Введение 3
Глава I. Народное образование в условиях мирного времени 16
§ 1. Состояние учебно-материальной базы школ после Великой
Отечественной войны 16
§ 2. Мероприятия по совершенствованию деятельности учителей 37
Глава II. Материальный фактор 62
§ 1. Материальное и бытовое положение учителей 62
§ 2. Воздействие материальных условий жизни на совершенствование деятельности кадров учительства 69
Глава III. Методические рекомендации к проведению занятия на тему: «Народное образование Пензенской области в 1946 - 1950 гг.» в рамках элективного курса по краеведению 88
§ 1. Технологическая карта занятия 91
§ 2. Приложение 96
Заключение 98
Список используемых источников и литературы
Актуальность темы. С развитием образования связывается будущее любой страны. Оно выступает как субъект модернизации общества, так как в процессе общественного развития является основным фактором накопления, передачи и развития интеллектуального и духовного потенциала человечества.
Система школьного образования, через которую проходит все без исключения население, помимо обучения воспитывало личностные и гражданские качества.
Успех реформ в обществе во многом зависит от образовательной политики, ее системности, последовательности и результативности. Школа определяет будущее России и является непременным условием ее дальнейшего развития.
Глобальная реформа российской системы образования была введена в действие законом «Об образовании», принятым в 2012 г. В настоящее время приходится констатировать определенную непоследовательность государственной политики в сфере образования. Сегодня педагоги России обсуждают новый этап реформы образовательной системы.
Реформы системы среднего, то есть школьного, образования в первую очередь необходимы для приведения этой системы в соответствие, с одной стороны, с потребностями общества в конкретный период его развития, а с другой - с социально-экономическими возможностями и ресурсами, которые правительство предполагает выделить на функционирование этой системы. Глубина и масштабы реформ образования всегда в той или иной степени были объектами столкновения социальных интересов разных слоев общества и политической борьбы.
Специфика системы образования, ее роль в жизни российского общества в прошлом и в настоящее время выражаются в том, что эта система является не только объектом, но и субъектом процесса модернизации страны. Система образования способствовала просвещению народа, росту самосознания общества, влияла на изменение социальной стратификации, что представляло определенную опасность для власти. Правительство постоянно должно было делать выбор - модернизировать ли систему образования в интересах обеспечения социально-экономического развития страны или противодействовать социальным последствиям этого процесса. Анализ прошлого выявляет неизбежную закономерность: период реформирования системы образования практически всегда сменялся периодом контрреформ.
Партийно-государственное руководство страны предпринимавшее и осуществлявшее попытки реформирования школьного образования на рубеже 1920 - 1930-х годов, сочло необходимым провести стабилизационную контрреформу образования, основное содержание которой было определено в партийно-правительственных постановлениях, но выдвижение целей развития личности школьника, воспитание человека новой эпохи было прогрессивным направлением в педагогике, но в то время оно не могло быть реализовано, так как реформа образования в Советской России осуществлялась в условиях жесткого классового и партийного подхода.
Актуальность темы возрастает при анализе вышеназванных процессов в сфере народного образования Пензенской области в 1946 - 1950 годах.
Характерной чертой современных преобразовательных процессов в Российском обществе являются кардинальные перемены в деятельности общеобразовательной школы. Не только основное, но и дополнительное образование ныне становятся средством гуманистического обновления педагогического процесса. Не случайно к середине 90-х годов ХХ века в системе дополнительного образования в школах Пензенской области, занимались краеведением, туризмом, другими видами познавательно- поисковой деятельности 70,3 тысячи учащихся. Это говорит о том, что школа - не только госучреждение, а социальный институт, общественно-государственная система, призванная удовлетворять образовательные запросы государства, общества и личности. Нарушение этого взаимодействия приводит к застою школы. Отсюда вытекает актуальность темы настоящей диссертационной работы, которая обусловлена недостаточной разработанностью проблемы и её направленностью на развитие школьного образования.
Проблематика послевоенной бывшей тыловой школы, а именно таковыми были в то время учебные заведения Пензенской области, выдвинута к исследованию обстоятельствами, связанными, в первую очередь, с недостаточной разработкой школьных «сюжетов» в исторической науке. Несправедливо было бы считать, что характерные черты своего времени, присущие многим исследованиям, утратили свое значение только из-за периода их написания. Ученые имеют возможность вернуть доверие к прежним результатам исторической науки. Одно из таких средств - объективный и комплексный анализ прошлого. Результаты же научных исследований могут быть эффективными только тогда, когда существует преемственность поколений исследователей, когда выводы и научные положения предшественников не отбрасываются, а используются в современных исследованиях. Тем более, что многое изменялось в отечественном образовании последнего десятилетия: новые парадигмы и концепции, государственный стандарт и альтернативные учебные планы, школы нового типа. Таким образом, исследование указанной темы является актуальным для исторической науки и представляет богатый фактический материал для сравнительного анализа и разработки единой научно обоснованной концепции строительства современной школы, которая необходима субъектам Российской Федерации, в том числе и Пензенской области.
