Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Влияние самооценки на успешность обучения младших школьников

Работа №16609

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы54
Год сдачи2016
Стоимость5970 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1524
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I . Теоретические подходы к изучению влияния самооценки на успешность обучения младших школьников 6
1.1. Теории изучения самооценки в психолого - педагогических исследованиях 6
1.2. Сущность понятия «самооценка» 16
1.3. Формирование самооценки и ее связь с успеваемостью детей в младшем
школьном возрасте 23
Выводы по первой главе 26
Глава II . Эмпирическое исследование влияния самооценки на успешность обучения младших школьников 30
2.1. Организация и проведение исследования 30
2.2. Анализ результатов исследования самооценки успеваемости младших школьников 39
2.3. Рекомендации для учителей начальных классов по формированию
адекватной самооценки у детей младшего школьного возраста 41
Выводы по второй главе 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 53


В настоящее время, в образовательной сфере, большое внимание уделяется формированию личности школьника. Перед школой стоит много задач, одна из которых заключается в формировании самостоятельного, инициативного человека с активной личностной позицией. Это в свою очередь, предполагает становление ученика в роли субъектной учебной деятельности, что невозможно без развития у него объективной и содержательной самооценки, которая является составной частью фундамента для дальнейшего самопознания и самообразования.
Современная школа призвана разрешить противоречие между социальной и личностной значимостью формирования самооценки и низким уровнем ее сформированности в младшем школьном возрасте. Можно сказать что, самооценка является важным показателем развития личности, так как позволяет делать активный выбор в самых различных ситуациях, определяет уровень его стремлений и ценностей, характер его отношений с окружающими. Начав формироваться еще в раннем детстве, она продолжает видоизменяться на протяжении всей жизни, становясь все более критичной и содержательной. Несформированность самооценки чаще всего становится причиной неуспешности ребенка не только в учебной деятельности, но и в игровой и трудовой.
Актуальность темы исследования связана с тем, что вопрос о роли отметок как разновидности фиксируемых оценок учебной деятельности учащихся мало привлекал внимание исследователей, особенно с психологических позиций, несмотря на то, что в числе острых проблем, встающих перед школой. И как любая проблема она должна быть решена для дальнейшего продвижения вперед. Хочется отметить и тот факт что, возникают и другие проблемы, которые носят психологический характер. Прежде всего, к таким можно отнести психологические трудности испытываемые школьником в процессе учебы. С одной стороны трудность учебной работы учащегося зависит от особенностей учебного материала, с другой - от возможности, индивидуальных и возрастных особенностей ребенка.
Сегодня введение программ ФГОС невозможно представить без системы оценивания, направленной, безусловно, на повышение уровня успешности каждого ученика. Уровень успешности обучающихся напрямую зависит от грамотно выстроенной работы учителя по формированию адекватной самооценки ученика к концу начальной ступени обучения. Эльконин Д.Б. утверждает, что организованная учеба становится ведущей формой деятельности младшего школьника. В связи с этим самооценка характеризуется расширением объема оцениваемых качеств, которые необходимы для учебной деятельности и взаимоотношений в группе сверстников. Нужно учитывать и тот факт, что огромная роль отводится оценочным воздействиям учителя, при формировании самооценки школьника. Успешная учеба, осознание своих способностей и умений качественно выполнять различные задания приводят к становлению чувства компетентности - нового аспекта самосознания в младшем школьном возрасте [59.с. 106] .
Поэтому целью исследования является выявление связи самооценки и успешности обучения детей в начальной школе.
Для реализации цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить подходы к самооценке в психолого - педагогических исследованиях.
2. Рассмотреть определение самооценки и ее сущность.
3. Описать процесс формирования самооценки и ее связь с успеваемостью.
4. На основе эмпирических исследований определить влияет ли самооценка на успеваемость младшего школьника.
5. Разработать рекомендации для учителей начальной школы по формированию адекватной самооценки младших школьников.
