания уровня инновационного развития в контексте экономической безопасности можно выделить такие как:
- уровень расходов на НИОКР;
- количество патентов;
- рейтинги, оценивающие инновационное развитие;
- экосистема стартапов;
- индексы инновационного развития экономики региона.
Отмечено, что Московская область – это крупная региональная экономика, которая по размеру уступает лишь экономике Москвы и Санкт-Петербурга, а по некоторым показателям (таким как промпроизводство) – только экономике Москвы.
Динамика экономики региона достаточно позитивна и за последние 5 лет показывала стабильный рост. То же самое можно сказать о валовом региональном продукте на душу населения, который также стабильно растёт.
Экономика региона достаточно инновационна, поскольку здесь располагается множество различных предприятий (в том числе, зарубежных), а также научно-исследовательские центры.
Далее подчеркнуто, что Московская область характеризуется достаточно сильным инновационным потенциалом.
Занимая 6-е место среди регионов России в рейтинге инновационного развития регионов, она, в то же время, является второй (уступая лишь Москве) в расходах на НИОКР и третьей (уступая Санкт-Петербургу и Москве) по коэффициенту изобретательской активности.
Московская область – регион базирования стартапов, проектов импортозамещения (которых насчитывается порядка 300). Также регион привлекает десятки миллиардов рублей инвестиций в инновационные проекты.
Хотя Московская область имеет сильные позиции в инновационном развитии среди регионов России, она имеет и явные препятствия на пути к становлению региона как лидера инновационного развития страны.
Об этом свидетельствуют четыре выявленные проблемы инновационного развития региона.
Четыре проблемных фактора в контексте инновационного развития Московской области с точки зрения экономической безопасности выглядят следующим образом:
- проблемы социально-экономического обеспечения развития инноваций – а именно, низкий уровень обучающихся на программах среднего специального и высшего образования, а также старение населения;
- недостаточная эффективность применения финансирования НИОКР
- недостаточная развитость технологических инноваций в рамках инновационной деятельности, несмотря на крупные вложения;
- институциональная проблема.
Подчеркнута и высокорисковая природа развития технологичных стартапов.
В соответствии с выявленными проблемами и угрозами экономической безопасности Московской области, проистекающими от развития инноваций, предложены такие меры их преодоления как:
- привлечение студентов и трудоспособного населения в Московскую область путем совершенствования условий труда и роста рейтингов подмосковных учебных заведений. Кроме того, важной мерой выступает активная демографическая политика региона, направленная, к примеру, на стимулирование рождаемости;
- проведение мониторинга и аудита расходов на инновации, формирование специального контрольного органа или структуры в уже существующем органе, а конкретно – в Министерстве инвестиций, промышленности и науки Московской области;
- развитие институциональной среды путём формирования либо отдельно отстоящей, либо интегрированной структуры, ответственной не просто за мониторинг, но за широкий спектр инновационной политики и, в том числе, за меры поддержки.
Путем принятия таких мер могут быть решены ключевые проблемы инновационного развития региона и минимизированы угрозы с точки зрения экономической безопасности.
1. Закон Московской области от 10 февраля 2011 года N 15/2011-ОЗ «Об инновационной политике органов государственной власти Московской области» // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. URL: https://docs.cntd.ru/document/895284422 (дата обращения: 19.05.2024).
2. Постановление Правительства МО от 09.10.2019 N 699/33 (ред. от 14.07.2021) "О мерах по реализации Закона Московской области "О грантах Правительства Московской области в сферах науки, технологий, техники и инноваций" и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Московской области" (вместе с "Порядком, условиями предоставления и расходования грантов Правительства Московской области в сферах науки, технологий, техники и инноваций, а также требования к проведению конкурсного отбора", "Порядком формирования перечня тем научных исследований и разработок") // Министерство инвестиций, промышленности и науки Московской области. URL: https://mii.mosreg.ru/dokumenty/innovacii/granty-pravitelstva-moskovskoy-oblasti-v-sfer/25-05-2022-11-17-37-postanovlenie-pravitelstva-mo-ot-09-10-2019-n (дата обращения: 19.05.2024).
3. Валовой региональный продукт // Управление Федеральной службы государственной статистики по Москве и Московской области. URL: https://77.rosstat.gov.ru/folder/134907 (дата обращения: 19.05.2024
4. Василенок В.Л., Быков В.Н. О некоторых угрозах экономической безопасности России // URL: http://economics.ihbt.ifmo.ru/file/article/6751.pdf (дата обращения: 17.05.2024).