Хронологические рамки исследования охватывают временной период с 1946 г. по 1950 г. Выбор указанных лет объясняется тем, что это были первые пять лет послевоенного, мирного созидательного труда.
Территориальные рамки исследования ограничиваются Пензенской областью в силу того, что в послевоенный период, несмотря на значительное увеличение промышленного комплекса, область оставалась аграрной. Поэтому в социальном плане на рассматриваемой территории была представлена структура всего советского общества, что дает нам возможность со всех сторон рассмотреть данную проблему.
Исходя из этого, объектом исследования в данной работе являются процессы, связанные с функционированием в послевоенные годы общеобразовательной школы и находящаяся в теснейшей связи с данным явлением подготовка педагогических кадров и работа учителей общеобразовательных школ Пензенской области.
Предметом исследования являются состояние учебно-материальной базы школы, деятельность педагогических учебных заведений по решению проблем учительских кадров, рост профессионального мастерства кадров общеобразовательной школы, бытовое и материальное положение учительства.
Историография проблемы. Долгое время данная проблема, как и все другие, разрабатывалась не на научном, а на партийно-политическом уровне. Уже в начале 1950-х гг. публикуются первые работы, непосредственно посвященные послевоенному периоду. Многочисленные книги, статьи, брошюры, диссертации, написанные по «свежим следам» партийно-государственных решений и отчетов, несут в себе следы описательности и комментаторства. В данном случае стирается грань между работами научно-исторического плана и пропагандистской литературой. Впрочем, нельзя полностью игнорировать литературу этого периода, т.к. во многих обобщающих работах содержатся интересные наблюдения, важный фактический материал. Это работы Е. Васильевой, С. Генина, П. Мстиславского, Т. Романова1.
Немало работ опубликовано как по дореволюционной истории общеобразовательной школы, так и в послереволюционное время. Такие авторы как Н.В. Талдин, З.С. Ахмеров, Г.Е. Горланов, В.А. Власов, С.Д. Борисов, Л.Д. Гошуляк, Е.И. Садовникова и другие коснулись в своих диссертационных исследованиях, а также публикациях деятельности школы как в дореволюционное время, так и в период восстановления народного хозяйства по окончании гражданской войны . В этом контексте стоит выделить монографию В.А. Власова «Школа и общество. Поиски путей обновления образования. Вторая половина XIX - первая треть XX вв» . Данные исторические работы выполняют важную роль, раскрывая сложные проблемы обучения национальных кадров, развития школьной системы образования и создают нам необходимую исследовательскую базу.
Наиболее близкой работой по хронологии, подходящей к теме нашего исследования, можно считать диссертацию по педагогике П.Н. Мальцева «Школы Пензенской области в годы Великой Отечественной войны (1941 - 1945 гг.)» .
Первой публикацией, которая непосредственно затрагивала нашу проблему можно считать раздел «Школы в послевоенный период», написанный П.Н. Мальцевым и С.Н. Хромовым. Он был помещен в сборнике «Пензенская область за 40 лет Советской власти», вышедшем в 1957 году. Данная работа содержит немалое количество фактических сведений о деятельности пензенских школ и представляет собой схему, касающуюся развития Пензенского образования в послевоенные годы1.
В 1960 - 1980-е годы издаются сборники, в которых рассматривается большой спектр проблем по истории советского общества. Результатом исследований исторической науки можно считать сборник «Очерки по историографии советского общества» .
Большой фактический материал публиковался в сборниках документов «Пензенский край. 1917 - 1977 гг.» и «Культурное строительство Пензенском крае. 1939 - 1977 гг.» . Отдельные вопросы, поставленной нами проблемы публиковались в «Очерках истории Пензенской организации КПСС» .
Давая общую характеристику исследованиям, которые вышли в 1950 - 80-е годы, посвященные культурному строительству в целом и народному образованию, в частности, следует отметить основные отличительные черты, присущие данным работам. Во-первых, все они в той или иной степени имели характер социального заказа; во-вторых, были идеологизированными, т.е. ведущей целью являлось обоснование преимуществ социалистического строя; и, наконец, в-третьих, в большинстве трудов в качестве объекта исследования выступал не период в целом, а отдельные вопросы и проблемы.
Но вместе с тем, следует отметить, что подобные работы содержали богатый фактический и статистический материал по отдельным аспектам культурного развития страны.
