Влияние тревожности детей дошкольного возраста на готовность к школе
|
Введение 4
Глава 1. Теоретическое исследование влияния тревожности детей дошкольного возраста на психологическую готовность к обучению в школе
1.1 Психологическая готовность к обучению в школе как проблема
исследования 9
1.2 Понятие личностного компонента готовности к школе 15
1.3 Понятие, причины и динамика развития тревожности в старшем
дошкольном возрасте 21
1.4 Анализ современных исследований по проблеме тревожности
дошкольников 30
Глава 2. Эмпирическое исследование влияния тревожности детей дошкольного возраста на психологическую готовность к обучению в школе
2.1. Организация эмпирического исследования 35
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования влияния
тревожности детей дошкольного возраста на психологическую готовность к обучению в школе 40
2.3. Рекомендации по снижению тревожности и развитию личностного
компонента готовности к школе в старшем дошкольном возрасте 48
Выводы 54
Заключение 57
Список использованных источников 59
Приложение 1 - 3 65
Глава 1. Теоретическое исследование влияния тревожности детей дошкольного возраста на психологическую готовность к обучению в школе
1.1 Психологическая готовность к обучению в школе как проблема
исследования 9
1.2 Понятие личностного компонента готовности к школе 15
1.3 Понятие, причины и динамика развития тревожности в старшем
дошкольном возрасте 21
1.4 Анализ современных исследований по проблеме тревожности
дошкольников 30
Глава 2. Эмпирическое исследование влияния тревожности детей дошкольного возраста на психологическую готовность к обучению в школе
2.1. Организация эмпирического исследования 35
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования влияния
тревожности детей дошкольного возраста на психологическую готовность к обучению в школе 40
2.3. Рекомендации по снижению тревожности и развитию личностного
компонента готовности к школе в старшем дошкольном возрасте 48
Выводы 54
Заключение 57
Список использованных источников 59
Приложение 1 - 3 65
Подготовка детей к школе - задача комплексная, охватывающая все сферы жизни ребенка. Психологическая готовность к школе - только один из аспектов этой задачи. Готовность к школе в современных условиях рассматривается, прежде всего, как готовность к школьному обучению или учебной деятельности. Этот подход обоснован взглядом на проблему со стороны периодизации психического развития ребенка и смены ведущих видов деятельности. По мнению Е.Е. Кравцовой: «проблема психологической готовности к школьному обучению получает свою конкретизацию, как проблема смены ведущих типов деятельности, т.е. это переход от сюжетно - ролевых игр к учебной деятельности» [27, с. 78].
И.В. Дубровина под психологической готовностью к школе понимает необходимый и достаточный уровень психологического развития ребёнка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников [Готовность к школе 13, с. 24]. Г.М. Коджаспирова определяет интеллектуальную готовность как «достижение достаточного для начала систематического обучения уровня зрелости познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения, речи), владение ребёнком знаниями, умениями и навыками в объёме стандартной программы детского сада» [26, с. 30].
Составными компонентами психологической готовности ребёнка к школе являются: мотивационная (личностная); интеллектуальная;
эмоционально - волевая.
Мотивационная (личностная) готовность включает в себя формирование у детей качеств, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми, учителями. Интеллектуальная готовность ребёнка к школе - это способность будущего школьника к овладению такими мыслительными операциями, как анализ и синтез, сравнение и обобщение, сериация и классификация; в процессе учебной деятельности ребенок должен научиться устанавливать причинно-следственные связи между предметами и явлениями, разрешать противоречия. Волевая готовность необходима для нормальной адаптации детей к школьным условиям. Вопрос здесь заключается не столько в умении ребят слушаться, хотя выполнять определенные правила школьного распорядка тоже важно, сколько в умении слушать, вникать в содержание того, о чем говорит взрослый.
Соответственно, психологическая готовность к школе - это комплекс психологических качеств, обеспечивающих успешное обучение в школе. Это такой уровень физического, психического и социального развития ребенка, который необходим для успешной адаптации к школьной жизни без ущерба для его здоровья.
В России, по данным статистики, лишь у 45% дошкольников отсутствуют признаки отклонений в психике, распространенность нервно-психических расстройств, среди школьников достигает около 80%. Каждый четвертый подросток имеет пограничные нервно-психические отклонения, у 73% детей - нарушения психических функций, у 60% - высокий уровень тревожности.
Детская тревожность — устойчивое состояние, являющееся индивидуальной особенностью ребёнка и проявляющееся в его склонности к частым переживаниям, тревогам, индивидуальная психологическая особенность, заключающая в повышенной склонности испытывать беспокойство в различных жизненных ситуациях, которые к этому не предрасполагают. Это состояние сопутствует человеку в любом виде деятельности. Тревожность не всегда связана с какой-либо определённой ситуацией и проявляется почти всегда. Тревожность развивается вследствие наличия у ребёнка внутреннего конфликта.