Гипотеза исследования заключается в предположении, что чем выше самооценка, тем выше успеваемость младших школьников во вторых и третьих классах.
Объект исследования - самооценка младших школьников.
Предмет исследования - влияние самооценки на успеваемость обучения детей младшего школьного возраста.
Методологические основы исследования: теория развития детства Д.Б.Эльконина, концепция личности С.Л.Рубинштейна, теория содержательного обобщения и формирования учебной деятельности Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова, теория личности Б.Г.Ананьева.
Методы исследования: теоретические - анализ научной литературы по проблеме исследования, анализ документации по успеваемости, эмпирические - тестирование учащихся по методике «Лесенка», опрос, методы математической статистики.
Практическая значимость: результаты могут быть использованы учителями начальных классов для изучения самооценки учащихся своего класса, формировании адекватной самооценки у учащихся, для работы с неуспевающими детьми, школьным психологам, студентам, изучающим данную тему.
База исследования: МБОУ СОШ с. Владимировка Тандынского района.
Выборка: учащиеся 2-х, классов в количестве 12 детей, и 3-х классов в количестве 12 детей.
Работа апробирована на ежегодной научно - практической конференции студентов ТувГУ, посвященной Году гостеприимства в Республике Тыва (в рамках мероприятий Всероссийского фестиваля науки, фестиваля «Студенческая весна» в Тувинском государственном университете) 16 апреля 2016 года.
Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения и списка использованной литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе анализа психолого-педагогической литературы, выявлено, что центральной характеристикой любой личности является «Я-концепция». Также, выявлено что, составной и неотъемлемой частью «Я- концепции» является самооценка.
Самооценка, как психологическая категория, находится в структуре ядра личности, является ядром самосознания, формируется с детского возраста через стремление к превосходству как основной мотивационной силой под влиянием социальной ситуации развития и значимых других, тесно взаимосвязана с ценностями личности, мотивацией, Я-концепцией, аффективными переживаниями [26].
Выявлено, что данный феномен рассматривается различными учеными в зависимости от подхода, в котором они работают, поэтому сталкиваемся с многообразием понятий, которые пытаются раскрыть это явление с разных сторон.
Таким образом, представленные выше результаты анализа научной литературы показывают, что существует множество подходов в изучении «Я-концепции», «образа Я», рассматривающих проблему в тесной связи с самосознанием личности, с различных теоретических позиций, иногда взаимосвязанных, а иногда и противоречащих одна другой.
В ходе анализа литературы по теме исследования была раскрыта сущность понятия «самооценка», даны определения нескольких ученых. Была установлена связь самооценки с успеваемостью, и формирование самооценки.
Самооценка младших школьников зачастую складывается лишь по результатам; сам процесс деятельности и предшествующие этапы планирования и прогнозирования не находят в ней отражения. Значит, надо учить ребёнка в любой момент контролировать свои действия, правильно их оценивать, быть внимательным к каждому этапу своей работы, к любым её промежуточным результатам. Это не замедлит сказаться на учебных успехах, что объективно создаст не очень уверенному в себе школьнику новые основы самооценки.
Выяснено что, при определённых условиях можно сформировать самооценку, являющуюся подлинным регулятором его деятельности. Это удается сделать в тех случаях, когда правильно организована сама деятельность ребёнка, когда его учат анализировать её ход.
Выявлено, основными факторами - влияющими на формирование самооценки детей младшего школьного возраста, являются оценочные воздействия учителя, родителей и их отношение к учебной деятельности.
Высокий уровень самооценки является возрастной нормой для детей младшего школьного возраста.
Дети, которые испытывают значительные затруднения в усвоении программного материала, получают чаще всего отрицательные оценки.
