Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности личностно-профессиональной деформации педагогов общего и дополнительного образования

Работа №159042

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы132
Год сдачи2021
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
4
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы профессиональной деформации педагогов общего и дополнительного образования 11
1.1 Проблема профессиональной деформации личности в психологической
науке 11
1.2 Эмоциональное выгорание как проявление личностно -
профессиональной деформации 23
1.3 Психологические особенности профессиональной деформации и
эмоционального выгорания педагогов 34
1.4 Особенности педагогической деятельности в системе общего и
дополнительного образования 49
Выводы по первой главе 58
Глава 2. Эмпирическое изучение особенностей личностно - профессиональной деформации педагогов общего и дополнительного образования 60
2.1 Процедура и методы изучения особенностей личностно -
профессиональной деформации педагогов общего и дополнительного образования 60
2.2 Анализ результатов изучения личностно - профессиональной деформации
педагогов общего образования 64
2.3 Анализ результатов изучения личностно - профессиональной
деформации педагогов дополнительного образования 77
2.4 Сравнительный анализ результатов изучения личностно -
профессиональной деформации педагогов общего и дополнительного образования 89-101
Глава 3. Рекомендации, направленные на снижение риска профессиональной деформации и эмоционального выгорания у педагогов 102
3.1 Программа коррекционно - развивающих занятий, направленная на
активизацию личностных ресурсов, снижающих риск развития
профессиональной деформации и выгорания у педагогов 102
Выводы 108
Заключение 110
Список использованных источников 116
Приложение 1 123
Приложение 2 124
Приложение 3 125
Приложение 4 126
Приложение 5 127
Приложение 6 128
Приложение 7 129
Приложение 8 130

Профессия- это сложное социокультурное явление со своей историей, традициями, ценностями, языком и мировоззрением. Вхождение в профессиональное пространство - это длительный процесс, требующий от человека значительных усилий и определенных жертв. Профессиональное развитие человека представляет собой многомерный и разнонаправленный процесс, в ходе которого у личности формируются конструктивные качества (например, профессионализм, профессиональная компетентность) и происходят негативные профессиональные изменения, нарушающие целостность личности и снижающие ее адаптивность [19, 23]. Проявлениями негативного влияния профессионального труда на личность является появление различных профессиональных деформаций. Профессиональные деформации охватывают глубокие изменения деструктивные изменения не только профессиональной деятельности, но и самой структуры личности профессионала[24].
Вызовы современного мира и глобальные изменения, происходящие в российском образовании в последние десятилетия, предъявляют повышенные требования к деятельности и личности педагога, его профессиональной компетентности и конкурентноспособности. От современного педагога наряду с базовыми знаниями и профессиональными компетенциями требуется инновационное мышление, креативность, способность к освоению новых передовых педагогических и информационных технологий [66].
В тоже время следует отметить такие негативные моменты профессиональной деятельности педагогов, которые усилились в последние десятилетия не только в связи, реформированием системы отечественного образования, но и с системным кризисом нашего общества: высокий уровень ответственности за результаты деятельности, перегруженность различными формами отчетности, жесткий административный контроль и мелочный надзор, недостаточная социальная защищенность, недостаток льгот, низкая заработная плата и т.д. Все это увеличивает психоэмоциональную нагрузку на педагога, создает постоянную хроническую напряженность, повышает уровень профессионального стресса, что оказывает психотравмирующее воздействие на личность специалиста, отражается на его психическом здоровье. В тоже время многие качества и способности педагога, его творческий потенциал оказываются невостребованными в условиях жестко авторитарных требований и задач современной школы, что приводит к его личностной и профессиональной стагнации. Профессиональная деятельность педагога в условиях повышенных профессиональных требований и психоэмоциональных нагрузок снижает его личностные ресурсы, что приводит к профессиональной деформации и эмоциональному выгоранию. [62, 67]. Особым проявлением профессиональной деформации личности является синдром эмоционального выгорания или психического выгорания [3, 13]. Это проявление профессиональной деформации имеет отношение, главным образом, к психологическому состоянию и самочувствию человека, которое, несомненно, влияет на эффективность его труда. Последствия эмоционального выгорания проявляются в снижении качества педагогической деятельности (педагог с трудом справляется со своими обязанностями), в деформации профессионального и личного общения, в ухудшении психического и физического здоровья.
Педагог дополнительного образования является особым специалистом, поскольку он организует образовательный процесс на основе широкого неформального общения и взаимодействия с детьми вне рамок учебного процесса [17, 32]. Большинство форм, средств и методов работы педагога дополнительного образования носят творческо ориентированный характер, поскольку его деятельность направлена на развитие способностей, интересов и склонностей своих воспитанников и проявление их индивидуальности. Именно в деятельности педагога дополнительного образования реализуется наиболее полно личностно ориентированный подход в воспитании [17].
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Любая профессиональная деятельность в процессе профессионализации откладывает отпечаток на личность. Педагогическая деятельность в процессе её овладения приносит педагогу не только какие - то позитивные личностные приобретения, но и деструктивные изменения личности, т.е., профессиональные деформации.
Педагогическая деятельность представляет собой сложный специфический труд, в котором помимо насыщенной каждодневной коммуникации имеется ряд особенностей, которые могут создавать риск развития профессиональной деформации. Это и высокая психическая напряженность педагогической деятельности, постоянная высокая ответственность, необходимость регулярного совершенствования педагогические умений и навыков, освоения новых педагогических технологий и т.д. Риски профессиональной деформации, создаваемые спецификой педагогической деятельности, могут усиливаться и определенными социальными факторами, осложняющие педагогический труд в современном обществе: недостаточная социальная защищенность педагога, недостаток льгот, низкая заработная плата и т.д.
Профессиональная деятельность педагога в условиях повышенных профессиональных требований и нагрузок снижает его личностные ресурсы, что приводит к возникновению такого проявления профессиональной деформации как синдром эмоционального выгорания, относящийся к психологическому состоянию и самочувствию педагога. Эмоциональное выгорание проявляется в симптомах эмоционального истощения, личной отстраненности, дегуманизации межличностных отношений и снижении удовлетворенности выполняемой деятельности. Выгорание как эмоционально - профессиональный стереотип поведения имеет защитный характер, так как позволяет специалисту дозировать и экономно использовать психологические ресурсы. Однако это может приводить к дисфункциональным изменениям в личности и деятельности специалиста, снижению его профессиональной компетентности.
Актуальность проблемы данного исследования определялась необходимостью детального изучения проявлений профессиональной деформации и её особенностей среди педагогов разных категорий для определения путей и способов актуализации психических ресурсов успешного противодействия негативным профессиональным изменениям.
Поэтому в нашем исследовании была предпринята попытка изучениеособенностей личностно - профессиональной деформации педагогов общего и дополнительного образования. Нами было выдвинуто предположение о существовании различий в личностно - профессиональных деформациях педагогов общего и дополнительного образования, обусловленные спецификой их образовательной деятельности. Мы также предположили, что у педагогов общего образования по сравнению с педагогами дополнительного образования будет наблюдаться более выраженная симптоматика выгорания, большая деформация профессионального самосознания и установок межличностного общения, проявления профессиональных деформаций авторитарно - доминантного типа. Это предположение вытекает из особенностей деятельности педагогов общеобразовательной школы, которая характеризуется большими деформационными рисками, по сравнению с образовательными учреждениями дополнительного образования.
Теоретический анализ проблемы профессиональной деформации и выгорания педагогов позволил определить адекватные целям нашей работы методы и методики и разработать схему эмпирического исследования.
...