Из-за повышенного стремления к безопасности, ребенок утрачивает решительность, инициативность, подавляет собственную индивидуальность и способность рисковать. Мотивом его деятельности становятся не стремление к успеху, а избежание неудач, а как следствие - избираются заведомо заниженные цели и задачи, ухудшается успеваемость, падает энергетический потенциал. Помимо всего прочего, высокий уровень тревожности блокирует гармоничную социализацию ребенка, препятствует развитию его позитивной самооценки и гармоничной «Я - Концепции».
Результатом всего выше сказанного становится разрушительное воздействие тревожности на все сферы деятельности ребенка, в том числе и на сферу психологической готовности старшего дошкольника к обучению в школе.
К сожалению, в отечественной педагогической и психолого-педагогической литературе существует недостаточно работ, посвященных специфике детской тревожности в процессе подготовки к обучению. А детей, склонных к переживанию тревожности, соматически ослабленных - становится все больше. Но среди существующих работ следует выделить труды таких авторов, как Д.Б. Эльконин, Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Р.Я. Гузман, В.В. Рубцов, Г.А. Цукерман, и др.
Цель исследования: выявить влияние тревожности на личностный компонент готовности старших дошкольников к обучению в школе, для разработки рекомендаций по снижению тревожности и развитию личностного компонента готовности к школе в старшем дошкольном возрасте.
Объект исследования: личностный компонент готовности старших дошкольников к обучению.
Предмет исследования: влияние тревожности на личностный компонент готовности детей к обучению в школе.
Гипотеза исследования: повышенная тревожность оказывает негативное влияние на личностный компонент психологической готовности старших дошкольников к обучению в школе.
Задачи исследования:
1. Теоретический анализ возрастно-психологической и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Организация эмпирического исследования.
3. Анализ и интерпретация результатов эмпирического исследования.
4. Разработка рекомендаций по снижению тревожности и развитию личностного компонента готовности к школе в старшем дошкольном возрасте.
Методологическую базу исследования составили психологические подходы к изучению проблемы готовности детей 6 -7 лет к школьному обучению рассматриваемые в работах Л.И. Божович, Л.А. Венгер, В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина, Я. Йирасека. Многие авторы, такие как: А.В. Запорожец, Е.Е. Кравцова, Г.Г. Кравцов считают, что важным фактором в подготовке детей к школе является высокий уровень сформированности произвольности в межкоммуникативных отношениях и самооценки к самому себе. И.Ю. Кулагина и В.Н. Колюцкий отражают в своих трудах особенности психологической готовности детей шестилетних и семилетних, заостряя внимание на методиках диагностики личностной и интеллектуальной готовности детей к школе.
Исследования эмоциональной сфера ребенка отечественными и зарубежными учеными: Л.И. Божович, А.И. Захаров, Э.В. Гилязова, М.С. Неймарк, А.М. Прихожан, М.К. Бардышевская, А. Валлон, Д.В. Винникотт, М. Кляйн и др..
Методы исследования:
- теоретический анализ;
- проективный метод, опрос, беседа, наблюдение;
- методы математической статистики: критерий углового преобразования Фишера, критерий Манна-Уитни.
Методики исследования:
Тест тревожности (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки) [26].
методика «Лесенка» Дембо-Рубинштейн (модификация В.Г. Щур)
Для исследования эмоционально-волевого компонента психологической готовности к школе:
- методика «Домик» Гуткиной Н.Н. [18];
Для исследования мотивационного компонента психологической готовности к школе:
- методика «Мотивационная готовность к школе» Венгер А.Л. [37].
Исследование проводилось в МБДОУ детский сад № 39 г. Пенза. Выборку составили воспитанники подготовительной группы в количестве 17 детей, из них 9 девочек и 8 мальчиков в возрасте 6-7 лет.
И.В. Дубровина под психологической готовностью к школе понимает необходимый и достаточный уровень психологического развития ребёнка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников [Готовность к школе 13, с. 24]. Г.М. Коджаспирова определяет интеллектуальную готовность как «достижение достаточного для начала систематического обучения уровня зрелости познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения, речи), владение ребёнком знаниями, умениями и навыками в объёме стандартной программы детского сада» [26, с. 30].
Составными компонентами психологической готовности ребёнка к школе являются: мотивационная (личностная); интеллектуальная;
эмоционально - волевая.
