ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ СВОБОДЫ СОВЕСТИ В СВЕТСКИХ И РЕЛИГИОЗНЫХ ПРАВОВЫХ СИСТЕМАХ 7
1.1 Свобода совести: эволюция подходов, современное понимание, многоаспектность подходов 7
1.2 Свобода совести как правовая основа свободы личности в современном обществе 22
1.3 Основные подходы к соотношению частных и публичных интересов при правовом ограничении права на свободу совести 28
ГЛАВА 2. СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СВОБОДЫ СОВЕСТИ В СВЕТСКИХ И РЕЛИГИОЗНЫХ ПРАВОВЫХ СИСТЕМАХ 36
2.1 Правовые гарантии свободы совести в Российской Федерации 36
2.2 Особенности реализации свободы совести в законодательстве Федеративной Республики Германия 42
2.3 Подходы к свободе совести в Республике Сингапур 47
2.4 Регулирование свободы совести в Исламской Республике Иран 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 68
Актуальность темы. Достаточно продолжительный период времени происходило становление и развитие базовых прав человека и гражданина. Воплощение основных ценностей и идеалов правового государства находит отражение в системе законодательства. В большинстве стран мира важнейшим нормативным актом, определяющим вектор развития государства, его внутренней и внешней политики, выступает Конституция. Оформление конституционных гарантий позволяет закрепить базовые права человека, обеспечить их охрану и предоставить гарантии защиты в случае нарушения таковых.
Свобода совести занимает традиционно важное место в системе прав человека и на сегодняшний день реализация данного права на практике исследовано недостаточно. Формирование мировоззрения человека непрерывно связано с возможностью обеспечить право на свободу совести. В мировой практике и в Российской Федерации важно установление пределов свободы совести. С одной стороны, это делает возможным показать обширные возможности исследуемого права, с другой – показать пределы реализации в контексте защиты иных прав и свобод, конституционных ценностей.
Право на свободу совести категория достаточно обширная и сопряженная с иными правами, тесно переплетающаяся с ними. Установление специфики свободы совести позволяет обеспечить границы дозволительного поведения при условии обеспечения безопасности на ее различных уровнях (государство, общество, личность).
Рассматривая свободу совести в контексте ее становления в мировом масштабе, важно учитывать, что развитие конституционно-правового регулирования свободы совести существенно различается в светских и религиозных правовых системах. Подобное положение обусловлено особенностями конкретной правовой семьи, историческим путем развития государства, традициями проживающего на территории страны населения. Исследование разнообразных тенденцией регулирования в различных странах в части свободы совести свидетельствует о том, что несмотря на специфику развития конституционно-правового регулирования свободы совести, данное направление получило отражение во всех правовых системах и занимает традиционно важное место в системе прав человека.
Все перечисленное подтверждает, свобода совести относится к базовым правам человека, охраняется и защищается государством. Исследование подходов, сложившихся к регулированию данного права в различных правовых системах и странах, позволяет выявить характерные черты и актуальные тенденции. На основании сравнительно-правового исследования, можно сделать выводы о плюсах и минусах сложившихся правоотношений и опыта, равно как и выявить перспективные пути для дальнейшего развития законодательства Российской Федерации и иных стран мира.
Степень научной разработанности темы. Вопросы конституционно-правового регулирования свободы совести нашли отражение в работах таких исследователей как О.В. Брянцева, С.А. Бурьянов, А.В. Карпушкин, А.Ю. Коневская, А.А. Лёвина, А.А.о. Мамедзаде, Т.П. Минченко, С.Е. Пролетенкова, А.Е. Себенцов, А.И. Сидоренков, С. Ю. Симорот, Н.Ю. Тетерятников, М.А. Шибанова.
