Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Расширение представлений о школьном оценивании у детей младшего школьного возраста

Работа №159100

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы107
Год сдачи2019
Стоимость4730 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
7
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретический анализ научной литературы по проблеме расширения представлений детей младшего школьного возраста о школьном оценивании 8
1.1 Представление как предмет теоретического анализа 8
1.2 Пути расширения представлений детей младшего школьного возраста о школьном оценивании 16
1.3 Изучение представлений учащихся 3 «Б» и 3 «З» классов о школьном оценивании 29
Выводы по Главе 1 50
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по расширению представлений детей младшего школьного возраста о школьном оценивании 53
2.1 Разработка и апробация программы работы по расширению представлений о школьном оценивании у младших школьников 53
2.2 Анализ результатов исследования представлений о школьном оценивании у младших школьников 59
2.3 Методические рекомендации по организации работы по расширению представлений детей младшего школьного возраста о школьном оценивании 71
Выводы по Главе 2 74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 82
ПРИЛОЖЕНИЕ А 90
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 94
ПРИЛОЖЕНИЕ В 95
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 95

Проблема повышения эффективности процесса образования разрабатывается и в психологической, и педагогической науке. Одной из последних тенденций решения данной проблемы является ориентация на субъект-субъектный подход, который заключается в переводе ученика в позицию субъекта учебной деятельности на всех ее этапах. Учащийся должен не только понимать и принимать цели, задачи и способы выполнения учебной деятельности как личностно значимые, но и принимать смыслы и систему оценивания результатов этой деятельности [61] - учащийся должен иметь сформированные представления о школьном оценивании.
«Представления» исследовались рядом зарубежных (Р. Найссер, Г. Гельмгольц, У. Найссер, С. Московичи, Ж. Пиаже, М. Форрестер и др.) и отечественных (Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн и др.) психологов. Проблема педагогического оценивания рассматривается в трудах педагогов и психологов: Ш.А. Амонашвили, Б.Г. Ананьева, С.П. Безносова, Л.И. Божович, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, К.К. Платонова, С.Л. Рубинштейна, Н.Ф. Талызиной, Д.Б. Эльконина и др. При этом категория «представления о школьном оценивании» не заявляется в трудах исследователей - к ней приближается понятие «отношение учащихся к школьной отметке», разрабатываемое И.Б. Умняшовой [61], но их нельзя признать тождественными. Еще менее разработанной является проблема расширения представлений младших школьников о школьном оценивании.
Теоретический анализ литературы по проблеме расширения представлений о школьном оценивании у детей младшего школьного возраста позволил выявить противоречия между:
- ориентацией современного образования на субъект- субъектный подход и отсутствием внимания исследователей к категории «представления о школьном оценивании»;
- необходимостью понимания и принятия учащимся целей, задач и способов выполнения учебной деятельности как личностно значимых, принятия смыслов и системы оценивания результатов этой деятельности и отсутствием методического инструментария оценки представлений о школьном оценивании, отсутствием модели расширения представлений о школьном оценивании у детей младшего школьного возраста.
Выделенные противоречия определили проблему исследования, которая состоит в отсутствии научного знания о возможностях диагностики и расширения представлений о школьном оценивании у детей младшего школьного возраста. Эти противоречия и недостаточная разработанность проблемы обусловили выбор темы исследования «Расширение представлений о школьном оценивании у детей младшего школьного возраста».
Объект исследования: представление о школьном оценивании у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: расширение представлений о школьном оценивании у детей младшего школьного возраста.
Цель исследования; на основе анализа теоретических источников разработать и апробировать программу по расширению представлений о школьном оценивании у детей младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования состоит в том, что расширение представлений о школьном оценивании у детей младшего школьного возраста будет эффективным, если:
- определять содержание работы с детьми на основе оценки актуальных представлений о школьном оценивании;
- использовать в работе с детьми традиционные (лекционный формат, беседа) и активные методы обучения (дискуссии, тренинговые занятия, в которые включены кейс-методы, ролевые игры, проектная деятельность и пр.);
- повышать субъектную позицию младших школьников в формировании представлений о школьном оценивании....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проблема оценивания в психолого-педагогической науке рассматривается многоаспектно: изучаются базовые категории (оценка, оценивание, отметка), изучаются достоинства и недостатки различных традиционных систем оценивания, их альтернатив, педагогическое значение отметки и пр., однако за пределами внимания исследователей остаются представления об оценивании самих участников
образовательного процесса - в частности, учащихся. Проблема представлений младших школьников об оценивании в школе практически не исследовалась педагогами и психологами, что видится нам большим упущением: нарушения в представлениях об оценивании (например, непонимание критериев оценивания) могут повлечь за собой снижение успеваемости, и пр. Не исследована и проблема коррекции представлений младших школьников об оценивании.
Теоретический анализ путей расширения представлений младших школьников о школьном оценивании позволяет нам сформулировать следующее предположение: расширение представлений о школьном оценивании у детей младшего школьного возраста будет эффективным, если:
а) определять содержание работы с детьми на основе оценки актуальных представлений о школьном оценивании;
б) использовать в работе с детьми традиционные (лекционный формат, беседа) и активные методы обучения (дискуссии, тренинговые занятия, в которые включены кейс-методы, ролевые игры, проектная деятельность и пр.);
в) повышать субъектную позицию младших школьников в формировании представлений о школьном оценивании.
Данная гипотеза была проверена в экспериментальном исследовании в три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный. Нами были определены критерии полноты представлений младших школьников о школьном оценивании:
1. Информация (понимание целей и задач оценивания в школе).
2. Установка (отношение, восприятие объективности / субъективности оценивания в школе).
3. Поле представления (мотивация позитивного оценивания / избегания негативного оценивания в школе).
В соответствии с критериями были подобраны и разработаны методики для оценки полноты представлений младших школьников о школьном оценивании: тест «Рисунок школы», методика «Незаконченные предложения», анкета.
Первичная диагностика показала, что большинство младших школьников обладают нейтральным отношением к школе и процессу обучения, формулируют нейтрально-оценочные фразы и в отношении системы оценивания в школе. Большинство младших школьников имеют неполные представления о школьном оценивании - среди них есть учащиеся, полагающие, что отметки можно использовать, чтобы показать свое отношение к ученику, чтобы заставить учеников вести себя на уроке хорошо и пр. Учащиеся плохо понимают назначение отметки в школе, а потому более половины опрошенных предпочли бы учиться без отметок. Большинство младших школьников считают отметки в школе субъективными, не оценивающими реальные знания учащихся, однако не осуждают завышения отметок, если это касается оценивания их достижений. При этом лишь треть учащихся чаще всего согласны с полученными отметками. В отношении большинства учащихся получение положительной оценки сказывается на их эмоциональном состоянии, т.е. стимулирующая функция отметки в отношении данной группы учащихся работает. Большинство младших школьников говорят о том, учитель не объясняет критерии оценивания их работ. Возможным следствием данной ситуации является то, что учащиеся или не знают причины получения той или иной отметки или знают их не всегда, а также или не знают путей исправления отрицательной отметки или знают их не всегда....