Мотивационная (личностная) готовность включает в себя формирование у детей качеств, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми, учителями. Интеллектуальная готовность ребёнка к школе - это способность будущего школьника к овладению такими мыслительными операциями, как анализ и синтез, сравнение и обобщение, сериация и классификация; в процессе учебной деятельности ребенок должен научиться устанавливать причинно-следственные связи между предметами и явлениями, разрешать противоречия. Волевая готовность необходима для нормальной адаптации детей к школьным условиям. Вопрос здесь заключается не столько в умении ребят слушаться, хотя выполнять определенные правила школьного распорядка тоже важно, сколько в умении слушать, вникать в содержание того, о чем говорит взрослый.
Соответственно, психологическая готовность к школе - это комплекс психологических качеств, обеспечивающих успешное обучение в школе. Это такой уровень физического, психического и социального развития ребенка, который необходим для успешной адаптации к школьной жизни без ущерба для его здоровья.
В России, по данным статистики, лишь у 45% дошкольников отсутствуют признаки отклонений в психике, распространенность нервно-психических расстройств, среди школьников достигает около 80%. Каждый четвертый подросток имеет пограничные нервно-психические отклонения, у 73% детей - нарушения психических функций, у 60% - высокий уровень тревожности.
Детская тревожность — устойчивое состояние, являющееся индивидуальной особенностью ребёнка и проявляющееся в его склонности к частым переживаниям, тревогам, индивидуальная психологическая особенность, заключающая в повышенной склонности испытывать беспокойство в различных жизненных ситуациях, которые к этому не предрасполагают. Это состояние сопутствует человеку в любом виде деятельности. Тревожность не всегда связана с какой-либо определённой ситуацией и проявляется почти всегда. Тревожность развивается вследствие наличия у ребёнка внутреннего конфликта.
Из-за повышенного стремления к безопасности, ребенок утрачивает решительность, инициативность, подавляет собственную индивидуальность и способность рисковать. Мотивом его деятельности становятся не стремление к успеху, а избежание неудач, а как следствие - избираются заведомо заниженные цели и задачи, ухудшается успеваемость, падает энергетический потенциал. Помимо всего прочего, высокий уровень тревожности блокирует гармоничную социализацию ребенка, препятствует развитию его позитивной самооценки и гармоничной «Я - Концепции».
Результатом всего выше сказанного становится разрушительное воздействие тревожности на все сферы деятельности ребенка, в том числе и на сферу психологической готовности старшего дошкольника к обучению в школе.
К сожалению, в отечественной педагогической и психолого-педагогической литературе существует недостаточно работ, посвященных специфике детской тревожности в процессе подготовки к обучению. А детей, склонных к переживанию тревожности, соматически ослабленных - становится все больше. Но среди существующих работ следует выделить труды таких авторов, как Д.Б. Эльконин, Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Р.Я. Гузман, В.В. Рубцов, Г.А. Цукерман, и др.
Цель исследования: выявить влияние тревожности на личностный компонент готовности старших дошкольников к обучению в школе, для разработки рекомендаций по снижению тревожности и развитию личностного компонента готовности к школе в старшем дошкольном возрасте.
Объект исследования: личностный компонент готовности старших дошкольников к обучению.
Предмет исследования: влияние тревожности на личностный компонент готовности детей к обучению в школе.
Гипотеза исследования: повышенная тревожность оказывает негативное влияние на личностный компонент психологической готовности старших дошкольников к обучению в школе.
Задачи исследования:
1. Теоретический анализ возрастно-психологической и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Организация эмпирического исследования.
3. Анализ и интерпретация результатов эмпирического исследования.
4. Разработка рекомендаций по снижению тревожности и развитию личностного компонента готовности к школе в старшем дошкольном возрасте.
Методологическую базу исследования составили психологические подходы к изучению проблемы готовности детей 6 -7 лет к школьному обучению рассматриваемые в работах Л.И. Божович, Л.А. Венгер, В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина, Я. Йирасека. Многие авторы, такие как: А.В. Запорожец, Е.Е. Кравцова, Г.Г. Кравцов считают, что важным фактором в подготовке детей к школе является высокий уровень сформированности произвольности в межкоммуникативных отношениях и самооценки к самому себе. И.Ю. Кулагина и В.Н. Колюцкий отражают в своих трудах особенности психологической готовности детей шестилетних и семилетних, заостряя внимание на методиках диагностики личностной и интеллектуальной готовности детей к школе.
Исследования эмоциональной сфера ребенка отечественными и зарубежными учеными: Л.И. Божович, А.И. Захаров, Э.В. Гилязова, М.С. Неймарк, А.М. Прихожан, М.К. Бардышевская, А. Валлон, Д.В. Винникотт, М. Кляйн и др..