Специфика реализации свободы совести в светских и религиозных правовых системах (в том числе в сравнительно-правовом аспекте) практически не изучалась. Большим значением обладают исследования, посвященные ограничению прав человека и свободы совести. Идея ответственности государства перед гражданином возникла еще в античные времена, сюда относятся труды Демокрита, Аристотеля, Цицерона и др. В дальнейшем вопрос получил развитие в эпоху Нового времени. Здесь можно выделить труды западных ученых, среди которых К. Сейссель, Ж. Боден, У. Блэкстон, Э. Берк, И. Кант и др. Перечисленные исследования послужили основой для разработок ученых XIX – нач. XX вв., в т.ч. A.C. Алексеева, П.Г. Виноградова, Б.А. Кистяковского, Н.М. Коркунова, П.И. Новгородцева, Ф.В. Тарановского, Б.Н. Чичерина и др.
В советский период, развитие вопросов соблюдения прав человека во взаимосвязи с обеспечением данного процесса государством, а равно и формирования ответственности государства перед гражданином стало происходить в нач. 70-х годов XX в. Следует выделить труды С.А. Авакьяна, Б.Т. Безлепкина, К.С. Вельского, H.A. Бобровой, Т.Н. Добровольской, Т.Д. Зражевской, О.С. Иоффе, М.А. Краснова, В.Н. Кудрявцева, В.О. Лучина, Ф.М. Решетникова, С.Б. Цветкова и др.
В период, связанный с последними десятилетиями, можно отметить работы таких ученых как Е.А. Агеева, Б.Т. Базылев, М.С. Богданова, Н.В. Витрук, Н.М. Колосова, Е.А. Лукашева, В.О. Лучин, C.Н. Матросов, Л.А. Морозова, B.C. Нерсесянц, C.B. Лесин, И.Н. Поляков, Т.Н. Радько, В.Н. Савин, А.Н. Соколов, Ю.А. Тихомиров, H.H. Черногор и др.
Свобода совести, пределы осуществления данного конституционного права, особенности реализации и существующие проблемы в сфере актуальны для современного общественного и государственного развития, требуют дальнейшего осмысления.
Объект исследования – конституционно-правовое регулирование свободы совести.
Предмет исследования – особенности подходов к регулированию свободы совести в светских и религиозных правовых системах.
Цель исследования – исследовать конституционно-правовое регулирование свободы совести в светских и религиозных правовых системах.
Задачи:
- Исследовать эволюцию подходов к свободе совести, современное понимание, многоаспектность существующих подходов.
- Рассмотреть свободу совести как правовую основу свободы личности в современном обществе.
- Определить основные подходы к соотношению частных и публичных интересов при правовом ограничении права на свободу совести.
- Ознакомиться с правовыми гарантиями свободы совести в Российской Федерации.
- Изучить особенности реализации свободы совести в законодательстве Федеративной Республики Германия.
- Исследовать подходы к свободе совести в Республике Сингапур.
- Изучить регулирование свободы совести в Исламской Республике Иран.
Методы исследования: анализ, синтез, сравнительно-правовой метод, толкование права и закона, формально-юридический метод.
Нормативная основа исследования: законодательство РФ и ряда зарубежных стран, среди которых Федеративная Республика Германия (далее – ФРГ), Республика Сингапур (далее – Сингапур), Исламская Республика Иран (далее – Иран).
Научная новизна исследования заключается в обобщенном исследовании конституционно-правового регулирования свободы совести в странах различных правовых систем, проведение сравнительного анализа.
Теоретическая значимость исследования представлена возможностью применения полученных результатов в осмыслении актуальных вопросов свободы совести и подходов к ее определению в законодательстве различных стран мира.
Практическая значимость исследования обусловлена допустимостью использования полученных выводов в совершенствовании действующих норм о свободе совести.
Структура работы: введение, две главы, заключение, список использованных источников и литературы.
По результатам проведенного исследования, необходимо подвести итоги, сделав ряд выводов и предложений. Исследование теоретических основ регулирования свободы совести в светских и религиозных правовых системах позволило отметить следующие тенденции. Становление современного понимания свободы совести насчитывает длительный исторический путь развития. Свобода совести тесно связана со свободой вероисповедания и становлением религиозных представлений, их связью с миром и местом человека в данной иерархии. С древнейших времен (Древняя Греция, Древний Рим) развиваются философские идеи о совести (проводится связь с другими базовыми философскими категориями), устанавливается приоритет государственной религии, инакомыслие преследуется. В отдельные периоды существования древнего мира проявляется лояльное отношение.
