Введение 3
Часть I. Теоретические основы использования проектной методики на уроках
иностранного языка 6
1.1 Понятие метода проекта. Виды проектов при обучении иностранному языку 6
1.2 Основные требования к проектному обучению иностранному языку 13
Выводы по главе 1 17
Часть II. Теоретические основы обучения грамматике иностранного языка на среднем этапе 19
2.1 Теоретические основы обучения грамматической стороне иноязычной
речи 19
2.2 Особенности обучения грамматической стороне иноязычной речи в средней школе 22
Выводы по главе 2 27
Часть III. Использование проектной методики при обучении грамматической
стороне иноязычной речи на среднем этапе 28
3.1 Использование метода проектов при обучении грамматической стороне
иноязычной речи на среднем этапе 28
3.2 Использование проектной методики при обучении грамматике
английского языка на примере УМКК. М. Барановой « Starlight - 6» 30
Выводы по главе 3 35
Заключение 36
Список литературы 38
Ввиду развития международного сотрудничества возрастает роль владения средствами коммуникации, позволяющими обеспечить успешное ведение переговоров и торговли с представителями различных стран. Английский язык - инструмент международного общения. На данный момент на рынке труда недостаточно специалистов, владеющих иностранным языком на достойном уровне, соответственно задача образовательных учреждений, а именно школ повысить эффективность стратегий обучения языку. Существует четыре вида речевой деятельности английского языка, но основное внимание в данной работе будет уделено грамматике как виду речевой деятельности, так как без знания правил и грамматических конструкций невозможно не только построить свое собственное высказывание, но и понять речь других людей. Однако не все методы обучения грамматической стороне иноязычной речи показывают высокую эффективность, следовательно, необходимо отдавать предпочтение тем методам, которые будут способны подготовить специалистов, владеющих иностранным языком на высоком уровне. В данном случае справедливо говорить о применении метода проекта, как одного из вариантов качественного, вовлекающего, а главное эффективного обучения.
При обучении иностранному языку необходимо уделять внимание всем аспектам языка, но более всего грамматике, так как благодаря умению связывать слова в единое целое человек способен грамотно и логично донести свою мысль до собеседника. Однако существующие методы обучения не всегда способны показать высокую эффективность. В связи с быстрыми темпами развития технологий появляется все больше новых возможностей для совершенствования существующих методов обучения. Актуальность данной работы заключается в недостаточном количестве исследований касательно применения метода проекта при обучении грамматической стороне иноязычной речи, а также о преимуществах использования данного метода на практике.
Объект исследования - процесс обучения грамматической стороне иноязычной речи в СОШ.
Предмет исследования - использование метода проектов при обучении грамматической стороне иноязычной речи в СОШ.
Цель исследования - изучить возможности применения методов проектов при обучении грамматике на уроках английского языка в СОШ.
Задачи исследования:
1. Раскрыть содержание понятия метода проектов и охарактеризовать основные виды проектов при обучении иностранному языку.
2. Перечислить основные требования к проектному обучению иностранному языку и раскрыть их содержание.
3. Обозначить теоретические основы обучения грамматике иностранного языка в средней школе.
4. Определить специфику обучения грамматической стороне
иноязычной речи на среднем этапе обучения.
5. Рассмотреть возможности метода проекта применительно к обучению грамматике на среднем этапе обучения.
6. Рассмотреть УМК К. М. Барановой « Starlight - 6» на предмет содержания в нем заданий проектного типа, предложить варианты корректировки заданий.
Методы исследования: сравнение, обобщение, классификация, анализ научно-методической и психолого-педагогической литературы.
Теоретической основой исследования являются научные труды таких ученых как Е. С. Полат, М. Л. Зуева, М. Ю. Бухаркина, Ж. Л. Витлин и др.
Практическая значимость исследования заключается в разработке конспектов уроков с применением проектной методики и их апробировании при обучении грамматической стороне иноязычной речи на среднем этапе обучения. Полученные в ходе исследования результаты могут быть применены для повышения эффективности обучения грамматике учащихся средней школы, а также могут применяться в курсе преподавания методики в ВУЗе.