1. Асадулаева У.М. Ценностно-смысловая сфера личности педагога на разных этапах профессионального становления: Автореф. дисс. канд. психол. наук / Ярославль, 2013. - 24 с.
2. Бабич О.И. Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов. Диагностика, тренинги, упражнения / О.И. Бабич. М.: Изд -во «Учитель», 2014. - 122 с.
3. Бойко В.В. Синдром эмоционального выгорания в профессиональном общении. — СПб.: Питер, 2005 - 105 с.
4. Бобченко Т.Г. Психологические тренинги. Основы тренинговой работы. Учебное пособие. — М.: Юрайт, 2020. - 132 с.
5. Безносов С.П. Профессиональная деформация личности. - СПб.: Речь, 2008. - 371 с.
6. Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление. М., 2006. - 528 с.
7. Буданов А.В. Работа с сотрудниками ОВД по профилактике профессиональной деформации. М.: Домодедово, 1992. -271 с.
8. Грановская Р.М., Крижанская Ю.С. Творчество и преодоление стереотипов. - СПб., 2003. - 360 с.
9. Гришина Н.В. Помогающие отношения: профессиональные и экзистенциальные проблемы / Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. А.А. Крылова и Л.А. Коростылёвой. — СПб.: Питер, 1997. — С. 143-156.
10. Вачков И.В. Психологический тренинг: методология и методика проведения- М.: Эксмо, 2010. - 560 с.
11. Визитова С.Ю. Психологические особенности стрессоустойчивости педагога и пути ее повышения: Автореф. дисс. ...канд. психол. наук / М., 2012. - 21 с.
12. Высоков И.Е. Математические методы в психологии. Учебник и практикум. — М.: Юрайт. 2019. - 432 с.
13. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика: практическое пособие. М.: Изд- во: Юрайт. 2018. - 343 с.
14. Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стресса. - СПб.: Питер, 2009. - 336 с.
15. Громова М.В. Профессиональная компетентность педагогов дополнительного образования детей // Ярославский педагогический вестник - 2016 - № 1. - С. 143 - 147.
...
75 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