Средние века отмечаются преобразованиями и трансформацией подходов о свободе совести. Государство в лице императоров приобретает над религией и церковью влияние. Формируется система церковно-политических отношений. Проводится борьба с еретиками, организуются крестовые походы. Свобода совести на несколько столетий вперед активного развития не получает в связи с укреплением влияния церкви. В эпоху Реформации и Просвещения (XVI-XVII вв.), снижается влияние церкви на светское общество и власть. В трудах мыслителей освещаются идеи свободы совести. В некоторых странах на официальном уровне устанавливается несколько религий. Появляются концепции о необходимости избавления от жестких религиозных традиций.
В период XVII–XVIII вв. в ряде европейских государств политические деятели и философы приходят к тому, что свобода совести начинает рассматриваться как составная часть системы гражданских прав и свобод. Появляются официальные документы государственного уровня, закрепляющие права человека (в т.ч. конституционного уровня). Свобода совести получает развитие в целом ряде стран к началу XX в., связано с оформлением принципа религиозной свободы.
Отечественное развитие идей о свободе совести имело самобытный путь. Долгое господство язычества стало причиной достаточно позднего (в сравнительном аспекте) укрепления влияния церкви и централизации государства. В XI-XII вв. на Руси известны случаи наказания еретиков, с XIV в. отмечается более активная борьба. Церковь предпринимает попытки усиления влияния в разрезе государства в XV-XVI вв.
В Европе развитие происходило путем формирования свободы религиозного поведения. Формировалась нетерпимость к принятию только одной религии и через данную призму выдвигалось требование о свободе совести. В России не ставился вопрос о правомерности ереси или раскола. Стоял вопрос о порядке применения к ним действий, санкций. Вопрос об отношении к разным религиям ставится совершенно по иным причинам (активный приезд в страну иностранцев и особенности их проживания на Руси и др.).
Официально свобода вероисповедания предоставлена гражданам в 1905 г. Юридическое оформление свобода совести как принцип получает только в 1917 г. Действие принципа свободы совести трудно назвать полноценным, государство влияло и на мировоззрение и формы вероисповедания (пропаганда атеизма и антирелигиозных действий). В советский период был принят рад документов, содержащих нормы о свободе совести. Формирование новой модели свободы совести в России отмечается в период после принятия Конституции РФ 1993 г., в ст. 28 которой официально закреплены свобода совести и вероисповедания как права человека и гражданина, приобретаемого в силу рождения и не подлежащему ограничению.
В настоящее время сложилась позиция, что свобода совести позволяет свободно выбирать собственные убеждения и следовать им, не опасаясь порицания или ограничений. Свобода совести включает:
- свободу в определении принадлежности к определенной системе убеждений;
- независимую организацию собственной жизни согласно убеждениям;
- передачу собственных убеждений в разрезе поколений;
- организационные вопросы (сообщества, учреждения и пр.);
- право проявлять собственные взгляды или убеждения;
- коммуникация по вопросам собственных убеждений и взглядов;
- возможность изменения собственных убеждений согласно совести.
Возможность следовать свободно убеждениям согласно совести, позволяет реализовать права человека в иных сферах. Со стороны государства формируются гарантии обеспечения прав человека. Введен запрет на ограничение проявления свободы совести. Действия, которые негативно влияют на свободу совести в принудительном порядке пресекаются и виновные лица привлекаются к ответственности (административной, уголовной, гражданско-правовой в случаях возмещения вреда).
Ограничение прав человека базируется на положении ч. 3 ст. 55 Конституции РФ (затрагивает охраняемые публичные интересы) и конкретных причинах, установленных в федеральных законах. В вопросах соотношения частных и публичных интересов при правовом ограничении права на свободу совести преобладает подход, свобода совести ограничивается только при возникновении ситуаций, когда реализация права человека несет вред другим лицам или наносит непоправимый урон публичной сфере.
