1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНО
РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО 3
ДОМА
1.1. Развитие социально-реабилитационного потенциала воспитанников
детского дома как социально-педагогическая 5
проблема
1.2. Социально-педагогические условия развития социально
реабилитационного потенциала воспитанников детского дома младшего школьного
возраста
Выводы по главе
1
2. ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННОГО
ПОТЕНЦИАЛА ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО
ДОМА
2.1. Диагностика актуального уровня развития социальнореабилитационного потенциала воспитанников детского
дома
2.2. Опыт организации социально-педагогической работы по развитию
социально-реабилитационного потенциала воспитанников детского дома младшего школьного
возраста
2.3. Анализ и интерпретация данных экспериментальной работы
Выводы по главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Библиографический
список
Приложения
Современный детский дом представляет собой образовательное учреждение, созданное для решения задач социального воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. Государство заинтересовано в том, чтобы выпускники детских домов были успешно интегрированы в современное общество, готовы самостоятельно решать возникающие социально-бытовые, коммуникативные и экономические проблемы, воспринимать новые идеи, принимать нестандартные решения, работать в коллективе и адаптироваться к изменяющимся требованиям рынка труда. Но в связи с ограничением социальных контактов детей, воспитывающихся в детском доме, процесс их социализации затруднен и отличается особой сложностью.
В детском доме крайне урезана свобода принятия решений во всех отношениях. Регламентирован режим, форма одежды, занятия, игры, свободное время - все это регулируется из вне. Ребенок принимает крайне мало самостоятельных решений. Отсутствие личной свободы парализует волю личности, пагубно действует на состояние целеустремленности, мотивации на успех и формирование иных социальных полезных навыков. В учебной деятельности многие дети испытывают затруднения.
Воспитанники детского дома испытывают значительные трудности при общении с одноклассниками и одногруппниками. У них чаще возникают конфликты, истерики при первой же неудаче. У детей прослеживается неприятие себя, вследствие чего происходит не сформированность собственного осознания себя как члена общества.
Для включения воспитанников детских домов в нормальную и непривычную для них жизнь, приобщения к социальным ценностям и нормам, принятых в данном социуме, необходимо изменить сам образ жизни детей, их отношение не только к себе, но и к ближайшему окружению и обществу в целом. Что уже само по себе обуславливает необходимость работы по развитию социально-реабилитационного потенциала воспитанников детского дома посредством создания благоприятных социально-педагогических условий.
Объект исследования: процесс социально-педагогической работы детского дома.
Предмет исследования: социально-педагогические условия развития социально-реабилитационного потенциала воспитанников детского дома младшего школьного возраста.
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и
апробировать в процессе социально-педагогической работы условия по развитию социально-реабилитационного потенциала детей младшего школьного возраста, воспитывающихся в детском доме.
Задачи исследования:
1. Проанализировать социально-психологическую и
педагогическую литературу по теме исследования.
2. Провести диагностическое исследование развития социально - реабилитационного потенциала у детей младшего школьного возраста, воспитывающихся в детском доме.
3. Теоретически обосновать и апробировать в практике детского дома социально-педагогические условия развития социально - реабилитационного потенциала у детей младшего школьного возраста.
4. Проанализировать и интерпретировать результаты экспериментальной работы.
Гипотеза исследования: развитию социально-реабилитационного потенциала детей младшего школьного возраста, воспитывающихся в
детском доме, будут способствовать следующие социально-педагогические условия:
- диагностика актуального уровня сформированности социальнореабилитационного потенциала и выявление его дефицитов;
...
В нашем исследовании под социально-реабилитационным потенциалом понимается процесс восстановления утраченных социально-личностных качеств у ребенка, воспитывающегося в условиях детского дома, и возвращение в общество реабилитуемого, который сможет интегрироваться в общество, не имея при этом проблем личностного, эмоционального и коммуникативного характера.
Для детей младшего школьного возраста, воспитывающихся в детском доме, характерны следующие особенности социально-реабилитационного потенциала:
• формирование личностного компонента;
• развитие коммуникативных навыков;
• развития эмоциональной сферы.
Для решения поставленных задач нами были выделены следующие компоненты: сформированность самооценки, коммуникативных навыков и
эмоционального состояния. Охарактеризованы уровни и параметры их проявления.
Организация социально-педагогической работы по развитию социально-реабилитационного потенциала воспитанников детского дома проходила в три этапа.
I этап - при исследовании актуального уровня сформированности компонентов социально-реабилитационного потенциала у воспитанников детского дома младшего школьного возраста, принявших участие в экспериментальной работе использовалась методика В.Г. Щур «Лесенка» и «Карта наблюдений за эмоционально-социальным развитием ребенка 3-9 лет» Л.Г. Жедуновой. Нами были получены следующие результаты сформированности компонента личностного потенциала (измерение формирования самооценки у детей): низкий уровень показали пять воспитанников (62,5 %), средний уровень диагностирован у двух
воспитанников (25%), высокий уровень у трех воспитанников (37,5%).