Апробация исследования - материалы и промежуточные результаты работы были представлены на Всероссийской научно-практической конференции «Авдеевские чтения» (2023 г.)
Структура работы: введение, основная часть, состоящая из трех глав, выводы по каждой главе, заключение, список литературы и приложение.
Расширение международного сотрудничества, новые политические и социально-экономические изменения в России за последние десятилетия требуют сегодня свободного владения иностранным языком, что влечет за собой необходимость поиска новых подходов к его преподаванию и, как следствие, новых педагогических технологий. Одним из относительно новых подходов, способствующих решению проблемы обучения иностранному языку как средству межкультурной коммуникации, является метод проектов, которому посвящена первая глава данной работы. Данный метод показывает более высокую эффективность по сравнению с другими методами обучения и позволяет реализовать наиболее сложную и существенную для методики задачу - создание языковой среды, а на ее основе создание потребности в использовании иностранного языка на практике.
Во второй главе данной работы внимание уделяется такому аспекту языка как грамматика, так как для формирования грамотной устной и письменной речи, понимания разговора других людей, при чтении и аудировании, необходимо овладеть грамматикой изучаемого языка. Владение большим словарным запасом не поможет передать конкретную мысль, потому как лексические единицы называют предмет или явление, но в отличие от грамматики, не отражают отношения между ними.
Таким образом, грамматика выполняет функцию строительного материала речи. На среднем этапе обучения может быть выделен ряд требований, предъявляемый к уровню знаний учащихся. В данном случае метод проектов способен обеспечить более эффективное и увлекательное изучение и закрепление новых грамматических правил и конструкций. Кроме того, он способствует развитию творческих, мыслительных и исследовательских навыков учащихся.
Кроме того, данное пособие ориентировано на систематическое введение и закрепление грамматических правил и структур. Каждый урок включает в себя упражнения и задания, которые позволяют учащимся усвоить и применить изученные грамматические явления. Также учащиеся могут дополнительно тренировать грамматику, выполнять задания на закрепление и повторение пройденного материала в рабочей тетради.
Еще одно важное преимущество УМК «Starlight 6» - это его прогрессивное увеличение сложности и объема материала. Учебник постепенно вводит новые лексические и грамматические единицы, углубляет и расширяет темы, что позволяет учащимся постепенно развивать свои навыки и грамотно использовать язык в различных ситуациях.
В данной работе базой для анализа наличия заданий, соответствующих проектному методу послужил учебник «Starlight- 6» авторства К. М. Барановой. Данное пособие содержит достаточное количество активностей, направленных на обучение грамматике языка при помощи различного вида проектов, что будет способствовать увлекательному обучению и гармоничному развитию не только грамматических, но и в целом языковых и личностных навыков учащихся.
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. - Москва: Академия, 1999. - 672 с.
2. Артёмов В.А. Психология обучения иностранным языкам. - Москва: Просвещение, 1969. - 279с.
3. Берман И.М. Методика обучения английскому языку. - Москва: Высшая школа, 2012. - 230 с.
4. Бим И.Л. Подход к проблеме упражнений с позиции иерархии целей и задач // Общая методика обучения иностранным языкам. - 1991. № 3. - С. 92-99.
5. Бим И.Л. Теория и практика обучения иностранному языку в средней школе. - Москва: Просвещение, 2010. - 256 с.
6. Богданова О.С. Оптимизация процесса обучения. - Москва: Просвещение, 2006. - 207 с.
7. Болдырев Н.И. Навыки и умения в психологии и методике обучения языкам. - Москва: Просвещение, 2011. - 223 с.
8. Витлин Ж.А. Современные проблемы обучения грамматике иноязычных языков // Иностранные языки в школе. - 2012. - № 5. - С. 5- 7.
9. Выготский Л.С. Грамматические умения, обусловливающие говорение на иностранном языке, и основные линии их развития. - Москва: Просвещение, 2011. - 429 с.
10. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. - Москва: АРКТИ, 2012. - 372 с.
11. Гальскова Н.Д., Гез Н. И. Теория обучения иностранным языкам. - Москва: ACADEMA, 2011. - 234 с.