Слабоуспевающим школьник становится на каком-то этапе учения, когда обнаруживается определенное расхождение между тем, что от него требуют, и тем, что он в состоянии выполнить. На начальном этапе отставания расхождение это недостаточно осознается, а главное, не принимается младшим школьником: большинство неуспевающих детей 1 и 2 классов переоценивают результаты своей учебной деятельности. К 4 классу уже выявляется значительный контингент отстающих детей с пониженной самооценкой. Тот, который часто терпит неудачу, ожидает и дальше неудачу, и наоборот, успех в предшествующей учебной деятельности предрасполагает к ожиданию успеха в дальнейшем. Нарастание у них неуверенности в себе и чувства неполноценности ведет, к отставанию в учебной деятельности. Организуя учебно-воспитательную работу, учитель должен сознательно и целенаправленно формировать самооценку младших школьников.
В ходе эмпирического исследования была выявлена связь между самооценкой и успеваемостью. Выдвинутая гипотеза о том, что уровень самооценки влияет на успеваемость обучения младших школьников, была подтверждена. Надо применять игры, тренинги и специальные методики, для формирования адекватной самооценки у младших школьников, что поможет ученикам быть более успешными в обучении.
Влияние самооценки на их успеваемость, несомненно.
Анализируя результаты исследования, мы видим, что у детей 2 класса самооценка занижена, что способствует низкому уровню успеваемости.
Сравнивая полученные результаты, можно заметить, что успеваемость во многом зависит от уровня самооценки ребенка, следовательно, самооценка влияет на успешность обучения.
Цель исследования, которая заключалась в выявлении связи самооценки и успешности обучения детей в начальной школе достигнута.
Гипотеза исследования, заключающаяся в том, что низкая самооценка, дает плохое качество знаний, чем выше самооценка, оно дает хорошую успеваемость младшим школьникам, подтверждена.



1. Ананьев, Б.Г. Избранные труды по психологии Том II / Б.Г Ананьев. - Избранные труды по психологии. - Т. II.- СПб.: Питер, 2007. - 414с.
2. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. - СПб.: Питер, 2001. - 288 с.
3. Аспер,К. Внутренний ребенок и самооценка /К.Аспер - Внутренний ребенок и самооценка. - М.: Добросвет, 2008. - 365с.
4. Березовский, А.Э, Самосознание детей / А.Э. Березовский, Н.Н. Крайнова, Н.С. Бондарь. Самара, 2001. - 44 с.
5. Берн, Э. Ирры. в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений / Э. Берн. - М.: Директмедиа Пабли-шинг, 2008. - 302 с.
6. Бернс. Р. Я-концепции и РI3. Бернс. . ME. :Прогресс, 2005. -422 с.
7. Божович, Л . НЕ. Проблемы формирования личности Р Л. И. Божович /Р Журнеч практического психолога. - 2008.- № 5- С. 44-65.
8. Божович, Л . И . Личность и ее формирование в детском возрасте Р Л . И . Божович [и др.] - М:Проспект, 2012. - 398 с.
9. Бороздина. Л.В . Что такое самооценка . Л.В . Бороздина /. Психологический журнал. 2013 . - Т.13, №4.- С. 99-101.
10. Выготский . Л.С . Психология личности . Л.В . Выготский . - Переидд . М.: Педагогика, 2007. - 344 с.
11. Выготский. Л . С.. Собрание сочинений. В 6 тѴ Л . С. Выготский . - ЕМЕ.: Педагогика. - Т. 3 Проблемы развития психики, 2003. -386 с.
12. Витушкина. Э.В . Кружидина. Т.В. Особенности формирования самооценки младших школьников как основы достижения личностного результата оборудования./Э.В.Витушкина, Т.В.Кружилина;- Вестник ЧГПУ-
2014. -№1.
13. Гидьбуха. З.Ю. Учебная ..деятельность младшего пицчннн^еа: диагностика и коррекция неблагополучия / З.Ю. Гильбуха [и др.]. - Киев,2003-114 с.