Период официально объявленной гласности и свободы печати (конец 1980-х гг.) ознаменовался новым этапом в отечественной историографии. На наш взгляд, взвешенными оценками отличаются монографические исследования, авторы которых не ограничиваются поиском отдельных причин тех или иных исторических событий или явлений, а стремятся рассматривать и оценивать их в общеисторическом контексте как звенья одной цепи. Выходит большое количество статей, посвященных периоду 1950 - 60-х гг. Следует отметить публикации Е.Ю. Зубковой, Л.А. Опёнкина, Н.Н. Разуваевой, В.И. Глотова1.
В 2013 г. Управление образования города Пензы издается сборник документов и материалов «История образования города Пензы 1918 - 1950 годы» . Данное издание помогает восстановить неизвестные страницы деятельности городского отдела народного образования, истории, образовательных учреждений города. Вопросы касающиеся образования в городе исследовались В.Ф. Ефремовым и нашли отражение в таких работах как, «Книга памяти и почета заслуженных учителей-орденоносцев города Пензы» и «История гороно в лицах (Из истории городского отдела народного образования)» .
Историографию проблематики нашего диссертационного исследования невозможно раскрыть и без «ссылок» на работу И.Ф. Шувалова, посвященную Пензенскому пединституту в послевоенные годы. Здесь представлены документы связанные с анализом проблем подготовки учительских кадров в 1946 - 1965 годах1. Этот же аспект отражен и в исследовании В.И. Первушкина, посвященного историкам Пензенского пединститута .
Исторический анализ основных проблем развития народного образования в 1945 - 1950 гг. свидетельствует о разработанности данной тематики.
Источниковая база может быть разделена на несколько составляющих разделов.
1. Официальные документы центральных и местных органов власти. Эту группу составляют законы, резолюции, постановления, указы, распоряжения и другие нормативные акты, согласно которым проводилась в жизнь политика народного образования. Первые позволяют выявить и проанализировать политический курс советского руководства. Вторые представляют собой его преломление в свете региональных проблем. Поэтому нами проведено сопоставление обеих групп с целью выявления действенности механизма ретрансляции решений. Однако нормативные акты только косвенно отражают действительные события, показывая, в основном, намерения властей.
2. Функциональные материалы центральных органов управления, предоставляемые местными органами власти. В перечне наиболее важных и содержательных документов данного уровня, сконцентрированных главным образом в Государственном архиве Пензенской области (ГАПО) - отдел фондов общественно-политических организаций, где находятся годовые отчеты Пензенского областного отдела народного образования (ОБЛОНО), поручения Министерства просвещения РСФСР, докладные записки и переписка работников ОБЛОНО с Министерством просвещения.
3. Документы местных органов власти ненормативного характера. К ним относятся протоколы заседаний бюро партийных органов, конференций, собраний; справки, отчеты, характеристик и т.п. документы, находящиеся в Государственном архиве Пензенской области. Материалы партийных органов были изучены в фондах: 5892 и 148. Однако наиболее информационно насыщенным источником по данной проблематике являются дела фонда Р-1381 «Отдел народного образования исполнительного комитета Пензенского областного Совета депутатов трудящихся». Таковыми являются: Приказы ОБЛОНО, протоколы заседаний совета ОБЛОНО по образованию, отчеты о работе сектора кадров, отчеты ОБЛОНО о работе с кадрами, статистические отчеты школ области, отчеты РАЙОНО, статистические сведения о работниках начальных, семилетних и средних школ, отчеты о работе педагогических училищ, отчеты о работе вечерних школ рабочей и сельской молодежи, планы работ, доклады, информации и сведения о состоянии народного образования, Распоряжения Облисполкома по вопросам народного образования в области. Значительный интерес для изучения народного образования в городе Пензе представляют протоколы совещаний учителей школ города, решения Пензенского Горисполкома и постановления ГОРОНО о подготовке школ к новому учебному году, отчеты о работе школ города, сведения о количестве классов и учащихся в школах города Пензы, протоколы совещаний директоров и завучей школ, отчеты о работе методических объединений учителей, приказы ГОРОНО по личному составу, работа аттестационной комиссии и т.п. представлены в фонде Р-429 «Отдел народного образования исполнительного комитета Пензенского городского Совета депутатов трудящихся». Конкретные материалы выявлены, систематизированы и синтезированы по районным отделам народного образования (РАЙОНО) и учебным заведениям в следующих фондах: Р-1392 Башмаковского; Р-2726 Беднодемьяновского; Р-2733 Бековского; Р-1764 Белинского; Р-2831 Большевьясского; Р-2830 Лунинского; Р-2707 Бессоновского; Р-2753 Вадинского; Р-2751 Голицынсконо; Р-1107 Городищенского; Р-2719 Иссинского; Р-2724 Каменского; Р-2750 Мало-Сердобинского; Р-1655 Мокшанского; Р-549 Нижне-Ломовского; Р-2760 Никольского; Р-2730 Пензенского; Р-2736 Сердобского; Р-2752 Наровчатского; Р-3181 Неверкинского; Р-2743 Земетчинского; Р-2747 Колышлейского; Р-2742 Кондольского; Р-2609 Лопатинского; Р-2714 Поимского; Р-2213 Головинщенского; Р-2810 Даниловского; Р-2791 Сосновоборского; Р-2728 Тамалинского; Р-2735 Шемышейского. Конкретные материалы по учебным заведениям выявлены в фондах: Р-2154 Нижне-Ломовское педагогическое училище; Р-1042 Нижне-Ломовский государственный учительский институт; Р¬1523 Сердобское педагогическое училище; Р- 1553 и Р- 1554 Пензенский учительский институт и Пензенский государственный педагогический институт; Р-2543 Пензенский областной институт усовершенствования учителей; Р-2232 Пензенское педагогическое училище. Эта группа источников способствовала более детальному анализу состояния народного образования в Пензенской области в 1946 - 1950 гг.