5. Волкова Т.А., Волкова С.А. Роль инноваций в обеспечении экономической безопасности региональных систем // Вестник ВГУИТ. 2020. №4 (86). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-innovatsiy-v-obespechenii-ekonomicheskoy-bezopasnosti-regionalnyh-sistem-1 (дата обращения: 17.05.2024).
6. Все, что вам нужно знать о том, почему стартапы терпят неудачу, 20.12.2021 // Wrike. URL: https://www.wrike.com/ru/blog/vse-chto-vam-nuzhno-znat-o-tom-pochemu-startapy-terpyat-neudachu/ (дата обращения: 20.05.2024).
7. Выстояли под санкциями: рейтинг регионов России по экономическому развитию, 02.02.2023 // Реальное время. URL :https://realnoevremya.ru/articles/271911-reyting-regionov-rossii-po-ekonomicheskogo-razvitiyu-v-2022-godu (дата обращения: 19.05.2024).
8. Гордеев А. Московский магнит, 14.12.2017 // Ведомости. URL: https://www.vedomosti.ru/partner/articles/2017/12/12/744944-moskovskii-magnit https://gogov.ru/life-expectancy/mo (дата обращения: 04.06.2024).
9. Демографическая политика // Правительство Российской Федерации. URL: http://government.ru/rugovclassifier/4/main/ (дата обращения: 05.06.2024).
10. Зайцева Е.И. Инновации: понятие и значение на современном этапе // EESJ. 2016. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/innovatsii-ponyatie-i-znachenie-na-sovremennom-etape (дата обращения: 28.05.2024).
11. Инвестпроекты на 60 млрд рублей привлекла в 2023 году Корпорация развития Московской области, 09.01.2024 // Министерство инвестиций, промышленности и науки Московской области. URL: https://mii.mosreg.ru/sobytiya/novosti-ministerstva/09-01-2024-14-41-13-investproekty-na-60-mlrd-rubley-privlekla-v-2023-g (дата обращения: 19.05.2024).
12. Количество проектов импортозамещения в Подмосковье приблизилось к 300, 16.05.2024 // ТАСС. URL: https://tass.ru/ekonomika/20818411 (дата обращения: 19.05.2024).
13. Московская область – 2023: основные итоги социально-экономического развития прошлого года в цифрах, 12.02.2024 // Министерство экономики и финансов Московской области. URL: https://mef.mosreg.ru/sobytiya/novosti-ministerstva/12-02-2024-14-02-19-moskovskaya-oblast-2023-osnovnye-itogi-sotsialno-e (дата обращения: 19.05.2024).
14. Проект бюджета Подмосковья на 2023 год предусматривает возможные экономические сложности, 16.11.2022 // ТАСС. URL: https://tass.ru/ekonomika/16346871 (дата обращения: 19.05.2024).
15. Расходы на НИОКР по регионам // Федеральная служба государственной статистики. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/nauka_5.xlsx (дата обращения: 19.05.2024).
16. Рейтинг инновационного развития субъектов Российской Федерации. 6 выпуск // НИУ ВШЭ. URL: https://issek.hse.ru/rirr2019 (дата обращения: 19.05.2024).
17. Рейтинги регионального развития // Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». URL: https://region.hse.ru/rankingid19 (дата обращения: 17.05.2024).
18. Рязанова Т.В. Анализ инновационного развития Московской области // Электронный научный журнал «Вектор экономики», 2020, №4. URL: http://www.vectoreconomy.ru/images/publications/2020/4/innovationmanagement/Ryazanova.pdf (дата обращения: 19.05.2024).
19. Средняя продолжительность жизни в Московской области, 01.06.2024 // Gogov. URL: https://gogov.ru/life-expectancy/mo (дата обращения: 04.06.2024).
20. Численность населения Подмосковья увеличилась на 1,6 млн человек – губернатор, 06.02.2023 // Интерфакс. URL: https://www.interfax-russia.ru/center/novosti-podmoskovya/chislennost-naseleniya-podmoskovya-uvelichilas-na-1-6-mln-chelovek-gubernator#:~:text (дата обращения: 19.05.2024).
21. Число действующих патентов по регионам // Федеральная служба государственной статистики. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/rY8ccbmK/patent_14.xls (дата обращения: 19.05.2024).
22. Экономика инноваций: Учебное пособие. — М.: Экономический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова, 2016.