Проведенный сравнительно-правовой анализ конституционно-правового регулирования свободы совести в светских и религиозных правовых системах показал, исходя из особенностей формирования правовой системы, идеалов и ценностей различного типа государств, находит отражение и закрепление конституционных норм о свободе совести.
Правовые гарантии свободы совести в Российской Федерации весьма схожи с организацией законодательстве Федеративной Республике Германия. На конституционном уровне установлено право на свободу совести и со стороны государства обеспечиваются меры по охране и защите. Наличие значительного количества сходств позволило выявить и целый ряд отличий, среди которых: в ФРГ свобода совести связана не только со свободой вероисповедания, но и с возможностью не принимать участие в вооруженных действиях; религиозные организации в ФРГ вправе самостоятельно выбирать организационно-правовые формы, в то время как в РФ допускается применение именно статуса некоммерческой организации.
Подходы к свободе совести в Республике Сингапур обусловлены спецификой развития государства в т.ч. в контексте историческом. Отмечается непосредственная связь свободы совести с установлением свободы вероисповедания. На уровне конституционно-правового регулирования свобода совести отдельного внимания не получает, отмечается высокая роль свободы вероисповедания.
В условиях многонационального государства обеспечивается государственная политика, позволяющая реализовать собственные идеи и убеждения, обусловленные принадлежностью к той или иной религиозной группе. Значительное внимание уделяется обеспечению прав различных конфессий, однако, не ущемляются права и тех, кто не относит себя к верующим. Религиозные права одной группы не могут быть поставлены в ущерб интересам общества и государства, обеспечению мира и безопасности. По аналогии с Российской Федерацией, существует запрет на те религиозные организации, которые несут вред общественным, нравственным и моральным устоям.
Заслуживает внимания деятельность общественных организаций по контролю и надзору за обеспечением религиозных интересов, любые объединения (свыше 10 человек) подлежат регистрации в Правительстве Сингапура. Уделяется внимание недопустимости свободного поведения, ущемляющего права иных лиц, ставящих под угрозу общественные и государственные интересы. В отдельных случаях применяются нормы (в т.ч. ответственности) только к тем лицам, которые исповедуют определенную религию (например, ислам, предписания Шариатского суда). Строго отслеживаются факты нарушения прав иных лиц в части религиозных интересов. Установлены достаточно строгие меры ответственности (высокие размеры штрафов, тюремное заключение).
Относительно возможности применения опыта Республики Сингапур в Российской Федерации, необходимо отметить высокую степень подконтрольности государству вопросов свободы совести и вероисповедания. Отслеживаются все факты нарушений и за ущемление интересов иных лиц установлены весьма строгие меры ответственности.
Регулирование свободы совести в Исламской Республике Иран существенное влияние на положение Конституции системы ценностей и идеалов, на которых построена мусульманская правовая система. Обязательным является соблюдение устоев и институтов, основанных на религии, уважения к ним, велика роль религиозных. Свобода совести отдельного отражения в Конституции Ирана не получает, обозначены отдельные группы прав человека, обеспечиваемые государством. В стране допускается вероисповедание иных религий, кроме ислама. Свобода совести в большей степени находит отражение во взаимосвязи с религией, центральная роль отводится исламу. Прослеживается существенное различие с Российской Федерации, где религия и светские ценности имеют разделение, а свобода вероисповедания выступает составной частью свободы совести.
На основании исследования конституционно-правового регулирования свободы совести в светских и религиозных правовых системах сделан вывод о том, что свобода совести находит разную степень законодательной регламентации в рассмотренных странах. Тем не менее, значимость свободы совести в условиях современного мира только увеличивается. Российской Федерации требуется с учетом уже достигнутых положительных характеристик и, в том числе, опыта зарубежных стран усиливать реализацию гарантий свободы совести, привлечения правонарушителей к мерам ответственности и усиления таких компонентов как правовая культура и правосознание у населения и профессиональных должностных лиц.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru. – 04.07.2020.
2. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Российская газета. – 10.12.1998.
3. Международный пакт о гражданских и политических правах (Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // Бюллетень Верховного Суда РФ. – № 12. – 1994.
4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 24.07.2023) // Собрание законодательства РФ. – 05.12.1994. – № 32. – Ст. 3301.
5. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 14.02.2024) // Собрание законодательства РФ. – 17.06.1996. – № 25. – Ст. 2954.
6. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ (ред. от 24.06.2023) // Собрание законодательства РФ. – 13.01.1997. – № 2. – Ст. 198.
7. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 25.12.2023) // Собрание законодательства РФ. – 07.01.2002. – № 1 (ч. 1). – Ст. 1.
8. Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ (ред. от 26.02.2024) «О некоммерческих организациях» // Российская газета. – № 14. – 24.01.1996.
9. Федеральный закон от 26.09.1997 № 125-ФЗ (ред. от 02.11.2023) «О свободе совести и о религиозных объединениях» // Российская газета. – № 190. – 01.10.1997.
10. Федеральный закон от 27.05.1998 № 76-ФЗ (ред. от 25.12.2023) «О статусе военнослужащих» // Российская газета. – № 104. – 02.06.1998.
11. Федеральный закон от 25.07.2002 № 114-ФЗ (ред. от 14.02.2024) «О противодействии экстремистской деятельности» // Российская газета. – № 138-139. – 30.07.2002.
12. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ (ред. от 25.12.2023) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» // Российская газета. – № 263. – 23.11.2011.
13. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 25.12.2023) «Об образовании в Российской Федерации» // Российская газета. – № 303. – 31.12.2012.
14. Министерство юстиции РФ. Перечень общественных объединений и религиозных организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://minjust.gov.ru/ru/documents/7822/. – Загл. с экрана.
15. Декрет СНК РСФСР от 23.01.1918 г. «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» (утратил силу) // СПС Гарант.
16. Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик (принята ВС СССР 07.10.1977) (утратила силу) // Ведомости ВС СССР. – 1977. – № 41. – Ст. 617.
17. Указ Президиума ВС СССР от 18.05.1981 «О возмещении ущерба, причиненного гражданину незаконными действиями государственных и общественных организаций, а также должностных лиц при исполнении ими служебных обязанностей» (утв. Законом СССР от 24.06.1981) (вместе с «Положением о порядке возмещения ущерба, причиненного гражданину незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда») (утратил силу) // Ведомости ВС СССР. – № 21. – 27.05.1981. – Ст. 741.
Нормативные правовые акты зарубежных стран
18. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Заключена в г. Риме 04.11.1950) (с изм. от 24.06.2013) // СПС КонсультантПлюс.
19. Конституция Исламской Республики Иран (утверждена в 1980 г.). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.irancultura.it/Иран/Конституция-иран/Конституция-parte1/?ysclid=ltfizc4hgp286203330. – Загл. с экрана.
20. Конституция Республики Сингапур (принята 16.09.1963 г.) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://web.archive.org/web/20120510065624/http://constitutions.ru/archives/5623. – Загл. с экрана.
21. Основной закон Федеративной Республики Германия от 23.05.1949 г. (с последующими изменениями и дополнениями до 20.10.1997 г.) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.r-komitet.ru/law/faith/foreighn/razdel/germany. – Загл. с экрана.
Учебная и научная литература
22. Андриянов, В. Н. Конституционно-правовые основы противодействия экстремизму / В. Н. Андриянов // Всероссийский криминологический журнал. – 2017. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/konstitutsionno-pravovye-osnovy-protivodeystviya-ekstremizmu. – Загл. с экрана.
23. Афанасьев, С. Д. Ценностные аспекты свободы совести в решениях Конституционных Судов России и Германии / С. Д. Афанасьев // Конституционное и муниципальное право. – 2019. – № 2. – С. 28-32.
24. Барба, Д. С. О вопросах мусульманского правосознания / Д. С. Барба // Молодой ученый. – 2020. – № 50 (340) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://moluch.ru/archive/340/75285/. – Загл. с экрана.
25. Белявский, Д. С. Реализация права на свободу совести в зарубежных странах / Д. С. Белявский [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://superinf.ru/view_helpstud.php?id=2539&ysclid=ltgs73fczh631851367. – Загл. с экрана.