4. Опубликованные и неопубликованные статистические материалы. К первым относятся различного рода статистические справочники и сборники, содержащие фактический материал о развитии народного образования в Пензенской области. Однако при их использовании мы учитывали «неточность» советской статистики, ее достаточно вольное отношение к цифровым показателям. Хотя следует отметить, что если не достоверные количественные показатели, то относительно объективные качественные изменения и тенденции на основании этой литературы установить можно. Неопубликованные статистические материалы, находящиеся в ГАПО фонд Р-921 Статистическое управление Пензенской области, позволили проанализировать основные показатели развития народного образования области.
5. Воспоминания лидеров партии и государства, других исторических лиц, находящихся в исследуемый период на различных ступенях властной пирамиды. Обладая значительной степенью субъективности, этот вид источников все же способствует более детальному рассмотрению факта, помогает понять историческую атмосферу в целом. Эти положительные моменты компенсируют субъективный характер мемуаров.
6. Материалы периодической печати тех лет, как центральной, так и местной представлены журналами «Народное образование в СССР», «Начальная школа», «Советская педагогика», «Семья и школа», «Партийная жизнь», «Политическая агитация», «Новый мир», «Молодой коммунист», «Коммунист», «Дружба народов», «Вопросы истории КПСС», газетами: «Правда», «Комсомольская правда», «Учительская газета», «Советская Россия», «Сталинское знамя», «Пензенская правда», «Молодой ленинец», «Труд». Они способствовали интуитивному познанию эпохи, хотя видение исторических процессов в значительной степени упрощается из-за официозного характера большинства изданий, тем не менее, анализ текстов помог достаточно полно понять логику мышления 1945 - 1950 гг. На основании публикаций можно также проследить изменения, происходившие в региональной политике в области народного образования.
Цель настоящего исследования заключается в попытке системного и всестороннего анализа народного образования Пензенского области в 1946 - 1950 гг.
В связи с вышеизложенным, в диссертации поставлены к разрешению следующие исследовательские задачи:
1. Проанализировать состояние учебно-материальной базы школы и меры по её совершенствованию по окончании Великой Отечественной войны.
2. Охарактеризовать кадровый состав пензенского учительства.
3. Исследовать подготовку учительских кадров в области и рост профессионального мастерства педагогов.
4. Проследить материальное положение кадров учительства и воздействие данного процесса на результаты деятельности общеобразовательной школы.
Научная новизна магистерской диссертации обусловлена как отсутствием в исторической литературе комплексного исследования по становлению и развитию народного образования Пензенской области в послевоенный период, включая его низший, средний и высший уровни, так и практически полным отсутствием исследований, непосредственно посвященных истории народного образования этого периода. Анализируются проблемы создания и функционирования системы подготовки педагогических кадров на региональном уровне. Выявляется взаимосвязь процессов урбанизации края и постепенного преодоления школами области проблем кадрового, материально-технического и методического обеспечения учебного процесса. В диссертации введено в научный оборот большое число новых архивных документов, материалов периодической печати.
Практическая значимость диссертации обусловливается применением ее материалов, выводов и предложений в деятельности современной общеобразовательной школы. Кроме того, материалы диссертации могут быть использованы в учебниках, учебных пособиях, спецкурсах и спецсеминарах в Пензенском государственном педагогическом университете.