При изучении сформированности социально-коммуникативного и эмоционального компонентов были получены следующие результаты: низкий уровень 25% (2 воспитанника), средний и ниже среднего по 37,5% (3 воспитанника), высокий уровень составил 0%.
II этап - формирующий, который был посвящен организации социально-педагогической работы разработанной программы по развитию социально-реабилитационного потенциала воспитанников детского дома. Для развития социально-реабилитационного потенциала воспитанников детского дома, младшего школьного возраста была разработана программа с использованием активных методов обучения, направленных на усиление компонентов личностного, социально-коммуникативного, эмоционального потенциала, которую было рекомендовано внедрить в процесс социально- педагогической работы КГКУ «Ачинского детского дома».
Огромный набор серий детского киножурнала «Ералаш» позволил найти примеры для каждого этапа общения. После просмотра эпизодов создавался позитивный эмоциональный фон для проведения занятий. Значимым в процессе межличностного взаимодействия стало умение высказать собственную точку зрения, аргументировать её, оппонировать собеседнику. Развитию этого умения способствовало участие детей в дискуссиях на актуальные для них темы.
III этап - контрольный, в ходе которого был произведен анализ результативности социально-педагогической работы, организации и проведение занятий с использованием активных методов обучения, направленных на усиление компонентов личностного, социально
коммуникативного, эмоционального потенциала. После повторного тестирования и наблюдение, сравнили результаты констатирующего и контрольного срезов. Мы увидели изменения, которые произошли у воспитанников детского дома. Так, например результаты уровня личностного компонента, основным критерием которого является самооценка (В.Г. Щур) показали снижение параметра завышенной самооценки, что соответствует 12,5% воспитанников. Адекватно себя оценивают 4 воспитанников, что соответствует 50% от общего количества. У трех воспитанников заниженная самооценка (37,5%), низкой самооценки нет.
Сравнив результаты сформированности социально-коммуникативного и эмоционального компонентов были получены следующие результаты:
По окончании формирующей части эксперимента нами была проведена повторная диагностика сформированности компонента личностного потенциала (измерение формирования самооценки у детей) показала снижение параметра завышенной самооценки, что соответствует 12,5% воспитанников. Адекватно себя оценивают 4 воспитанников, что соответствует 50% от общего количества. У трех воспитанников заниженная самооценка (37,5%), низкой самооценки нет.
...
1. Абельбейсов В. А. Социализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в государственных сиротских учреждениях. Москва: УНЦ ДО, 2011. 124 с.
2. Абрашитова И. И., Паточкина Н. А. Проблемы социальной адаптации выпускников детских домов и интернатов // Вестник Совета молодых учёных и специалистов Челябинской области. 2015. №1 (8). С. 3-5.
3. Андреева Г. М. Социальная психология. Москва: Изд-во Юнити, 2015. 415 с.
4. Божович Л. С. Проблемы формирования личности. - М.:
Просвещение, 2002. - 352 с.
5. Быков Д. А. Опыт создания реабилитационного комплекса для детей с ограниченными возможностями // Педагогика. 2015. № 6. С. 27-31.
6. Валеева Н. Ш. Адаптация и реабилитация в социальной работе. Казань: Изд-во Изд-во Казан. гос. технол. ун-та, 2018. 586 с.
7. Войтенко,Р.М.Основы реабилитологии и социальная медицина: Концепция и методология / Р. М. Войтенко - СПб.: «МЕДЕЯ», 2007. - С. 21- 28.Alley-science.ru
8. Голованова, Н.Ф. Социализация младшего школьника как педагогическая
проблема / Н.Ф. Голованова // СПб.: Специальная литература, 1997. - С 221.
9. Градусова С. Е. Социально-педагогическая реабилитация детей дошкольного возраста в детском доме: Автореферат дис. кандидата пед. наук. М., 2011. 28 с.
10. Гуревич, К.М. Индивидуально-психологические особенности школьника
/ К.М. Гуревич // М.: Знание, 2006. - С. 479
11. Гусарова А. Е. Социальная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - воспитанников интернатных учреждений // Молодой ученый. 2018. № 22. С. 276-278.
12. Деева Е. В. Сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в системе подготовки к самостоятельной жизни // Вестник ТГУ. 2015. № 9. С. 101-107.
13. Донина О. И., Вагина Е. Е. Характеристика современных технологий социально-психологической работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей // Современные исследования социальных проблем. 2017. № 4. С. 38
14. Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толковословообразовательный. Москва : Изд-во Русский язык, 2000. 356 с.
15. Ишматова А. Р., Бондарчук Т. В. Постинтернатное сопровождение выпускников как технология социальной работы с детьми // Человек. Спорт. Медицина. 2017. № 2. С. 19-25.
... всего 40 источников