26. Астафьева, Е. М. Сингапур. На тернистом пути к «религиозной гармонии» / Е. М. Астафьева // Азия и Африка сегодня. – 2012. – № 6. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://biblio.kz/m/articles/view/СИНГАПУР-НА-ТЕРНИСТОМ-ПУТИ-К-РЕЛИГИОЗНОЙ-ГАРМОНИИ?ysclid=ltfl2m3m6i299829919. – Загл. с экрана.
27. Бурьянов, С. А.Реализация конституционной свободы совести и свободы вероисповедания в Российской Федерации: дис. ... кандидата юридических наук [Текст] / С. А. Бурьянов. – М., 2009. – 212 с.
28. Володина, Н. В. Государственно-правовая модель ислама: принципы и закономерности / Н. В. Володина [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.sovremennoepravo.ru/. – Загл. с экрана.
29. Доклад о свободе вероисповедания в Мире за 2020 год: Сингапур. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.state.gov/reports/2020-report-on-international-religious-freedom/singapore/. – Загл. с экрана.
30. Ильченко, В. Н. Допустимые границы прав человека на свободу совести и вероисповедания и их ограничения / В. Н. Ильченко, С. Б. Зелянская // Образование и право. – 2019. – № 12. – С. 46-54.
31. Карнаушенко, Л. В. Источник конституционного права (современные подходы к определению понятия) / Л. В. Карнаушенко // Вестник Краснодарского университета МВД России. – 2014. – № 1 (23). – С. 15-18.
32. Кистяковский, Б. А. Государство правовое и социалистическое / Б. А. Кистяковский // Вопросы философии. – 1990. – № 6. – С. 141-159.
33. Коневская, А. Ю. Конституционная свобода совести: содержание, границы, гарантии: дис. ... кандидата юридических наук [Текст] / А. Ю. Коневская. – Самара, 2010. – 224 с.
34. Кулапов, В. Л. Теория государства и права. Учебник [Текст] / В. Л. Кулапов. – Саратов: Саратовская государственная академия права, 2022. – 384 с.
35. Куркиева, Т. А. Понятие источников конституционного права / Т. А. Куркиева // Символ науки. – 2021. – № 8-2. – С. 30-32.
36. Лисовская, Т. В. Ограничение свободы совести: подходы и принципы / Т. В. Лисовская // Сектоведение. – 2018. – Т. 7. – С. 43-51.
37. Малицкий, А. Л. Советская конституция [Текст] / А. Л. Малицкий. – Харьков: Юрид. изд-во НКЮ УССР, 1925. – 440 с.
38. Мамедзаде, А. А. о. Свобода совести: истоки, становление, правовая охрана [Текст] / А. А. Мамедзаде. – СПб.: Юридический центр-Пресс, 2013. – 565 с.
39. Манифест Петра I от 27.04.1702 г. «О вызове иностранцев в Россию, с обещанием им свободы вероисповедания» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://diletant.media/articles/35394089/?ysclid=lrbx7ron8r377478599. – Загл. с экрана.
40. Мартышин, О. В. Государство и религия. Монография [Текст] / О. В. Мартышин. – М.: Проспект, 2022. – 384 с.
41. Матвеенко, В. А. Формирование представлений о свободе совести: отечественный и зарубежный опыт [Текст] / В. А. Матвеенко // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2012. – №11. – С. 16–20.
42. Маюров, Н. П. Традиционные и религиозные правовые семьи в странах современного мира / Н. П. Маюров // Социально-политические науки. – 2017. – № 5. – С. 56-59.
43. Мещерякова, А. Ф. Свобода совести как духовная основа гражданского общества / А. Ф. Мещерякова // Проблемы и перспективы становления гражданско-правового общества. – 2019. – С. 11-12.
44. Муромцев, Г. И. Мусульманское право в контексте правогенеза / Г. И. Муромцев // Право. Журнал Высшей школы экономики. – 2021. – № 1. – С. 80-106.
45. Нарутто, С. В. Верховенство Конституции как основа конституционного правопорядка в России / С. В. Нарутто // Российское право: образование, практика, наука. – 2018. – № (105). – С. 30-35.