Апробация работы. Основные положения и выводы диссертации были изложены автором на конференциях: XX Лебедевские чтения, проводимые историко-филологическим факультетом ПГУ 17 апреля 2019 года и XXVI Межрегиональные Краеведческие чтения в Саранске 25 ноября 2019 года, а также нашли свое отражение в опубликованных статьях «Пензенский государственный педагогический институт в послевоенные годы»; «Проблема изучения народного образования Пензенской области в 1946 - 1950 гг.»
Таким образом, в послевоенные годы система народного образования Пензенской области проделала сложный, но продуктивный путь.
В первые послевоенные 1945 - 1950 годы положение с учительскими кадрами в Пензенской области оставалось тяжелым. Помочь решить задачу обеспечения школ учителями могли только педагогический институт и педагогические училища области. Они в этот период тоже переживали большие трудности.
Важную роль в подготовке учителей для начальных школ области призваны были сыграть Нижнеломовское, Пензенское, Белинское, Городищенское и Кузнецкое педагогические училища. в 1940 - 1950-е годы пединститут, ОБЛОНО, РАЙ-, ГОРОНО области совместно мобилизовывали внутренние ресурсы школ по решению проблем учительства, и создавались условия для их реализации.
Проанализировав работу школ за 1946 - 1960 годы, можно сделать вывод о том, что большинство учителей правильно понимали новые задачи школы в послевоенный период и делали все необходимое для развития системы народного образования.
Перестройка системы народного образования требовала не только коренного улучшения подготовки учительских кадров в педагогических институтах и педагогических училищах, но и решительного усовершенствования работы по повышению квалификации работающих учителей и руководителей школ.
Эти шаги в итоге дали определенные плоды в плане роста профессионального мастерства преподавателей школы, учебных заведений города и области.
Наконец, была поставлена и исследована такая проблема, как материальное положение кадров учительства.
В диссертации рассмотрены вопросы, касающиеся бытовой и материальной стороны кадров учительства. В этом помогли в известной степени следующие документы, постановления и решения как на общесоюзном, так и на местном уровне. Среди них важнейшие: Постановление Сов. Мина СССР от 18 февраля 1948 г. «О льготах и преимуществах для учителей», Решение Исполкома Облсовета «О выплате заработной платы учителям сельских школ» № 142 от 15.04.1946 г., № 14 от 12.06.1946 г., № 507 от 23.04.1945г., № 11 от 29.04.1946 г. Изучив и исследовав данные документы, можно сделать вывод о том, что бытовое и материальное положение учительства в Пензенской области было сложным. Ранее принятые постановления и мероприятия ЦК ВКП(б) о неотложных задачах улучшения быта, материального положения, снабжение учителей продуктами и промтоварами в области решались замедленными темпами. Снабжение учителей промтоварами осуществлялось неудовлетворительно. Выделяемые учителям товары были очень низкого качества плюс дорогие, вследствие этого часть товаров народным учителем не выкупалась.
Крайне неудовлетворительно обстояло дело по снабжению учителей области продуктами питания. Особенно это сказывалось на сельском учителе, так как коммерческой торговли в селе не было, и поэтому отсутствие хлебного пайка ставило в тяжелое положение многосемейных учителей.
Квартирный паек во всех районах области задерживался до 10 месяцев. Не регулярно получали учителя керосин, что крайне отрицательно отражалось на их работе, ибо им приходилось заниматься подготовкой к урокам, как правило, вечером.
Таким образом, закон о льготах сельским учителям не выполнялся по целому ряду районов области. Например, по данным на 1 декабря 1946 года всего не выплачено учителям квартирной платы в сумме 100000 рублей.
Плохо обстояло дело с обеспечением учителей в 1946 году топливом. Например, имели место в жизни вопиющие факты: так, в Чембарском районе 48 учителей топливом совершенно не были обеспечены.
Бытовая сторона кадров учительства целиком и полностью зависела от обеспечения топливом школ области. Надо отметить тот факт, что положение с заготовкой и подвозом топлива в 1947 - 1948 учебном году немного улучшилось. Однако, материально-бытовое положение учителей области в 1947 - 1948 учебном году оставляло желать лучшего. Так, заработная плата учителям в течение 1947 года выдавалась несвоевременно. Например, задолженность по зарплате на 1 апреля 1947 года составляла 153,0 тысячи рублей, на 10 августа - 441,0 тысяч рублей. Задерживалась выплата
квартирных средств до 6 месяцев (Даниловский, Бедно-Демьяновский, Вадинский и др. районах области).
Закон о представлении учителям квартир местными органами (сельскими советами) не выполнялся.
10 февраля 1948 года выходит в свет Постановление Совета Министров СССР, а 18 февраля 1948 года Приказ Министра просвещения РСФСР «О льготах и преимуществах для учителей начальных и семилетних школ».