14. Горлова, Е.Л . Центральное психологическое новообразование младшего школьного возраста как основа развивающего обучения / Е.Л. Горлова.- М., 2002. - 28 с.
15. Джеймс , У/. Психология С У/. ДЬкЛмсе., м ; ^.n^onnc,, 2006., 367 с.
16. Дмитриева, И.М . Формирование познавательного интереса у младших школьников в структуре общей способности к учению / И.М. Дмитриева. - Новгород, 2003. - 19 с.
17. Дорфман, Л.Я. Интегральная индивидуальность, Я-концепция, личность / Л.Я. Дорфма-на. - М.: Смысл, 2004. - 319 с.
18. Зхааров,,/.Л. . Когнитивные аспекты оценочной деятельности школьника / А.В. Захарова.- М.Академия, 2006.- С. 270 273.
19. Зинченко, В.П. Психологический словарь / В.П. Зинченко [и др]. - 2-е изд., перереб. и доп. - М.: Педагогика., 2000. - 440 с.
20. Квинн, В.Н. Индивидуальные особенности самооценки личности / В.Н. Квинн // Образование в современной семье. - 2009.- № 8.- С. 42 - 48
21. Леонтьев, А. Н. Современная психология / А. Н. Леонтьев.- М.: МГУ,2000. - С. 40-53.
22. Кон, И.С. В поисках себя: личность и её самосознание / И. С. Кон. - М.: Политиздат, 2003. - 335 с.
23. Кохут, Х. Восстановление самости / Х. Кохут. - М.: Когито-Центр, 2002. -320 с
24. Кули, Ч.Х. Человеческая природа и социальный порядок / Ч.Х. Кули. - М.: Идея-Пресс: Дом интеллектуальной книги, 2000. -312 с.
25. Кайл,Р. Детская психология. Тайны психики ребенка./ Р.Кайл. Тайны психики ребенка. 3-е межд. изд. Изд.дом «Нева».М: Олма-Пресс 2002. - 270-275с.
26. Липкина, А. И. Самооценка школьника / А. И. Липкина. - Переизд. М.: Просвещение, 2004. - 168 с.
27. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. - М.: Смысл; Академия, 2005. - 352 с.
28. Макаренко, А.С. Книга для родителей / А.С. Макаренко.- М., Просвещение, 2007, -424 с.
29. Маралов, В.Г. Основы самопознания и саморазвития детей / В.Г. Маралов. - М., 2002. - 256 с.
30. Мерлин, В. С. Психология индивидуальности / В. С. Мерлин. - М.: МОДЭК: МПСИ, 2009. - 544 с.
31. Мид, Д. Г. Избранное / Дж. Г. Мид, В.Г. Николаева. - М., 2009. - 290 с.
32. Мухина, В.С. Возрастная психология. Феноменология развития / В. С. Мухина. - М.: Академия, 2009. - 640 с.
33. Маклаков А.Г. Общая психология./ А.Г.Маспаков. Общая психология - СПб.: Питер, 2013.- 409-501. с.
34. Ньюкомб Н. Развитие личности ребенка. / Н.Ньюкомб,- СПб.: Питер, 2003 - 360 с.
35. Научно-методический журнал. Психология и школа / В.В.Кузовкин.//Самооценка младшего школьника-2014, М.: Аспект Пресс - №2,- с.26
36. Орлов, Ю.М Самопознание и самовоспитание характера / Ю.М. Орлов.- М.: Просвещение, 2007. - 224 с.
37. Ошанин, Д.А. Предметное действие и оперативный образ: автореф. дис. ... д-ра психол. наук / Д.А. Ошанин. - М.: «Бонфи», 2008. - 42 с.
38. Патаки, Ф. Некоторые когнитивные процессы образа Я / Ф. Патаки, Д. Ковач, Б.Ф. Ломов // Психологические исследования познавательных процессов и личности. Переизд. - М.: Наука, 2009. - С. 45-51.