1. Алишев, Б.С. Понятие представление в современной психологии / Б.С. Алишев // Ученые записки Казанского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2014. - № 6.
2. Амонашвили, Ш.А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников / Ш.А. Амонашвили ; рец. Г.А. Сакварелидзе, А.К. Маркова. - М. : Педагогика, 1984. - 295 с.
3. Амонашвили, Ш.А. Сущность оценки и отметки / Ш.А. Амонашвили // Мир науки, культуры, образования. - 2007. - № 2 (5). - С. 77-79.
4. Ананьев, Б.Г. Психология чувственного познания / Б.Г. Ананьев. - М. : Наука, 2001. - 279 с.
5. Андреева, Г.М. Социальная психология : учебник / Г.М. Андреева. - М. : Аспект Пресс, 2017. - 362 с.
6. Арнхейм, Р. Искусство и визуальное восприятие / Р. Арнхейм. - М.: Прогресс, 1974. - 392 с.
7. Артамонова, Е.В. Процесс отечественного оценивания образовательных результатов: с чего все начиналось / Е.В. Артамонова // Балтийский гуманитарный журнал. - 2016. - Т. 5 №. 2. - С. 112-114.
8. Безрукова, В.С. Все о современном уроке в школе : (вопросно-ответное обучение) / В.С. Безрукова ; отв. ред. М. А. Ушакова. - М. : Сентябрь, 2013. - 159 с.
9. Бессонов, Б.Н. История педагогики и образования : учебник и практикум для академического бакалавриата / Б.Н. Бессонов. - М. : Юрайт, 2017. - 207 с.
10. Булгаков, Ю.В. О содержании и проектировании модульного обучения / Ю.В. Булгаков, А.П. Комаров, В.В. Шестернина // Общество: социология, психология, педагогика. - 2017. - № 6. - С. 62-66.
11. Быкова, Т.П. Реализация критериально-ориентированного подхода к оцениванию результатов обучения / Т.П. Быкова // Начальная школа. - 2015. - № 4. - 2015. - С. 18-21.
12. Воробьева, С.Г. Истоки отметки: опыт Франции и России / С.Г. Воробьева // Симбирский научный вестник. - 2016. - № 1 (23). - С. 41¬45.
13. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. - М.: Академия, 2013. - 433 с.
14. Галкина, Е.А. Использование технологии критериального оценивания в обучении предмету / Е.А. Галкина // Научный альманах. - 2015. - № 3 (5). - С. 77-80.
15. Гаматина, Т.Е. Оценка как фактор формирования учебной мотивации у младших школьников / Т.Е. Гаматина //Научный поиск. - 2014. - № 2.1. - С. 10-11...(74)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