Несмотря на этот факт, и то, что стало постепенно налаживаться в ряде районов бытовое и материальное положение кадров учительства Пензенской области, этот процесс проходил медленно, и изменения в лучшую сторону в этих вопросах оставляли желать лучшего.
Успешное решение поставленных перед школой задач в значительной степени зависело от материальной обеспеченности учебного процесса. Государство неуклонно увеличивало ассигнования на развитие народного образования.
Народное образование Пензенского края в значительной степени развивалось на основе тех материальных предпосылок, которые были созданы в предвоенный период, особенно органами советской власти.
При этом необходимо иметь ввиду того, что Пензенская область (с 1939 г.) принадлежала к числу сельскохозяйственных областей России, и здесь темпы развития народного образования отставали от общероссийских показателей.
Таким образом, к 1946 году в системе народного образования, в том числе в школах России в целом, и Пензенской области, в частности, зрели серьезные преобразования. От того, каким было направление этих преобразований зависело культурное будущее России.
Раскрывая деятельность Советского государства в подъеме народного образования в 1946 - 1950-е годы, следует подчеркнуть, что осуществлялась единая политика советской власти в школьном строительстве. Поддерживая инициативу снизу, государство стремилось всемерно расширять школьную сеть и обеспечить трудящимся всеобщее бесплатное обучение. По Конституции школа была отделена от церкви. Образование носило светский характер.
Так же были устранены национальные и сословные привилегии и ограничения в образовании. Было закреплено право всех национальностей, населявших РСФСР, организовывать обучение на родном языке (мордовском, татарском). Нормативные акты расчищали почву для решающих социальных преобразований. При местных Советах функционировали отделы народного образования.
Подведя итог, следует сказать, что именно в такой внутриполитической и экономической, а также культурной среде пришлось творить, создавать, учить, работать, самому учиться и работать над собой советскому учителю тех лет.
Народное образование, как экономическая константа (составляющая) финансировалась централизованно, по остаточному принципу.
Известно, что сложной проблемой народного образования была текучесть кадров. Наиболее квалифицированные учителя уходили из школ, особенно сельских.
Педагоги не выдерживали большой моральной, нервной нагрузки при отсутствии элементарных материальных благ, как то: отсутствие квартир, помещений, денег. Не выдерживали и ученики, которые выбывали по разным причинам из школ. Целый ряд причин не позволял учителю реализовать на практике цели и задачи, поставленные перед ним в первое послевоенное десятилетие мирной жизни.
После окончания Великой Отечественной войны перед руководством Советского государства и Наркомпроса со всей остротой встала проблема подготовки учительских кадров для системы народного образования республики.
Учитель и школа в Пензенской области в изучаемый период испытывали большие трудности. Материальные условия жизни учителя оставляли желать лучшего. Учитель был особенно озабочен добычей куска хлеба, отчетливо была видна его материальная необеспеченность.
Большинство учителей не имело адекватных жилых условий, квартир не имело.
Невооруженным глазом видны были проблемы такие, как нехватка учительских кадров, особенно недостаток учителей в сельских районах области, которые в исследуемый период так и не удалось ликвидировать.
Деятельность российской школы послевоенного периода подтвердила еще раз необходимость тесной связи школы с жизнью, с трудом. Новые задачи, которые стояли перед советской школой и педагогикой в изучаемый отрезок времени, качественно новые, были решены удовлетворительно.
Было восстановлено множество школьных зданий, особенно в 1946 - 1950 годы; значительно расширена сеть школ и увеличено число учащихся в них.
Промышленные предприятия, колхозы и совхозы, советские органы власти оказывали большую помощь в деле школьного строительства. Всемерно увеличились ассигнования и финансовые влияния на культуру и просвещение.
Восстановление и дальнейшее расширение сети школ проводилось с учетом численности и плотности в Пензенской области, с учетом перспектив ее экономического развития. Составлялись реальные планы строительства и восстановления школьных зданий, укрепления и расширения учебно- материальной базы, рациональной организации школьной сети, организации всеобщего обучения. Главное внимание обращалось на вовлечение детей (особенно потерявших одного или обоих родителей) в школы и на сохранение контингентов учащихся, подготовку необходимых педагогических кадров.
Интенсивно развивалась сеть школ рабочей и сельской молодежи. Из года в год повышалось качество знаний учащихся Пензенской области. Уровень знаний школьников области был несколько выше, чем в Ульяновской и Куйбышевской областях.
Жизнь, практика свидетельствовали о том, что часть выпускников педагогического института и училищ слабо была подготовлена к работе в условиях сельской школы. Выпускники имели слабое представление о современном сельскохозяйственном производстве, на уроках редко обращались к материалам из производственного окружения, жизни и трудовой деятельности сельских тружеников, не использовали широких возможностей для трудового воспитания и профессиональной ориентации школьников на труд в сельскохозяйственном производстве.
1. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Фонд Министерства Просвещения РСФСР 1917 - 1988 гг. Ф. А-2306. Оп. 70. Д. 3315.
2. Государственный архив Пензенской области (ГАПО). Фонд отдела народного образования Пензенского горисполкома 1918 - 1983 гг. Ф. р-429. Оп. 1. Д. 378.
3. ГАПО. Отдел народного образования пензенского облисполкома 1931 - 1991 гг. Ф. р-1381. Оп. 1. Д. 141.
4. ГАПО. Ф. р-1381. Оп. 1. Д. 820.
5. ГАПО. Ф. р-1381. Оп. 1. Д. 825.
6. ГАПО. Ф. р-1381. Оп. 1. Д. 836.
7. ГАПО. Ф. р-1381. Оп. 1. Д. 841.
8. ГАПО. Ф. р-1381. Оп. 1. Д. 842.
9. ГАПО. Ф. р-1381. Оп. 1. Д. 866
10. ГАПО. Ф.р-1381. Оп. 1. Д. 868.
11. ГАПО. Ф.р-1381. Оп. 1. Д. 887.
12. ГАПО. Ф. р-1381. Оп. 1. Д. 969.
13. ГАПО. Ф. р-1381. Оп. 1. Д. 1520.
14. ГАПО. Ф. р-1381. Оп. 1. Д. 1521.
15. ГАПО. Ф. р-429. Оп. 1. Д. 384.
16. ГАПО. Ф. р-429. Оп. 1. Д. 407.
17. ГАПО. Нижнеломовское статистическое отделение. Ф. р-615. Оп. 1. Д. 493.
18. ГАПО. Ф. п-148. Пензенский обком КПСС. Оп. 1. Д. 1650.
19. ГАПО. Ф. п-148. Оп. 1. Д. 1442.
20. ГАПО. Ф. п-148. Оп. 1. Д. 1447.
21. Архив Пензенского государственного университета (Архив ПГУ).
1. Д. 76.
22. Архив ПГУ. Оп. 1. Д. 10.
23. Архив ПГУ. Оп. 1. Д. 20.
24. Архив ПГУ. Оп. 1. Д. 23.
25. Архив ПГУ. Оп. 1. Д. 24.
26. Архив ПГУ. Оп. 1. Д. 31.
27. Архив ПГУ. Оп. 1. Д. 36.
28. Архив ПГУ. Оп. 1. Д. 42.
29. Архив ПГУ. Оп. 1. Д. 53.
30. Архив ПГУ. Оп. 1. Д. 79.
31. Архив ПГУ. Оп. 1. Д. 87.
32. Архив ПГУ. Оп. 1. Д. 112.
33. Архив ПГУ. Оп. 1. Д. 109.
34. Архив ПГУ. Оп. 1. Д. 133.
Опубликованные источники
35. КПСС в резолюциях и решениях съездов и пленумов ЦК. - Политиздат, 1976. - Т. 4. - 569 с.
36. КПСС в резолюциях и решениях съездов и пленумов ЦК. -
Политиздат, 1976. - Т. 6. - 342 с.
37. КПСС в резолюциях и решениях съездов и пленумов ЦК. -
Политиздат, 1976. - Т. 7. - 377 с.
38. Культурное строительство в Пензенском крае. 1939 - 1977: Документы и материалы. - Саратов: Приволж. кн. изд-во. Пензенское отделение, 1989. - 360 с.
39. Культурное строительство в Пензенском крае. 1917 - 1938: Документы и материалы. - Саратов: Приволж. кн. изд-во. Пензенское отделение, 1986. - 334 с.
40. Материалы майского Пленума ЦК КПСС 1982 г. - М.: Политиздат, 1982. - 108 с.
41. Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа. Сборник документов 1917 - 1973 гг. - М.: Педагогика, 1974. - 561 с.
42. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. 1941 - 1961 гг. - М.: Педагогика, 1988. - 166 с.
43. Пензенский край 1917 - 1977 гг.: Документы и материалы. - Саратов: Приволжское книжное издательство. Пензенское отделение, Пенза, 1982. - 304 с.
44. Пензенская область за 50 лет Советской власти. - Пенза, 1967. - 260 с.
45. Пензенская область за 40 лет Советской власти. Сборник статей. - Пенза: Книжное издательство, 1957. - 542 с.
46. Справочник директора школы. - М.: Педагогика, 1971. - 313 с.
47. Справочник партийного работника. - М.: Политиздат, 1934. - Вып. 8. - 359 с.
48. Статистический сборник. - Пенза, 1967. - 195 с.