Методы исследования:
- теоретический анализ;
- проективный метод, опрос, беседа, наблюдение;
- методы математической статистики: критерий углового преобразования Фишера, критерий Манна-Уитни.
Методики исследования:
Тест тревожности (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки) [26].
методика «Лесенка» Дембо-Рубинштейн (модификация В.Г. Щур)
Для исследования эмоционально-волевого компонента психологической готовности к школе:
- методика «Домик» Гуткиной Н.Н. [18];
Для исследования мотивационного компонента психологической готовности к школе:
- методика «Мотивационная готовность к школе» Венгер А.Л. [37].
Исследование проводилось в МБДОУ детский сад № 39 г. Пенза. Выборку составили воспитанники подготовительной группы в количестве 17 детей, из них 9 девочек и 8 мальчиков в возрасте 6-7 лет.
Готовность к школе в современных условиях рассматривается, прежде всего, как готовность к школьному обучению или учебной деятельности. Подготовка детей к школе - задача комплексная, охватывающая все сферы жизни ребенка. Психологическая готовность к школе - только один из аспектов этой задачи.
Теоретическое изучение проблемы влияния тревожности на психологическую готовность к школе старших дошкольников позволило рассмотреть ряд исследований ученых и психологов, апробировать некоторые методики в подготовительной группе детского сада.
Так, рассмотрены понятие личностного компонента готовности к школе, понятие, причины и динамика развития тревожности в старшем дошкольном возрасте, проведен теоретический анализ современных исследований по проблеме тревожности дошкольников.
Обоснован личностный компонент психологической готовности к обучению, который включает в себя: эмоционально-волевой компонент, мотивационный компонент, собственно личностный компонент.
Организовано эмпирическое исследование, реализована процедура измерения переменных. Проведены анализ и интерпретация результатов исследования влияния тревожности детей дошкольного возраста на психологическую готовность к обучению в школе.
Гипотеза исследования подтвердилась частично. Действительно, обнаружено негативное влияние повышенной тревожности на личностный компонент психологической готовности старших дошкольников к обучению в школе только относительно самооценки детей. Так, определены тесные отрицательные связи между показателями самооценки детей и индексом тревожности. Однако, не подтверждено влияние тревожности на волевой и мотивационный компоненты личностной готовности к обучению у старших дошкольников.
На основании полученных результатов исследования разработаны рекомендации по снижению тревожности и развитию личностного компонента готовности к школе в старшем дошкольном возрасте.
Теоретическое изучение проблемы влияния тревожности на психологическую готовность к школе старших дошкольников позволило рассмотреть ряд исследований ученых и психологов, апробировать некоторые методики в подготовительной группе детского сада.
Так, рассмотрены понятие личностного компонента готовности к школе, понятие, причины и динамика развития тревожности в старшем дошкольном возрасте, проведен теоретический анализ современных исследований по проблеме тревожности дошкольников.
Обоснован личностный компонент психологической готовности к обучению, который включает в себя: эмоционально-волевой компонент, мотивационный компонент, собственно личностный компонент.
Организовано эмпирическое исследование, реализована процедура измерения переменных. Проведены анализ и интерпретация результатов исследования влияния тревожности детей дошкольного возраста на психологическую готовность к обучению в школе.
Гипотеза исследования подтвердилась частично. Действительно, обнаружено негативное влияние повышенной тревожности на личностный компонент психологической готовности старших дошкольников к обучению в школе только относительно самооценки детей. Так, определены тесные отрицательные связи между показателями самооценки детей и индексом тревожности. Однако, не подтверждено влияние тревожности на волевой и мотивационный компоненты личностной готовности к обучению у старших дошкольников.
На основании полученных результатов исследования разработаны рекомендации по снижению тревожности и развитию личностного компонента готовности к школе в старшем дошкольном возрасте.
Подобные работы
- ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ОХРАНЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - ВЛИЯНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ГОТОВНОСТЬ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗИТИВНОГО ОТНОШЕНИЯ К
СВЕРСТНИКАМ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2016 - ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ИГРЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С СЕНСОРНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Психолого-педагогические основы формирования коммуникативных умений детей дошкольного возраста средствами легоконструирования
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2017 - Психологическая готовность к школе детей дошкольного возраста с
диагнозом сахарный диабет
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2021 - Коррекция эмоциональных расстройств у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи средствами танцевальной терапии
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2022 - КОРРЕКЦИЯ ТРЕВОЖНОСТИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПОМОЩЬЮ ИГРОТЕРАПИИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4265 р. Год сдачи: 2016