46. Одинцов, М. И. Об истории принятия Закона о свободе совести / М. И. Одинцов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rusoir.ru/president/president-works/president-works-273/. – Загл. с экрана.
47. Патюлин, Е. В. Государство и личность в СССР [Текст] / Е. В. Патюлин. – М.: Наука, 1974. – 244 с.
48. Плахтий, Е. В. Некоторые особенности мусульманской правовой системы / Е. В. Плахтий // Проблемы обеспечения, реализации, защиты конституционных прав и свобод человека. – 2014. – № 3. – С. 302-321.
49. Радько, Т. Н. Теория государства и права: учебное пособие [Текст] / Т. Н. Радько. – М.: Российская академия адвокатуры, 2005. – 811 с.
50. Рассказов, Л. П. Возникновение и развитие мусульманского права и его основных источников. Влияние вестернизации на правовые системы мусульманских стран и исламизации на страны романо-германской и англосаксонской правовых семей / Л. П. Рассказов // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. – 2015. – № 111. – С. 173-191.
51. Сингапур, самая религиозно разнообразная страна в мире [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.religiousopinions.com/singapore-most-religiously-diverse-country-world. – Загл. с экрана.
52. Скиданова, А. Е. Гарантии Свободы Совести В Российской Федерации / А. Е. Скиданова // Сибирское юридическое обозрение. – 2018. – Т. 15. – № 2. – С. 240-244.
53. Сюкияйнен, Л. Р. Исламское право: понятие, соотношение с шариатом и фикхом, место в современных правовых системах, взаимодействие с европейской правовой культурой / Л. Р. Сюкияйнен [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://kpfu.ru/portal/docs/F1979005079/Rider_2016_L.R..Sjukiyajnen.pdf. – Загл. с экрана.
54. Смирнов, В. Г. Функции советского уголовного права [Текст] / В. Г. Смирнов. – Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1965. – 188 с.
55. Степанова, В. В. Эволюция понятия юридической ответственности в истории досоветского права / В. В. Степанова // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. – № 2 (9). – 2012. – С. 49-52.
56. Судебник 1497 г. (перевод) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://historich.ru/sudebnik-1497-goda-perevod/index.html. – Загл. с экрана.
57. Судебник 1550 г. (Перевод В.Б. Цыганова) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.dereksiz.org/sudebnik-1550-g-perevod-v-b-ciganova.html. – Загл. с экрана.
58. Соборное Уложение 1649 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/1649/whole.htm. – Загл. с экрана.
59. Терюкова, Е. А. О свободе совести и свободе вероисповедания в России (1905-1907 годы) / Е. А. Терюкова // Вестник СПбГУ. – 2013. – Вып. 3. – С. 56-60.
60. Уголовное уложение 1903 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.wikiplanet.click/enciclopedia/ru/%D0%A3%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D1%83%D0%BB%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_1903_%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D0%B0. – Загл. с экрана.
61. Указ Николая II от 30.04.1905 г. «Об укреплении начал веротерпимости». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://bibl-ugorsk.ru/information_resources/prezidentskaya-biblioteka/interesno.php/59377/. – Загл. с экрана.
62. Шиманская, О. К. Свобода совести в России: история, генезис, современное состояние / О. К. Шиманская [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.unn.ru/pages/issues/vestnik/9999-0195_West_pravo_2001_1%283%29/47.pdf?ysclid=lr99vhb5sr860083647. – Загл. с экрана.
63. Шутова, А. В. Институт свободы совести в Европе: история и современность / А. В. Шутова, С. В. Косилкин [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rusoir.ru/03print/03print-01/03print-01-03/. – Загл. с экрана.
64. Фадеева, Д. О. Юридическое понятие источников права и их система / Д. О. Фадеева // Научный электронный журнал Меридиан. – 2020. – № 6 (40). – С. 219-221.
65. Яценко, О. В. Конституционная конструкция принципа свободы совести в юридической практике / О. В. Яценко // Вестник Таганрогского института управления и экономики. – 2021. – № 1 (33). – С. 108-111.