Литература
49. Ахмеров З.С. Н.К. Крупская и народное образование в многонациональном Среднем Поволжье. - Казань: Татарское книжное издательство, 1968. - 173 с.
50. Богуславский М.В. Ценностные ориентиры российского образования в первой трети ХХ в. // Педагогика. - 1996. - № 12.
51. Васильева Е. Семилетка и благосостояние народа. - М.: 1959.
52. Власов В.А. Школа и общество. - Пенза: Управление образования администрации Пензенской области, 1998. - 49 с.
53. Власов В.А. Статистика народного образования // Земство: История и современность. Областная научно-практическая конференция, посвященная 130-летию Пензенского земства. - Пенза, 1995. - С. 39-55.
54. Власов В.А. Школа и общество. Поиски путей обновления образования. Вторая половина XIX - первая треть ХХ вв. - Пенза, 1998. - 5 с.
55. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Как сегодня преподавать историю в школе. - М.: Просвещение, 1999. - 4 с.
56. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методика преподавания истории в школе. Практ. пособие. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1999. - 176 с.
57. Вопросы истории КПСС: Орган Центрального комитета КПСС. - М.,1988 г. - № 4, 8.
58. Глотова В.И. О некоторых уроках исторического опыта деятельности КПСС во второй половине 60-х гг. // Вопросы истории КПСС. - 1988 - № 4.
59. Гошуляк Л.Д. Земская школа в Пензенской губернии. 1865 - 1917 гг. // Земство: архив провинциальной истории России. - 1955. - № 2. - С. 212-224.
60. Горланов Г.Е. Очерки истории культуры Пензенского края. - Пенза: ИПК и ПРО, 1990. - 303 с.
61. Генин С. Повышение материального и культурного уровня жизни трудящихся СССР. - М., 1949.
62. Глебова А. Рост материального и культурного уровня жизни трудящихся Пензенской области. - Пенза: Пензенское областное книжное издательство, 1952. - 108 с.
63. Год за годом. 50 лет Пензенской области. - Саратов-Пенза: Приволжское книжное издательство, 1967. - 285 с.
64. Горбачев М.С. Октябрь и перестройка: революция продолжается. 1917 - 1987. - М.: Издательство политической литературы, 1987. - 138 с.
65. Ефремов В.Ф. Книга памяти и почета заслуженных учителей и учителей-орденоносцев города Пензы. - Пенза, 2010. - 58 с.
66. Ефремов В.Ф. История ГОРОНО в лицах (Из истории городского отдела народного образования). - Пенза, 2005. - 173 с.
67. Коротова В.М., Студеникин М.Т. Методика облучения исторнии в семах, таблицах, описаниях: Практ. пособие для учителей. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 192 с.
68. Луначарский А.В. О воспитании и образовании. - М., 1976. - 304 с.
69. Народное образование: Орган Министерства просвещения СССР, Министерства просвещения РСФСР. - М., 1946 г. - № 3, 8, 9, 11, 1948 г. - № 2, 6, 8, 10, 1949 г. - № 3, 4, 8, 12, 1950 г. - № 6, 8, 11, 12.
70. Народное образование в СССР. - М., 1973. - 102 с.
71. Народное образование в СССР. - М., 1974. - 137 с.
72. Народное образование в СССР. - М., 1977. - 134 с.
73. Народное образование и культура (Сравнительная статистика за период с 1913 г. по 1977 г.). - Пензенская область в цифрах. - Приволжское книжное издательство. Пензенское отделение, 1977. - 125 с.
74. Очерки истории народного образования Пензенского края / Под ред. В.И. Никулина. - Пенза: Управление образования администрации Пензенской области, 1997. - 399 с.
75. Пензенский государственный педагогический университет им. В.Г. Белинского. 1939 - 1994 гг. - Пенза, 19991. - 117 с.
76. Первушкин В.И. Историки Пензенского педагогического: Биобиблиографический справочник. - Пенза, 1999. - 41 с.
77. Правда: Орган КПСС и Совета Министров ССС. - М., 1946 г., 10 февраля., 1949 г., 25 августа,1950 г. - 28 августа.
78. Садовникова Е.И. Подготовка педагогических кадров в Пензенском крае в конце XIX - первой трети ХХ в.: Автореф. дис. ... канд. истор. наук. - Пенза, 2001. - 21 с.
79. Сталинское знамя: Орган Пензенского обкома и горкома КПСС и Пензенской области Совета депутатов трудящихся. - Пенза, 1945 г. - 27 августа, 1946 г. - 19 марта, 1947 г. - 5 февраля, 2 сентября, 1948 г. - 27 января.
80. Шувалов И.Ф. Пензенский государственный педагогический институт имени В.Г. Белинского (Хроника становления: 1939 - 1960 гг.). - Пенза, 2000. - 108 с.