39. Первин, Л. Психология личности: Теория и исследования / Л. Первин, О. Джон; пер. с англ. В. С. Магуна. - М. : Аспект Пресс, 2000. - 607 с.
40. Петровский, А.В. Психология: учебники для студ. Высш. Педагогических учебных заведений / А.В. Петровский, И.Г. Ярошевский. - 3¬е изд., стереотипное. - М.: Изд. центр «Академия», 2002. - 512 с.
41. Поддубняя , А.В . С^т]^А^]^ТА^]^а и механизмы становления профессионального самосознания / А.В. Поддубная // Психология и жизнь: Сб. науч. тр. Вып.1. - М.: МОСУ, РПО, 2000. - С.53-57.
42. Райгородский, Д.Я . Психология c<мсocoанания : Хрестоматия - Д.Я . Райгородский. - Самара: Изд. дом «Бахрах-М», 2003. -303 с.
43. Роджерс, К.Р. Становление личности: Взгляд на психотерапию / К.Р. Роджерс. - М.: Эксмо-Пресс, 2001. - 416 с.
44. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии - С.Л . Рубинштейн . - СПб.: Питер, 2012. - 713 с.
45. Реан А.А.Психология человека от рождения до смерии. /А.А.Реан, - СПб.: «Прайм-Еврознеи» 2002.- 295 с.
46. Салливнн , Г. С . Интеpпеpcoнчтьнся теория в психиттрии - Г.С. Салливан. - СПб.: Ювента, 2009. - 352 с.
47. Соколова, Е.Т . Пииxтвеpпяия . Теория и практика- Е . Т . Соколваа. - М.: Академия, 2010. - 368 с.
48. Сктткин , М.Н . Методолоиия и методика педагогических иccлeдoвкяий /М.Н. Скаткин . - Мд 2006. - 152 с.
49. Соколов,, Е.Е . Тринадцать диалогов о психолоиии - ЗЕ^ЛЕ. Соколваа . - М.,Академия, 2004.- С. 264-274.
50. Спиркин , А.Г . Философия - А.Г . Спиркин. - Идд . Eve, пеpеpaб . и доп . - М.: Юрайт, 2011. - 832 с.
51. Столин , В.В . Cлсocoананир личности - В.В . Столин . -М.:Просвещение, 2003. -288 с.
52. Фecтинееp , Л . Теория кoннитивнoсo диссонанса. Л . Фecтинееp . - СПб. : Речь, 2000. - 320 с.
53. Фрейд, З. Введение в психоанализ: Лекции / З. Фрейд; пер. с нем. Г.В. Барышниковой; под ред. Е.Е. Соколовой, Т. В. Родионовой.- М.: Азбука- Аттикус, 2011. - 480 с.
54. Хартманн, Х. Эго-психология и проблема адаптации / Х. Хартманн; пер. с англ. В.В. Старовойтовой. - М.: Институт общегуманитарных исследований, 2002. - 160 с.
55. Хьелл, Л. Теории личности / Л. Хьелл, Д. Зиглер; пер. с англ. С. Меленев-ская, Д. Викторова. - СПб.: Питер Пресс, 2007. - 608 с.
56. Цукерман, Г.А. Что развивает и чего не развивает учебную деятельность младших школьников / Г.А. Цукерман //Вопросы психологии. - 2008. - № 5. - С. 68-81.
57. Чеснокова И.И.Проблема самосознания в психологии /И.И.Чеснокова.-Переизд. М.: Наука, 2007.
58. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис / Э. Эриксон; пер. с англ. А.Д. Андреевой, А.М. Прихожана, В.И. Ривош. - М.: Прогресс, 2005. - 344 с.
59. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды / Д.Б.Эльконин, А.В.Давыдова, В.А. Зинченко.- Переизд.М.: Педагогика, 2005.-434 с.
60. Ярошевский,М.Г. Петровский, А.В. Психология./ Словарь. М.: Изд. Полит. литературы- 2010.- 352с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