12. Гез Н.И. Формирование коммуникативной компетенции как объект зарубежной методики исследования // Иностранные языки в школе. - 2012. - №2. - С. 32-38.
13. Горкин А.П. Большой энциклопедический словарь (БЭС) - 2-е изд. - СПб: Норинт, 2002 -1456 с.
14. Гульчевская В.Г. Современные педагогические технологии. - Ростов- на-Дону: РО ИПК и ПРО, 1999. - 132 с.
15. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. - Москва:
ИНТОР, 1996. - 544с.
16. Дмитриева Д.Д. Особенности формирования грамматических
навыков речи на среднем этапе обучения // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2021. - № 2. - С. 106-108.
17. Зеньковский В.В. Дифференцированный подход в обучении иностранному языку. - Екатеринбург, 2013. - 350 с.
18.Зуева М.Л. Сравнительный анализ возможностей метода проектов адаптивной системы обучения в формировании ключевых компетенций. - Москва, 2001. - 672 с.
19. Зуева Т.В. Об алогизмах и противоречиях английской грамматики и о новых подходах в ее изучении. - Москва: Просвещение, 2008. - 400 с.
20. Климентенко А.Д. Содержание обучения иностранным языкам в средней школе: Организация речевой деятельности. - Москва: Педагогика,1984.- 456 с.
21. Князева О.Л. Концепция коммуникативного обучения иноязычной культуре в средней школе. - СПб.: Питер, 2009. - 248 с.
22. Ковалева Г.А. Групповая и самостоятельная работа учащихся при освоении грамматики. - Москва: АРКТИ, 2004. - 86 с.
23. Копылова В.В. Методика проектной работы на уроках английского языка. - Москва: Дрофа, 2003. - 257 с.
24. Куприянова Г.В. Групповая и самостоятельная работа учащихся при освоении грамматики // Иностранные языки в школе. 2001. - №6. - С. 7-10.
25. Мартынова Т.М. Использование проектных заданий на уроках английского языка //Иностранные языки в школе. - 1999. - №4. - С. 19-21.
26. Мещеряков Б.Г., Зинченко, В.П. Большой психологический словарь. - М: , 2014 - 633 с.
27. Муратова М.Н. Особенности обучения грамматике английского языка на среднем этапе // Academy. - 2019. - № 4. - С. 58-59.
28. Полат Е.С. Обучение в сотрудничестве // Иностранные языки в школе. - 2000. - №1. - С. 4-11.
29. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - Москва: Академия, 2008 - 272 с.
30. Рогова Г.В., Рабинович Ф.М., Сахарова Т.Е. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. - Москва: Просвещение, 1991. - 287 с.
31. Соболева Е.А., Папоян Г.Н. Формирование грамматических навыков школьников в процессе обучения английскому языку // Наука и образование сегодня. - 2019. -№ 1. - С. 76-78.
32. Сысоев П.В. Интегративное обучение грамматике: исследование на материале английского языка // Иностранные языки в школе. - 2013. - № 6. - С. 25-31.
33. Талызина Н.Ф. Перспективные школьные технологии. - Москва: Просвещение, 2008. - 183 с.
34. Устинова Е.С. Практическая методика обучению иностранному языку. - Москва: Академия, 2011. - 253 с.
35. Филатов В.М. Методика обучения иностранным языкам в начальной и основной общеобразовательной школе: учеб. пособие для студентов педагогических колледжей. - Ростов-на-Дону: АНИОН, 2003. - 416 с.
36.Чередов И.М. Формы учебной работы в средней школе: Кн. для учителя. - Москва: Просвещение, 2012. - 297 с.
37. Шатилов С.Ф. Некоторые проблемы обучения грамматической
стороне устной иностранной речи // Иностранные языки в школе. - 1971. - № 6. - С. 16.
38. Щукин А.Н. Обучение иностранным языкам: теория и практика. - Москва: Филоматис, 2009. - 392 с.
39. Юшина Ю.И. Рабочая программа по английскому языку 5-9класс. - Самара, 2018. - 35 с.
40. William Kilpatrick The project method // Teachers college record. - № 19, 1918. - 334